Литературное чтение «И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська»». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку, проектор, компьютер, “чудо-мешок” с героями басен (ворона, стрекоза, очки, лебедь), карточки с пословицами для учащихся.
Слайды
1. Проверка готовности рабочих мест.
2. Повернуться друг к другу лицом, улыбнуться, мысленно пожелать друг другу удачи и успехов.
– Перед вами три портрета. Как этих людей можно назвать одним словом? (писатели)
– Кто из них пишет стихи? Кто он? (Поэт)
– Кто пишет рассказы? Как его называют? (Прозаик)
– А что пишет Иван Андреевич Крылов? Кто он? (Басни, баснописец)
– Сегодня мы вновь встретимся с произведениями этого баснописца. Но сначала вспомним, что такое басня.
– Кто является героями в басне?
– В басне всегда есть насмешка над дурным поступком, который является….? (Пороком, недостатком)
– А как называется главная мысль в басне? (Мораль)
– У меня в руках “Чудо-мешок”. Он поможет вспомнить ранее изученные басни. В нем звери из басен. Вы должны достать животное и продолжить название басни. (Ворона, стрекоза, очки, лебедь).
– Сегодня мы познакомимся с новой басней И. А. Крылова. Прочитайте её название:
– Все знают, кто такой слон. А вот про Моську, думаю, нет.
– Кто такая Моська? Выбери нужную картинку.
– Моська – это маленькая собачка
– Как вы думаете, почему названия этих животных даны с большой буквы? (это герои басни, действующие лица).
– Наверно не случайно сделал их И.А. Крылов героями своей басни. Подумайте об этом, когда будете слушать и постарайтесь представить то, что происходит в басне.
Чтение басни учителем.
5. Проверка первичного восприятия текста.
– Что вы представили, когда слушали эту басню?
– Какой момент запечатлён на иллюстрации?
– Заметил ли слон, что около его ног лает какая-то собачка? Откуда это видно?
– Прочитайте басню. Найдите слова, которые вам не совсем понятны. Подумайте над значением этих слов.
7. Словарная работа.
Напоказ – чтобы показать.
Отколе – так говорили в старину, синоним – откуда.
Шавка – непородистая собака, обычно дворовая или уличная.
Не примечает – не замечает.
Диковинка – удивительная вещь.
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.
Зевака – любопытный, слоняющийся без дела.
Срамиться – позорить себя своим поведением.
8. Анализ произведения.
Повторное чтение басни вслух.
– Где происходит действие? Ответьте кратко.
– Зачем водили слона? Как написал об этом автор? (первые три строчки)
– Что делали люди? Прочитайте.
– Кто кроме людей увидел слона?
– Что она стала делать? Подтвердите строчками из басни.
– Как слон отнёсся к нападению Моськи? Из каких строк мы об этом узнаем?
– Кто это говорит? О чём она ещё просит Моську?
– Что отвечает ей Моська? Как она об этом говорит? (Насмешливо, осуждающе, стыдит Моську)
9. Чтение мастером художественного слова.
– Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова – актёр Игорь Ильинский (запись).
10. Чтение по ролям.
– Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.
В зоопарке ходит слон, (Ходьба на месте, руки на поясе.)
Уши, хобот, серый он. (Наклоны туловища в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Встать на носки.)
12. Соотношение выражений.
– Прежде чем поговорить о главном в басне, соотнесите выражения с крыловскими строчками:
Показывали людям на улице – водили напоказ
Невидаль, редкость – в диковинку
Ходили группы любопытных – толпы зевак ходили
Откуда-то внезапно – отколе ни возьмись
Перестань себя позорить – перестань срамиться
Придаёт смелости – вот то-то мне и духу придаёт
– Вот такие меткие, точные слова для басни Крылов брал из языка народа, он бывал среди простых людей, прислушивался, записывал.
13. Работа над моралью басни. Обобщение.
– Ну а теперь поговорим о главном. Как вы думаете, для чего же Моська нападала на Слона?
– Какой же была Моська на самом деле: храброй, сильной или притворялась такой, хотела всех обмануть?
– Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.
– Какой можно назвать Моську? Выберите нужные слова:
трусишка
смелая
хвастунишка
бесстрашная
самоуверенная
глупая
храбрая
самодовольная
– Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
– Встречаются ли в жизни люди похожие на Моську? Как вы думаете, красиво ли так поступать, как Моська? Хотели бы вы быть похожими на Моську?
– В каких строчках заключён смысл этой басни?
– Это выражение нужно понимать не в прямом, а в переносном значении. Если бы человек, поступил так же как герой басни, то о нем с иронией, с насмешкой говорят: “ Ай, Моська ………….”
– Какие пороки высмеивает эта басня? Вам помогут их назвать слова, которыми мы охарактеризовали Моську:
трусость
хвастовство
самоуверенность
самодовольство
глупость
– Мораль басни вы уже знаете. Эти же мораль выражают и некоторые народные пословицы.
– Соберите пословицы: линиями соедините начало и конец и найдите нужную пословицу (работа в парах на карточках).
– Прочитайте и найдите ту, которая подойдёт в качестве эпиграфа к басне.
Презентация к уроку
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
– Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение.
– Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению.
(На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное…)
– Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.
2. Актуализация знаний.
1. Знакомство с баснописцем.
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
– Посмотрите внимательно на экран.
– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)
Учитель: Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.
Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.
– Мои помощники на уроке ……….Они познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова.
2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
Давайте вместе с вами вспомним их.
“Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ель ворона взгромоздясь
Позавтракать было совсем
Уж собралась…
“Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись….
“Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала….
3. Проблемный вопрос.
Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?
– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.
Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.
По словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?…
Нравоучительный рассказ-это рассказ в котором есть поучение, внушение нравственных правил.
– Важно ли соблюдать нравственные правила?
4. Постановка проблемного вопроса:
5. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы.
Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.
Высмеивает ложь глупость жадность хитрость лесть | Одобряет доброта правдивость храбрость Оцените свою работу. – Так почему же басни Крылова актуальны в наше время? (Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.) – Эти слова будут помощниками для следующего задания. Слайд “Стрекоза и муравей”. Слайд. Подберите пословицу к этой басне.……. 1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. 2. Делу время, потехе – час. 3. Один за всех – и все за одного. Какие недостатки высмеивает Крылов? (Лесть, глупость.) (Ворона поверила ей, она смешна, глупа. Лисица заискивает с ней, хитрит.) 4. Басня “Лебедь, щука и рак” Вы хорошо потрудились, предлагаю дружно отдохнуть. Условия понятны? Будьте внимательны! Молодцы, были очень внимательны. 7. Знакомство с басней “Слон и Моська” Учитель. Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”. – Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня? Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения. – Оправдались ли ваши предположения о содержании басни? – Встретились ли вам незнакомые слова?
Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно. Чтение басни учащимися по цепочке. – Где происходит действие? Кто изображён на иллюстрации? Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном. Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением. 1. Назовите действующих лиц басни. 2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.) 3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.) 4. Какой вы представляете Моську? А слона? 5. Какой вы представляете Шавку? 8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..— 9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне? Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других. Учитель. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание Чтение мастером художественного слова. – Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Ильинский. Заметили разницу при чтении? Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям. – Сколько нужно человек для чтения? (3) – Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”? (– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.) – Чему учат басни? Назовите положительные качества…….. Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. – Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились. – Покажите, ребята, какое у вас сейчас настроение? Урок окончен. Конспект урока по литературному чтению «Слон и Моська»Конспект урока по литературному чтению по басне И.А. Крылова «Слон и Моська». Конспект урока разработан по всем требованиям ФГОС НОО. Содержимое разработкиЦель: Создать условия для обобщения знаний о жанре басни; познакомить с басней «Слон и Моська»; выявить жанровые особенности этого произведения. Использовать ИКТ на уроке с целью выявление особенностей данной басни. Развивающая – развивать мышление, внимание, память; формировать навыки чтения; обогащать речь учащихся; Воспитывающая – воспитывать любовь к литературе, нравственные ценности, умение слушать других, уважение к чужому мнению, интереса к родному языку. — умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; — умение на основе анализа объектов делать выводы; — умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; — умение ориентироваться на развороте страниц учебника. — умение слушать и понимать других; — умение оформлять свои мысли в устной форме. — умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; — умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. — умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; — формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; — умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Методы и приемы: диалоговый, игровой; словесные, наглядные, работа с учебником. 2. Речевая разминка. 3. Актуализация знаний 4. Открытие новых знаний Подведение итогов. Рефлексия. — Громко прозвенел звонок, — Проверьте, все ли у вас готово к уроку? — На уроке литературного чтения мы читаем. Чтобы подготовить наши язычки, проведём речевую разминку. Лы-лы-лы, лы-лы-лы стоят в комнате столы.Лу-лу-лу, лу-лу-лу идет Танечка к столу.Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша Леночка мила. Ры-ры-ры, ры-ры-ры сидит мышка у норы. -Ребята, вспомним, какие же качества Крылов одобряет в баснях, которых мы изучаем, а какие высмеивает? (Слайд). Посмотрите на экран, вам даны 2 столбика и те качества, которые должны попасть в подходящий столбик. По поднятой руке выходим по одному и переносим слова в столбик. Одобряет -Хорошо, эти слова будут вам помощниками для следующего задания. (Слайд «Стрекоза и Муравей»). Какие недостатки высмеивает баснописец? -Подберите пословицу к этой басне? (Слайд) 1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. 2. Делу время, потехе – час. 3. Один за всех – и все за одного. -(Слайд «Ворона и Лисица») -(Слайд «Лебедь, щука и рак») -(Слайд «Слон и Моська) -Как вы думаете, о чём она? -Хотите убедиться в ваших предположениях? Какие цели поставим перед собой на уроке? 4. Узнать значение новых слов. -Ребята, давайте послушаем басню. -Понравилась вам басня и оправдались ли ваши догадки о её содержании? — О ком в басне идёт речь? -Посмотрите на текст и подчеркните красным маркером слова, которые вам не понятны. (Слайд) Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела. -Хорошо, прочтите басню самостоятельно по цепочке. -Кто изображён на иллюстрации? — Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением. Назовите действующих ли в басне? -Как ведёт себя Моська? -Как Слон к этому отнёсся? -Какой вы представляете Моську? -Как представили Шавку? -Найдите в тексте и прочтите, что посоветовала Шавка Моське? -За что Шавка осуждает Моську? -Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? -Над чем же смеётся автор в этот раз? -Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание. -Давайте и мы прочтём басню по ролям. Сколько нам нужно человек для чтения? -Когда в жизни можно употребить эти слова? -Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. -Посмотрите на экран. Я предлагаю вам посмотреть электронную книгу со всеми иллюстрациями к басне. -Ребята, мы сегодня проделали большую работу. Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке и что узнали? -Вспомните цели, которые вы поставили перед собой. Достигли ли вы их? Кто достиг, покажите мне палец вверх, а кто не достиг, вниз. -Вспомним план работы, который нам нужно было выполнить! (Слайд) -Мы всего достигли и всё узнали? -Посмотрите на доску, вы видите 2 колонки. Первая колонка с тучкой, вторая с солнышком. Если ваше настроение хорошее и вы довольны уроком, подойдите к доске и поставьте + в колонку с солнышком. Если нет, то – в колонку с тучкой. -Дома вам нужно выучить эту басню. -Всем большое спасибо за работу, до свидания! Урок литературного чтения в 4-м классе. И.А. Крылов. «Слон и Моська»1. Организационный момент – Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? Что для вас значит урок чтения? Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения? 2. Речевая разминка
– Прочитайте эти слова в медленном темпе, быстром темпе, «птичьим базаром», с интонацией восклицания.
3. Вступительное слово учителя – Какие автобиографические данные вы дополните к этому списку? Проблемный вопрос: Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни? 4. Изучение новой басни «Слон и Моська» а) Анализ иллюстрации к басне в учебнике. – Кого вы видите на этой иллюстрации? б) Словарная работа. – Объясните значение данных слов. Ключ к разгадке данных слов найдёте в фамилии автора: икавез – тот, кто слоняется по улицам без дела в) Чтение басни хорошо подготовленным учеником. – Оправдались ли ваши предположения? г) Выразительное и выборочное чтение басни учащимися. – Опишите, как выглядят, что делают, как говорят герои басни? 5. Физкультминутка
6. Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова – И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, помогает устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви к народу. 7. Групповая работа – Мы изучили много басен И.А.Крылова. Какую интересную внеклассную работу вы предложили бы для ребят по творчеству баснописца? ( игры, викторины, конкурсы рисунков) Попытаемся придумать литературную викторину по басням И.А.Крылова. Коллективное обсуждение заданий для каждой группы. Задание для 1 группы. Детям предложен сборник загадок, среди которых необходимо найти загадки, отгадками которых являются героев басен Крылова И.А. Задание для 2 группы. – Вам даны герои басен: петух, ворона, лисица, белка, мартышка, комар, слон, рак, лев. Придумайте лабиринт из героев этих басен. Задание для 3 группы. Детям предложены тексты басен Крылова. 3 группа – выписывают из текста героев и предлагают задание: соедини героев басен. Задание для 4 группы. 4 группа – предлагает задание продолжить строчки и назвать басню. 8. Итог урока – Басенных сюжетов существует не так много: они переходят от одного автора к другому. 9. Рефлексия – У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова. (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске) 10. Домашнее задание по выбору учащихся а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть. |