Питание пленных в рассказе кавказский пленник

Сказки

Знакомство с жизнью татарского аула в рассказе Кавказский пленник

Классик русской литературы Л.Н.Толстого в рассказе “Кавказский пленник ”, знакомит читателей с офицером Жилиным, чудом спасшимся из плена. Подготавливая побег, главный герой присматривался к жизни татарского селения. В заточении, будучи энергичным и любознательным, он не сидел сложа руки, оказывал помощь местным людям. Он занимался починкой утвари, изготавливал глиняные фигурки и даже врачевал.

Автор представляет нам татарский аул глазами военного офицера. Терпимость русских к вере других народов позволяет увидеть жизнь горцев без предвзятости и реалистично.

Жилину относительно неплохо жилось в селении, он не обозлился, а лелеял надежду на свободу. За хороший характер, сердечность местные его уважали и ценили. Они стали Жилину понятными, некоторые – почти близкими. Он изучил их характер, наблюдал жизненные обычаи, устои, преломил с ними хлеб, а это являлось символом примирения. Народная мудрость гласит: ”Счастье объединяет людей ненадолго, тогда как несчастье, быть может, на всю жизнь”. Жилин видел в местных жителях ни противников, ни обидчиков – он видел в них обычный, понятный ему народ.

Герой замечает, что горцы — не безжалостные убийцы, а живущие соответственно своему закону люди, похожие на других. Татарки заняты хозяйством и воспитанием детей. Дети такие же непоседы и любопытные.

Пленный с интересом изучает уклад, привычки, обряды, одежду местных.

Живут горцы в саклях, содержат козьи и овечьи стада. Выпекают хлеб в тандыре и едят его с сыром. Некоторые обычаи у него вызывают удивление. Например, как они разуваются перед порогом дома и в другой обуви ходят в доме, на ополаскивание рук перед молитвой. Необычен и обряд погребения мертвых в саване и муллой читающим молитвы над покойником, а также поминки, где пьют бузу и употребляют конину.

Впечатлила офицера воинская доблесть кавказцев. В играх молодежи видно столько удальства, ловкости, сноровки. Горцы бесстрашны и отважны, благодаря чему совершают неожиданные налеты на русские заставы. При этом они славятся открытостью и гостеприимством к уставшим путникам.

Отношение к пленному уважительное. Все по достоинству оценили его мужество, отвагу и мастеровитость. Черный татарин, даже признается, что испытывает любовь к русскому.

В рассказе центральной мыслью проходит идея уважения традиций, веры и обычаев всех народов. Автор не делит нации на плохие и хорошие. Такими их делают люди, цвет глаз, волос, кожи не играют при этом никакой роли.

Читайте также:  Рассказ осеевой волшебное слово составить план рассказа

2 вариант

Рассказ Л. Толстого Кавказский пленник повествует о русском офицере Жилине, которому удалось спастись из плена. Но перед тем, как сбежать, Жилину удаётся ознакомиться с жизнью татарского аула.

Жилин замечает, что татары — не безжалостные злодеи, они просто живут по своим законам. Но при этом ничем не отличаются от других. Женщины занимаются хозяйством и воспитывают детей. Дети же носятся по улицам и балуются. Иногда, как и многих других детей, их любопытство берёт верх. Так, во второй главе, мальчишки берут хворостину и суют в щелку сарая, где Жилин сидит с Костылиным.

Русский офицер с интересом изучает образ жизни, наряды и обычаи жителей аула. Живут горцы в саклях, разводят скот, пекут блины и едят лепёшки из козьего сыра. Оказавшись в доме чёрного татара, Жилин обращает внимание на то, как они первые ботинки оставляют у порога, а в других садятся на ковры. Также он видит, как татары моют руки и молятся после еды.

Помимо всего этого, описываются некоторые обряды народа. Например, в четвёртой главе Жилин наблюдает, как горцы хоронят своего погибшего товарища: >. А потом устраивают поминки: пьют бузу и едят кобылу.

Жилина поражает воинственность татар. Так, наблюдая за игрой юношей, он восхищается их силой и удалостью. Татары наделены доблестью и стойкостью, что помогает им совершать грозные набеги на казачьи станицы. Но при этом они не лишены гостеприимства и принимают усталых путников, заблудившихся в горах.

Относятся горцы к офицеру довольно уважительно. Они ценят его смелость и талант мастера на все руки. Чёрный татар, Абдул-Марат, даже признаётся, что полюбил русского. Но есть и те, кто невзлюбил Жилина — это красный татар и старик. Они оба люто ненавидят русских и жаждут мести. Старик даже пролил кровь собственного сына, перешедшего на сторону русских. Он давно лишился человечности и порядочности.

За всё это время проведённое в плену Жилину удаётся подружиться с девочкой Диной — дочкой чёрного татара. Жилин проявляет к девочке доброту и делает ей кукол из глины. И, конечно же, Дина отвечает ему тем же: она помогает сбежать офицеру из плена.

Читайте также:  Прочитайте отрывок из рассказа летний паводок

Также читают:

Картинка к сочинению Знакомство с жизнью татарского аула в рассказе Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

Для того чтобы предать мечту нужно для начала мечту иметь, а такое имущество в действительности доступно не каждому. Многие мечтают о различном материальном благополучии или просто представляют перед собой какие-то образы

Каждый человек имеет свою родину. Это место, которое для человека является самым родным. Где бы далеко не был человек, родной край всегда будет звать его. Здесь всё родное и близкое. Мы бегали маленькими детьми

Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистической и фантастической прозы, напоминающей мрачную романтическую сказку гофмановского стиля.

Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.

Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

Источник

Образ Жилина в рассказе «Кавказский пленник»

сочинение по литературе 5 класса

Общая характеристика

Жилин — главный герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Это русский офицер, служащий на Кавказе. Жилин попадает в плен к горцам, из которого ему удается сбежать.

Отличительные качества

Жилин — смелый и мужественный человек, настоящий русский офицер. Он никогда не теряет самообладания и чувство собственного достоинства. Жилин до последнего оказывает сопротивление численно превосходящим его противникам. В плен его удается взять с трудом.

Оказавшись в положении пленника, Жилин не струсил и не стал молить о пощаде. Он даже вступил в пререкания с горцами и заслужил за это одобрение.

Длительное бездействие может полностью сковать волю человека, поэтому в плену Жилин ведет себя очень активно. Изготовление детских игрушек может показаться бессмысленным, но таким образом пленник постепенно входит в доверие к своей будущей спасительнице.

«Золотые руки» Жилина вообще играют большую роль в его судьбе. Если Костылина горцы воспринимают только в качестве источника выкупа, то Жилина они ценят и по-своему любят.

Бесстрашие, инициативность и решительность — вот главные качества, которые помогли Жилину спастись.

Отношение к Костылину

В начале рассказа Костылин совершил непростительный грех, предав товарища. Жилин не держит на него никакого зла. Он даже обрадовался, когда встретил предателя в плену. Благодаря Жилину отношение к пленникам становится немного лучше.

Читайте также:  Сказочные места в русских сказках

Еще до побега Жилин понимал, что неповоротливый и слабый Костылин станет серьезной помехой. Он без труда мог сбежать в одиночку и, скорее всего, добился бы успеха.

Чувства жалости и сострадания не позволили Жилину бросить приятеля в беде. Его опасения полностью подтвердились: Костылин сильно замедлял бегство. Жилин всячески пытался подбодрить товарища, а в конце концов был вынужден тащить его на себе.

Жилин устоял перед огромным искушением, когда Костылин сам попросил бросить его. Этот поступок делает его настоящим героем. Стонущий офицер мог сыграть роль приманки для преследователей, но Жилин твердо решил: «Не годится товарища бросать».

Отношение к врагам

Жилин не испытывает ненависти к поработившим его горцам. Он понимает, что таковы законы войны на Кавказе. Жилин с достоинством признает свое поражение, но все же диктует свои условия при определении размера выкупа.

Русский офицер с интересом наблюдается за образом жизни и обычаями горцев. Многое ему кажется странным и непонятным. Жилин не осуждает чужие нравы, а пытается как-то приспособиться к этим людям.

Слава мастера Жилина, вероятно, спасла жизни обоих пленников. «Красный татарин» и старик, потерявший на войне всех сыновей, неприязненно относились к русским и постоянно требовали их казни. Выкуп задерживался, но Жилин был полезен, поэтому расправа постоянно откладывалась.

Образ миротворца

Толстой отрицательно относился к любой войне и доказывал, что она приносит только страдания. В образе Жилина писатель показал, что даже непримиримые враги могут найти общий язык.

В рассказе Жилин никого не убивает. Только во время взятия в плен в целях самообороны он думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

В плену Жилин мечтает не о мщении, а о бегстве. Горячие «патриоты» могут обвинить его в контактах и работе на врага, но для Жилина в этом нет ничего зазорного. Он просто делает то, что умеет.

Дружба Жилина с Диной — лучший пример того, как человеческие чувства и разум одерживают верх над многолетней враждой. С точки зрения горцев девочка предала свой народ. На самом деле Дина еще не была заражена лютой ненавистью и смогла увидеть в русском «звере» подобного ей человека.

Источник

Познавательное и интересное