План к басне слон и моська

Сказки

Литературное чтение «И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська»». 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку, проектор, компьютер, “чудо-мешок” с героями басен (ворона, стрекоза, очки, лебедь), карточки с пословицами для учащихся.

Слайды 1. Организационный момент.

1. Проверка готовности рабочих мест.
2. Повернуться друг к другу лицом, улыбнуться, мысленно пожелать друг другу удачи и успехов.

2. Актуализация знаний.

– Перед вами три портрета. Как этих людей можно назвать одним словом? (писатели)

– Кто из них пишет стихи? Кто он? (Поэт)

– Кто пишет рассказы? Как его называют? (Прозаик)

– А что пишет Иван Андреевич Крылов? Кто он? (Басни, баснописец)

– Сегодня мы вновь встретимся с произведениями этого баснописца. Но сначала вспомним, что такое басня.

– Кто является героями в басне?

– В басне всегда есть насмешка над дурным поступком, который является….? (Пороком, недостатком)

– А как называется главная мысль в басне? (Мораль)

– У меня в руках “Чудо-мешок”. Он поможет вспомнить ранее изученные басни. В нем звери из басен. Вы должны достать животное и продолжить название басни. (Ворона, стрекоза, очки, лебедь). 3. Постановка проблемы.

– Сегодня мы познакомимся с новой басней И. А. Крылова. Прочитайте её название:

– Все знают, кто такой слон. А вот про Моську, думаю, нет.

– Кто такая Моська? Выбери нужную картинку.
– Моська – это маленькая собачка

– Как вы думаете, почему названия этих животных даны с большой буквы? (это герои басни, действующие лица).

– Наверно не случайно сделал их И.А. Крылов героями своей басни. Подумайте об этом, когда будете слушать и постарайтесь представить то, что происходит в басне.

Чтение басни учителем.

5. Проверка первичного восприятия текста.

– Что вы представили, когда слушали эту басню?

– Какой момент запечатлён на иллюстрации?

– Заметил ли слон, что около его ног лает какая-то собачка? Откуда это видно? 6. Самостоятельное чтение басни (про себя).

– Прочитайте басню. Найдите слова, которые вам не совсем понятны. Подумайте над значением этих слов.

7. Словарная работа.

Напоказ чтобы показать.

Отколе – так говорили в старину, синоним – откуда.

Шавка – непородистая собака, обычно дворовая или уличная.

Не примечает – не замечает.

Диковинка – удивительная вещь.

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.

Зевака – любопытный, слоняющийся без дела.

Срамиться – позорить себя своим поведением.

8. Анализ произведения.

Повторное чтение басни вслух.

– Где происходит действие? Ответьте кратко.

– Зачем водили слона? Как написал об этом автор? (первые три строчки)

– Что делали люди? Прочитайте.

– Кто кроме людей увидел слона?

– Что она стала делать? Подтвердите строчками из басни.

– Как слон отнёсся к нападению Моськи? Из каких строк мы об этом узнаем?

– Кто это говорит? О чём она ещё просит Моську?

– Что отвечает ей Моська? Как она об этом говорит? (Насмешливо, осуждающе, стыдит Моську)

9. Чтение мастером художественного слова.

– Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова – актёр Игорь Ильинский (запись).

10. Чтение по ролям.

Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.

В зоопарке ходит слон, (Ходьба на месте, руки на поясе.)

Уши, хобот, серый он. (Наклоны туловища в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Встать на носки.)

12. Соотношение выражений.

– Прежде чем поговорить о главном в басне, соотнесите выражения с крыловскими строчками:

Показывали людям на улице – водили напоказ
Невидаль, редкость – в диковинку
Ходили группы любопытных – толпы зевак ходили
Откуда-то внезапно – отколе ни возьмись
Перестань себя позорить – перестань срамиться
Придаёт смелости – вот то-то мне и духу придаёт

– Вот такие меткие, точные слова для басни Крылов брал из языка народа, он бывал среди простых людей, прислушивался, записывал.

13. Работа над моралью басни. Обобщение.

Ну а теперь поговорим о главном. Как вы думаете, для чего же Моська нападала на Слона?

– Какой же была Моська на самом деле: храброй, сильной или притворялась такой, хотела всех обмануть?

– Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.

– Какой можно назвать Моську? Выберите нужные слова:

трусишка
смелая
хвастунишка
бесстрашная
самоуверенная
глупая
храбрая
самодовольная

– Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

Встречаются ли в жизни люди похожие на Моську? Как вы думаете, красиво ли так поступать, как Моська? Хотели бы вы быть похожими на Моську?

– В каких строчках заключён смысл этой басни?

– Это выражение нужно понимать не в прямом, а в переносном значении. Если бы человек, поступил так же как герой басни, то о нем с иронией, с насмешкой говорят: “ Ай, Моська ………….”

– Какие пороки высмеивает эта басня? Вам помогут их назвать слова, которыми мы охарактеризовали Моську:

трусость
хвастовство
самоуверенность
самодовольство
глупость

– Мораль басни вы уже знаете. Эти же мораль выражают и некоторые народные пословицы.

– Соберите пословицы: линиями соедините начало и конец и найдите нужную пословицу (работа в парах на карточках).

Читайте также:  Сказки киплинг проф пресс

– Прочитайте и найдите ту, которая подойдёт в качестве эпиграфа к басне.

Источник

Презентация к уроку

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

– Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение.
– Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению.

(На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное…)

– Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.

2. Актуализация знаний.

1. Знакомство с баснописцем.

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

– Посмотрите внимательно на экран.
– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

Учитель: Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

– Мои помощники на уроке ……….Они познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
Давайте вместе с вами вспомним их.

“Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ель ворона взгромоздясь
Позавтракать было совсем
Уж собралась…

“Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись….

“Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала….

3. Проблемный вопрос.

Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?

– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.

Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.

По словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?…

Нравоучительный рассказ-это рассказ в котором есть поучение, внушение нравственных правил.

– Важно ли соблюдать нравственные правила?

4. Постановка проблемного вопроса:

5. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы.
Работа в парах.

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть
Одобряет
доброта
правдивость
храбрость

Оцените свою работу.

– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

– Эти слова будут помощниками для следующего задания.

Слайд “Стрекоза и муравей”.
– Какие недостатки высмеивает баснописец? (лень,

Слайд. Подберите пословицу к этой басне.…….

1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

2. Делу время, потехе – час.

3. Один за всех – и все за одного.

Какие недостатки высмеивает Крылов? (Лесть, глупость.) (Ворона поверила ей, она смешна, глупа. Лисица заискивает с ней, хитрит.)

4. Басня “Лебедь, щука и рак”

Вы хорошо потрудились, предлагаю дружно отдохнуть.

Условия понятны? Будьте внимательны!

Молодцы, были очень внимательны.

7. Знакомство с басней “Слон и Моська”

Учитель. Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Чтение басни учащимися по цепочке.

– Где происходит действие?

Кто изображён на иллюстрации?

Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

1. Назовите действующих лиц басни.

2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

4. Какой вы представляете Моську? А слона?

5. Какой вы представляете Шавку?

8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..

9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.

Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.

Учитель. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание

Чтение мастером художественного слова.

– Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Ильинский.
– Послушайте внимательно с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Заметили разницу при чтении?

Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.

– Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

– Покажите, ребята, какое у вас сейчас настроение? Урок окончен.

Источник

Конспект урока по литературному чтению «Слон и Моська»

Конспект урока по литературному чтению по басне И.А. Крылова «Слон и Моська». Конспект урока разработан по всем требованиям ФГОС НОО.

Содержимое разработки

Цель: Создать условия для обобщения знаний о жанре басни; познакомить с басней «Слон и Моська»; выявить жанровые особенности этого произведения. Использовать ИКТ на уроке с целью выявление особенностей данной басни.

Развивающая – развивать мышление, внимание, память; формировать навыки чтения; обогащать речь учащихся;

Воспитывающая – воспитывать любовь к литературе, нравственные ценности, умение слушать других, уважение к чужому мнению, интереса к родному языку.

умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

умение ориентироваться на развороте страниц учебника.

— умение слушать и понимать других;

— умение оформлять свои мысли в устной форме.

умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Методы и приемы: диалоговый, игровой; словесные, наглядные, работа с учебником.

2. Речевая разминка.

3. Актуализация знаний

4. Открытие новых знаний

Подведение итогов. Рефлексия.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

— На уроке литературного чтения мы читаем. Чтобы подготовить наши язычки, проведём речевую разминку.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы стоят в комнате столы.Лу-лу-лу, лу-лу-лу идет Танечка к столу.Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша Леночка мила. Ры-ры-ры, ры-ры-ры сидит мышка у норы.

-Ребята, вспомним, какие же качества Крылов одобряет в баснях, которых мы изучаем, а какие высмеивает? (Слайд). Посмотрите на экран, вам даны 2 столбика и те качества, которые должны попасть в подходящий столбик. По поднятой руке выходим по одному и переносим слова в столбик.

Одобряет
доброта
правдивость
храбрость
трудолюбие

-Хорошо, эти слова будут вам помощниками для следующего задания. (Слайд «Стрекоза и Муравей»). Какие недостатки высмеивает баснописец?

-Подберите пословицу к этой басне? (Слайд)

1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

2. Делу время, потехе – час.

3. Один за всех – и все за одного.

-(Слайд «Ворона и Лисица»)
Какие недостатки высмеивает Крылов?

-(Слайд «Лебедь, щука и рак»)
Чему научила нас эта басня?

-(Слайд «Слон и Моська)
Посмотрите на картинку. Вы знаете эту басню?

-Как вы думаете, о чём она?

-Хотите убедиться в ваших предположениях?

Какие цели поставим перед собой на уроке?
1. Познакомиться с басней «Слон и Моська»
2. Выявить особенности этого произведения
3. Выявить характеры героев.

4. Узнать значение новых слов.

-Ребята, давайте послушаем басню.

-Понравилась вам басня и оправдались ли ваши догадки о её содержании?

— О ком в басне идёт речь?

-Посмотрите на текст и подчеркните красным маркером слова, которые вам не понятны. (Слайд)

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

-Хорошо, прочтите басню самостоятельно по цепочке.
-Молодцы. Где происходит действие?

-Кто изображён на иллюстрации?

— Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением. Назовите действующих ли в басне?

-Как ведёт себя Моська?

-Как Слон к этому отнёсся?

-Какой вы представляете Моську?

-Как представили Шавку?

-Найдите в тексте и прочтите, что посоветовала Шавка Моське?

-За что Шавка осуждает Моську?

-Прочитайте, зачем Моська напала на Слона?

-Над чем же смеётся автор в этот раз?

-Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
-Хорошо, давайте немного отдохнём.
«Раз подняться, потянуться»
-Сидя за партами, быстро поморгаем. Затем закроем глаза и посмотрим вправо, влево, вверх, вниз.
-Ребята, прежде чем мы начнём читать басню выразительно, нам нужно определиться с интонацией. Послушаем басню в исполнении мастера художественного слова Ильинского. Слушаем внимательно, с одинаковой ли интонацией он будет читать это произведение?
-Заметили разницу при чтении? Уловили её?

-Давайте и мы прочтём басню по ролям. Сколько нам нужно человек для чтения?
-Не забываем соблюдать правильную интонацию!
-Ребята, какова мораль басни? Прочтите её?

-Когда в жизни можно употребить эти слова?

-Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

-Посмотрите на экран. Я предлагаю вам посмотреть электронную книгу со всеми иллюстрациями к басне.

-Ребята, мы сегодня проделали большую работу. Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке и что узнали?

-Вспомните цели, которые вы поставили перед собой. Достигли ли вы их? Кто достиг, покажите мне палец вверх, а кто не достиг, вниз.

-Вспомним план работы, который нам нужно было выполнить! (Слайд)

-Мы всего достигли и всё узнали?

-Посмотрите на доску, вы видите 2 колонки. Первая колонка с тучкой, вторая с солнышком. Если ваше настроение хорошее и вы довольны уроком, подойдите к доске и поставьте + в колонку с солнышком. Если нет, то – в колонку с тучкой.

-Дома вам нужно выучить эту басню.

-Всем большое спасибо за работу, до свидания!

Источник

Урок литературного чтения в 4-м классе. И.А. Крылов. «Слон и Моська»

1. Организационный момент

– Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? Что для вас значит урок чтения? Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения?

2. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Прочитайте эти слова в медленном темпе, быстром темпе, «птичьим базаром», с интонацией восклицания.
– Какие слова в этом четверостишии нам говорят о том, как нужно работать на уроке литературного чтения?

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

3. Вступительное слово учителя

– Какие автобиографические данные вы дополните к этому списку?
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого, русского баснописца И.А.Крылова
– Как вы понимаете значение слова великого?

Проблемный вопрос: Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?

4. Изучение новой басни «Слон и Моська»

а) Анализ иллюстрации к басне в учебнике.

– Кого вы видите на этой иллюстрации?
– Как выглядят герои басни?
– Предположите, какой разговор могут вести герои басни?

б) Словарная работа.

– Объясните значение данных слов. Ключ к разгадке данных слов найдёте в фамилии автора:

икавез – тот, кто слоняется по улицам без дела
закопан – обратить внимание для вида
икяибаз – человек, который любит затевать ссоры
елокто – откуда
акваш – непородистая собака, уличная или дворовая
акнивокид – странная, удивительная вещь или явление

в) Чтение басни хорошо подготовленным учеником.

– Оправдались ли ваши предположения?
– Где происходят действия?

г) Выразительное и выборочное чтение басни учащимися.

– Опишите, как выглядят, что делают, как говорят герои басни?
– Над кем смеётся автор?
– Что противопоставляется в басне?
– Если в этой басне прямо сформулированная мораль?

5. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело.

6. Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова

– И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, помогает устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви к народу.

7. Групповая работа

– Мы изучили много басен И.А.Крылова. Какую интересную внеклассную работу вы предложили бы для ребят по творчеству баснописца? ( игры, викторины, конкурсы рисунков) Попытаемся придумать литературную викторину по басням И.А.Крылова.

Коллективное обсуждение заданий для каждой группы.

Задание для 1 группы.

Детям предложен сборник загадок, среди которых необходимо найти загадки, отгадками которых являются героев басен Крылова И.А.

Задание для 2 группы.

– Вам даны герои басен: петух, ворона, лисица, белка, мартышка, комар, слон, рак, лев. Придумайте лабиринт из героев этих басен.

Задание для 3 группы.

Детям предложены тексты басен Крылова.

3 группа – выписывают из текста героев и предлагают задание: соедини героев басен.

Задание для 4 группы.

4 группа – предлагает задание продолжить строчки и назвать басню.

8. Итог урока

– Басенных сюжетов существует не так много: они переходят от одного автора к другому.
– Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?
– Почему сюжеты не устаревают? (Человеческие пороки неискоренимы, неизменны, басни сохраняют свою актуальность)

9. Рефлексия

– У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова.

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)

10. Домашнее задание по выбору учащихся

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры.
в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова.

Источник

Читайте также:  Пословичный рассказ слово не воробей вылетит не поймаешь
Познавательное и интересное