План рассказа Муму Тургенева 5 класс
1. В доме у барыни
2. Жизнь Герасима
3. Влюбленность Герасима
4. Женитьба Капитона и Татьяны
5. Прощание с Татьяной и Капитоном
6. Знакомство с Муму
7. Приказ барыни
8. Герасим прячет Муму
9. Выполнение воли барыни
10. Герасим уезжает в деревню
Пересказ
Свой рассказ «Муму» Тургенев написал в 1852 году. История взята из жизни писателя в доме его родной матери.
Дом старой овдовевшей барыни располагался на тихой московской улочке. Её сыновья ушли на службу, дочери давно вышли замуж. Так и проживала барыня свою старость в компании своих служилых людей. Из всей её челяди выделялся один дворник-Герасим. Он выполнял всю свою работу за четверых, обладал настоящей богатырской силой, но был глухонемым от рождения. Барыня привезла его к себе из глухой деревушки. Городской труд ему не нравился, Герасим нередко вспоминал свою жизнь в деревне.
Герасим решает проводить их и на обратной дороге нашел в речке утопающего щенка. Он приютил собаку и начал за ней ухаживать. Порода собачки оказалась испанской. Герасим души не чаял в Муму, именно так он назвал ее. В один день барыня заметила Муму и попросила, чтобы её принесли к ней. Испугавшись собака оскалилась на нее, и барыня постановила немедленно избавиться от собаки. Собачку продали на Охотничьем дворе. После пропажи Муму Герасим был полностью разбит, его лицо окаменело.Но в одну ночь Муму смогла прибежать обратно. Герасим стал прятать собаку. Однажды мимо дома проходил пьяный мужчина и Муму залаяла. Помещица услыхала собачий лай, и дала указ удалить ее со двора снова. Герасим распорядился сделать все собственноручно. Он отправился с ней на реку, отплыл в лодке, взял кирпичи, привязал их на шею Муму и бросил в речную воду.
После этого случая Герасим ушел со двора и возвратился в обратно деревню.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Муму
Популярные сегодня темы
Кого можно назвать человеком труда? Каждого, кто трудиться, то есть приносить посильный вклад в развитие своего государства. При этом труд может быть разный. Рассмотрим данное утверждение на примерах.
Сказка Бианки «Лесные домишки» показывает многообразие живой природы. Юный читатель узнаёт, что у каждой птички и животного есть свои привычки и домик.
В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы
Я даже не удивляюсь тому, что жизнь Онегина в деревне была простой и здоровой. Так обычно и бывает, когда городской житель, приехав на природу (и не на пикник, а на каникулы), наслаждается.
Литература 5 класс. Какой план для сочинения «Чему посвящен рассказ «Муму»?
Литература 5 класс. Пример плана к сочинению на тему «Чему посвящен рассказ И.Тургенева «Муму»?»
1.Вступление. (кто написал рассказ, кто главные герои, кратко о чем произведение).
2.Основные темы, вопросы, нравственный выбор, поднятые в рассказе
2.1. тема тяжелой жизни простых людей, бесправия крепостных, тема рабства
2.3. тема выбора, могли Герасим поступить иначе, был ли у него выбор.
3.Выводы: рабство позорно, внутренний конфликт приводит к бунту, выбор всегда есть, надо слушать свое сердце и бороться за свою любовь и за своих близких.
Рассказ «Муму» изучают в 5 классе. Составим план сочинения.
1) Кто автор рассказа, чему посвящен рассказ «Муму».
2) Очень краткое содержание, о чем произведение.
3) Основная проблема, освещенная в данном произведении.
4) Описать главного героя (Герасима), его характер, черты. Как он относился к Муму.
5) Какую основную мысль хотел донести Тургенев до читателя.
6) Чему учит произведение.
7) Заключение: мое впечатление о произведении, о чем я задумалась, какие выводы сделала.
Для многих произведение «Муму» очень тяжелое, особенно для 5 классов. Но не забывайте в какие времена происходило это действие и кто такие крепостные крестьяне.
Прочитав этот рассказ ещё в школе, у меня остались горькие воспоминания об этой трагической истории. Там затронуты несколько проблем. Во-первых, бесправие крепостных, дальше возмущает отношение господ к своим подчинённым, основная душещипательная история глухонемого слуги — крестьянина Герасима.
Этот рассказ ярко показывает сумасбродство барыни, которая вырвала Герасима из его родной, деревенской среды в город, потому что он был силён, вынослив и трудолюбив, а главное безмолвен. Он был удобным работником, хорошо исполняющим любое дело, за что бы не брался.
На примере Герасима автор показал насколько жестоко могли обходиться господа со своими крепостными.
Человек, который и без того лишён многого — он подневолен, лишён речи и слуха, один-одинёшенек на всём белом свете, по желанию барыни не смог жениться на любимой девушке. Была у него верная собачка Муму, которая скрашивала тяжёлую жизнь Герасима, он привязался к ней. Но барыня решила, что нет места в доме для собаки. и ему пришлось избавиться от Муму.
Тургенев показывает, что крепостной народ был безмолвен и бесправен. Но это не может продолжаться вечно. Наступает время, когда чувство достоинства, справедливости и свободолюбия просыпается, наступает предел терпению.
Всё произошедшее, драматичное в жизни Герасима и есть показатель того — когда ничто не может остановить решение человека вырваться из рабства, уйти и жить по-своему, а не под диктовку господ-тиранов.
Этот рассказ учит нас не быть бессловесными исполнителями чужой воли.
Надо иметь своё мнение, жизненную позицию и действовать по совести, чтобы потом не мучиться от угрызений совести за совершённые или не совершённые поступки по чужой прихоти, а не по собственной воле. Надо бороться и двигаться вперёд.
Подготовка к обучающему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (5 класс)
Тема урока: «Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
– Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение на литературную тему по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Произведение прочитано вами, на уроках мы давали характеристику героям, анализировали сцены, отвечали на вопросы, создавали иллюстрации. Работа проведена большая, и как итог нашей работы – сочинение.
Чтобы подобрать нужный материал, заранее вам были предложены темы:
Учитель: В каком году написан рассказ?
Ответ учащихся: В 1852 году во время крепостного права, опубликован в 1854 году в журнале «Современник».
Учитель: Кто главные герои рассказа?
Ответ учащихся: Глухонемой дворник Герасим и его собака Муму.
Учитель: Кто может назвать породу Муму?
Ответ учащихся: Спаниель.
Учитель: Рассмотрим композицию сочинения (строение, план). Обычно сочинение состоит из 3 частей.
Работа над составлением плана сочинения.
Идёт раскрытие выбранной темы, указывается авторская позиция.
3. Заключение. Ваше впечатление от рассказа. ( О чём заставляет задуматься рассказ «Муму»?)
— Итак, ребята, на протяжении нескольких уроков мы работали с рассказом И.С.Тургенева «Муму». С какими главными героями мы встретились на страницах рассказа?
— Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение?
III. Определение темы урока.
-Мы сегодня учимся писать сочинение-отзыв по произведению И. С. Тургенева «Муму».
-Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям)
-Какие цели мы перед собой поставим?
-Знаете ли вы, что такое отзыв?
1). Знакомство с понятием «отзыв».
Отзыв основан на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению.
При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.
Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнениями о прочитанном), так и письменными.
-Как вы поняли определение «отзыв»?
-Чтобы написать отзыв, неплохо было бы очутиться в той обстановке.
2). Создание проблемной ситуации.
— Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему?
— С кем не будете дружить? Почему?
— Кого вы могли бы бояться? Почему?
3). Работа по карточкам в парах.
Узнайте по описанию одного из героев. Решите, кто будет отвечать по карточке. СЛАЙД
— Мы находимся в усадьбе барыни. Каким вы видите главного героя при первой встрече? Каким он перед нами предстает в конце рассказа?
4). Составление плана устного отзыва.
_-Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать?
Запишем тему сочинения: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».
-Прежде чем писать сочинение, нужно описать устно
— С чего можно начать устный отзыв? (внешность, поведение
— Только ли с внешности?
Примерный план устного отзыва. На слайде
Кто такой? Какое положение занимает среди челяди?
Занятия, поступки, поведение героя.
Ваше отношение к поступкам героя.
(Подготовка в группах)
По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима)
5). Коллективная работа.
-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?
-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?
-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)
— Когда созревает желание уйти от барыни?
— Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?
— Есть ли в рассказе счастливые?
— Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.
— Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.
— Счастлив кто-нибудь из дворовых?
— В чем вы видите причину несчастья героев?
— А кого можно назвать достойным уважения?
6). Работа с иллюстрациями. (Слайд №2-6)
-А какие иллюстрации нарисовали бы вы к произведению?
7). Подготовка к письменной работе.
-Из каких основных частей состоит наше сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).
-На основе наших выводов составили план (Раздать в печатном виде)
Вместе постараемся продумать логику изложения, составим и запишем сложный план.
( Раздаю пример сложного плана, рабочие материалы)
Пример сложного плана сочинения
I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
-Кому я посоветую прочитать этот рассказ?
-Давайте посмотрим фрагменты сочинений-отзывов, написанных вашими ровесниками.
Герасим–главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму».
Герасим – глухонемой дворник, человек строгого и серьёзного нрава. Он настоящий русский богатырь огромного роста и необыкновенной физической силы. Герасим был человеком деревенским, принадлежавшим барыне – помещице. По её приказу Герасима привозят в город, и он попадает в дом помещицы, где все крепостные люди завистники. Герасим влюбляется в прачку Татьяну. Когда он видит её, машет руками, мычит, улыбается. Но барыня отдаёт Татьяну замуж за башмачника, и, конечно, Герасиму приходится смириться. Наверное, потеряв всякую веру в людей, Герасим привязывается к спасённому им щенку.
Непонятно, почему Герасим выполняет приказ барыни утопить Муму и возвращается в деревню. Но он протестовал против своего бесправного положения. Очень жаль Муму, но ещё жальче Герасима
Размышление над рассказом «Муму».
В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» описывается история, произошедшая с дворником Герасимом и его собачкой Муму, крепостной Татьяной и их барыней в Москве в стародавние времена.
С одной стороны, рассказ очень интересный и захватывающий, а с другой – грустный рассказ с множеством вопросов: почему? Мне было не понятно, почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму, почему барыня лишила Герасима последнего смысла жизни? У меня было ещё много вопросов, пока не прочитала рассказ внимательней. Я нашла ответы на все вопросы! Герасим утопил Муму, чтобы бедняга не мучилась, ведь он не мог прятать Муму вечно, деревня-то барская. Барыня просто не знала, что для Герасима Муму была смыслом жизни. Я думаю, если бы барыня знала об этом, она бы так не поступила с Герасимом.
Меня история в рассказе «Муму» поразила. Было очень жаль Муму и Герасима. Я плакала, читая главу, где Герасим утопил Муму.
Подробный план к рассказу тургенева муму. Вопрос: как составить план к произведению муму
как составить план к произведению муму?
Ответы:
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. 2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город. 3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 6. Герасим находит Муму. 7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней. 8. Встреча Муму и барыни. 9. Барыня требует уничтожить собаку. 10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 11. Сразу после гибели Муму он в знак протеста уходит из города в родную деревню.
1.Жизнь барыни. 2. Приезд Герасима. 3.Герасиму понравилась Татьяна. 4.Татьяна выходит замуж за Капитона. 5.Татьяна с Капитоном уезжают в деревню. 6.Герасим расстроился. 6.Спасение щенка. 7. Герасим ухаживает за щенком Муму 8.Муму отвели к барыне 9.Барыне не понравилась Муму. 10. Барыня решила избавиться от собаки. 11.Герасим с Муму выходят на прогулку ночью. 12.Барыня проснулась и приказала избавиться от собаки. 13.Герасим утопил Муму. 14.Герасим возвращается домой в деревню.
В нашей литературе существует множество талантливых писателей, которые проживали на территории страны в разные времена и эпохи. Одним из грандиозных умов ХІХ века был Иван Сергеевич Тургенев. Многие его произведения стали достоянием истории.
История написания и публикации
Трагический конец
За несколько лет, проведенных в Москве, Герасим испытал и любовь и горечь утраты. Все эти события отразились на нем очень сильно, и он после потери Муму решил вернуться с родную деревню.
Даже сегодня во многих школах разных стран изучают творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Он был очень талантливым человеком, а повесть «Муму», написанная им в 1852 г., вошла в историю литературы.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы планы ответов — рассуждения. Предлагаю три плана. По одному из них дети коллективно могут учиться подбирать аргументы рассуждения, по другому — дома самостоятельно подобрать аргументы дома и выступить в классе с результатами своей работы, по третьему — написать классное сочинение.
Так как ученики 5 класса читают рассказ в электронном виде, прежде чем выполнять различные задания, возникает необходимость проверки знания его содержания. В этом учителю и ученикам поможет тест
Сюжет книги
Произведение «Муму» — это достаточно грустный рассказ о глухонемом мужчине. В начале произведения автор знакомит нас с достаточно сильным и коренастым мужиком, которого звали Герасим.
Он переехал из деревни в Москву и работал дворником у старой барыни. Естественно, главные герои повести — это Герасим и Муму — собачка, которую подобрал на улице главный герой.
Сама повесть рассказывает о непростой жизни крепостных людей в то время. Одним из них и был Герасим. Он, человек, привыкший к тяжелому труду в деревне, долго свыкался с жизнью в столице и работой дворника. У Герасима оставалось много свободного времени, поэтому он старался выполнять свои обязанности как можно тщательней, тратя на это больше часов. Краткое содержание «Муму» рассказывает читателю о тяжелой доле Герасима, который пытался любить сначала девушку, потом собаку, но у него все отобрали. В итоге он провел остаток жизни в одиночестве.
План рассуждения
1. Крепостной крестьянин Герасим — главный герой рассказа «Муму» И. С. Тургенева.
1) силу и трудолюбие,
2) строгий и серьёзный «нрав»,
3) чувство собственного достоинства,
4) способность понимать людей, их настроение, отношение к себе,
6) необыкновенную терпеливость, принятие своей доли как должного,
7) бесправный и подневольный человек, он вынужден подчиняться воле барыни,
8)но, доведённый до отчаяния, может взбунтоваться против бесправия.
3. И. С. Тургенев сочувствием и уважением относится к своему герою.
Главные герои
Основным героем повести является глухонемой здоровяк Герасим, о котором написано ранее. Помимо него, в повести присутствует много разных героев: и дворецкий, и барыня, и башмачник, и прачка, и много других. Из них всех можно выделить Татьяну. Это девушка, работающая прачкой, ей было около 28-ми лет, но выглядела она уже как женщина средних лет. Герасиму нравилась Татьяна, он дарил ей разные подарки, даже защищал от остальной дворни. Но барыня захотела выдать девушку замуж за одного придворного алкоголика, работавшего башмачником. Она приказала дворецкому все устроить, но тот боялся сказать что-то Герасиму, ведь он в порыве гнева мог разнести весь дом.
Тогда он рассказал все Татьяне, она согласилась на свадьбу, но тоже боялась главного героя. Вместе они обманули Герасима, девушка притворилась пьяной, а наш герой не переносил спиртного. Это краткое содержание. Муму появилась уже после того, как Татьяна и Капитон (башмачник) уехали из Москвы. Герасим сильно переживал о потере девушки, которую он любил. Но в день ее отъезда он встретил маленького щеночка, которого забрал домой и полюбил, как пишет Тургенев. Муму, так наш герой назвал своего питомца, выросла и стала прекрасной собакой, которая нравилась всей дворне. Но и с ней наш герой не сумел побыть долго: спустя год барыня увидела собачку и приказала привести ее к ней. Муму привели, но когда пожилая дама попыталась ее погладить, собачке это не понравилось, она отвернула голову и зарычала. Барыня испугалась и решила уничтожить питомца Герасима.
bogemasamara.ru
Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Герасим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворецкий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодические персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.
Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму оскалила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.
В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описывается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.
Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано уничтожить.
Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».
Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добротой дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.
«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправная.
Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.
Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из деревни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «крепко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он выполнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-нибудь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обязанности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стукнул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек большой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.
Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безответной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей силой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Барыня велела истребить последнюю отраду крепостного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внимание символический смысл немоты Герасима. Ничего не может сказать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего простого русского народа.
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.
2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
6. Герасим находит Муму.
7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.
На одной из отдаленных улиц Москвы в окружении многочисленной дворни проводила последние годы своей скупой и скучающей старости барыня. Самым примечательным лицом из всех ее слуг был глухонемой от рождения дворник Герасим. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых, причем с усердием и на совесть.
Герасима привезли в Москву из деревни помимо его воли. Его занятия в новой должности казались ему слишком легкими. За полчаса он выполнял всю свою работу… Но порой он в растерянности останавливался посреди двора и замирал, а то уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и часами лежал, как пойманный зверь. Все в округе, в том числе дворовые, боялись его. Однажды ночью, поймав двух воров, он стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води.
Однажды старая барыня надумала остепенить пьяницу Капитана Климова — женить его на Татьяне. Татьяна была прачкой. С самого детства она не видела ласки, поскольку родни у нее не было. Нрава она была весьма смирного. Когда из деревни привезли Герасима, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры и старалась избегать встреч с ним. Герасим сначала не обращал на Татьяну особого внимания, потом стал посмеиваться, когда встречался с ней. Кротким ли выражением лица, робостью ли движений, но Татьяна полюбилась ему. Как-то раз Герасим угостил Татьяну пряничным петушком с сусальным золотом на хвосте и крыльях.
Скоро все узнали о привязанности немого дворника и стали подшучивать над Татьяной. Герасим же шуток над нею не позволял. Однажды Герасим заметил, что Капитон слишком любезно раскланялся с Татьяной, он подозвал его к себе, отвел в каретный сарай, а там, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, многозначительно пригрозил им Климову. С тех пор никто уже не заговаривал с Татьяной.
Татьяна поневоле дала согласие выйти замуж за Капитона, хотя и опасалась гнева Герасима. Барыня торопила подготовку к свадьбе. Дворецкий Гаврила собрал совет, на котором было принято решение обмануть Герасима, который терпеть не мог пьяниц: научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной. Татьяна поддалась уговорам, и хитрость удалась. Герасим поверил, что Татьяна напилась. Он привел ее в комнату, толкнул прямо к Капитону, а сам ушел к себе в каморку. Целые сутки не выходил Герасим из каморки. На следующий день он не обращал ни на Татьяну, ни на Капитона никакого внимания.
Через неделю состоялась свадьба. Герасим не изменил своего поведения ни в чем. Прошел год. Капитон спился и за это вместе со своею женой был отправлен в дальнюю деревню. На прощание Герасим подарил Татьяне бумажный платок, который хранил для нее все это время. Женщина расчувствовалась, поцеловала Герасима по-христиански три раза. С отъездом Татьяны Герасим лишился единственного близкого ему человека.
Герасим на берегу реки нашел собачонку (щенка), принес ее к себе в каморку и стал за ней ухаживать. Назвал ее Муму. Дворовым понравилась эта собачка. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам любил ее без памяти, ему даже было неприятно, когда другие ее гладили. Собачка помогала охранять дом по ночам, но попусту никогда не лаяла. Куда бы ни пошел Герасим, она бежала за ним. В господский дом Муму не входила, но в каморке Герасима чувствовала себя хозяйкой.
Так прошел год. Как-то барыня была в духе, смеялась и шутила. В доме не очень любили, когда на барыню находил веселый час, потому что эти вспышки продолжались у нее недолго и сменялись мрачным и кислым расположением духа. Глядя в окно, барыня увидела собачку и велела привести ее к себе. Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась. Барыня приказала покормить собачку. Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму, дрожа и озираясь вокруг, даже не принюхалась. Барыня подошла к собачке и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку… Внезапное движение собаки ее испугало.
— Отнесите ее вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! Какая она злая!
До самого вечера старая барыня быта не в духе… Утром она спросила Гаврилу: «Что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? мне спать не дала?» Гаврила отвечал, что, может быть, это собака немого. Барыня велела сделать так, чтобы ее сегодня же здесь не было. Гаврила велел слуге Степану увезти собаку. Степан поймал Муму и отвез ее в Охотный ряд. Там он продал собачку за полтинник.
Герасим искал собачку до позднего вечера, спрашивал у людей, но никто не знал, где находится Муму. На другой день Герасим не вышел из каморки. Лишь через день Герасим показался. Лицо его словно окаменело. Ночью он вдруг почувствовал, что кто-то дергает его за полу… Перед ним в каморке стояла с оборванной веревкой на шее Муму. Герасим схватил собачку, стиснул ее в своих объятиях: она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду… Герасим догадался, что собака не по своей воле пропала. Он понял по объяснениям людей, что Муму оскалилась на барыню… Чтобы сохранить возвращение Муму в тайне, он решил днем оставлять ее в каморке. Он закрыл армяком дырку в двери, чтобы собачка не могла выходить из нее. Глухому было невдомек, что собака своим визгом выдаст себя!
Возвращение Муму изменило настроение дворника. Он с большим старанием и усердием выполнял всю работу. В течение дня Герасим несколько раз ходил к своей затворнице, а ночью выводил ее погулять. Как-то ночью он уже собирался вернуться с Муму в каморку, как вдруг за забором раздался шорох. Муму принюхалась и залилась громким и пронзительным лаем. Какой-то пьяный человек вздумал устроиться переночевать. Барыня в это самое время собиралась уснуть. Внезапный лай разбудил ее… Она приказала послать за доктором и стала жаловаться, что собаки не дают ей покоя. Весь дом был поднят на ноги. Герасим увидел замелькавшие огни и тени в окнах, схватил Муму под мышку, вбежал в каморку и заперся.
Через несколько минут пять человек ломились в его дверь, но, почувствовав сопротивление засова, остановились. Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму. На следующее утро Герасим сам открыл дверь. Люди сначала испугались его. Но потом Гаврила знаками стал показывать, что барыня требует убрать его собаку. Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи и, как бы затягивая петлю, с вопросительным лицом посмотрел на дворецкого. Потом, посмотрев на Муму, он ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берется уничтожить Муму. Спустя час дверь каморки отворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан, он вел на веревочке Муму. Гаврила послал Ерошку проследить за глухим дворником. Ерошка увидал, что тот вошел в трактир вместе с собакой.
В трактире все знали Герасима и понимали его знаки. Он попросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла рядом с его стулом и спокойно поглядывала на него. Когда Герасиму подали щей, он накрошил туда хлеба, изрубил мелко мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась аккуратно есть. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на лобик собачки, другая — в щи. Он заслонил свое лицо рукой. Муму, съев полтарелки, отошла, облизываясь. Герасим, заплатив за щи, вышел из трактира. Он отправился к Крымскому броду. По дороге он зашел во двор дома и вынес оттуда два кирпича под мышкой.
От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до лодки и вскочил в нее вместе с Муму.
Герасим принялся сильно грести против течения реки. Когда уже позади осталась Москва, он положил весла, приник головой к Муму. Через несколько минут он выпрямился, опутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой и последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… «Ерошка, как только Герасим скрылся у него из виду, вернулся домой и донес все, что видел».
В течение дня никто не видел Герасима. Не пришел он к обеду и ужину… Герасим отправился домой, в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, взял кое-какие пожитки и ушел со двора. Дорогу он запомнил, когда его везли из деревни. Через два дня он был уже дома, в своей избенке.
В Москве же, на другой день барыня, узнав об исчезновении Герасима, разгневалась, расплакалась и велела отыскать его во что бы то ни стало. Она не хотела признать, что велела погубить Муму.
Герасима в конце концов оставили в покое, в родной деревне. Всю оставшуюся жизнь он прожил бобылем.
Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера-сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец-кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес-кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.
Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос-калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.
В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы-вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.
Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич-тожить.
Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст-ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».
Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро-той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.
«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ-ная.
Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.
Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев-ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп-ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы-полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни-будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя-занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук-нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль-шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.
Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот-ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си-лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Материал с сайта Барыня велела истребить последнюю отраду крепост-ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима-ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска-зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто-го русского народа.
как составить план к произведению муму?
Ответы:
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. 2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город. 3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 6. Герасим находит Муму. 7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней. 8. Встреча Муму и барыни. 9. Барыня требует уничтожить собаку. 10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 11. Сразу после гибели Муму он в знак протеста уходит из города в родную деревню.
1.Жизнь барыни. 2. Приезд Герасима. 3.Герасиму понравилась Татьяна. 4.Татьяна выходит замуж за Капитона. 5.Татьяна с Капитоном уезжают в деревню. 6.Герасим расстроился. 6.Спасение щенка. 7. Герасим ухаживает за щенком Муму 8.Муму отвели к барыне 9.Барыне не понравилась Муму. 10. Барыня решила избавиться от собаки. 11.Герасим с Муму выходят на прогулку ночью. 12.Барыня проснулась и приказала избавиться от собаки. 13.Герасим утопил Муму. 14.Герасим возвращается домой в деревню.
План
порассказумуму
. Попроси больше объяснений.9. Глухонемой и его
Муму
. 10. Ненависть барыни к собаке. 11. Ее злой приказ. 12. Убийство
Муму
. 13. Герасим уходит от барыни.
Znanija.com > план по рассказу муму —
VashUrok.ru > План по рассказу
. 8. Как барыня решила избавиться от собаки. 9. Герасим выполняет волю барыни.5. Расставание с Татьяной. 6. Герасим находит
Муму
и выхаживает ее. 7. Барыня велит прогнать собачку. 8. Герасим прячет
Муму
от барыни.
Shkolnikru.com > План по рассказу
Otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: план
1. Экспозиция: дом барыни. 2. Жизнь Герасима в доме барыни.Краткая характеристика произведения «
Муму
» Тургенева И. С. Жанр этого произведения —
рассказ
. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима.
Shkolniku.com > Написать план по рассказу
План
рассказамуму
5 класс тургенев герасим и
муму
Iotvet.com > План рассказа муму 5 класс
План
рассказа
«
Муму
«. 1 Описание Герасима. 2 Чем занимался Герасим. 3 Свадебная задумка барыни. 4
Рассказ
о Татьяне.6 Как у Герасима появился соперник. 7 Подготовка свадьбы Капитона и Татьяны. 8 Как Герасим нашел
Муму
.
Bolshoyvopros.ru > Как составить план по
к
рассказумуму
тургенев только придумайте свой а то.
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. 2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 11. Сразу после гибели
Муму
Obrazovalka.ru > План к рассказу муму
Составьте план
порассказу
,
Муму
«. Очень надо!! Vio13Girl.
муму
? что спасает герасима от тоски по родной деревни? какую печать наложило на герасима его несчастье? за что татьяна полюбилась герасиму? что роднит и что различает татьяну и герасима? чего ожидает все от…
Drugoi.neznaka.ru > план по рассказу муму,
как составить план
6. Герасим находит Муму
. 7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней. 8. Встреча
Муму
и барыни. 9. Барыня требует уничтожить собаку. 10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 11. Сразу после гибели
Муму
он в знак протеста уходит из города в родную деревню.
Cwetochki.ru > как составить план к
Тургенев, Анализ произведения Муму
«
МумуПлан
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. 2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
Vsesochineniya.ru > Тургенев, Анализ
нужен именно с того места, как Герасим нашёл
Муму
.1.История создания
рассказа
«
Муму
» История жизни Герасима 2.Жизнь Герасима в деревне 3.По воле барыне 4.Любовь к Татьяне 5.В жизни Герасима появилась «
Муму
» 6.Домой.
Zadachki.net > напишите пожалуйста план
к
рассказумуму
5-6 частям – koshkinsad.ru
к
рассказумуму
5-6 частям. 1)жизнь герасима в деревне до того как его забрали в город.
План
к
рассказумуму
5-6 частям Ссылка на основную публикацию.
8.orange3.ru > План к рассказу муму 5-6
План
рассказамуму
5 класс | Урокам.нет! — банк школьных знаний
Urokam.net > План рассказа муму 5 класс |
» анализ произведения Тургенева –
план
, история создания…
Тургенева «
Муму
» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.
Obrazovaka.ru > «Муму» анализ
И.С.Тургенева «
Муму
» (
план
с изменениями) | Инфоурок
И.С.Тургенева «
Муму
» (
план
с изменениями). библиотека материалов.
План
-конспект урока литературы.Как вы на него ответили? Давайте познакомимся с впечатлениями первых читателей
рассказа
«
Муму
» из раздела «Для вас, любознательные».
Infourok.ru > Рассказ И.С.Тургенева
Решение План
порассказуМуму
7. Встреча барыни и Муму
. 8. Как барыня решила избавиться от собаки. 9. Герасим выполняет волю барыни.Составьте сложный
планрассказа
о поведении капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши, отца…
Kototest.ru > Решение План по рассказу
«
МумуПлан
Sochuroki.com > Анализ рассказа И. С.
«
Муму
» с большой художественной правдой описывается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства
План
. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
Geum.ru > Анализ рассказа И. С.
. 1. Экспозиция: дом барыни. 2. Жизнь Герасима в доме барыни.5. Расставание с Татьяной. 6. Герасим находит
Муму
и выхаживает ее. 7. Барыня велит прогнать собачку. 8. Герасим прячет
Муму
от барыни.