Подробный конспект к уроку литературного чтения в 4 классе
Тема: Юрий Иванович Ермолаев «Иголка с ниткой»
Тип урока: работа с крупнообъёмным произведением
Цель: знакомство с рассказом Ю.И. Ермолаева «Иголка с ниткой» и анализ его идейно – художественного содержания.
— формировать навык осознанного и правильного чтения;
— формировать умение выразительно читать произведение;
— формировать умение делать выводы из прочитанного;
— развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;
— развивать умение доказывать свою точку зрения;
— развивать умение находить ответ на вопрос из текста учебника и подтверждать его примерами.
— воспитывать у учащихся чувство дружбы и ответственности;
— воспитывать уважительное отношение к учителю и одноклассникам.
— Встали красиво! Подравнялись! Садитесь!
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Эмоциональный настрой учащихся на урок:
— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Эмоциональный настрой на урок.
Улыбаются друг другу.
— Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже известного вам писателя Юрия Ивановича Ермолаева.
— Давайте вспомним об этом писателе.
(Рассказ о писателе в Приложении 1.)
— И сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным рассказом Юрия Ермолаева, а как называется этот рассказ, попробуйте догадаться сами.
На слайде картинка:
— Ребята, посмотрите на картинку на слайде и предположите, как же называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
— Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Иголка с ниткой».
— Ребята, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этом рассказе?
— Ребята, давайте проверим ваши догадки.
— Откройте учебник на странице 47.
Давайте прочитаем первые два предложения из этого рассказа.
— Итак, ребята, о ком же пойдёт речь в рассказе?
— Верно, ребята, свой рассказ Юрий Ермолаев посвятил двум подругам, о которых мы сегодня и прочитаем.
— В тексте вам могут встретиться незнакомые слова.
Давайте объясним их значение.
Садко – это опера композитора Николая Римского-Корсакова в семи картинах.
Площадь Свердлова – это площадь в Москве, сейчас ей вернули первоначальное название – Театральная.
Вестибюль – это большое помещение перед входом во внутренние части здания.
Раздели рассказ на смысловые части. План 1)2)3)4)5)6). Ю. Ермолаев. Иголка с ниткой. За ранее спасибо.
почитать мифы) составить план)нельзя так
Коробочка Настасья Петровна
Собакевич Михайло Семеныч
Плюшкин Степан (отчество не указано)
В критике «Мёртвые души» часто называют «энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени«, а именно:
А) состояния хозяйств провинциальных помещиков;
Б) психологические проблемы, проблемы морального облика помещиков и чиновников (бездеятельность, необразованность, антигуманность помещиков, взяточничество, равнодушие и воровство чиновников) и простых крестьян (невежество, холопская психология);
В) взаимоотношений помещиков и чиновников с простым народом (разъединённость),
Г) судеб простого русского народа;
Д) судьбы (пути развития), настоящего и будущего России, родины;
Е) проблема изображения русского национального характера;
Ж) тема писательского долга, обличения пороков (звучит в конце произведения)
Можно предложить и другую классификацию проблем:
1) экономические проблемы;
2) нравственные проблемы (моральное уродство помещиков и чиновников, забитость и невежество простых крестьян);
3) проблемы долга истинного писателя;
4) исторический путь развития России, настоящее и будущее страны;
5) проблемы изображения русского национального характера.
Крылатые выражения, афоризмы из поэмы:
1. Во рту после вчерашнего точно эскадрон переночевал. (о пьянстве)
2. Майский день, именины сердца! (слова Манилова; употребляются при встрече с человеком, визит которого очень приятен)
3. Русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват.
4. И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! (эта цитата о Плюшкине, который с годами деградировал)
6. И какой же русский не любит быстрой езды?
7. Иной раз, право, мне кажется, что будто русский человек – какой-то пропащий человек. Нет силы воли, нет отваги на постоянство. Хочешь все сделать – и ничего не можешь. Все думаешь – с завтрашнего дни начнешь новую жизнь, с завтрашнего дни сядешь на диету – ничуть не бывало.
8. Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа.
9. Начнут гладью, а кончат гадью. (цитата относится к Ноздрёву)
10. Таков уже русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений.
Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»
Разработка урока литературного чтения с ипользованием творческих заданий, направленных на раскрытие и понимание смысла прочитанного произведения.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»»
Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой» (второй урок)
Цель: раскрыть и понять смысл прочитанного произведения на основе творческих заданий, выполненных детьми.
Задачи: 1) совершенствовать поисковый способ чтения; анализировать заглавие произведения, характеризовать взаимоотношения персонажей, выявлять причинно-следственные связи; выявлять кульминационный эпизод, выявлять
2) способствовать развитию устной речи, внимания, памяти, воображения, навыков выразительного, осознанного чтения;
3) формировать нравственно-этические ориентиры, воспитывать чувство дружбы
Личностные – формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию.
Регулятивные – принимать и решать учебную задачу. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.
Предметные – ориентироваться в тексте, определять главное.
Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей, событий. Анализировать произведение для выявления кульминации.
Коммуникативные – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, аргументировать высказывания.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Методы: словесный (беседа, рецензирование, инсценирование), наглядный (иллюстрирование), частично-поисковый, работа с книгой, ИКТ.
Оборудование: репродукция портрета Ермолаева, презентация, рисунки детей, кружочки для смайликов (рефлексия), «дерево мудрости»
Задания творческого характера: рецензирование рисунков, викторина, инсценировка, творческое сочинение, творческий пересказ.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Покажем нашим гостям, как мы можем активно работать на уроке, уважительно относиться друг к другу и вообще какие мы хорошие.
— У вас на партах лежат кружочки желтого цвета. Покажите, а с каким настроением вы пришли на урок.
Рисуют настроение и показывают
Эмоционально настроиться на урок
II. Постановка темы, целей урока
Для того, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку.
Кто протыкает клювом
И зашивает хвостом?
-А почему так говорят? Что такое клюв? Хвост?
— Какова же цель нашего урока?
— (Продолжить работу над произведением, понять, что хотел автор сказать и показать этим произведением.)
— Каким образом будем добиваться цели?
Отгадывают загадку, формулируют тему и цель урока
Суметь проанализировать ситуацию и назвать тему урока
III. Работа по теме урока
Рецензирование рисунков, созданных детьми.
-Мы выяснили, что этот рассказ о дружбе, а какие однокоренные слова вы подобрали дома к слову «дружба»?
— Подберите однокоренные слова к слову «дружба»
— Дома вы рисовали иллюстрации к рассказу. Обменяйтесь своими рисунками и попытайтесь подобрать к нему соответствующий эпизод.
Участвуют в беседе, подбирают однокоренные слова (дружить, дружные, подружиться, дружественные), обмениваются рисунками, рассказывают что изображено и какой эпизод подходит.
Проверить домашнее задание, подвести к следующему виду деятельности – определение напряженного события, связать с уроком русского языка
По тому, как ваш сосед по парте подобрал соответствующий вашему рисунку эпизод, можно судить о том, как вы справились с домашним заданием.
Оценивают рисунки друг друга
— А какое событие этого произведения можно считать наиболее напряженным (кульминацией)? (разговор девочек перед сном). Почему? (Вере нужно было признаться подруге в том, что не права. Но сначала осознать это самой, признаться себе. А это всегда трудно.)
-Сейчас девочки нам проинсценируют этот эпизод. А вы посмотрите и подумайте, что же чувствовала каждая из девочек?
— Как вы считаете, что чувствовала в этот момент Наташа? (непонимание, может быть ждала этого разговора)
— А Вера? (страшно было, что Наташа ее не простит)
— А было ли страшно Вере признаться подруге в том, что она, не разобравшись, обвинила Наташу в предательстве и лжи, еще и оговорила ее перед Майей?
— Найдите слова, которые доказывают, что ей было страшно. (Вера перевела дыхание и словно в ледяную воду)(невидимый груз).
— А что значит в «в ледяную воду»? Что мы чувствуем, когда прыгаем в холодную воду?
— А что чувствовали вы девочки, оказавшись на месте Веры и Наташи?
— Как считаете, Наташа простила подругу? Докажите словами из текста.
— А кто же виноват в случившемся? Почему?
— Подумайте, какова же основная мысль этого рассказа? (нужно доверять друг другу).
Инсценируют эпизод, участвуют в беседе, пытаются прочувствовать настроение героинь
Прочувствовать настроение произведения, отношение девочек друг к другу, подвести к определению основной мысли произведения
— Как вы считаете, девочки показали настроение героинь рассказа, напряженное состояние этого эпизода?
Оценивают выступление девочек
Работа с интерактивной доской
— Я вижу вы хорошо передали настроение девочек, напряженное состояние эпизода. Мы это почувствовали. А достаточно ли хорошо вы ориентируетесь в тексте рассказа, достаточно ли хорошо вы поняли его смысл, мы сейчас проверим. Я предлагаю фразу из текста, а вы ищите соответствующее предложение с этой фразой.
(поиск соответствующих эпизодов из текста по опорным словам)
Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию по опорным словам
— А как вы думаете, почему все-таки рассказ так назван?
— С чем сравнивается дружба девочек?
(любые движения под музыку)
— Вот вы побыли «ниткой» и «иголкой». Сложно было выполнять движения за «иголкой»?
— А сложно ли было быть «иголкой»?
— Представьте, что ткань бывает грубой и плотной, и как иголке иногда трудно пройти свой путь.
— Вот и представьте, как Вере было трудно признаться Наташе, и прежде всего, самой себе в том, что была не права.
— Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли смысл рассказа, его идею, насколько хорошо вы его прочувствовали.
И поиграем в игру-викторину «Древо Мудрости».
— Какова ваша задача?
— Да, вопросы здесь буду задавать не я, а вы, друг другу.
— Откройте учебник на странице 57 (на доске по разрядам), посмотрите, зачем автор в конце текста поставил многоточие? Что он хотел от читателя?
— А как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?
— Давайте придумаем продолжение рассказа. Всего несколько предложений.
Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»
Разработка урока литературного чтения с ипользованием творческих заданий, направленных на раскрытие и понимание смысла прочитанного произведения.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»»
Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой» (второй урок)
Цель: раскрыть и понять смысл прочитанного произведения на основе творческих заданий, выполненных детьми.
Задачи: 1) совершенствовать поисковый способ чтения; анализировать заглавие произведения, характеризовать взаимоотношения персонажей, выявлять причинно-следственные связи; выявлять кульминационный эпизод, выявлять
2) способствовать развитию устной речи, внимания, памяти, воображения, навыков выразительного, осознанного чтения;
3) формировать нравственно-этические ориентиры, воспитывать чувство дружбы
Личностные – формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию.
Регулятивные – принимать и решать учебную задачу. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.
Предметные – ориентироваться в тексте, определять главное.
Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей, событий. Анализировать произведение для выявления кульминации.
Коммуникативные – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, аргументировать высказывания.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Методы: словесный (беседа, рецензирование, инсценирование), наглядный (иллюстрирование), частично-поисковый, работа с книгой, ИКТ.
Оборудование: репродукция портрета Ермолаева, презентация, рисунки детей, кружочки для смайликов (рефлексия), «дерево мудрости»
Задания творческого характера: рецензирование рисунков, викторина, инсценировка, творческое сочинение, творческий пересказ.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Покажем нашим гостям, как мы можем активно работать на уроке, уважительно относиться друг к другу и вообще какие мы хорошие.
— У вас на партах лежат кружочки желтого цвета. Покажите, а с каким настроением вы пришли на урок.
Рисуют настроение и показывают
Эмоционально настроиться на урок
II. Постановка темы, целей урока
Для того, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку.
Кто протыкает клювом
И зашивает хвостом?
-А почему так говорят? Что такое клюв? Хвост?
— Какова же цель нашего урока?
— (Продолжить работу над произведением, понять, что хотел автор сказать и показать этим произведением.)
— Каким образом будем добиваться цели?
Отгадывают загадку, формулируют тему и цель урока
Суметь проанализировать ситуацию и назвать тему урока
III. Работа по теме урока
Рецензирование рисунков, созданных детьми.
-Мы выяснили, что этот рассказ о дружбе, а какие однокоренные слова вы подобрали дома к слову «дружба»?
— Подберите однокоренные слова к слову «дружба»
— Дома вы рисовали иллюстрации к рассказу. Обменяйтесь своими рисунками и попытайтесь подобрать к нему соответствующий эпизод.
Участвуют в беседе, подбирают однокоренные слова (дружить, дружные, подружиться, дружественные), обмениваются рисунками, рассказывают что изображено и какой эпизод подходит.
Проверить домашнее задание, подвести к следующему виду деятельности – определение напряженного события, связать с уроком русского языка
По тому, как ваш сосед по парте подобрал соответствующий вашему рисунку эпизод, можно судить о том, как вы справились с домашним заданием.
Оценивают рисунки друг друга
— А какое событие этого произведения можно считать наиболее напряженным (кульминацией)? (разговор девочек перед сном). Почему? (Вере нужно было признаться подруге в том, что не права. Но сначала осознать это самой, признаться себе. А это всегда трудно.)
-Сейчас девочки нам проинсценируют этот эпизод. А вы посмотрите и подумайте, что же чувствовала каждая из девочек?
— Как вы считаете, что чувствовала в этот момент Наташа? (непонимание, может быть ждала этого разговора)
— А Вера? (страшно было, что Наташа ее не простит)
— А было ли страшно Вере признаться подруге в том, что она, не разобравшись, обвинила Наташу в предательстве и лжи, еще и оговорила ее перед Майей?
— Найдите слова, которые доказывают, что ей было страшно. (Вера перевела дыхание и словно в ледяную воду)(невидимый груз).
— А что значит в «в ледяную воду»? Что мы чувствуем, когда прыгаем в холодную воду?
— А что чувствовали вы девочки, оказавшись на месте Веры и Наташи?
— Как считаете, Наташа простила подругу? Докажите словами из текста.
— А кто же виноват в случившемся? Почему?
— Подумайте, какова же основная мысль этого рассказа? (нужно доверять друг другу).
Инсценируют эпизод, участвуют в беседе, пытаются прочувствовать настроение героинь
Прочувствовать настроение произведения, отношение девочек друг к другу, подвести к определению основной мысли произведения
— Как вы считаете, девочки показали настроение героинь рассказа, напряженное состояние этого эпизода?
Оценивают выступление девочек
Работа с интерактивной доской
— Я вижу вы хорошо передали настроение девочек, напряженное состояние эпизода. Мы это почувствовали. А достаточно ли хорошо вы ориентируетесь в тексте рассказа, достаточно ли хорошо вы поняли его смысл, мы сейчас проверим. Я предлагаю фразу из текста, а вы ищите соответствующее предложение с этой фразой.
(поиск соответствующих эпизодов из текста по опорным словам)
Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию по опорным словам
— А как вы думаете, почему все-таки рассказ так назван?
— С чем сравнивается дружба девочек?
(любые движения под музыку)
— Вот вы побыли «ниткой» и «иголкой». Сложно было выполнять движения за «иголкой»?
— А сложно ли было быть «иголкой»?
— Представьте, что ткань бывает грубой и плотной, и как иголке иногда трудно пройти свой путь.
— Вот и представьте, как Вере было трудно признаться Наташе, и прежде всего, самой себе в том, что была не права.
— Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли смысл рассказа, его идею, насколько хорошо вы его прочувствовали.
И поиграем в игру-викторину «Древо Мудрости».
— Какова ваша задача?
— Да, вопросы здесь буду задавать не я, а вы, друг другу.
— Откройте учебник на странице 57 (на доске по разрядам), посмотрите, зачем автор в конце текста поставил многоточие? Что он хотел от читателя?
— А как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?
— Давайте придумаем продолжение рассказа. Всего несколько предложений.