Технологическая карта по литературному чтению «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович» (3 класс)
В.Одоевский Сказка «Мороз Иванович»
познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления;
Коммуникативные УУД – формировать умение договариваться, находить общее решение; прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке, осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи, умение работать на компьютере.
формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, формулировать цели урока.
Авторская и народная сказка, жанр, герой, характеристика героя, тема, автор.
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Работа фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Литературное чтение. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть),
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса обучающихся по УМК «Школа России». На изучение данной темы отведено 2 урока.
Урок проходит в дистанционном формате с использованием сервиса Google Meet в режиме видеоконференции и платформы nearpod. Учитель отправляет учащимся ссылку на платформу и код урока в чат. Учащиеся проходят на сайт платформы и вводят код урока в поле «для студентов».
Основной целью данного урока является представление информации в удобной для восприятия форме, помогает актуализировать имеющие знания (виды сказок, характеристика героев) с помощью игры, самостоятельно сформулировать тему урока и его цели с помощью задания на соотнесение автора и его произведения и наводящим вопросам, проконтролировать самостоятельное выполнение теста по новой теме и осуществить этап рефлексии.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
включение в деловой ритм.
Организует эмоциональный настрой на урок.
– Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. И нам нужны сегодня наши умные головы и добрые сердца.
– Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)
Самопланирование учебной деятельности.
Осознание насколько важен для него материал
формулирование познавательной цели
II . Работа по теме. Актуализация знаний.
Проверить уровень усвоения материала прошлого урока, организовать работу по подготовке учащихся к восприятию текста сказки и формулирования
Развивает учебно-познавательную активность детей
Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
Предлагает выдвинуть предположения о теме урока
–Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Литературные сказки»
2. Героями сказки могут быть:
3. Сколько раз в сказке повторяются события?
4. Признаки волшебные сказки.
5. Структура сказки.
–Посмотрите на экран.
Соотнесите автора и его произведения
Сказка про храброго зайца»
– На какие 2 группы можно разделить все сказки?
– К какой группе можно отнести предложенные сказки?
– С каким произведением мы еще не познакомились?
–Я прошу вас выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Отвечают на вопросы
1.Волшебные, бытовые, о животных;
2.Люди, животные, предметы
4.Зачин, волшебные предметы, троекратный повтор, борьба добра и зла, концовка;
5. Зачин, основная часть, концовка
Авторские и народные.
Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные УУД
Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
III Постановка учебной задачи
Формулирование темы и целей урока.
Учит определять тему урока
Формулирует вместе с детьми цель урока.
Знакомит с биографией автора
– Прочитайте тему урока.
–Тема урока: «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович»»
– Откройте учебник, прочитайте название произведения, автора, рассмотрите иллюстрации. Предположите, к какому литературному жанру относится это произведение?
– Какая главная идея сказки?
– Используя один или несколько глаголов–помощников, сформулируйте цель урока.
(познакомиться с новой сказкой; узнать информацию об авторе; узнать значение новых слов)
– Предположите, кого автор называет Мороз Иванович?
–Кто написал сказку? ( В. Одоевский)
–Посмотрите на портрет писателя.
Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.
Сейчас мы познакомимся с биографией писателя.
· Владимир Федорович Одоевский – русский писатель и общественный деятель. Родился он в Москве в 1803 году. Отец происходил из древнего княжеского рода.
· Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал латинский и древнегреческий.
· Владимир Федорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.
· Современным читателям В. Ф. Одоевский известен прежде всего как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней».
· Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.
· Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.
· Владимир Федорович писал статьи по музыке, а также создал несколько музыкальных произведений.
· Скончался В. Ф.Одоевский 27 февраля 1869 г. в Москве.