«Журавлиный крик» Нужна характеристика Фишара, помогите пожалуйста!
Учился, читал, думал, исследовал сам и в двадцать пять лет защитил диссертацию на звание кандидата искусствоведения.
Искусство навсегда очаровало Фишера, наполнило его непреодолимой жаждой прекрасного. После диссертации он несколько лет исследовал итальянское Возрождение, написал монографию о Микеланджело.
В армии он почувствовал себя белой вороной, ни к чему не пригодным, самым незадачливым из всех в этой разноголосой, разноликой массе людей. Он никак не мог научиться ходить в ногу, быстро вскакивать при подъеме, неуклюже, под громовой хохот товарищей отдавал честь, занятия по штыковому бою вконец обессиливали его. Сначала он горько переживал все это, болезненно сносил наскоки крикливых сержантов, каялся за пренебрежение военным делом в институте и думал, что он самый неспособный человек на земле. Потом слегка освоился. На фронте уже другие, большие страхи и заботы вытесняли болезненное самолюбие интеллигента. Человек вдумчивый, он понимал, что в страданиях и муках медленно рождался в нем тот, кем он меньше всего готовился быть, рождался боец. Но в то же время он почти с тревогой следил, как все меньше и меньше оставалось в нем от былого — от искусствоведа Фишера. Грубая, страшная жизнь ежедневно и неумолимо стирала в его душе великую значимость искусства, которое все больше уступало пробуждавшимся инстинктам борьбы. Выходило, что то высокое и вечное, чем дышал он почти тридцать лет, теперь, в этом военном хаосе, просто стало ненужным. И тогда пришло затаенное сомнение, в котором он сегодня наконец признался себе: в самом ли деле искусство — то действительно великое и вечное, чему стоило отдать лучшие годы? Не ошибся ли он, признав его своим единственным крестом?
А вообще ему было нелегко, и он старался подбодрить себя, успокоить тем, что гении, творившие искусство вечного, — и Микеланджело, и Челлини, и Верещагин, и Греков — в свое время брались за шпагу, мушкетон или винтовку и шли в грохот батарей. Видно, борьба за право существования была первичнее искусства, и ей, вероятно, суждено пережить его. Этот неожиданный вывод слегка успокоил Фишера, и он почувствовал себя немного сильнее.
Какое-то время Фишер еще был жив, но уже не чувствовал ничего, не видел, как бросились немцы к убитому им офицеру, как бережно уложили его, окровавленного, в коляску. Не видел Фишер того, как двое или трое немцев, шаркая по стерне сапогами, подбежали к окопчику и разрядили в него, полуживого Фишера, свои автоматы.
Краткое содержание «Журавлиный крик»
Повесть «Журавлиный крик» Быкова была написана в 1959 году. В центре повествования – шестеро красноармейцев, которым довелось встретить осень 1941 года в сторожке на железнодорожном переезде. Это история о простых людях с их радостями, горестями, страхами, переживаниями и внутренней борьбой.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Журавлиный крик» по главам. Пересказ произведения будет полезен и для читательского дневника.
Главные герои
Григорий Карпенко – старшина, командир маленького отряда, решительный, принципиальный мужчина.
Борис Фишер – специалист по итальянской скульптуре, высокий, сутулый, неприспособленный к суровой действительности.
Василь Глечик – самый молодой солдат в отряде, тихий и скромный паренек.
Витька Свист – жулик, решивший круто изменить собственную жизнь.
Иван Пшеничный – сын кулака, озлобленный на весь мир молодой человек.
Алик Овсеев – избалованный, хитрый приспособленец.
Краткое содержание
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Иван подружился с местным парнишкой – батраком Яшкой Терехом. Повзрослев, Яшка два года отслужил в Красной Армии. Вернулся он в родную деревню другим человеком и быстро стал предводителем среди парней и девчат по части классовой борьбы. Яшка всячески настраивал Ивана против отца, которого называл сельским мироедом.
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава12
Фишер родился в Ленинграде и с ранних лет начал рисовать. Он быстро понял, что никогда не станет великим художником, и потому предпочел изучать искусство. В двадцать пять лет Борис стал кандидатом наук в области искусствоведения.
Глава 13
Овсеева на посту вновь сменил Пшеничный. К тому времени он уже морально подготовился к предстоящему плену. Иван мечтал выслужиться у новых господ, на деле доказать свою преданность, проявить все свои способности. Увидев на дороге немцев, Пшеничный всем своим видом показал готовность сдаться. Но солдаты не проявили к нему никакого интереса и хладнокровно расстреляли.
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Алик Овсеев сразу понял, куда делся Пшеничный. Он сетовал на свою нерешительность, из-за которой не последовал примеру Ивана. Свист отправился к подбитому транспортеру и вскоре вернулся с трофеями: новым пулеметом, патронами к нему и золотыми часами, которые он подарил старшине. Карпенко разбил подарок о сторожку, чем немало озадачил Свиста.
Глава 17
Немецкий пулемет старшина вручил Овсееву, но тот был этому совсем не рад. Он уже знал, что пулеметчики погибают одними из первых. В этот раз на дороге показались уже танки. Первым же выстрелом немцам удалось повредить единственное в отряде орудие и тяжело ранить старшину. Свист погиб, кинувшись под вражеский танк с бронебойной миной.
Глава 18
Глава 19
Заключение
В произведении Быков постарался без прикрас и лишнего пафоса показать «бытовую» сторону войны, простых людей с их слабостями, мечтами, надеждами, которым так и не удалось сбыться.
После ознакомления с пересказом «Журавлиный крик» рекомендуем прочитать рассказ полностью.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Журавлиный крик
Осень 1941-го. Комбат поставил отряду из шестерых человек невыполнимую задачу: на сутки задержать немецкие войска у безымянного железнодорожного переезда. Командование отрядом комбат поручил старшине Карпенко. Как только коротенькая колонна батальона скрылась из виду, старшина распределил позиции между бойцами. Фланговая позиция досталась Пшеничному, за ним начал рыть укрытие Фишер, следом расположились Овсеев, Свист и Глечик. К вечеру позиции оборудовали все, кроме Фишера. Старшина вспомнил, что у них до сих пор нет дозорного, и решил, что самая подходящая кандидатура на этот пост — учёный-неумека.
Пшеничный вырыл свой окоп ещё засветло. Уединившись, он решил перекусить и достал сало, спрятанное от товарищей. Его обед перервали далёкие пулемётные очереди. Бойцы встревожились, особенно когда Овсеев сказал, что их окружают, и весь отряд состоит из смертников. Старшина быстро прекратил этот разговор, но Пшеничный уже принял решение сдаться в плен.
Жизнь Ивана Пшеничного сложилась «нескладно и горько». Отец его был зажиточным крестьянином, кулаком. Суровый и жёсткий, он «безжалостно школил сына в несложной земледельческой науке». Ненавидеть отца Пшеничный начал, подружившись с батраком, дальним родственником по материнской линии. Эта дружба сохранилась и спустя несколько лет, когда бывший батрак, отслужив в армии, стал «заводилой всех молодёжных дел в деревне». Однажды Иван посетил репетицию «безбожницкой» пьесы, которую ставила деревенская молодёжь. Пшеничному-отцу это не понравилось, и он пригрозил выгнать безбожника из дому. Порвать с семьёй Иван не смог. Через пару лет Пшеничных раскулачили и отправили в Сибирь. Сам Иван избежал этого — он учился в семилетке и жил у дяди. Однако прошлое так и не отпустило Пшеничного. Работал он старательно, но куда бы ни занесла его судьба, везде всплывало его «непролетарское» происхождение. Постепенно Иван ожесточился, усвоил житейское правило: «только сам по себе, сам для себя, вопреки всему». Наверное, он один злорадствовал, когда началась война.
Вечером пошёл дождь. Старшина решил соединить выкопанные укрытия рвом. Траншея была готова только к полуночи. Свист заткнул окно и растопил печку в уцелевшей станционной сторожке. Вскоре в ней укрылись и остальные бойцы. Собрав «с миру по нитке», Свист соорудил ужин, умудрившись стащить у Пшеничного недоеденный кусок сала. Старшина знал, что Свист когда-то сидел в колонии, и прямо спросил об этом.
Разморённый сытной едой, Свист рассказал свою историю. Родился Витька Свист в Саратове. Его мать работала на подшипниковом заводе, туда же пошёл работать и подросший Витька. Однако однообразная работа не пришлась Свисту по душе. От безысходности парень начал выпивать. Так и познакомился с человеком, который предложил ему новую работу — продавца в хлебном магазине. Через Витьку этот человек начал сбывать «левый» хлеб. У Витьки появились лишние деньги, а потом он влюбился. Девушка Свиста «принадлежала» главарю шайки. Он велел Витьке обходить ее стороной. Завязалась драка. Попав в милицию, Свист услышал, как главарь называется чужим именем, разозлился и сдал следователю всю шайку. В Сибири, на лесоповале, Витька пробыл два года. После амнистии подался на Дальний Восток и стал матросом на рыболовном судне. Когда началась война, Витька не захотел отсиживаться в тылу. Помог начальник НКВД — определил Свиста в стрелковую дивизию. Невиновным себя Свист не считал, хотел только, чтобы его прошлое не вспоминали.
Овсеева старшина назначил караульным. Стоя под холодным дождём, он думал о завтрашнем дне. Овсеев не хотел погибать. Он считал себя человеком исключительно талантливым. «В роте Овсеев жил сам по себе». Он считал себя намного умнее и интеллигентнее прочих. Одних он презирал, на других не обращал внимания, но и на самого Овсеева никто не равнялся, да и взыскивали с него так же, как и с других. Это казалось ему крайне несправедливым.
После Овсеева дежурить выпало Глечику. Это был самый молодой из шести бойцов. За время войны Глечик «порядком огрубел душой и перестал замечать мелкие невзгоды жизни». В его сознании жила «только одна всепоглощающая боль». Василий Глечик родился в небольшом белорусском посёлке и рос «робким и молчаливым мальчишкой». Отец Васи работал обжигальщиком на местном кирпичном заводе. Его мать была спокойной, весёлой и жизнерадостной. «Когда мать обижалась, Василёк не мог чувствовать себя счастливым». Счастливая жизнь Глечика кончилась, когда погиб отец — Глечика-старшего убило током. «Жить стало трудно, томительно-скучно и одиноко», ведь матери пришлось одной поднимать двоих детей — Василька и его сестричку Насточку. После окончания семилетки мать отправила Василька учиться дальше, а сама устроилась на кирпичный завод формировать черепицу. Постепенно она успокоилась, а потом и заметно повеселела. В один прекрасный день мать привела домой немолодого мужчину, заводского бухгалтера, и сказала, что он станет их отцом. Глечик сбежал из дома и поступил в Витебскую школу ФЗО. Мать его отыскала, умоляла вернуться, но Вася на письма не отвечал. Когда началась война, отчим ушёл на фронт, мать и сестра снова остались одни, и Вася засомневался. Пока он размышлял, немцы подошли к Витебску, и Глечику пришлось спасаться. Добравшись до Смоленска, он пошёл в армию добровольцем. Теперь его терзало только одно горе: он обидел мать, оставил ее одну.
В станционной сторожке тем временем все спали. Уснул и Григорий Карпенко. Во сне он видел своего отца и трёх братьев. Отец старшины был крестьянином. Делить на три части свой небольшой земельный надел он не захотел, отдал всю усадьбу старшему сыну. Карпенко был самым младшим. После десятилетней службы в армии он попал на Финскую войну, где получил медаль «За боевые заслуги». После увольнения в запас Карпенко «назначили заместителем директора льнозавода», и Карпенко «женился на Кате, молоденькой учительнице местной начальной школы». Вместе с директором, «одноруким красным партизаном», они сделали свой завод лучшим в районе. Когда началась война, жена Карпенко ждала ребёнка. На фронте Григорию везло, он привык чувствовать свою неуязвимость. Везение изменило Карпенко только сегодня, но отступать не собирался. У коренастого, крепко сбитого старшины было одно твёрдое жизненное правило: «все сомнительное, неопределённое прятать в себе, а напоказ выставлять только уверенность и непреклонную твёрдость воли».
Начало светать. «Вперёдсмотрящий» Фишер уже давно выкопал себе убежище и теперь размышлял о старшине. Он вызывал у Фишера «сложное и противоречивое чувство». Учёного угнетала его требовательность, чёрствость и злые окрики. Но стоило тому стать не старшиной, а просто товарищем, Фишер готов был исполнять любые его приказы. Фишер не мог понять, как это он, молодой и способный учёный, втайне «старался угодить какому-то малограмотному солдафону». Борис Фишер считал себя не слишком молодым — «недавно разменял четвёртый десяток».
Родился он в Ленинграде. К искусству Бориса приобщил отец. Взявшись, наконец, за кисть, Фишер понял, что великого художника из него не получится, но искусство из его жизни не ушло. В 25 лет Борис стал кандидатом наук в области искусствоведения. В армии он стал «белой вороной». Фишер чувствовал, как «грубая фронтовая жизнь ежедневно и неумолимо стирала в его душе великую ценность искусства, которое все больше уступало жестоким законам борьбы». Фишер стал сомневаться: не ошибся ли он, отдав искусству лучшие годы своей жизни.
После Овсеева на часах стоял Пшеничный. Выйдя из сторожки, он почувствовал, что закончился очередной этап его жизни. Сейчас самым разумным, по его мнению, «будет сдаться немцам — на их милость и власть». Он рассчитывал, что немцы назначат его на какую-нибудь выгодную должность. С этими мыслями Пшеничный дошёл до ближайшей деревни. Из-за ближайшей хаты выскочили немцы. Напрасно Пшеничный втолковывал им, что он «плен». Немцы велели ему идти по дороге, а потом хладнокровно расстреляли.
Эта пулемётная очередь разбудила Фишера. Он испуганно вскочил в окопе и услышал далёкий треск мотоциклетных моторов. Фишер почувствовал, что «наступает минута, которая покажет наконец, чего стоила его жизнь». Когда из тумана показались первые мотоциклы, Фишер «понял, что попасть шансов у него мало». Фишер расстрелял целую обойму, не принеся врагам никакого ущерба. Наконец он успокоился, тщательно прицелился и сумел тяжело ранит немецкого офицера, сидевшего в коляске мотоцикла. Это был единственный подвиг учёного. Немцы подошли к окопу и расстреляли его в упор.
Звуки выстрелов подняли остальных бойцов. Только теперь старшина обнаружил, что исчез Пшеничный, а через некоторое время понял, что лишился ещё одного бойца. Первую волну мотоциклов и транспортёров они отбили. Весь маленький отряд охватило воодушевление. Особенно похвалялся Овсеев, хотя большую часть боя просидел, съёжившись, на дне окопа. Он уже понял, что Пшеничный сбежал, и теперь жалел, что не последовал его примеру. Свист по-прежнему не унывал. Он сделал вылазку к подбитому транспортёру, где раздобыл новенький пулемёт и патроны к нему. Расщедрившись, Свист подарил старшине золотые часы, вытащенные из кармана убитого немца, а когда Карпенко разбил их о стену сторожки, только почесал затылок.
Принесённый пулемёт старшина вручил Овсееву, который не слишком обрадовался. Овсеев прекрасно понимал, что именно пулемётчики погибают первыми. В следующую атаку немцы бросили танки. Первый же выстрел танкового орудия повредил единственный в отряде ПТР и тяжело ранил старшину. Свист погиб, кинувшись под танк с бронебойной гранатой. Танки отошли назад, и Глечик оторвался от винтовки. Старшина лежал без сознания. «Самым страшным для Глечика было оказаться свидетелем гибели всегда решительного, властного их старшины». Овсеев тем временем решил, что самое время смыться. Он выскочил из окопа и рванул через поле. Глечик не мог позволить ему дезертировать. Он выстрелил. Теперь ему одному предстояло закончить бой.
Глечик уже не боялся. В его сознании «предстала абсолютная ничтожность всех его прежних, казалось, таких жгучих, обид». «Что-то новое и мужественное» входило в душу прежде робкого паренька. Вдруг он услышал «удивительно тоскливые звуки», полные почти человеческого отчаянья. Это летел к югу журавлиный клин, а за ним, отчаянно пытаясь нагнать стаю, летел одинокий журавлик и жалобно кричал. Глечик понял, что догнать стаю он уже не сможет. В душе Василька «росли и ширились» образы людей, которых он когда-то знал. Охваченный воспоминаниями, он не сразу услышал далёкий гул танков. Глечик схватил единственную гранату и стал ждать, а в его душе, охваченной жаждой жизни, все бился журавлиный крик.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Нравственный выбор человека на войне – вот главная проблема повести В. Быкова «Журавлиный крик», краткое содержание которой можно прочитать онлайн.
Для создания собственного мнения, более глубокого анализа и пополнения копилки аргументов к сочинениям лучше всего читать текст произведения в оригинале на русском языке.
История создания повести Василя Быкова
Произведение написано в 1959 году. Оно описывает первый год войны глазами шестерых людей, которые должны выполнить задание, рискуя своими жизнями.
В повести автор очень реалистично передаёт переживания каждого героя так, что читателя до последних строк не отпускает тревога и напряжение.
Главные герои и их характеристика
В повести шесть главных героев:
«Журавлиный крик» – краткое содержание повести
Глава 1
Шестерым красноармейцам поручена важная и опасная задача – удержать переезд на протяжении суток, чтобы батальон успел отступить. В их распоряжении были только противотанковые гранаты и «патроны к пэтээру».
Глава 2
Бойцы стали выполнять поручение. Только Фишер безучастно сидел в стороне и перелистывал книжку. До войны он получил кандидатскую степень по искусствоведению, изучал итальянскую скульптуру. Своим безразличием и бездействием он раздражал бойкого старшину.
Глава 3
Первым немцев услышал Пшеничный. Он предложил покинуть пост, пока те не приблизились, но старшина оборвал его.
Глава 4
Пшеничный решил сдаться фашистам. Ему вспомнилось всё, что он пережил. Отец его был зажиточным человеком, в доме всегда был достаток. Но доставался он нелёгким трудом, к которому отец нещадно приучал сына.
У Ивана появился приятель – молодой батрак по имени Яшка. Отслужив два года в армии, Яшка вернулся в деревню и возглавил классовую борьбу в ней. Он стал настраивать Ивана против отца, которого считал классовым врагом, кулаком. Вскоре отец Пшеничного был сослан в Сибирь. Ивана оставили, но из-за принадлежности к кулаческой семье не приняли в техникум.
Старательный и работящий парень остался без всего – без отца, без учёбы и работы. Друзья отвернулись, в комсомол не взяли. Юноша озлобился на весь мир, потерял доверие к людям.
Глава 5
Глава 6
Солдаты закончили с траншеей только к полуночи. Тем временем Свист развёл огонь и приготовил нехитрый ужин. Разморённый едой, он начал рассказывать товарищам, из-за чего попал в лагерь на два года.
Глава 7
Свист поведал, что сначала работал на подшипниковом заводе. Когда это ему надоело, он устроился в хлебный магазин с помощью некого Фролова. Здесь он стал хорошо зарабатывать, продавая «левый» хлеб.
Свист увлёкся было фотографированием, но неожиданная любовь всё разрушила. Влюбился он в Лёльку, на которую заглядывался главарь их бандитской шайки Фролов. Между ними произошла потасовка.
В милиции Витька сдал всех подельников, рассказал обо всех махинациях. Его отправили в Сибирь, на лесоповал. Отсидев там два года, перешёл на матросскую службу. На войну он ушёл добровольцем, не желая отсиживаться в тылу.
Глава 8
В карауле стоял Овсеев. Он стоял под дождём и думал о том, что с ними будет. Среди однополчан Алик держался особняком, так как считал себя умнее и образованнее сотоварищей. Он не хотел мириться с такой глупой смертью в двадцать лет.
Со школьных времён Овсеев был развитым и одарённым мальчиком. Он был единственным сыном своей матери, которая его всячески поддерживала. Попробовав себя в спорте и искусстве, Алик понял, что каторжный труд не для него. Ему нужен был лёгкий успех.
Он выучился на артиллериста, но по-прежнему мечтал прославиться. Он быстро сообразил, что нет на войне никакой романтики, и решил во что бы то ни стало остаться в живых.
Глава 9
За едой у бойцов состоялся разговор. Они размышляли, все ли немцы плохие. Свист выступал за уничтожение всех немцев, Карпенко не соглашался с ним.
Глава 10
Василь Глечик был младше всех в отряде. Его детство было неприметным. Отец умер от удара током. Мать с трудом поднимала их с сестрёнкой. Когда она привела в дом другого мужчину, Василь почувствовал себя лишним и ушёл из семьи.
Он учился в Витебске, в школе ФЗО, когда немцы подошли к городу. Василёк ушёл на фронт, куда до этого уже шёл его отчим. Он переживал, что оставил без защиты мать.
Все спали. Карпенко снились беспокойные сны. Он был недавно женат и скоро должен был стать отцом.
Фишер стал кандидатом в двадцать пять лет. В армии он чувствовал себя нелепо, ничего не умел, всех раздражал. Фишер понял, что его увлечение искусством было лучшим периодом его жизни.
На пост заступил Пшеничный. Он увидел немцев, дал им понять, что готов сдаться, но фашисты его расстреляли.
Первую атаку оставшиеся бойцы отразили и готовились к следующей.
Глава 16
Овсеев догадался о намерениях Пшеничного и сам хотел поступить так. Он сумел пробраться к вражеской машине и принёс оттуда пулемёт, патроны и золотые часы, которые преподнёс старшине. Тот разбил их.
Появились немецкие танки. Старшину ранило. Свист бросился под танк с миной и погиб.
Овсеев попытался сбежать в лес. Глечик расстрелял ему вдогонку все патроны в диске.
Глечик остался один и не думал уже о страхе. Он готовился к стрельбе, когда вдруг услышал какие-то странные печальные звуки. Он увидел в небе журавля, который отстал от стаи и пытался её догнать, делая отчаянные взмахи крылом.
Василь понял, что подбитый журавлик – это он сам, и ему уже не суждено догнать свой клин. Прощальный клич журавля заглушил гул танка, Глечик ждал его с последней гранатой в руке.
Анализ произведения В. Быкова
«Журавлиный крик» – это повесть. Она о том, что на войне сражались обычные люди, у каждого из них были свои мечты и заботы, они были чьи-то отцы и дети.
Война не спрашивала ни у кого, призвала всех, разрушила все планы. Она стала испытанием, которое каждый из них прошёл по-своему.
Журавлиный крик краткое содержание
Рассказ «Журавлиный крик» Быкова был написан в 1959 году. В центре повествования – шестеро красноармейцев, котором довелось встретить осень 1941 года в сторожке на железнодорожном переезде. Это история о простых людях с их радостями, горестями, страхами, переживаниями и внутренней борьбой.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Журавлиный крик» по главам. Пересказ повести будет полезен и для читательского дневника.
Главные герои
Григорий Карпенко – старшина, командир маленького отряда, решительный, принципиальный мужчина.
Борис Фишер – специалист по итальянской скульптуре, высокий, сутулый, неприспособленный к суровой действительности.
Василь Глечик – самый молодой солдат в отряде, тихий и скромный паренек.
Витька Свист – жулик, решивший круто изменить собственную жизнь.
Иван Пшеничный – сын кулака, озлобленный на весь мир молодой человек.
Алик Овсеев – избалованный, хитрый приспособленец.
Краткое содержание
Глава 1
Шестеро бойцов Красной армии получили задачу – расположиться на железнодорожном переезде и на сутки перекрыть дорогу. Оставив солдатам «противотанковые гранаты, патроны к пэтээру», командир пожелал им удачи и ретировался.
Глава 2
Бойцы под командованием Карпенко «дружно взялись за дело», и только сутулый Фишер сидел в бурьяне и тоскливо «листал какую-то книжку». До войны он был кандидатом искусствоведения, и «специализировался по итальянской скульптуре». Своей неприспособленностью и безразличием ко всему происходящему Фишер раздражал деятельного старшину.
Глава 3
Пшеничный первым услышал приближение немцев. Бойцы, «охваченные тревожным предчувствием недоброго», встревоженно прислушивались к долетавшим до них звукам выстрелов. Пшеничный предложил уйти, пока не поздно, но старшина быстро прекратил этот разговор.
Глава 4
Пшеничный для себя решил, что пойдет в плен к немцам. Он принялся вспоминать свою несладкую жизнь. Отец его был крепким, зажиточным крестьянином, кулаком, и даже в голодные годы в их доме всегда была еда на столе. Суровый и требовательный, он «безжалостно школил сына в несложной земледельческой науке».
Иван подружился с местным парнишкой – батраком Яшкой Терехом. Повзрослев, Яшка два года отслужил два года в Красной Армии. Вернулся он в родную деревню другим человеком, и быстро стал предводителем среди парней и девчат по части классовой борьбы. Яшка всячески настраивал Ивана против отца, которого называл сельским мироедом.
Вскоре Пшеничных раскулачили и отправили в Сибирь. Ивану удалось избежать горькой участи родителей, и единственным выходом для себя он видел поступление в техникум. Однако ему отказали в экзаменах, «потому что он – сын кулака». Это стало большим ударом для Ивана. Прошлое повсюду следовало за трудолюбивым и старательным парнем – его не приняли в комсомол, вчерашние друзья отвернулись, узнав его происхождение. Постепенно Иван построил вокруг себя стену ненависти и недоверия к людям, выкристаллизовав собственный волчий девиз – «Только сам себе, сам для себя, вопреки всему».
Глава 5
Вечером начался дождь, но бойцы продолжали рыть траншею. Старшине все время не давала покоя мысль, что если немцы двинуться в их сторону, «то их шестерке доведется хлебнуть горя». Овсеев подтвердил его страшные догадки, сказав, что батальон оставил их в качестве заслона, или, проще говоря, смертников.
Глава 6
К полуночи траншея была готова. К тому времени Свист растопил печку в полуразрушенной сторожке. Ему удалось соорудить ужин, и накормить бойцов. «Разморенный сытостью Свист» признался товарищам, что два года провел в лагере из-за «истории с географией».
Глава 7
Свист рассказал, что родился в Саратове. Повзрослев, Витька устроился на подшипниковый завод, на котором работала и его мать. Но вскоре работа на заводе ему опротивела, «как горькая редька». К этому времени он познакомился с неким Фроловым, устроившим его продавцом в хлебный магазин. Через Витьку Фролов стал сбывать «левый» хлеб, щедро оплачивая эту услугу. У Свиста завелись деньги, он увлекся фотографией, и даже задумал поступить в фотоартель. Все изменилось, когда Витька влюбился в бойкую красавицу Лельку, на которую положил глаз Фролов. Из-за нее между главарем шайки и Витькой завязалась драка. В милиции Свист сдал всех жуликов, рассказав о махинациях с хлебом. Следующие два года он провел в Сибири на лесоповале, а после амнистии устроился матросом на рыболовецкое судно. Когда началась война, он не пожелал сидеть в тылу, и отправился добровольцем на фронт.
Глава 8
Старшина поставил в караул Овсеева. Стоя под проливным дождем, он думал о завтрашнем дне. В полку Овсеев слыл одиночкой – он считал, «будто он куда умнее и интеллектуальнее» однополчан, и откровенно презирал неотесанных и грубоватых бойцов. Он считал несправедливым так глупо погибать, «прожив только двадцать лет».
В школе Алик Овсеев слыл развитым и способным мальчиком. Уже тогда он осознал свою исключительность, чему весьма поспособствовала его мать – «немолодая и очень добрая женщина», которая видела в единственном сыне все признаки истинного гения. Алик попробовал себя в разных сферах искусства и в спорте, но понял, что «там нужны фанатичная самоотверженность, упорство и каторжный труд», он же искал легких побед. После школы Алик поступил в артиллерийское училище, но и там никто упорно не желал признавать его исключительность. Овсеев мечтал о славе и подвигах, но быстро понял, что война напрочь лишена романтики. Тогда он сосредоточил свои силы на том, чтобы выжить любой ценой.
Глава 9
Овсеев сдал смену Пшеничному, а сам принялся за свою порцию каши. Между бойцами завязался разговор о том, есть ли среди немцев нормальные люди, которые не поддерживают Гитлера. Свист стоял на том, что после победы нужно уничтожить всех без разбору, а Карпенко считал, что «всех на одну мерку нельзя мерить».
Глава 10
Самым юным среди бойцов был Василь Глечик. За время войны он «порядком огрубел душой и перестал замечать мелкие жизненные невзгоды». Детство его было тихим и безмятежным. Закончилось оно в тот день, когда отца убило током. В их семье настали тяжелые времена: мать едва сводила концы с концами, в одиночку воспитывая Василя и его младшую сестренку Насточку. Спустя время «мать неожиданно повеселела», и однажды привела домой уже немолодого мужчину, заводского бухгалтера. Василек сразу понял – «тут ему оставаться нельзя». Он сбежал из дома и поступил в школу ФЗО в Витебске. Когда началась война, отчим ушел на фронт, и Василек хотел было вернуться домой, чтобы поддержать мать, но к тому времени немцы уже подошли к Витебску, и Глечику не оставалось ничего иного, как добровольцем пойти в армию. Теперь его терзала одна мысль, что он оставил мать, предал ее.
Глава 11
Тем временем в сторожке все заснули. Карпенко «снился несуразный, тягостный сон», в котором он увидел своего отца и трех старших братьев. Отец, крепкий крестьянин, не захотел делить на всех сыновей земной надел. Он отдал землю Алексею, а остальным наказал идти в свет «своего хлеба искать». Григорий отправился служить в армию, прошел всю Финскую войну, а после увольнения в запас был назначен заместителем директора льнозавода, получил квартиру. Вскоре Карпенко «женился на Кате, молоденькой учительнице местной начальной школы». С непривычной нежностью он ожидал пополнения в семье, когда началась война.
Глава 12
Фишер родился в Ленинграде, и с ранних лет начал рисовать. Он быстро понял, что никогда не станет великим художником, и потому предпочел изучать искусство. В двадцать пять лет Борис стал кандидатом наук в области искусствоведения.
Неудивительно, что в армии Фишер «почувствовал себя белой вороной», неудачником, который ничего не умел делать. Он стал замечать, что грубая фронтовая жизнь все больше стирала его личность, которая так тянулась к прекрасному. С грустью Фишер понял, что лучшие свои годы посвятил искусству, в котором, как оказалось, никто не нуждался.
Глава 13
Овсеева на посту вновь сменил Пшеничный. К тому времени он уже морально подготовился к предстоящему плену. Иван мечтал выслужиться у новых господ, на деле доказать свою преданность, проявить все свои способности. Увидев на дороге немцев, Пшеничный всем своим видом показал готовность сдаться. Но солдаты не проявили к нему никакого интереса, и хладнокровно расстреляли.
Глава 14
Пулеметная очередь, поразившая Пшеничного, вывела из сонного оцепенения Фишера. Вскоре он услышал звук мотоциклетных моторов. Успокоившись, Фишер осознал «свои обязанности и был полон решимости выполнить их до конца». Он был неважным стрелком, и, выпустив всю обойму в мотоциклистов, не причинил им вреда. Взяв себя в руки, Фишер как следует прицелился, и чудом попал в немецкого офицера. Это был единственный подвиг ученого, которого немцы расстреляли в упор.
Глава 15
Бойцы приготовились к атаке и поджидали, когда транспортеры подойдут ближе к их укрытию. Маленькому отряду удалось отбить первую волну надвигавшейся немецкой техники, и эта победа воодушевила их. Когда «короткая радость-возбуждение быстро прошла», солдаты принялись готовиться к следующей атаке.
Глава 16
Алик Овсеев сразу понял, куда делся Пшеничный. Он сетовал на свою нерешительность, из-за которой не последовал примеру Ивана. Свист отправился к подбитому транспортеру, и вскоре вернулся с трофеями: новым пулеметом, патронами к нему и золотыми часами, которые он подарил старшине. Карпенко разбил подарок о сторожку, чем немало озадачил Свиста.
Глава 17
Немецкий пулемет старшина вручил Овсееву, но тот был этому совсем не рад. Он уже знал, что пулеметчики погибают одними из первых. В этот раз на дороге показались уже танки. Первым же выстрелом немцам удалось повредить единственное в отряде орудие и тяжело ранить старшину. Свист погиб, кинувшись под вражеский танк с бронебойной миной.
Глава 19
Оставшись в одиночестве, Глечик уже ничего не боялся. Он равнодушно готовился к бою, когда его внимание привлекли «удивительно тоскливые звуки». Подняв голову, Глечик увидел журавлиный клин, который отчаянно пытался догнать «отставший, видно подбитый, журавлик». Необыкновенно ясно Василь понял, что этот журавлик – он сам, и ему уже никогда не догнать свою стаю. Услышав гул приближающихся танков, он взял в руки единственную гранату, и принялся ждать…
Заключение
В произведении Быков постарался без прикрас и лишнего пафоса показать «бытовую» сторону войны, простых людей с их слабостями, мечтами, надеждами, которым так и не удалось сбыться.
После ознакомления с пересказом «Журавлиный крик» рекомендуем прочесть рассказ полностью.