План рассказа Корзина с еловыми шишками Паустовского
1) Встреча в лесу
2) Сочинение музыки для Дагни Педерсен
3) Поездка Дагни к сестре
4) Поход на концерт
5) Подарок
Краткий пересказ по плану
Композитор Эдвард Григ отдыхал осенью в окрестностях Норвегии. Ему очень нравились прогулки по осеннему лесу. Однажды он встретил там девочку, собирающую в корзину еловые шишки. Дочь лесника звали Дагни Педерсен. У девочки были красивые зелёные глаза, в которых отражалась вся природа. Эдвард Григ очень сожалел, что ему нечего было ей подарить. И он придумал написать для неё музыкальную композицию, чтобы вручить её в день восемнадцатилетия Дагни. Композитор проводил девочку до дома, и спросил на прощанье имя её отца. Дагни пригласила его в гости, но он вежливо отказался. В голове его уже звучала потрясающая мелодия.
Григ писал музыку около месяца. Её было невозможно передать словами! Он представлял Дагни взрослой девушкой, с чудесными зелёными глазами, сияющими от радости. Он видел, как она бежит ему навстречу, обнимает и прижимается своей нежной, девичьей щекой к его поседевшей небритой щеке. Он мысленно сравнивал Дагни с ранней зорькой, видел в ней благоухание весны и солнечный свет. Она была для него юностью, красотой, счастьем. И от этого музыка становилась еще божественней. Его сердце переполняли необыкновенный восторг и сказочное вдохновение!
Годы пролетели быстро! Незаметно наступило её восемнадцатилетие. Дагни окончила школу. Отец отправил её отдохнуть к сестре Магде, в Христианию. Он хотел, чтобы дочь хорошо провела время и увидела мир. Магда работала в театре, шила костюмы для артистов. Её муж Нильс был парикмахер. Жили они в театральном помещении под самой крышей, откуда был виден весь город. Дагни нравилось посещать театр и смотреть спектакли. После них она была под впечатлением увиденного и часто плакала, полная душевных волнений.
Однажды, в июльские белые ночи Дагни с сестрой и её мужем отправились на концерт в городской парк. Надев чёрное, бархатное платье она выглядела шикарно! Длинные золотистые косы были под стать этому наряду. Они струились тугими пшеничными колосьями, налитые ярким, солнечным блеском, и придавали Дагни особую неповторимость. Девушка впервые услышала симфоническую музыку и оркестр. Картины мелодий были похожы на сны. Она была очарована прекрасным вечером!
2) Сочинение музыки для Дагни Педерсен
3) Поездка Дагни к сестре
4) Поход на концерт
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Корзина с еловыми шишками
Популярные сегодня темы
Вопреки общему корню в словах «гордость» и «гордыня», они означают совершенно разные понятия. Слово «гордость» означает уважать самого себя, осознавать свои достоинства.
В жизни каждого человека наступает момент, когда его касается проблема выбора профессии. Для того чтобы правильно решить ее, в первую очередь нужно понять для себя, что такое профессия
Я хочу стать пограничником, так как это важно. Для страны важно, пусть это звучит так пафосно, но если вдруг враг придёт, кто его первым отражает?
Произведение является первым романом популярной литературной трилогии, повествующей о приключениях бесстрашных королевских мушкетерах в периода правления в семнадцатом веке французского короля Людовика Тринадцатого.
На мой взгляд, не все перемены приводят к положительному результату и понять это совсем не сложно. Для наглядности рассмотрите две любые ситуации из вашей жизни, одна из которых завершилась для вас положительно
Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»
Читательский дневник по рассказу «Корзина с еловыми шишками» Константина Паустовского
Автор: Паустовский Константин Георгиевич
Название произведения: «Корзина с еловыми шишками»
Главные герои: Эдвард Григ, Дагни Педерсен.
Второстепенные герои: тётя Магда, дядя Нильс
Характеристика главных героев:
Григ — творческая личность, композитор.
Отрешённый, вдумчивый. Исполнил своё обещание перед девочкой.
Дагни — мечтательная, впечатлительная, эмоциональная.
Заботливая и трогательная, добродушная. В начале рассказа ей 8 лет, в конце 18.
Характеристика второстепенных героев:
Магда — портниха при театре.
Нильс — её муж, парикмахер. Заботливые и добрые люди.
Краткое содержание рассказа «Корзина с еловыми шишками»
Однажды осенью, когда землю укрыли багровые листья, композитор Григ прогуливался в еловом лесу.
Он повстречал дочь местного лесничего Дагни Педерсен, восьмилетнюю девочку, которая несла большую корзину с шишками.
Композитор и девочка разговорились, а так как Дагни понравилась Григу, он пообещал ей сделать подарок, но только через десять лет.
Маленькая Дагни расстроилась, но делать было нечего.
Григ жил в городе Бергене. Он целый месяц писал обещанный подарок, представляя как девочка, нет, уже девушка с яркими зелёными глазами, бежит навстречу к нему и говорит: «Спасибо».
Композитора слушали синицы, матросы, Золушка и сверчок.
Когда Дагни минуло 18 лет, она приехала в столицу — город Христиания, к своей тёте Магде.
Тётя и её муж работали в театре, поэтому девушка там также часто бывала.
Спектакли производили на неё огромное впечатление.
В один прекрасный день Дагни с родственниками пошли на симфонический концерт.
По этому случаю Педерсен надела самое красивое бархатное платье.
Она погрузилась в музыку, как вдруг услышала со сцены своё имя.
Красавица не поняла и увидела, как дядя смотрит на неё с восхищением.
Потом она услышала, что эта музыка посвящается композитором Григом ей.
Дагни слушала музыку, узнавала свою родину, узнавала себя.
Ей хотелось сказать спасибо композитору, но она не могла этого сделать.
Девушка была вне себя от счастья, а также поняла, что очень любит жизнь, и она не пройдёт даром.
План рассказа «Корзина с еловыми шишками»:
1. Встреча Грига с дочерью лесника.
2. Композитор пишет музыку для Дагни.
3. В гостях у тётушки Магды.
4. Концерт симфонической музыки.
Детский рисунок-иллюстрация:
Главная мысль рассказа
Основная мысль автора состоит в том, что гений своим творчеством способен изменить мир, сделать других людей счастливыми.
Главная идея рассказа в том, что каждый человек уникален. Каждый имеет право быть счастливым, и для этого просто должен найти цель жизни.
Помочь в этом людям может музыка.
Чему учит рассказ
Рассказ учит ценить жизнь, радоваться каждому дню, любить природу и всё, что тебя окружает.
Учит тому, что любой человек рождается не зря, каждый достоин счастья.
И оказывается, чтобы полюбить жизнь и увидеть в ней смысл, иногда достаточно просто послушать музыку, в которой заключена вся красота этого мира.
Краткий отзыв к рассказу «Корзина с еловыми шишками» для читательского дневника
Прочитав это произведение, я задумалась о силе человеческого таланта и его способности влиять на других людей.
Это не просто история подарка, полученного Дагни от композитора Грига.
Это история обретения смысла жизни, которая стала возможной лишь благодаря музыкальному гению композитора.
Рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление.
Он увлекает с первых строчек и держит в напряжении до самого конца.
Мне очень понравилась главная героиня Дагни Педерсен.
Маленькой девочкой она была беззаботной и непосредственной.
Повзрослев, она стала серьёзной и временами очень грустной девушкой.
Мне очень нравилось её отношение к театру.
Этот рассказ заставляет задуматься о цели своей жизни, о мечтах и музыке.
Я советую всем прочитать эту трогательную историю, чтобы с головой окунуться в мир прекрасного, и понять чувства, которые переполняли Дагни на концерте.
Пословицы к произведению:
Всё великое в искусстве в единственном числе.
Всякое искусство есть подражание природе.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– Посмотри, Магда, – сказал вполголоса дядюшка Нильс, – Дагни так хороша, будто идёт на первое свидание.
– Вот именно! – ответила Магда. – Что-то я не видела около себя безумного красавца, когда ты пришёл на первое свидание со мной.
Ты у меня просто болтун.
И Магда поцеловала дядюшку Нильса в голову.
Словарь неизвестных слов:
Сага — скандинавская песня, предание;
Метроном — измерительный прибор.
Читательские дневники по другим произведениям Константина Паустовского:
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.
Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
а). Прослушивание музыки.
Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).
б). Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
в). Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
г). Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
д). Словарная работа.
Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.
Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.
е). Комментарий учителя к словарю.
Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.
Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.
Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.
Они живут в городе Бергене.
Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.
а). Комбинированное чтение.
1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую
музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.
2-ую часть читают ученики.
2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.
4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
б). Беседа по прочитанному.
(Проверка первичного восприятия произведения.)
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
Отметьте в тексте опорные слова.
б) Построение словесной модели.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.
в). Работа с пословицей.
“Каждому свой край сладок”.
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
д). Выборочное чтение.
– Прочитайте, как выглядел дом композитора.
Отметьте в тексте опорные слова.
е). Составление словесной модели.
ж). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?
з). Пересказ 3– ей части.
Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?
и). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?
– Почему она плакала после театрального представления?
– Как Дагни оказалась на концерте?
– Что произошло на концерте? Прочитайте.
– Почему Дагни плакала?
– Что открыла для себя Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?
– О чем этот рассказ?
а). Придумать другое название для этого рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.
К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.
2 урок.
Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.
Выбор наиболее удачных названий частей.
а). Беседа с элементами пересказа.
(Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)
– Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
б). Работа с выставкой рисунков.
– Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.
г). Беседа по иллюстрации учебника.
д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.
(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.
Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.
Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.
Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)
е). Формулировка вывода.
– Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.
Дополнение учителя к ответам учащихся:
– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.
з). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Писатель очеловечивает неживое.)
– Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?
(Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)
и). Выборочный пересказ.
жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль
к). Выборочное чтение.
(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)
л). Работа с пословицей.
“Не тот живет больше, кто живет дольше”.
н). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)
о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.
п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)
(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)
а). Обобщающая беседа.
(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)
(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)
б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему «Корзина с еловыми шишками»
Тема. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Образовательные: п родолжение работы над произведением К.Г.Паустовского ; совершенствование умения работать с текстом, используя различные приемы критического мышления;
Развивающие: развитие навыка чтения; развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке; формирование творческого воображения через умение представлять картины; работать над содержанием произведения, развивать речь учащихся, умение работать в мини- группах, парах.
Воспитывать: нравственные качества, творческие способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
— Познавательные УУД: о риентироваться в тексте произведения ; а нализировать произведение с целью определения идеи.
Уметь определять тему и цель урока, текста; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Личностные : знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров.
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
литературное чтение, музыка, русский язык, география
— Учебник «Литературное чтение», 4 класс, часть 2., Л.Ф. Климанова и др.
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах
Оборудование: учебник, пункты плана, портреты Э.Грига, К. Паустовского, книги писателя, музыка, компьютер, колонки, мультимедийная презентация, выставка, посвященная Э.Григу, план рассказа, смайлы
I. Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
-Добрый день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас у нас в гостях.
Ребята, поприветствуйте гостей своими улыбками и тихо присаживайтесь. Соберитесь с силами, мыслями. Давайте постараемся помогать друг другу. Я надеюсь, все у нас пройдет на высшем уровне. Итак, начнем.
Приём «яркого пятна»
— Как вы думаете, кто самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
— У меня в руках вот эта шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет назвать самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет.
Раскроем его мы в конце урока.
1) Определение темы и целей урока
-Ребята, посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе, и сформулируйте тему нашего урока.(на столе корзина с еловыми шишками)
— Сегодня мы продолжим работу над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
— Какой вопрос мы поставили перед собой перед началом работы с этим произведением? (Что делает человека бессмертным?)
— Каковы были наши предположения? (подвиги, поступки…)
— Продолжим урок не совсем обычно… Загляните на последнюю страницу произведения… Прочитайте последние 4 слова. («…чем должен жить человек..»)
— Так звучит главный вопрос нашего урока: «Чем должен жить человек. » ( надпись на доске)
— Какой знак препинания стоит после этих слов?(Многоточие)
— Для чего автор поставил многоточие?( Что-то надо домыслить)
В литературе это называется риторическим вопросом.
-Что это означает? Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.
— Кто попробует сформулировать цель урока? ( Задуматься над тем, чем должен жить человек. Найти ответ автора на вопрос в тексте. Выразить свое мнение по поставленному вопросу).
— И поможет нам в этом К.Д. Паустовский, если мы будем вдумчивыми читателями и активными собеседниками.
III . Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
— На прошлом уроке мы познакомились с биографией К.Д. Паустовского. Расскажите, что вы запомнили? (дети рассказывают)
Звучит фрагмент Э.Грига «Ля-минор»
— Ребята, о каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?
(о композиторе Эдварде Григе)
Группа ребят сегодня вас познакомит с интересными фактами из жизни Эдварда Грига.
(рассказ детей о Григе)
2. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
3. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
(на слайде презентации между портретами Паустовского и Грига стоит вопросительный знак)
— Можете ли вы теперь сказать, что общего и что различает творчество этих людей?
(Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. «Волшебник и великий музыкант» так говорил К.Паустовский об Э.Григе. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.)
IV . Работа над материалом урока.
— Что делал в лесу композитор? Зачем он приходил сюда не однажды?
(Гулял, любовался природой, черпал вдохновение в увиденной красоте).
— Как выглядел осенний лес? Что описывается в этом отрывке? (Воздух, шелест листьев, шум прибоя, мох, эхо, осенние листья.)
— Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса?
— Олицетворение: «эхо живет, ждет, швыряет», «…мох свешивается…, листья дрожат…» (Паустовский большой мастер олицетворений)
— Сравнения: «листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником»
— Эпитеты: «весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд, кованные листья»
— Какое важное событие описано в первой части?
— Как озаглавили первую часть, чтобы было понятно, о чем она? (Встреча Дагни и Грига в осеннем лесу)
— О чем разговаривают Дагни и Григ? Давайте найдем этот диалог и прочитаем его по ролям.
(чтение отрывка по ролям под грамзапись «Звуки леса»)
А. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
Г. Как тебя зовут, девочка?
А. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.
Г. Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
Д. У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так!
А. Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.
Д. А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
Г. Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
Д. Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
Г. Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
Г. Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?
Д. Хагеруп. Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки.
Г. Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!
А. Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки.
Г. Я напишу музыку. На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится 18 лет.
-Я думаю, ребята заслужили аплодисменты. Давайте встанем и поблагодарим их.
(Все встают из-за парт и аплодируют юным артистам).
— Смогли вы по этому небольшому отрывку понять, каков же Григ по характеру? Подтвердите свои ответы рассуждениями.
— Какой предстала перед нами и перед композитором дочь лесника?
Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках.
Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос.
Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему.
А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.
— Как вы думаете, почему Григ захотел сделать Дагни подарок?
(Она очаровала его. Гуляя по осеннему лесу, любуясь его красотой, Григ вдруг видит ее удивительные глаза, отражающие зеленую листву. Она сможет понять и оценить ту музыку, которую композитор для нее напишет.)
— Как вы думаете, почему с таким вниманием и любовью Григ относится к девочке?
-Почему композитор обещал девочке подарок только через несколько лет?
(Нужно было время, чтобы девочка выросла и смогла понять и оценить подарок.)
— О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? (там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки)
— С чем сравнивает автор это жилище? (с жилищем дровосека, там остались только большой диван для гостей и рояль)
— Что было украшением дома Грига? (Рояль) Почему?
— Музыку не передать словами. Но мастерство К. Паустовского и использованный им приём олицетворения позволяют услышать, как рояль великого композитора может петь (о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом). Прочитайте.
— Каких слушателей Григ ценил больше?
(Синиц на дереве, загулявших матросов из порта, прачку из соседнего дома, сверчка, снег и Золушку в заштопанном платье.)
— Прочитайте, какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал? (Дети читают)
— Какой эпизод изобразил художник на иллюстрации?
(написание музыки для Дагни)
— Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?
— В чём заключалось счастье для великого композитора? (Жить для других)
Найдите в второй части самые важные слова.
(«Я видел жизнь. Чтобы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старше, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, счастливее тебя, Дагни…»)
— Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие?
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Счастлив потому, что трудился во имя людей, отдавая им всё: талант, работу, жизнь.)
— Как эти слова характеризуют Грига?
(Жил для других, бескорыстно отдавая себя людям без остатка.)
— Как можно озаглавить 2 часть?
В доме композитора Грига
Просмотровое чтение 3 части.
— Как бы вы озаглавили прочитанное?
Дагни у тётушки Магды
— Что здесь описывается? (Какой стала Дагни и квартира тетушки Магды.)
а) словарно-лексическая работа (соотнести слова и картинки)
ботфорты со шпорами
1) подготовка к восприятию завершающей 4 части произведения
а) словарно-лексическая работа
— Уточним значение слов, которые встретятся в 4 части. Значение каких слов вам уже знакомо? Какой словарь поможет растолковать их значение? Познакомимся со значением слов по словарю.
Симфоническая музыка – музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.
Музыкальная пьеса – небольшое музыкальное произведение.
Чтение начала 4 части
После первого абзаца:
— Какой вопрос здесь скрыт? Попробуйте предположить.
После второго абзаца:
— Как автор отвечает на ваш вопрос? (Дагни верила всему, что видела на сцене, значит искренне переживала различные эмоции: сопереживала героям, радовалась вместе с ними и страдала…)
— Изменилась ли Дагни по характеру?
(Нет, Дагни осталась такой же доброй, скромной, чуткой, чувствительной натурой.)
— Какой стала Дагни через десять лет?
Словесное рисование портрет по восстановленным из текста деталям: стройная девушка с русыми, длинными косами цвета старого золота, красивая с сияющими большими зелёным глазами, одета в длинное театральное чёрное платье из бархата.
— Как вы думаете, что должно произойти? Проверим наши предположения.
— Прослушаем исполнение этого отрывка.
Ваша задача – внимательно следить по тексту, обращая внимание на описание музыки и чувств Дагни.
Беседа и выборочное чтение.
-Как вы понимаете «. внутри нее шумела буря»? (проснулось в душе много чувств и переживаний)
-Что представляла Дагни, впервые слушая симфоническую музыку?
(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)
— Почему после исполнения этой чудесной музыки «сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты»?
(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
— Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.
— Почему Дагни плакала? (Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)
Что это были за слезы?
— За что Дагни была благодарна Григу? Прочитай.
(Это слёзы благодарности. За то, что он не забыл её, за его щедрость, за то, что он открыл перед нею то прекрасное, чем должен жить человек…Люди плачут не только от горя, но и от больших светлых чувств.)
— А теперь послушаем музыкальное произведение. Попробуем и мы услышать и почувствовать в музыке то, что хотел много лет назад сказать девочке старый композитор.
— Совпали ли ваши чувства с чувствами Дагни?
— Какую картину нарисовало ваше воображение? (Это восход солнца, утро)
— Почему музыка Грига близка и понятна людям? ( о добре, о любви, о природе, о красоте)
— Подарок, который преподнес Э.Григ девочке духовный или материальный?
— Смогла ли Дагни оценить этот подарок?
Из каких вы это слов поняли?
V . Подведение итогов
— Сейчас я хочу предложить вам поработать в парах. Выполните тестовые задания по этому произведению, а буквы правильных, на ваш взгляд, ответов впишите в окошки с соответствующим номером.
Задания для I ряда
Впишите букву правильного ответа в клетку, соответствующую номеру вопроса.
1. Как Григ объяснил Дагни, почему он сможет подарить ей свой подарок только через 10 лет?
Л) он делает подарки для взрослых;
А) он будет делать его 10 лет;
М) он поедет за ним в далекую страну;
2. Что Григ помог девочке донести до дома?
Е) корзину с грибами; Г) ведро с водой;
Ю) корзину с шишками;
3. Почему Дагни не испугалась Грига?
К) она хорошо его знала;
Б) глаза у него смеялись;
С) у него был очень ласковый голос;
4. Как долго писал композитор музыку для Дагни?
А) больше года; О) больше месяца;
5. Где проводил осень композитор Э. Григ?
Ю) на берегу Женевского озера;
В) в лесах около Бергена;
Щ) на окраине Стокгольма;
6. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?
Ь) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка;
А) Солнце, Луна и звезды;
1. Что композитор убрал из своего дома?
Щ) ковры, портьеры и мягкую мебель
2. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?
3. Что композитор оставил в своём доме?
4. Как долго писал композитор музыку для Дагни Педерсен?
Р) больше месяца В) 10 лет
5. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?
О) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка
Б) воробьи, солдаты, кухарка, мышка, дождь,
6. Зачем отец отправил Дагни к тетушке Магде?
С) посмотреть свет и повеселиться
Б) продолжить учебу
7. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?
А) в комнатушке в подвале театра
Б) в комнатушке за сценой
Т) в комнатушке под крышей театра
8. Куда пошла девушка по настоянию тетушки Магды?
А) в исторический музей
Б) в оперу Ь) на концерт
1. Как Григ объяснил Дагни, почему он сможет подарить ей свой подарок только через 10 лет?
Д) он делает подарки для взрослых;
А) он будет делать его 10 лет;
Л) он поедет за ним в далекую страну;
2. Что Григ помог девочке донести до дома?
П) корзину с грибами;
О) корзину с шишками;
3. Почему Дагни не испугалась Грига?
З) она хорошо его знала;
Б) глаза у него смеялись;
С) у него был очень ласковый голос;
4. Как долго писал композитор музыку для Дагни?
5. Где проводил осень композитор Э. Григ?
Ю) на берегу Женевского озера;
О) в лесах около Бергена;
Щ) на окраине Стокгольма;
6. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?
Т) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка;
А) Солнце, Луна и звезды;
7. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?
К) в комнатушке в подвале театра;
Р) в комнатушке за сценой;
А) в комнатушке под крышей театра;
— Давайте проверим тесты и послушаем, какие слова у вас получились.
(доброта, щедрость, любовь)
— За что Дагни была благодарна Григу?
(За то, что он не забыл ее. За щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)
— Можно ли эти качества отнести к людям, о которых мы говорили на уроке?
— Кто нашел ответ на вопрос урока: «Чем же должен жить человек?» (любовью)
— Жить любовью к чему? (к жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине)
— А теперь мы вернемся к вопросу, который мы задали перед началом работы с этим произведением(на прошлом уроке) и в начале сегодняшнего урока. Попытайтесь сделать вывод:
— Что же делает человека бессмертным?
Чем же должен жить человек, каким он должен быть, чтобы оставить свой добрый след на земле?
(Человек становится бессмертным в памяти людей. Бессмертным его делают его добрые, мужественные поступки. Может сделать его бессмертным музыка, картины, художественные произведения… Жизнь должна быть наполнена любовью и духовностью, нужно уметь видеть прекрасное и романтическое в самом обыденном, не скупиться на добрые дела и поступки, уметь дарить людям счастье и «сказку жизни».)
— Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Ответы детей)
— Нет, Григ не умер. Он живёт в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным и после смерти его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал Константин Георгиевич Паустовский.
— Каждый человек должен оставить свой добрый след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым мы посвятили урок.
У рассказа есть продолжение. (читает продолжение). Сходите в библиотеку, возьмите и прочитайте его до конца. Постарайтесь ответить на вопрос:
Чем будет жить Дагни?
VI . Самооценка и выставление оценок.
— Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
— Оцените свой вклад в наш урок. Оцените свою работу на уроке.
— Ребята, я предлагаю вам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на листочках:
Я выполнял задания…
Я почувствовал, что…
Урок дал мне для жизни…
— А теперь я попрошу вас показать с помощью смайликов:
— если вам было всё понятно, вы с удовольствием работали на уроке
— вам все понравилось, но вы испытывали небольшие затруднения
— если вам было скучно и неинтересно.
VIII . Домашнее задание
— Дома я предлагаю вам поразмышлять на одну из предложенных тем.