План к рассказу ермолаева иголка с ниткой

Сказки

Подробный конспект к уроку литературного чтения в 4 классе

Тема: Юрий Иванович Ермолаев «Иголка с ниткой»

Тип урока: работа с крупнообъёмным произведением

Цель: знакомство с рассказом Ю.И. Ермолаева «Иголка с ниткой» и анализ его идейно – художественного содержания.

— формировать навык осознанного и правильного чтения;

— формировать умение выразительно читать произведение;

— формировать умение делать выводы из прочитанного;

— развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;

— развивать умение доказывать свою точку зрения;

— развивать умение находить ответ на вопрос из текста учебника и подтверждать его примерами.

— воспитывать у учащихся чувство дружбы и ответственности;

— воспитывать уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

— Встали красиво! Подравнялись! Садитесь!

Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Эмоциональный настрой учащихся на урок:

— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Эмоциональный настрой на урок.

Улыбаются друг другу.

— Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже известного вам писателя Юрия Ивановича Ермолаева.

— Давайте вспомним об этом писателе.

(Рассказ о писателе в Приложении 1.)

— И сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным рассказом Юрия Ермолаева, а как называется этот рассказ, попробуйте догадаться сами.

На слайде картинка:

— Ребята, посмотрите на картинку на слайде и предположите, как же называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

— Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Иголка с ниткой».

— Ребята, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этом рассказе?

— Ребята, давайте проверим ваши догадки.

— Откройте учебник на странице 47.

Давайте прочитаем первые два предложения из этого рассказа.

— Итак, ребята, о ком же пойдёт речь в рассказе?

— Верно, ребята, свой рассказ Юрий Ермолаев посвятил двум подругам, о которых мы сегодня и прочитаем.

— В тексте вам могут встретиться незнакомые слова.

Давайте объясним их значение.

Садко – это опера композитора Николая Римского-Корсакова в семи картинах.

Площадь Свердлова – это площадь в Москве, сейчас ей вернули первоначальное название – Театральная.

Вестибюль – это большое помещение перед входом во внутренние части здания.

Источник

Раздели рассказ на смысловые части. План 1)2)3)4)5)6). Ю. Ермолаев. Иголка с ниткой. За ранее спасибо.

почитать мифы) составить план)нельзя так

Коробочка Настасья Петровна

Собакевич Михайло Семеныч

Плюшкин Степан (отчество не указано)

В критике «Мёртвые души» часто называют «энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени«, а именно:

А) состояния хозяйств провинциальных помещиков;

Б) психологические проблемы, проблемы морального облика помещиков и чиновников (бездеятельность, необразованность, антигуманность помещиков, взяточничество, равнодушие и воровство чиновников) и простых крестьян (невежество, холопская психология);

В) взаимоотношений помещиков и чиновников с простым народом (разъединённость),

Г) судеб простого русского народа;

Д) судьбы (пути развития), настоящего и будущего России, родины;

Е) проблема изображения русского национального характера;

Ж) тема писательского долга, обличения пороков (звучит в конце произведения)

Можно предложить и другую классификацию проблем:

1) экономические проблемы;

2) нравственные проблемы (моральное уродство помещиков и чиновников, забитость и невежество простых крестьян);

3) проблемы долга истинного писателя;

4) исторический путь развития России, настоящее и будущее страны;

5) проблемы изображения русского национального характера.

Крылатые выражения, афоризмы из поэмы:

1. Во рту после вчерашнего точно эскадрон переночевал. (о пьянстве)

2. Майский день, именины сердца! (слова Манилова; употребляются при встрече с человеком, визит которого очень приятен)

3. Русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват.

4. И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! (эта цитата о Плюшкине, который с годами деградировал)

6. И какой же русский не любит быстрой езды?

7. Иной раз, право, мне кажется, что будто русский человек – какой-то пропащий человек. Нет силы воли, нет отваги на постоянство. Хочешь все сделать – и ничего не можешь. Все думаешь – с завтрашнего дни начнешь новую жизнь, с завтрашнего дни сядешь на диету – ничуть не бывало.

Читайте также:  Рассказ о булавине и его восстании

8. Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа.

9. Начнут гладью, а кончат гадью. (цитата относится к Ноздрёву)

10. Таков уже русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений.

Источник

Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»

Разработка урока литературного чтения с ипользованием творческих заданий, направленных на раскрытие и понимание смысла прочитанного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»»

Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой» (второй урок)

Цель: раскрыть и понять смысл прочитанного произведения на основе творческих заданий, выполненных детьми.

Задачи: 1) совершенствовать поисковый способ чтения; анализировать заглавие произведения, характеризовать взаимоотношения персонажей, выявлять причинно-следственные связи; выявлять кульминационный эпизод, выявлять

2) способствовать развитию устной речи, внимания, памяти, воображения, навыков выразительного, осознанного чтения;

3) формировать нравственно-этические ориентиры, воспитывать чувство дружбы

Личностные – формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию.

Регулятивные – принимать и решать учебную задачу. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.

Предметные – ориентироваться в тексте, определять главное.

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей, событий. Анализировать произведение для выявления кульминации.

Коммуникативные – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, аргументировать высказывания.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Методы: словесный (беседа, рецензирование, инсценирование), наглядный (иллюстрирование), частично-поисковый, работа с книгой, ИКТ.

Оборудование: репродукция портрета Ермолаева, презентация, рисунки детей, кружочки для смайликов (рефлексия), «дерево мудрости»

Задания творческого характера: рецензирование рисунков, викторина, инсценировка, творческое сочинение, творческий пересказ.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Покажем нашим гостям, как мы можем активно работать на уроке, уважительно относиться друг к другу и вообще какие мы хорошие.

— У вас на партах лежат кружочки желтого цвета. Покажите, а с каким настроением вы пришли на урок.

Рисуют настроение и показывают

Эмоционально настроиться на урок

II. Постановка темы, целей урока

Для того, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку.

Кто протыкает клювом

И зашивает хвостом?

-А почему так говорят? Что такое клюв? Хвост?

— Какова же цель нашего урока?

— (Продолжить работу над произведением, понять, что хотел автор сказать и показать этим произведением.)

— Каким образом будем добиваться цели?

Отгадывают загадку, формулируют тему и цель урока

Суметь проанализировать ситуацию и назвать тему урока

III. Работа по теме урока

Рецензирование рисунков, созданных детьми.

-Мы выяснили, что этот рассказ о дружбе, а какие однокоренные слова вы подобрали дома к слову «дружба»?

— Подберите однокоренные слова к слову «дружба»

— Дома вы рисовали иллюстрации к рассказу. Обменяйтесь своими рисунками и попытайтесь подобрать к нему соответствующий эпизод.

Участвуют в беседе, подбирают однокоренные слова (дружить, дружные, подружиться, дружественные), обмениваются рисунками, рассказывают что изображено и какой эпизод подходит.

Проверить домашнее задание, подвести к следующему виду деятельности – определение напряженного события, связать с уроком русского языка

По тому, как ваш сосед по парте подобрал соответствующий вашему рисунку эпизод, можно судить о том, как вы справились с домашним заданием.

Оценивают рисунки друг друга

— А какое событие этого произведения можно считать наиболее напряженным (кульминацией)? (разговор девочек перед сном). Почему? (Вере нужно было признаться подруге в том, что не права. Но сначала осознать это самой, признаться себе. А это всегда трудно.)

-Сейчас девочки нам проинсценируют этот эпизод. А вы посмотрите и подумайте, что же чувствовала каждая из девочек?

— Как вы считаете, что чувствовала в этот момент Наташа? (непонимание, может быть ждала этого разговора)

— А Вера? (страшно было, что Наташа ее не простит)

— А было ли страшно Вере признаться подруге в том, что она, не разобравшись, обвинила Наташу в предательстве и лжи, еще и оговорила ее перед Майей?

— Найдите слова, которые доказывают, что ей было страшно. (Вера перевела дыхание и словно в ледяную воду)(невидимый груз).

Читайте также:  Рассказ о казанском ханстве ногайской орде

— А что значит в «в ледяную воду»? Что мы чувствуем, когда прыгаем в холодную воду?

— А что чувствовали вы девочки, оказавшись на месте Веры и Наташи?

— Как считаете, Наташа простила подругу? Докажите словами из текста.

— А кто же виноват в случившемся? Почему?

— Подумайте, какова же основная мысль этого рассказа? (нужно доверять друг другу).

Инсценируют эпизод, участвуют в беседе, пытаются прочувствовать настроение героинь

Прочувствовать настроение произведения, отношение девочек друг к другу, подвести к определению основной мысли произведения

— Как вы считаете, девочки показали настроение героинь рассказа, напряженное состояние этого эпизода?

Оценивают выступление девочек

Работа с интерактивной доской

— Я вижу вы хорошо передали настроение девочек, напряженное состояние эпизода. Мы это почувствовали. А достаточно ли хорошо вы ориентируетесь в тексте рассказа, достаточно ли хорошо вы поняли его смысл, мы сейчас проверим. Я предлагаю фразу из текста, а вы ищите соответствующее предложение с этой фразой.

(поиск соответствующих эпизодов из текста по опорным словам)

Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию по опорным словам

— А как вы думаете, почему все-таки рассказ так назван?

— С чем сравнивается дружба девочек?

(любые движения под музыку)

— Вот вы побыли «ниткой» и «иголкой». Сложно было выполнять движения за «иголкой»?

— А сложно ли было быть «иголкой»?

— Представьте, что ткань бывает грубой и плотной, и как иголке иногда трудно пройти свой путь.

— Вот и представьте, как Вере было трудно признаться Наташе, и прежде всего, самой себе в том, что была не права.

— Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли смысл рассказа, его идею, насколько хорошо вы его прочувствовали.

И поиграем в игру-викторину «Древо Мудрости».

— Какова ваша задача?

— Да, вопросы здесь буду задавать не я, а вы, друг другу.

— Откройте учебник на странице 57 (на доске по разрядам), посмотрите, зачем автор в конце текста поставил многоточие? Что он хотел от читателя?

— А как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?

— Давайте придумаем продолжение рассказа. Всего несколько предложений.

Источник

Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»

Разработка урока литературного чтения с ипользованием творческих заданий, направленных на раскрытие и понимание смысла прочитанного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»»

Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой» (второй урок)

Цель: раскрыть и понять смысл прочитанного произведения на основе творческих заданий, выполненных детьми.

Задачи: 1) совершенствовать поисковый способ чтения; анализировать заглавие произведения, характеризовать взаимоотношения персонажей, выявлять причинно-следственные связи; выявлять кульминационный эпизод, выявлять

2) способствовать развитию устной речи, внимания, памяти, воображения, навыков выразительного, осознанного чтения;

3) формировать нравственно-этические ориентиры, воспитывать чувство дружбы

Личностные – формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию.

Регулятивные – принимать и решать учебную задачу. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.

Предметные – ориентироваться в тексте, определять главное.

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей, событий. Анализировать произведение для выявления кульминации.

Коммуникативные – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, аргументировать высказывания.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Методы: словесный (беседа, рецензирование, инсценирование), наглядный (иллюстрирование), частично-поисковый, работа с книгой, ИКТ.

Оборудование: репродукция портрета Ермолаева, презентация, рисунки детей, кружочки для смайликов (рефлексия), «дерево мудрости»

Задания творческого характера: рецензирование рисунков, викторина, инсценировка, творческое сочинение, творческий пересказ.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Покажем нашим гостям, как мы можем активно работать на уроке, уважительно относиться друг к другу и вообще какие мы хорошие.

— У вас на партах лежат кружочки желтого цвета. Покажите, а с каким настроением вы пришли на урок.

Рисуют настроение и показывают

Эмоционально настроиться на урок

II. Постановка темы, целей урока

Для того, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку.

Кто протыкает клювом

И зашивает хвостом?

-А почему так говорят? Что такое клюв? Хвост?

Читайте также:  Презентация сказки премудрый пескарь салтыков щедрин

— Какова же цель нашего урока?

— (Продолжить работу над произведением, понять, что хотел автор сказать и показать этим произведением.)

— Каким образом будем добиваться цели?

Отгадывают загадку, формулируют тему и цель урока

Суметь проанализировать ситуацию и назвать тему урока

III. Работа по теме урока

Рецензирование рисунков, созданных детьми.

-Мы выяснили, что этот рассказ о дружбе, а какие однокоренные слова вы подобрали дома к слову «дружба»?

— Подберите однокоренные слова к слову «дружба»

— Дома вы рисовали иллюстрации к рассказу. Обменяйтесь своими рисунками и попытайтесь подобрать к нему соответствующий эпизод.

Участвуют в беседе, подбирают однокоренные слова (дружить, дружные, подружиться, дружественные), обмениваются рисунками, рассказывают что изображено и какой эпизод подходит.

Проверить домашнее задание, подвести к следующему виду деятельности – определение напряженного события, связать с уроком русского языка

По тому, как ваш сосед по парте подобрал соответствующий вашему рисунку эпизод, можно судить о том, как вы справились с домашним заданием.

Оценивают рисунки друг друга

— А какое событие этого произведения можно считать наиболее напряженным (кульминацией)? (разговор девочек перед сном). Почему? (Вере нужно было признаться подруге в том, что не права. Но сначала осознать это самой, признаться себе. А это всегда трудно.)

-Сейчас девочки нам проинсценируют этот эпизод. А вы посмотрите и подумайте, что же чувствовала каждая из девочек?

— Как вы считаете, что чувствовала в этот момент Наташа? (непонимание, может быть ждала этого разговора)

— А Вера? (страшно было, что Наташа ее не простит)

— А было ли страшно Вере признаться подруге в том, что она, не разобравшись, обвинила Наташу в предательстве и лжи, еще и оговорила ее перед Майей?

— Найдите слова, которые доказывают, что ей было страшно. (Вера перевела дыхание и словно в ледяную воду)(невидимый груз).

— А что значит в «в ледяную воду»? Что мы чувствуем, когда прыгаем в холодную воду?

— А что чувствовали вы девочки, оказавшись на месте Веры и Наташи?

— Как считаете, Наташа простила подругу? Докажите словами из текста.

— А кто же виноват в случившемся? Почему?

— Подумайте, какова же основная мысль этого рассказа? (нужно доверять друг другу).

Инсценируют эпизод, участвуют в беседе, пытаются прочувствовать настроение героинь

Прочувствовать настроение произведения, отношение девочек друг к другу, подвести к определению основной мысли произведения

— Как вы считаете, девочки показали настроение героинь рассказа, напряженное состояние этого эпизода?

Оценивают выступление девочек

Работа с интерактивной доской

— Я вижу вы хорошо передали настроение девочек, напряженное состояние эпизода. Мы это почувствовали. А достаточно ли хорошо вы ориентируетесь в тексте рассказа, достаточно ли хорошо вы поняли его смысл, мы сейчас проверим. Я предлагаю фразу из текста, а вы ищите соответствующее предложение с этой фразой.

(поиск соответствующих эпизодов из текста по опорным словам)

Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию по опорным словам

— А как вы думаете, почему все-таки рассказ так назван?

— С чем сравнивается дружба девочек?

(любые движения под музыку)

— Вот вы побыли «ниткой» и «иголкой». Сложно было выполнять движения за «иголкой»?

— А сложно ли было быть «иголкой»?

— Представьте, что ткань бывает грубой и плотной, и как иголке иногда трудно пройти свой путь.

— Вот и представьте, как Вере было трудно признаться Наташе, и прежде всего, самой себе в том, что была не права.

— Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли смысл рассказа, его идею, насколько хорошо вы его прочувствовали.

И поиграем в игру-викторину «Древо Мудрости».

— Какова ваша задача?

— Да, вопросы здесь буду задавать не я, а вы, друг другу.

— Откройте учебник на странице 57 (на доске по разрядам), посмотрите, зачем автор в конце текста поставил многоточие? Что он хотел от читателя?

— А как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?

— Давайте придумаем продолжение рассказа. Всего несколько предложений.

Источник

Познавательное и интересное