План к рассказу анюткина утка

Сказки

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

03.03.2021

Бианки В. «Анюткина утка»

Читайте краткое содержание других рассказов Виталия Бианки:

Даже дикие звери помнят добро.

Чему учит рассказ «Анюткина утка»

Рассказ учит любить природу и не давать в обиду птиц и зверей. Учит состраданию и милосердию. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит быть благодарными.

Отзыв на рассказ «Анюткина утка»

Мне очень понравилась девочка Анютка, которая любила птиц и старалась помочь раненой утке. Но она не стала удерживать птицу, когда та захотела улететь. И птица сама вернулась к девочке, когда поняла, что рядом с человеком ей не грозят опасности. Анютка поступила как настоящий человек, добрый и отзывчивый.

Пословицы к рассказу «Анюткина утка»

Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Анюткина утка»

Мельникова дочь Анютка очень любила птиц, но на мельнице их не было. Вот она и ходила на запруду, кормила диких уток.

Однажды отец пришёл с охоты и принёс мешок дичи. Анютка стала разбирать мешок, а одна утка оказалась живой, только крыло у неё было перебито.

Стала упрашивать девочка отца не убивать утку, а ей отдать. Согласился мельник.

Перевязала девочка утке крыло белой тряпочкой, за ногу к веточке привязала и в запруду выпустила. Стала утка в запруде плавать, а Анютка её кормить.

Вскоре зажило крыло у утки, а тряпочка в крыло вросла. Стала Анютка утку Белым зеркальцем звать.

Надеялась девочка, что уточка будет к ней прилетать, но отец сказал, что дикая птица не вернётся к человеку.

Как-то весной плыла девочка на лодке и увидела, как из дупла её утка выскочила. Убежала в лес, не догнать. Но Анютка поняла, что утка от гнезда уводила и посмотрела в дупло, а там двенадцать яиц.

Обрадовалась девочка, отцу про то рассказала, но где это дерево не сказала, чтобы не убили её уточку.

Стала Анютка за уточкой приглядывать. Раз ястреб на утку напал, но та его в глубину увлекла и отбилась.

Вскоре стала плавать уточка с десятью утятами.

А в конце лета охотники приехали, стали уток бить. Анютка очень за свою уточку боялась. А охотник один рассказал, что увидел мамку с утятами, и собака двух утят задавила. А сам он собирался на следующее утро на уточку поохотиться.

Хотела Анютка рано утром на речку побежать, уточку спасти, но проспала. Вышла на плотину, плачет. Вдруг видит, её уточка плывет и восемь утят с ней.

Так и стала уточка возле плотины на запруде плавать, а Анютка её подкармливала. А потом утята выросли и разлетелись. Но на следующую весну Белое зеркальце снова привела утят к запруде, поняла, что здесь спокойней.

И никто уточку не трогал, а звали её Анюткиной.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Анюткина утка»

Источник

Анюткина утка — Бианки В.В.

Дочка мельника Анюта очень хотела, чтобы у нее была своя утка. Как-то раз отец с охоты принес раненую утку, и девочка стала за ней ухаживать и за зиму вылечила ее. Весной утку отпустили на волю, она обзавелась потомством. Но кругом было столько опасностей, что в итоге утка поняла, что безопаснее всего для её детей будет держаться поближе к людям, и с тех пор стала жить в запруде, рядом с домом мельника.

Анюткина утка читать

От осенних дождей разлилась вода в запруде.
По вечерам прилетали дикие утки. Мельникова дочка Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте.

Мельник часто уходил на охоту по вечерам.
Анютке было очень скучно сидеть одной в избе.
Она выходила на плотину, звала: «Уть-уть, уть!» — и бросала хлебные крошки в воду.
Только утки не плыли к ней. Они боялись Анютки и улетали с запруды, свистя крыльями.
Это огорчало Анютку.
«Не любят меня птицы, — думала она. — Не верят мне».
Сама Анютка очень любила птиц. Мельник не держал ни кур, ни уток. Анютке хотелось приручить хоть какую-нибудь дикую птицу.
* * *
Раз поздним осенним вечером мельник вернулся с охоты. Он поставил ружьё в угол и сбросил с плеч мешок.
Анютка кинулась разбирать дичь.
Большой мешок был набит стреляными утками разных пород. Анютка всех их умела различать по величине и блестящим зеркальцам на крыльях.
В мешке были крупные кряковые утки с фиолетово-синими зеркальцами. Были маленькие чирки-свистунки с зелёными зеркальцами и трескунки — с серыми.
Анютка одну за другой вынимала их из мешка, считала и раскладывала на лавке.
— Сколько насчитала? — спросил мельник, принимаясь за похлёбку.
— Четырнадцать, — сказала Анютка. — Да там будто ещё одна есть!
Анютка запустила руку в мешок и вытащила последнюю утку. Птица неожиданно вырвалась у неё из рук и быстро заковыляла под лавку, волоча разбитое крыло.
— Живая! — вскричала Анютка.
— Давай её сюда, — велел мельник. — Я ей живо шею сверну.
— Тятенька, отдай утку мне, — попросила Анютка.
— На что она тебе? — удивился мельник.
— А я её вылечу.
— Да это ж дикая! Она не станет жить у тебя.
Пристала Анютка: отдай да отдай, — и выпросила утку.
Стала кряква жить в запруде. Анютка привязала её за ногу к кусту. Хочет утка — в воде плавает, захочет — на берег выйдет. А больное крыло Анютка ей чистой тряпочкой перевязала.
Подошла зима. По ночам воду стало затягивать ледком. Дикие утки больше не прилетали на запруду: улетели на юг.
Анюткина кряква стала тосковать и мёрзнуть под кустом.
Анютка взяла её в избу. Тряпочка, которой Анютка перевязала утке крыло, приросла к кости да так и осталась. И на левом крыле кряквы теперь было не синее с фиолетовым отливом зеркальце, а белая тряпочка. Так Анютка и назвала свою утку: Белое Зеркальце.
Белое Зеркальце больше не дичилась Анютки. Она позволяла девочке гладить её и брать на руки, шла на зов и брала еду прямо из рук. Анютка очень была довольна. Ей не было теперь скучно, когда отец уходил из дому.
* * *
Весной, как только растаял лёд на реке, прилетели дикие утки.
Анютка опять привязала Белое Зеркальце на длинную верёвку и пустила в запруду. Белое Зеркальце верёвку стала щипать клювом, кричала и рвалась улететь с дикими утками.
Анютке стало жалко её. Но жалко было и расставаться с ней. Однако Анютка рассудила так: «Что ж силком её держать? Крыло у ней зажило, весна, она хочет детей выводить. А вспомнит меня, так вернётся».
И отпустила Белое Зеркальце на все четыре стороны. А отцу сказала:
— Ты, как будешь уток бить, зорко гляди, не мелькнёт ли на крыле белая тряпочка. Не застрели Белое Зеркальце!

Читайте также:  Рассказ лиственница необычное хвойное дерево

Мельник только руками всплеснул:
— Ну, хозяйка! Сама своё хозяйство разоряет. А я думал: вот съезжу в город, селезня куплю, — Анюткина утка детей нам выведет.
Смутилась Анютка.
— Ты ничего мне про селезня не говорил. Да ведь, может, не поживётся Белому Зеркальцу на воле, так она ещё назад воротится.
— Дура ты, дура, Анютка! Где ж это видано, чтобы дикая птица назад в неволю ворочалась? Как волка ни корми, он всё в лес смотрит. Попадёт теперь твоя утка ястребу в когти — и поминай как звали!
* * *
Тепло прибывало быстро. Река разлилась, затопила кусты на берегу. Полилась вода дальше, затопила лес.
Уткам плохо пришлось в тот год: пора нестись, а земля вся в воде — негде гнезда выстроить.
Зато Анютке весело: лодка есть — плыви куда хочешь.
Поплыла Анютка в лес. Увидела в лесу старое дуплистое дерево. Стукнула веслом по стволу, а из дупла кряковая утка — шасть! — и прямо на воду у самой лодки. Повернулась боком. Анютка глядит — и глазам не верит: на крыле белая тряпочка! Хоть грязная стала, а всё заметна.
— Уть, уть! — кричит Анютка. — Белое Зеркальце!
А утка от неё. Плещется в воде, словно подшибленная.

Анютка за ней на лодке. Гналась-гналась — уж из лесу выбралась. Тут Белое Зеркальце поднялась на крылья жива, здоровёшенька — и назад в лес.
«Хитришь ты! — думает Анютка. — Да меня не проведёшь: ведь это ты от гнезда меня отводишь!»
Вернулась назад, разыскала старое дерево.
Заглянула в дупло, — а там, на донышке, двенадцать продолговатых яиц зеленоватого цвета.
«Ишь хитрая! — думает Анютка. — Ведь вот где догадалась гнездо устроить, чтобы водой не достало!»
Вернулась Анютка домой, отцу рассказала, что Белое Зеркальце в лесу видела, а про дупло — молчок. Побоялась, как бы мельник гнезда не разорил.
Скоро вода спала.
Анютка приметила, что Белое Зеркальце в полдень летает на реку кормиться. Тепло в этот час, и яйца в гнезде не стынут.
Чтобы не пугать даром птицу в гнезде, Анютка забегала прежде на реку. Знала уж, где в камышах любила кормиться Белое Зеркальце. Уверится, что утка здесь, и бежит в лес глядеть, — не вывелись ли в дупле утята?
Раз Анютка только высмотрела на воде Белое Зеркальце, — вдруг мчится по воздуху большой серый ястреб — и прямо на утку.
Вскрикнула Анютка, да уж поздно: ястреб впился когтями в спину Белому Зеркальцу.
«Пропала моя уточка!» — думает Анютка.
А Белое Зеркальце нырк под воду и ястреба за собой потащила.
Ястреб окунулся с головой. Видит — дело плохо: не совладать ему под водой с уткой. Разжал когти и улетел.
Анютка так и ахнула:
— Ну умница! Что за умница! Из ястребиных когтей вырвалась!
* * *
Ещё прошло несколько дней.
Прибежала Анютка на реку, — нет Белого Зеркальца!
Спряталась в кусты, набралась терпенья — ждёт.
Наконец летит утка из лесу; в лапах у неё жёлтенький комок. Спустилась на воду.
Глядит Анютка: рядом с Белым Зеркальцем пушистый жёлтенький утёнок плавает.
«Вывелись утятки! — обрадовалась Анютка. — Теперь Белое Зеркальце всех из дупла на речку перетаскает!»
Так и есть: утка поднялась и полетела в лес за другим птенцом.

Читайте также:  Рассказ про древнюю спарту от первого лица

Анютка: «Уть, уть, уть!»
А Белое Зеркальце: «Ваак! Ваак!» — и прямо к ней.
Палят на реке охотники. А утка с утятами у самой мельницы плавает. Анютка хлеб крошит, в воду им бросает.
Так и осталась Белое Зеркальце жить у Анютки в запруде. Поняла, видно, что Анютка в обиду её не даст.
Потом птенцы подросли, летать выучились, разбрелись по всей речке.
Тогда и Белое Зеркальце с запруды улетела.
А на следующий год, только вывела жёлтеньких утят, сейчас привела их в запруду — и к Анютке.
Теперь уже все охотники кругом Белое Зеркальце знают, не трогают её и зовут Анюткиной уткой.

Источник

Интегрированный урок по литературному чтению и познанию мира В.Бианки «Анюткина утка»

Тема урока : Интегрированный урок по литературному чтению и познанию мира В.Бианки «Анюткина утка» 3 класс

Цель: Формировать функциональную грамотность через читательскую

деятельность, способность эмоционально воспринимать текст, понимать и

воссоздавать прочитанное произведение.

Задачи: развитие умения понимать и формулировать тему и идею произведения;

находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка;

передавать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные

связи в повествовании;

развивитие навыков самостоятельной подготовки сообщений об экологических

воспитывать стремление беречь и защищать природу, умение работать в паре,

высказывать свою активную гражданскую позицию.

Форма проведения – устный журнал

выставка произведений писателя

1.Знакомство с биографией В.Бианки

2. Деление класса на группы-команды и распределение обязанностей:

биографы – подготовить презентацию и составить по таблице вопросы « высокого и низкого порядка» о жизни и творчестве писателя;

художники-иллюстраторы – приготовить иллюстрации к рассказу;

2.Тренинг для «Командного взаимодействия.»

Руки в стороны, ладонь в ладонь- почувствуй тепло взаимопомощи друг другу.

Повернитесь к друг другу – ладошками пожелайте друг другу удачи!

Ребята, сегодня на уроке мы с вами создадим газету. Но газету не обычную, а

3.А начать урок я хочу с эпиграфа, которого я выбрала к нашему уроку:

Человек — творение природы. Любовь к природе — естественное чувство

нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в

присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся

пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента,

чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель –

Я специально оставила пропущенным имя писателя, так как вы должны сами его

определить. Эпиграф – это первая вам подсказка.

Назовите фамилию, которую вы считаете, наиболее больше подходит к данному

На первой странице нашей газеты помещен портрет писателя, который написал

немало произведений о родной природе, обо всем живом, что существует на

1.Выступление группы «Биографы».

Презентация о биографии В.В.Бианки В.В.Бианки

. Приём «Матрёшка» с вопросами:

Маленькая матрёшка-вопросы низкого порядка.

Читайте также:  Пересказ рассказа волшебное кольцо краткий

1.Где родился писатель?.

2.Как звали и кем был отец писателя?

3 Куда любила выезжать семья писателя?

Большая матрёшка – вопросы высокого порядка:

5. Что, на ваш взгляд, является причиной страсти к охоте и почему ему

6 Какие произведения были написаны писателем?

Выступление группы «Вдумчивые читатели».

Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово по вертикали.

1. Название ласточки из рассказа «Лесные домики».

2. Птица, у которой вместо гнезда – только пол дырявый.

3. Как Бианки назвал гнездо ласточки-береговушки?

4. Птица, у которой дом-шалашик – на земле.

5. Птица, у которой дом похож на подвешенную корзинку.

6. Игра, в которую играли ласточки-береговушки.

7. Чей волос использовала береговушка для утепления гнезда?

Допишите названия птицы: «Чей нос лучше?»

Вспомните и выберите названия рассказов В.Бианки, которые содержат вопрос.

Чей нос лучше?», » Кто чем поет?», » У кого дом лучше?», » Где раки зимуют?»,

муравьи шка домой спешил ? Кто сказал «Мяу»?)

4 группа

Кто быстрее отыщет среди букв 7 имён, прозвищ персонажей

Выступление группы «Актеры».

Какие герои особенно вам понравились? Чем именно эти герои обращают на

себя наше внимание?

— Сегодня мы продолжим работу над рассказом «Анюткина утка».

Соедини словарное слово с его с его значением.

Молодые утки до одного года.

Сооружение, преграждающее течение реки и поднимающее уровень воды в ней.

гидротехническое сооружение, перегораживающее реку ( для подъема уровня воды в ней.

2.Давайте вспомним, что такое композиция?

Из каких композиционных частей состоит рассказ?

Предлагаю проследить за последовательностью в развитии событий и

Когда и где происходило событие?

С чего всё началось?

Как развивалось действие?

Какой самый острый момент в развитии действия?

-Кто является главными героями рассказа В Бианки «Анюткина утка»?

-В чем проявились хитрость и самоотверженность уточки?

-Почему Анюта отпустила Белое Зеркальце на волю?

Выступление группы «Художники – иллюстраторы».

Ребята из группы художников – иллюстраторов приготовили задания для групп.

. Каждая группа получает иллюстрации к произведению и должна расположить их в порядке развития сюжета.

Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.

Ребята, знаете ли вы, что означает слово – экология? Вот как дается его объяснение в толковом словаре: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. (От греческого экос – дом, логос – учение)».

Выскажи своё отношение к охоте: это убийство?забава?необходимость выживания человека?

Вывод: Из сказок В. Бианки мы узнаем не только о загадках и тайнах лесной жизни. Но и о добром отношении друг к другу, взаимовыручке, справедливости. Один из учеников В. Бианки говорил, что «он только из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».

Есть ли у этой птицы особенности, какие?

Почему истребляется человеком?

«Чемодан, корзина, мясорубка»

использовать в своей деятельности.

В «Мясорубку» то, что оказалось интересным, но пока не готовым к

употреблению в своей работе, что нужно еще додумать, доработать, «докрутить»,

В « Мусорную корзину», то, что оказалось ненужным, бесполезным и что

можно отправить в «мусорную корзину»

Цель: Формироватьфункциональнуюграмотность черезчитательскую

деятельность, способность эмоционально воспринимать текст, понимать и

воссоздавать прочитанное произведение.

Задачи:развитие умения понимать и формулировать тему и идею произведения;

находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка;

передавать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные

связи в повествовании;

развивитие навыков самостоятельной подготовки сообщенийоб экологических

воспитыватьстремление беречь и защищать природу, умениеработать в паре,

высказывать свою активную гражданскую позицию.

Номер материала: ДБ-477902

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное