Конспект урока по чтению В.Бианки «Мышонок Пик» 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Великосельская начальная школа-детский сад»
Нижнегорского района Республики Крым
литературного чтения по теме
В.В.Бианки. «Мышонок Пик »
Подготовила и провела
Желдакова Нелля Марьяновна
Тема: В.Бианки «Мышонок Пик»
Цель: продолжить работу над сказкой В.В. Бианки «Мышонок Пик» ;
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
1.Проверка готовности обучающихся к уроку.
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь и тихо садитесь. Давайте настроимся на хорошую работу.
— Ребята, скажите, что нужно уметь делать на уроках литературного чтения?
Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
2). Речевая разминка.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь – не спишь?»
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише».
— Прочитайте скороговорку медленно, грустно, тихо, быстро, хором.
— Почему Мышонок говорит : «Шуршать я буду тише?»
1).Послушайте небольшое стихотворение. Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
Узнаешь, дружок, и поймешь.
— Кто услышал, о каком писателе я вам прочитала?
— Что вы о нём уже знаете?
Виталий Бианки (1894 – 1959)
Красивая певучая фамилия досталась Виталию Валентиновичу от предков – итальянцев, а профессия биолога – от отца ученого – орнитолога. Бианки любил все живое, то что дышит, цветет и растет.
2). Посмотрите на выставку книг. О ком и о чем писал Виталий Бианки? Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?
Героем какой сказки является мышонок?
— Кто главный герой этой сказки?
— Почему автор так назвал сказку?
Вывод Итак, главным героем произведения является мышонок Пик, полевой дикий мышонок, который относится к мышам-малюткам, о которых расскажет Элина Слушайте внимательно, эти знания вам пригодятся.
4). Домашнее задание проверим с помощью теста. Тест (взаимопроверка), оценивание.
Самоопределение к деятельности
На доске дана схема:
1. Чтение учителем главы «Соловей – разбойник»
2.Проверка первичного восприятия текста
— Почему автор так назвал птицу?
— Как на самом деле называется эта птица?
— Как мышонку удалось спастись от соловья-разбойника?
— Что помогло мышонку спастись от соловья- разбойника? (быстрота, терпение)
Сорокут – жулан размером чуть крупнее воробья. Обитает на лесных опушках, в садах и парках. Гнездо устраивает невысоко от земли, обычно на колючих кустарниках. Питается крупными насекомыми и мелкими зверьками, птицами, лягушками, мышами, ящерицами. Часто запасает корм, накалывая добычу на шипы колючего кустика или острый сучок дерева.
1). Подготовка к чтению
Потренируемся читать трудные слова.
за – хо – те – лось крюч – ко – ва – тым
2) Чтение детьми по цепочке
3) Беседа по содержанию
— Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку?
— Как «соловей-разбойник» пытался заманить мышонка в свою ловушку?
– Почему Пик до захода солнца вынужден был прятаться?
4) Выборочное чтение
— Как выглядит соловей-разбойник у Бианки?
— Как автор описывает кладовую?
— Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника?
5)Задания для каждой группы:
1 группа
Описание мышонка Пика.
2 группа
Назвать животных, с которыми пришлось встретиться мышонку.
6) Характеристика мышонка Пика
— Выберите слово характеризующее мышонка и подтвердите словами из сказки.
7)Работа над пословицей
Невелика мышка, да зубок острый.
(Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из любой сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться)
— Какие чувства (эмоции) вы испытывали во время чтения сказки? (страх за мышонка, жалость, переживание)
— Какая цель была у мышонка Пика? (идти дальше и найти других мышей)
— Чему учит это произведение? (Чтобы мы лучше узнали о жизни животных и задумались о нашем отношении к ним)
В природе все имеет право на жизнь: и огромный слон, и маленький мышонок, и человек. Мы не вправе отнимать у кого-то жизнь. А наоборот должны беречь природу, животных больших и маленьких, и постараться сохранить это богатство для будущих поколений.
— На ваших ладонях лежит цветок добра. Чувствуйте, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Откройте глазки.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая.
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Посмотрите, какой добрый и красивый букет цветов у нас получился.
Вот с таким хорошим настроением мы и завершаем урок. Урок окончен. Спасибо за работу.
С. 79 – 81, чтение и пересказ. ( Найти книгу и прочитать до конца)