Письмо семену ивановичу из рассказа сигнал

Сказки

Анализ рассказа Сигнал Гаршина

Рассказ «Сигнал» был написан Гаршиным в 1877 году. Герои рассказа – маленькие люди Семён и Василий, оба рабочие. Их можно назвать традиционной литературной парой «типичных людей». Их не интересуют глобальные вопросы, они живут маленькими делами: огород, жалование, плохое отношение начальства – это всё, что занимает героев. Однако в этих беседах без намёка на анализ действительности Семён и Василий (главные герои произведения) задаются тем же вопросом, что и автор картины «Илья Муромец». Это обусловлено тем, что в юности Семён был на войне, но не командиром и даже не рядовым солдатом, а денщиком, поэтому не мог даже малость повлиять на итог битвы.

Обоих притесняет начальство, но Семен молча сносит обиды, а Василий возмущается. Василий гордится тем, что в отличие от других размышляет и стоит за правду, но в представлении автора, озлобившись, человек становится преступником.

Казалось бы, Семён – типичный маленький человек, но для Гаршина это не так. Для него Семён – человек широкой души. Его подвиг был не в том, что он уничтожил врага, но в том, что после войны никак не изменился: не стал злее и грубее. Однако стоит заметить, что при этом Семён стал пассивным человеком с верой в предопределённость жизни. Эти черты и не нравятся собеседнику Семёна – Василию. Позиция Василия при этом заключается в том, что он не хочет подчиняться судьбе, а поэтому стоит в оппозиции к людям и обстоятельствам.

Для Гаршина борьба – это условия, в которых озлобившийся человек даже в праведном своём порыве может стать виновником в смерти окружающих людей. Семён и Василий в этом контексте противопоставляются друг другу. Семён, не зная опасности, бросается спасать поезд с людьми, а Василий, в свою очередь, готов признать лишь только стремление Семёна, но его правоту – никогда. Семён в любой момент готов пожертвовать собой ради других. Это вызывает неприятие у Василия, на почве данного противостояния и возникает главный конфликт текста.

Не только в этом, но и во всех своих произведениях Гаршин поднимает вопрос морали, правде и лжи, добре и зле, описывая при этом не столь значительные события в жизни людей. В маленьких рассказах автора описана та реальность, в которой существовал и сам писатель, и его читатели.

Произведения Гаршина отразили дух эпохи. Его последователями можно назвать Короленко, Чехова и Бунина. Они продолжили искать ответы на вопросы, обозначенные Гаршиным – писателем, которого по праву можно считать мастером малой прозы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Сигнал Гаршина

Популярные сегодня темы

Кто такой человек? Вроде бы всем понятно. Живое существо, которое растет, питается, оставляет потомство и умирает. Но всё-таки отличается от других существ, тем что способно мыслить.

В своей повести « Тарас Бульба» Гоголь с высочайшим художественным совершенством создал картину борьбы украинского казачества против польской шляхты.

Александр Сергеевич Пушкин написал поэму Медный всадник в 1833 году. Эта поэма стала завершение размышлений о Петре l, о проблемах России во времена правления Петра. В ней рассматривается проблема человека и

Василь Быков известный белорусский писатель. Большинство его произведений отражают тяжелые военные и послевоенные времена, которые автор сам в молодости испытал на себе

Пушкин изображён в домашней обстановке. На нём свободный домашний халат коричневого цвета с тёмным отворотом. Под ним надета белая рубашка, воротник поднят. Поверх воротника повязан тёмный атласный шарфик.

Источник

Конспект урока по литературе на тему «Рассказ В.Гаршина «Сигнал»»(5 класс)

Урок по литературе для 5 класса «Рассказ В.Гаршина «Сигнал»»

Продолжительность урока: 45 минут

Преподаватель: Бурашникова Р.М.

1) формирование умения анализировать текст с точки зрения наличия в нём основной и второстепенной информации; 2) формирование умения анализировать литературное произведение через взаимоотношения и поступки героев; 3) осмысление роли сравнения при раскрытии характеров героев; 4) формирование навыка обобщения материала по биографии писателя через кластер.

1) умение самостоятельно планировать, оценивать и корректировать деятельность; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3)обучение владению монологической и диалогической речью;

1) формирование высокой мотивации к учению; 2)развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками;

Методы обучения: индивидуально-дифференцированный, проблемный, метод контроля, поисковый, метод критического мышления.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах (групповая)

Тип урока: комбинированный

Технические средства обучения: интерактивная доска.

Дополнительное оборудование: портрет В.Гаршина

Содержание этапа урока

1. Организационный момент. Целеполагание.

Вводная часть урока

– О творчестве какого писателя пойдет речь сегодня на уроке? (В.Гаршина – портрет на доске)

А о самом В.Гаршине вы что-нибудь можете рассказать?(Нет) А хотите узнать? (Да)

– Всмотритесь в портрет Гаршина, написанного художником И.Репиным

– Что старался передать художник в портрете писателя? (художник старательно пытался передать выражение глаз писателя).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека.).

3. Осмысление материала (30-35 мин.)

4. Домашнее задание.(1-2 мин.)

5.Рефлексия. Работа в оценочных картах.(4-5 мин.)

1. На ваших столах – раздатки-тексты «Человек обостренной совести». Прочитайте самостоятельно текст, отделяя главную информацию от второстепенной (см.Приложение 1). Пользуйтесь для этого карандашом. По прочтении текста в тетрадях составите кластер по биографии Гаршина. (10-12 минут).

Ребята, почему текст о Гаршине назван так? (Писатель был действительно человеком очень совестливым).

Какое слово-символ будет в вашем кластере главным? (Гаршин).

Какую информацию о Гаршине будет содержать ваш кластер? (1. Старобельск. Грустное детство.2. Петербург. Учеба. 3. Горный институт. 4. 1877г. Участие в русско-турецкой войне).5.Писательский труд.

Что вас удивило в рассказе о Гаршине? Что запомнилось?

2. Словарная работа:

Дрезина – это небольшая тележка, передвигаемая по рельсам вручную.

Верста(1,06 км), сажень(2,13)

3. Аналитическая работа по рассказу «Сигнал».

Кто является главными участниками этого рассказа?

Семен Иванов и Василий Спиридов

Давайте выполним следующее задание в парах, чтобы охарактеризовать каждого из персонажей. На каждой парте у вас есть два конверта: на первом написано» Семен Иванов», а на другом –« Василий Спиридов», а также 10 фрагментов, на которых написана характеристика героев (см. Приложение 2). Вы должны разложить по конвертам фрагменты текста, характеризующие конкретного героя.

Класс выполняет задание. (2-3 мин.)

Итак, какие фрагменты рассказа характеризуют Семена Иванова, а какие Василия Спиридонова?

Давайте прочитаем фрагментную характеристику каждого героя.

Ученики зачитывают фрагменты, характеризующие персонажей: сначала о Семене,

Хорошо, а теперь давайте подведем итог. Похожи или различны образы главных героев?

Каким же представляется вам Семен?

В рассказе Семен предстает человеком, одной из главных черт которого является покорность жизненным обстоятельствам, «талан-судьбе» («ничего, жить можно»). Повествование о том времени, когда Семен «служил в денщиках», позволяет понять, что

постепенно в характере Семена чувство ответственности выходит на первый план. Им он руководствуется и по отношению к работе на железной дороге. Семен с покорностью довольствуется малым и все время пытается убедить и Василия действовать также. В

решающий момент он старается сделать все, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу.

Хорошо! А каким вы увидели Василия?

Итак, образы главных героев различны. Чьи действия вам кажутся более предсказуемыми? Почему?

Давайте выполним следующее задание.

Подберите к поступку Семена определения, которые, на ваш взгляд являются наиболее точными. Например, поступок Семена: самоотверженный,… (храбрый, бескорыстный, гуманный, достойный)

Ребята, как можно назвать поступок, обладающий этими качествами?

Учитель: Ребята, а в первый ли раз Семен жертвует собой ради других? И снова нам ответить на вопрос поможет конверт.

Дети находят и зачитывают фрагмент с описанием военной жизни героя и делают вывод о том, что Семен незаметные, ежедневные подвиги совершал, еще будучи на войне.

Читайте также:  Рассказ про галилео галилея на английском

Итак, простой человек, скромный и неяркий, оказывается способным к подвигу, так как героизм вошел в его плоть и кровь.

А теперь давайте подумаем над действиями Василия. Однозначны ли они?

Можно сказать, что Василий совершает 2 поступка:

1) Ставит под угрозу жизни людей, испортив пути;

Давайте охарактеризуем первый поступок Василия так, как и поступок Семена. Итак, первый поступок Василия: импульсивный,…

(гневный, античеловеческий, подлый, мстительный, необдуманный)

Дети, хотел ли Василий, чтобы пострадали пассажиры?

Василий не задумывался о судьбе пассажиров. Им движет только желание отомстить своим обидчикам. Он произносит очень значимую для понимания его настроения в тот момент фразу: «…да ну их совсем и с дорогой ихней!»

Как вы думаете, что повлияло на возвращение ослепленного обидой Василия?

Сожалеет ли Василий о содеянном? Подтвердите текстом.

«Выскочили из вагонов люди, сбились толпою. Видят: лежит человек весь в крови, без памяти; другой возле него стоит с кровавой тряпкой на палке. Обвел Василий всех глазами, опустил голову:

Опишите второй поступок Василия

Второй поступок Василия: достойный,… (справедливый, честный).

Скажите. ребята, а как называется чувство сожаления по-другому (раскаяние)

Ребята, может ли чувство раскаяния как-то компенсировать необдуманный поступок Василия?

Таким образом, несмотря на различие характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы предотвратить катастрофу, в результате которой пострадали бы пассажиры.

На центральной доске оформляется график-движение, развитие основного конфликта в произведении. Показываются участники этого конфликта с их различными характерами и мироощущением (в виде параллельных прямых – символ того, что ничего общего в их жизни нет!). Но мы уже говорили о том, что в решающий момент герои поступают одинаково! (Параллельные линии жизни героев пересекаются!) Это мы и видим с вами в нашем графике.

Ваш прогноз, ребята?

После пересечения как сложится жизнь героев? Аргументируйте свой ответ, попытайтесь достроить график…

Подготовить пересказ эпизода от имени одного из пассажиров поезда.

Что такое настоящий подвиг?

Можно ли говорить о подвиге писателя Гаршина?

1. Текст для работы в парах.

Человек обостренной совести.

Родился Всеволод Михайлович Гаршин в Екатеринославской губернии в Приятной Долине – имении его бабушки.

Один его дед был помещиком, другой – морским офицером. Отец – офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика.

Когда ему было 5 лет, родители разошлись. Мать уехала с двумя сыновьями в Петербург, а Всеволод остался с отцом в тихом степном городке Старобельске. Семейная драма тяжело отразилась на впечатлительном мальчике. »Пятый год моей жизни был очень бурный… Некоторые сцены оставили во мне неизгладимое впечатление и, быть может, следы на характере. Преобладающее на моей физиономии печальное выражение, вероятно, получило свое начало в эту эпоху».

Отец был человек мягкий, добрый. Мальчику была предоставлена полная свобода действий, и он окунулся в мир книг. «Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в 3 года жизни с отцом. От 5 до 8 лет я читал Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского,»-вспоминал Гаршин.

В доме отца с ними жил старый солдат Жуков, участник военных походов. Мальчик с жадностью слушал его рассказы, под их влиянием в 4 года не раз собирался на войну.

Когда Всеволоду исполнилось 9 лет, мать взяла его в Петербург и определила в гимназию. Здесь Всеволод принимал участие в гимназической литературе, писал фельетоны.

После окончания гимназии Гаршин поступает в Горный институт.

В апрельский день 1877 года Гаршин готовился к экзаменам. Турция объявила войну, началась русско-турецкая война. Немедленно были отложены книги. И студент пошел записываться добровольцем. В тот же день Гаршин написал матери: «Мамочка, я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня». Он был зачислен рядовым в пехотный полк.

На фронте раскрылись замечательные качества души писателя. Его горячо любили солдаты за простоту, чуткость и храбрость. В письмах к матери с фронта, из Болгарии, на территории которой велась война, Гаршин несколько раз говорит о том чувстве, которое испытал, переходя границу родины. «3 месяца назад я прыгал через канавку у пограничного кордона. Как много значит эта канавка! Сколько осталось за ней дорогого! И здесь, в этой роскошной стране я ни за что бы не остался. Иногда ужасно тянет в Россию…»

В бою возле болгарской деревни Аяслар он был ранен и, вернувшись из армии в чине офицера, целиком отдался литературному творчеству.

Участие в войне дало ему темы для многих рассказов, но самое главное – оно обогатило Гаршина глубоким знанием человеческой души.

(По статье М.С.Горячкиной «Всеволод Михайлович Гаршин»)

2. Цитаты из рассказа для характеристики Семена и Василия (для работы в парах).

«…ночи не спал, все расписание твердил; поезд еще через два часа пойдет, а он обойдет свой участок, сядет на лавочку у будки и все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд. Вытвердил он наизусть и правила; хоть и плохо читал, по складам, а все-таки вытвердил».

«- Куда же ты уйдешь, Степаныч? От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько. Жена у тебя работница. ».

«- Не горяч я, а по правде говорю и размышляю. Да еще дождется он у меня, красная рожа! Самому начальнику дистанции жаловаться буду. Посмотрим!».

«…наверху, на полотне, человек сидит на корточках, что-то делает; человек поднялся, в руках у него лом; поддел он рельс ломом, как двинет его в сторону».

«Господи! Спаси невинные души! Так и видит перед собою Семен: хватит паровоз левым колесом об рельсовый обруб, дрогнет, накренится, пойдет шпалы рвать и вдребезги бить, а тут кривая, закругление, да насыпь, да валиться-то вниз одиннадцать сажен, а там, в третьем классе, народу битком набито, дети малые. Сидят они теперь все, ни о чем не думают. Господи, вразуми ты меня. »

«Ударил себя ножом в левую руку повыше локтя, брызнула кровь, полила горячей струей; намочил он в ней свой платок, расправил, растянул, навязал на палку и выставил свой красный флаг».

Источник

Характеристика семена из рассказа сигнал. Немало горя пришлось ему с тех пор отведать

Характеристика семена из рассказа сигнал. Немало горя пришлось ему с тех пор отведать

Всеволод Михайлович Гаршин

Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. От его будки до одной станции было двенадцать, до другой – десять верст. Верстах в четырех в прошлом году открыли большую прядильню; из-за лесу ее высокая труба чернела, а ближе, кроме соседних будок, и жилья не было.

Семен Иванов был человек больной и разбитый. Девять лет тому назад он побывал на войне: служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал. Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела. Стоял раз полк в первой линии; целую неделю с турками перестрелка была: лежит наша цепь, а через лощинку – турецкая, и с утра до вечера постреливают. Семенов офицер тоже в цепи был; каждый – день три раза носил ему Семен из полковых кухонь, из оврага, самовар горячий и обед. Идет с самоваром по открытому месту, пули свистят, в камни щелкают; страшно Семену, плачет, а сам идет. Господа офицеры очень довольны им были: всегда у них горячий чай был. Вернулся он из похода целый, только руки и ноги ломить стало. Немало горя пришлось ему с тех пор отведать. Пришел он домой – отец старик помер; сынишка был по четвертому году – тоже помер, горлом болел; остался Семен с женой сам-друг. Не задалось им и хозяйство, да и трудно с пухлыми руками и ногами землю пахать. Пришлось им в своей деревне невтерпеж; пошли на новые места счастья искать. Побывал Семен с женой и на Линии, и в Херсоне, и в Донщине; нигде счастья не достали. Пошла жена в прислуги, а Семен по-прежнему все бродит. Пришлось ему раз по машине ехать; на одной станции видит – начальник будто знакомый. Глядит на него Семен, и начальник тоже в Семеново лицо всматривается. Узнали друг друга: офицер своего полка оказался.

Читайте также:  Рассказы для детей о родине 2 класс

– Ты Иванов? – говорит.

– Так точно, ваше благородие, я самый и есть.

Рассказал ему Семен: так, мол, и так.

– Куда ж теперь идешь?

– Не могу знать, ваше благородие.

– Как так, дурак, не можешь знать?

– Так точно, ваше благородие, потому податься некуда. Работы какой, ваше благородие, искать надобно.

Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит:

– Вот что, брат, оставайся-ка ты покудова на станции. Ты, кажется, женат? Где у тебя жена?

– Так точно, ваше благородие, женат; жена в городе Курске, у купца в услужении находится.

– Ну, так пиши жене, чтобы ехала. Билет даровой выхлопочу. Тут у нас дорожная будка очистится; уж попрошу за тебя начальника дистанции.

– Много благодарен, ваше благородие, – ответил Семен.

Остался он на станции. Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел. Через две недели приехала жена, и поехал Семен на ручной тележке в свою будку. Будка новая, теплая, дров сколько хочешь; огород маленький от прежних сторожей остался, и земли с полдесятины пахотной по бокам полотна было. Обрадовался Семен; стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.

Дали ему весь нужный припас: флаг зеленый, флаг красный, фонари, рожок, молот, ключ – гайки подвинчивать, лом, лопату, метел, болтов, костылей; дали две книжечки с правилами и расписание поездов. Первое время Семен ночи не спал, все расписание твердил; поезд еще через два часа пойдет, а он обойдет свой участок, сядет на лавочку у будки и все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд. Вытвердил он наизусть и правила; хоть и плохо читал, по складам, а все-таки вытвердил.

Дело было летом; работа нетяжелая, снегу отгребать не надо, да и поезд на той дороге редко. Обойдет Семен свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать. В хозяйстве только у него помеха была: что ни задумает сделать, обо всем дорожного мастера проси, а тот начальнику дистанции доложит; пока просьба вернется, время и ушло. Стали Семен с женою даже скучать.

Прошло времени месяца два; стал Семен с соседями-сторожами знакомиться. Один был старик древний; все сменить его собирались: едва из будки выбирался. Жена за него и обход делала. Другой будочник, что поближе к станции, был человек молодой, из себя худой и жилистый. Встретились они с Семеном в первый раз на полотне, посередине между будками, на обходе; Семен шапку снял, поклонился.

– Доброго, – говорит, – здоровья, сосед. Сосед поглядел на него сбоку.

Повернулся и пошел прочь. Бабы после между собою встретились. Поздоровалась Семенова Арина с соседкой; та тоже разговаривать много не стала, ушла. Увидел раз ее Семен.

– Что это, – говорит, – у тебя, молодица, муж неразговорчивый? Помолчала баба, потом говорит:

– Да о чем ему с тобой разговаривать? У всякого свое… Иди себе с богом.

Однако прошло еще времени с месяц, познакомились. Сойдутся Семен с Василием на полотне, сядут на край, трубочки покуривают и рассказывают про свое житье-бытье. Василий все больше помалчивал, а Семен и про деревню свою и про поход рассказывал.

– Немало, – говорит, – я горя на своем веку принял, а веку моего не бог весть сколько. Не дал бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу господь даст, так уж и есть. Так-то, братец, Василий Степаныч.

А Василий Степаныч трубку об рельс выколотил, встал и говорит:

– Не талан-судьба нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.

– Ну, брат, волк волка ест, это ты не говори.

– К слову пришлось, и сказал. Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы злость да жадность – жить бы можно было. Всякий тебя за живое ухватить норовит, да кус откусить, да слопать.

– Не знаю, – говорит, – брат. Может, оно так, а коли и так, так уж есть на то от бога положение.

– А коли так, – говорит Василий, – так нечего нам с тобой и разговаривать. Коли всякую скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом. Вот тебе мой сказ.

Повернулся и пошел, не простившись. Встал и Семен.

– Сосед, – кричит, – за что же ругаешься?

Не обернулся сосед, пошел. Долго смотрел на него Семен, пока на выемке на повороте стало Василия не видно. Вернулся домой и говорит жене:

– Ну, Арина, и сосед же у нас: зелье, не человек. Однако не поссорились они; встретились опять и по-прежнему разговаривать стали, и все о том же.

– Э, брат, кабы не люди… не сидели бы мы с тобою в будках этих, – говорит Василий.

– Что ж в будке… ничего, жить можно.

– Жить можно, жить можно… Эх, ты! Много жил, мало нажил, много смотрел, мало увидел. Бедному человеку, в будке там или где, какое уж житье! Едят тебя живодеры эти. Весь сок выжимают, а стар станешь – выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм. Ты сколько жалованья получаешь?

– Да маловато, Василий Степанович. Двенадцать рублей.

– А я тринадцать с полтиной. Позволь тебя спросить, почему? По правилу, от правления всем одно полагается: пятнадцать целковых в месяц, отопление, освещение. Кто же это нам с тобой двенадцать или там тринадцать с полтиной определил? Чьему брюху на сало, в чей карман остальные три рубля или же полтора полагаются? Позволь тебя спросить. А ты говоришь, жить можно! Ты пойми, не об полуторах там или трех рублях разговор идет. Хоть бы и все пятнадцать платили. Был я на станции в прошлом месяце; директор проезжал, так я его видел. Имел такую честь. Едет себе в отдельном вагоне; вышел на платформу, стоит, цепь золотую распустил по животу, щеки красные, будто налитые… Напился нашей крови. Эх, кабы сила да власть. Да не останусь я здесь долго; уйду, куда глаза глядят.

– Куда же ты уйдешь, Степаныч? От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько. Жена у тебя работница…

– Землицы! Посмотрел бы ты на землицу мою. Ни прута на ней нету. Посадил было весной капустки, так и то дорожный мастер приехал. «Это, говорит, что такое? Почему без доношения? Почему без разрешения? Выкопать, чтоб и духу ее не было». Пьяный был. В другой раз ничего бы не сказал, а тут втемяшилось… «Три рубля штрафу. » Помолчал Василий, потянул трубочки и говорит тихо:

Читайте также:  Рассказ о дружбе 2 класс носов

Сигнал Текст

Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. От его будки до одной станции было двенадцать, до другой – десять верст. Верстах в четырех в прошлом году открыли большую прядильню; из-за лесу ее высокая труба чернела, а ближе, кроме соседних будок, и жилья не было.

Семен Иванов был человек больной и разбитый. Девять лет тому назад он побывал на войне: служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал. Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела. Стоял раз полк в первой линии; целую неделю с турками перестрелка была: лежит наша цепь, а через лощинку – турецкая, и с утра до вечера постреливают. Семенов офицер тоже в цепи был; каждый – день три раза носил ему Семен из полковых кухонь, из оврага, самовар горячий и обед. Идет с самоваром по открытому месту, пули свистят, в камни щелкают; страшно Семену, плачет, а сам идет. Господа офицеры очень довольны им были: всегда у них горячий чай был. Вернулся он из похода целый, только руки и ноги ломить стало. Немало горя пришлось ему с тех пор отведать. Пришел он домой – отец старик помер; сынишка был по четвертому году – тоже помер, горлом болел; остался Семен с женой сам-друг. Не задалось им и хозяйство, да и трудно с пухлыми руками и ногами землю пахать. Пришлось им в своей деревне невтерпеж; пошли на новые места счастья искать. Побывал Семен с женой и на Линии, и в Херсоне, и в Донщине; нигде счастья не достали. Пошла жена в прислуги, а Семен по-прежнему все бродит. Пришлось ему раз по машине ехать; на одной станции видит – начальник будто знакомый. Глядит на него Семен, и начальник тоже в Семеново лицо всматривается. Узнали друг друга: офицер своего полка оказался.

– Ты Иванов? – говорит.

– Так точно, ваше благородие, я самый и есть.

Рассказал ему Семен: так, мол, и так.

– Куда ж теперь идешь?

– Не могу знать, ваше благородие.

– Как так, дурак, не можешь знать?

– Так точно, ваше благородие, потому податься некуда. Работы какой, ваше благородие, искать надобно.

Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит:

– Вот что, брат, оставайся-ка ты покудова на станции. Ты, кажется, женат? Где у тебя жена?

– Так точно, ваше благородие, женат; жена в городе Курске, у купца в услужении находится.

– Ну, так пиши жене, чтобы ехала. Билет даровой выхлопочу. Тут у нас дорожная будка очистится; уж попрошу за тебя начальника дистанции.

– Много благодарен, ваше благородие, – ответил Семен.

Остался он на станции. Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел. Через две недели приехала жена, и поехал Семен на ручной тележке в свою будку. Будка новая, теплая, дров сколько хочешь; огород маленький от прежних сторожей остался, и земли с полдесятины пахотной по бокам полотна было. Обрадовался Семен; стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.

Всеволод Гаршин
Сигнал

Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. От его будки до одной станции было двенадцать, до другой – десять верст. Верстах в четырех в прошлом году открыли большую прядильню; из-за лесу ее высокая труба чернела, а ближе, кроме соседних будок, и жилья не было.

Семен Иванов был человек больной и разбитый. Девять лет тому назад он побывал на войне: служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал. Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела. Стоял раз полк в первой линии; целую неделю с турками перестрелка была: лежит наша цепь, а через лощинку – турецкая, и с утра до вечера постреливают. Семенов офицер тоже в цепи был; каждый – день три раза носил ему Семен из полковых кухонь, из оврага, самовар горячий и обед. Идет с самоваром по открытому месту, пули свистят, в камни щелкают; страшно Семену, плачет, а сам идет. Господа офицеры очень довольны им были: всегда у них горячий чай был. Вернулся он из похода целый, только руки и ноги ломить стало. Немало горя пришлось ему с тех пор отведать. Пришел он домой – отец старик помер; сынишка был по четвертому году – тоже помер, горлом болел; остался Семен с женой сам-друг. Не задалось им и хозяйство, да и трудно с пухлыми руками и ногами землю пахать. Пришлось им в своей деревне невтерпеж; пошли на новые места счастья искать. Побывал Семен с женой и на Линии, и в Херсоне, и в Донщине; нигде счастья не достали. Пошла жена в прислуги, а Семен по-прежнему все бродит. Пришлось ему раз по машине ехать; на одной станции видит – начальник будто знакомый. Глядит на него Семен, и начальник тоже в Семеново лицо всматривается. Узнали друг друга: офицер своего полка оказался.

– Ты Иванов? – говорит.

– Так точно, ваше благородие, я самый и есть.

Рассказал ему Семен: так, мол, и так.

– Куда ж теперь идешь?

– Не могу знать, ваше благородие.

– Как так, дурак, не можешь знать?

– Так точно, ваше благородие, потому податься некуда. Работы какой, ваше благородие, искать надобно.

Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит:

– Вот что, брат, оставайся-ка ты покудова на станции. Ты, кажется, женат? Где у тебя жена?

– Так точно, ваше благородие, женат; жена в городе Курске, у купца в услужении находится.

– Ну, так пиши жене, чтобы ехала. Билет даровой выхлопочу. Тут у нас дорожная будка очистится; уж попрошу за тебя начальника дистанции.

– Много благодарен, ваше благородие, – ответил Семен.

Остался он на станции. Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел. Через две недели приехала жена, и поехал Семен на ручной тележке в свою будку. Будка новая, теплая, дров сколько хочешь; огород маленький от прежних сторожей остался, и земли с полдесятины пахотной по бокам полотна было. Обрадовался Семен; стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.

Дали ему весь нужный припас: флаг зеленый, флаг красный, фонари, рожок, молот, ключ – гайки подвинчивать, лом, лопату, метел, болтов, костылей; дали две книжечки с правилами и расписание поездов. Первое время Семен ночи не спал, все расписание твердил; поезд еще через два часа пойдет, а он обойдет свой участок, сядет на лавочку у будки и все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд. Вытвердил он наизусть и правила; хоть и плохо читал, по складам, а все-таки вытвердил.

Дело было летом; работа нетяжелая, снегу отгребать не надо, да и поезды на той дороге редко. Обойдет Семен свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать. В хозяйстве только у него помеха была: что ни задумает сделать, обо всем дорожного мастера проси, а тот начальнику дистанции доложит; пока просьба вернется, время и ушло. Стали Семен с женою даже скучать.

Источник

Познавательное и интересное