План к рассказу главный инженер 4 класс

Сказки

План рассказа Главный инженер Пантелеева 4 класс

Краткое содержание произведения А.И. Пантелеева «Главный инженер»:

Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то, что благодаря ему немцы узнали об этих установках. Ошибка это? Нет. Лёшина награда заслужена.

Недалеко от деревни, в которой жил Лёша, была замаскированная зенитная батарея. И если на Ленинград двигались бомбардировщики, то зенитчики открывали огонь. Дети давно узнали об установке многое.

Работала батарея в тёмное время, а когда днём прилетал немецкий разведчик, то батарея не выдавала себя. Ребятам было интересно, почему германский самолет еще не подбили. Однажды закричали они лейтенанту, спросили, почему они не стреляют. Лейтенант строго сказал им, что маскируется и выгнал ребят с территории батареи.

В ноябре снега уже много было, и мальчики пошли гулять. И Лёша придумал построить из снега зенитную батарею. Правдоподобная получилась батарея. И увидели они самолет немецкого разведчика. Лёшка начал командовать друзьями и, играя, делали вид ребята, что стреляли в самолёт.

Разошлись друзья по домам, как раздались удары немецких бомбардировщиков. Родные Леши спрятались в подполье, а сам мальчишка побежал в сени, как увидел своего друга Коську. Рассказал он Лёше, что бомбили их ледяную батарею, а Вальку заметили и увели на настоящую батарею.

Переживал Лёшка и собирался идти на батарею, говорить, что это он виноват, а Вальки с ними и вправду не было. Да Валька сам пришёл к нему. Признался Валька, что рассказал офицерам, что строить батарею была идея Лёшки. Но Лёша не сердился.

Боялся Лёшка, что трибунал ему грозит. А может и расстреляют. Ужинать не стал, спать раньше ушёл, да не спалось ему. Мысли были лишь о суде. Не хотел он, чтобы его как предателя убивали.

Рано утром приехал в дом Лёшки красноармеец. Сказал собираться, но куда и зачем – не рассказывал. Оделся Лёшка и уехал на мотоцикле с военным.

Привезли Лёшку к большому зданию, куда их пропустил часовой. Думал Лёша о том, чтобы не заплакать. Красноармеец сказал Лёне ждать, когда его вызовут, и ушел.

Тут вышел офицер и стал звать: «Михайлов!». Лёша от волнения не расслышал сразу. Но потом отозвался и пошёл в кабинет полковника.

Лицо полковника было сердитым. Он начал спрашивать мальчика, он ли строил крепость, которую разбомбили. Лёша не отрицал, у него покатились слёзы. Начал просить прощения он у полковника, говорил, что больше не будет так играть.

И тогда полковник спросил, не согласится ли он построить еще такие установки. Оказывается, ложные батареи нужны были советской армии, чтобы отвести немцев от настоящих. Лёша повеселел и согласился.

Построили тогда ребята ещё много батарей из снега. А Лёшу считали главным инженером. И даже в штабе его так называли. Но никому ребята не рассказывали о своих установках. И взрослые не понимали, почему мальчики смеялись, когда бомбили ледяные установки. Когда все 12 батарей разбомбили, Лёшу с друзьями вызвали в Ленинград. Леше вручили медаль, а остальным ребятам грамоты. В тот же день и немецкому разведчику вручили железный крест. Но что с ним было дальше – никто не знает. А вот с Лёшей всё хорошо и учится он уже в 9 классе!

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Главный инженер Пантелеева

Популярные сегодня темы

Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов.

Читайте также:  Рассказ тайна чарской какую тайну хранила маленькая гимнастка

Произведение «О любви» Чехов писал три года. Летом в 1898 году, пребывая в имении Мелихово, он его закончил. Этот рассказ – один из последних в творческой карьере писателя, так как Чехов

В новом доме особый интерес у Алёши вызывал квартирант Хорошее Дело

Медведь на воеводстве представляет собой одну из сказок Салтыкова-Щедрина, которые имеют одной из своих целей критику власти. Мысль не нова, но не у всех отыскивает подобного выражения.

Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить

Источник

План рассказа Главный инженер Пантелеева 4 класс

Краткое содержание произведения А.И. Пантелеева «Главный инженер»:

Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то, что благодаря ему немцы узнали об этих установках. Ошибка это? Нет. Лёшина награда заслужена.

Недалеко от деревни, в которой жил Лёша, была замаскированная зенитная батарея. И если на Ленинград двигались бомбардировщики, то зенитчики открывали огонь. Дети давно узнали об установке многое.

Работала батарея в тёмное время, а когда днём прилетал немецкий разведчик, то батарея не выдавала себя. Ребятам было интересно, почему германский самолет еще не подбили. Однажды закричали они лейтенанту, спросили, почему они не стреляют. Лейтенант строго сказал им, что маскируется и выгнал ребят с территории батареи.

В ноябре снега уже много было, и мальчики пошли гулять. И Лёша придумал построить из снега зенитную батарею. Правдоподобная получилась батарея. И увидели они самолет немецкого разведчика. Лёшка начал командовать друзьями и, играя, делали вид ребята, что стреляли в самолёт.

Разошлись друзья по домам, как раздались удары немецких бомбардировщиков. Родные Леши спрятались в подполье, а сам мальчишка побежал в сени, как увидел своего друга Коську. Рассказал он Лёше, что бомбили их ледяную батарею, а Вальку заметили и увели на настоящую батарею.

Переживал Лёшка и собирался идти на батарею, говорить, что это он виноват, а Вальки с ними и вправду не было. Да Валька сам пришёл к нему. Признался Валька, что рассказал офицерам, что строить батарею была идея Лёшки. Но Лёша не сердился.

Боялся Лёшка, что трибунал ему грозит. А может и расстреляют. Ужинать не стал, спать раньше ушёл, да не спалось ему. Мысли были лишь о суде. Не хотел он, чтобы его как предателя убивали.

Рано утром приехал в дом Лёшки красноармеец. Сказал собираться, но куда и зачем – не рассказывал. Оделся Лёшка и уехал на мотоцикле с военным.

Привезли Лёшку к большому зданию, куда их пропустил часовой. Думал Лёша о том, чтобы не заплакать. Красноармеец сказал Лёне ждать, когда его вызовут, и ушел.

Тут вышел офицер и стал звать: «Михайлов!». Лёша от волнения не расслышал сразу. Но потом отозвался и пошёл в кабинет полковника.

Лицо полковника было сердитым. Он начал спрашивать мальчика, он ли строил крепость, которую разбомбили. Лёша не отрицал, у него покатились слёзы. Начал просить прощения он у полковника, говорил, что больше не будет так играть.

И тогда полковник спросил, не согласится ли он построить еще такие установки. Оказывается, ложные батареи нужны были советской армии, чтобы отвести немцев от настоящих. Лёша повеселел и согласился.

Построили тогда ребята ещё много батарей из снега. А Лёшу считали главным инженером. И даже в штабе его так называли. Но никому ребята не рассказывали о своих установках. И взрослые не понимали, почему мальчики смеялись, когда бомбили ледяные установки. Когда все 12 батарей разбомбили, Лёшу с друзьями вызвали в Ленинград. Леше вручили медаль, а остальным ребятам грамоты. В тот же день и немецкому разведчику вручили железный крест. Но что с ним было дальше – никто не знает. А вот с Лёшей всё хорошо и учится он уже в 9 классе!

Читайте также:  Рассказ английский язык в будущей профессии

Источник

План – конспект урока А Пантелеев «Главный инженер» 4 класс ПНШ

План – конспект урока А Пантелеев «Главный инженер» 4 класс ПНШ

Познакомить с произведением А. Пантелеева «Главный инженер», учить рассуждать и делать выводы о характерах героев рассказа, сравнить жизнь детей до войны и во время войны, развивать устную речь

— высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

— рассуждать и делать выводы о характерах героев рассказа;

— объяснять выбор автором заглавия, его смысл;

— сравнивать жизнь детей до войны и после войны;

— произвольно строить высказывания с учётом учебной задачи ( Познавательные УУД );

— участвовать в учебном диалоге; проявлять интерес к общению ( Коммуникативные УУД );

— соотносить внешнюю оценку и внутреннюю самооценку; контролировать свои действия в работе ( Регулятивные УУД ).

иметь представление о прошлом нашего народа ( Личностные УУД )

Как понимаете тему? Что такое Отечество? (Синквейн) (Родина, любимая, защищать)

Что вам известно о ВОВ? Кто и когда начал войну (Слайд 3,4) – Почему она так называлась? ( Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разных организаций, участвовали и взрослые и дети.)

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину .

Ребята в начале учебного года мы с вами на уроках окружающего мира знакомились с историей великой Руси, мы с вами говорили о великих полководцах и их подвигах

Рассказ Леонида Пантелеева «Главный инженер» посвящён детям и подросткам – свидетелям и участникам ВОВ.

Сведения об авторе: (слайд – портрет) настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев родился в Санкт – Петербурге 1908 году – 1987 г, в семье казачьего офицера Ивана Андреевича Еремеева, героя русско-японской войны. Мать – Александра Сергеевна происходила из купеческой семьи. В семье было трое детей. После революции в годы гражданской войны писатель был беспризорником. В 1921 году попал в Школу социально- индивидуального обучения ШКИД. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Литературный псевдоним – Лёнька Пантелеев.

Фото слайд 6,7 о войне – настрой. Сообщение о блокаде Ленинграда?

Захват Ленинграда был составной частью плана войны «Барбаросса» против СССР. Советский Союз должен был разгромлен в течение 3-4 месяцев к осени 1941 года. Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года)

Рассказ «Главный инженер был написан в 1942 году». Пантелеев описывает ноябрь 1941 года суровый и страшный период блокады Ленинграда. В городе царили холод и голод. Его постоянно бомбили, не было отопления и воды. Многие дети и подростки работали на оборонных заводах. Детские нормы питания составляли 125 граммов – 2 тонких ломтика хлеба в сутки. Но город не сдался противнику.

Постановка целей урока:

анализировать содержание произведения, выявлять основную мысль, высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

объяснить название раздела

отвечать на вопросы по содержанию

делить текст на части, составлять план

Читайте также:  Сказки журнал пресс курьер

учить рассуждать и делать выводы о характерах героев рассказа

сравнивать жизнь детей до войны и после войны;

Вопросы по содержанию:

Кто главный герой рассказа? (Леша Михайлов. События переданы его глазами. Нравится ли он вам? ( Любознательный, наблюдательный, смелый)

План рассказа: на доске

Снежная игрушечная батарея.

Переживания Лёши Михайлова.

Валька Вдовин и Лёша.

Вводная часть: Какую награду получил Лёша Михайлов и за что? (зачитать)

Слайд «За оборону Ленинграда» На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес. По периметру надпись «За оборону Ленинграда». На оборотной стороне – серп и молот. Под ними текст заглавным шрифтом «За нашу советскую Родину». Медалью за оборону Ленинграда награждено около 1470000 человек. Среди награждённых 15 тысяч детей и подростков.

Над планетой, над целым миром тянет чёрные руки она.

Разве это нужно кому-то, чтоб горели огнём города,

чтобы дети прятались в страхе и забыли про свет навсегда.

Т. Тюрина «Нет войне»

(Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?)

вторую награду получил лётчик лейтенант Фридрих Буш (зачитать) слайд

Какой приём использует автор? Сравнение или контраст? Табличка

Д \З придумать свои вопросы по содержанию:

Что изменилось в жизни Новой Деревни с приходом войны? С. 131 (зачитать) (Военные действия сразу изменили облик деревни. «Около их дома – за огородами был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь батарея открывала огонь по немецким бомбардировщикам. От этого огня в домах давно уже не осталось ни одного стекла– окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками.» Можно сказать, что деревенские жители оказались в непосредственной близости от фронта.)

Как изменились интересы мальчишек и их поведение?

Отличаются ли ребята наблюдательностью? (Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, ребята быстро выясняют про устройство и работу батареи во всех подробностях.) с. 132

Это простое любопытство?

Это не только любопытство, ребята испытывают ненависть к противнику.

Осталось хоть что-то детское в этих мальчишках после того, как в их деревню пришла война? с. 134

– Радуются ли ребята обильному снегу, чем ещё, кроме наблюдения за батареей им интересно заниматься? (Война наложила на мальчишек неизгладимый след: им значительно интересней вылепить из снега зенитную батарею, а не снежную бабу.)

К какой беде, чуть не привела такая, безобидная на первый взгляд, игра детей?

Описание бомбёжки с. 136, диалог по ролям Коська Мухин и Лёшка обсуждают бомбёжку

Какие задачи решали? (Отвечали на вопросы по содержанию, составляли план)

Чтение части с. 137-139 самостоятельно 2 мин.

Цель: составить характеристику главного героя

Работа в группе: найти ответы на вопросы, зачитать:

1)Как Лёша Михайлов относится к Вальке и его матери?

2) Осознаёт ли Лёша свою вину?

3) Готов ли мальчик понести наказание за их выходку?

4) Какое наказание он ожидает?

5) Обижается ли он на друга?

Толковый словарь Трибунал?

Основная мысль: переживания ребят, испуг, тревога за друга

Пункт плана Переживания ребят

– Выскажите своё мнение, достойно ли Лёша вёл себя, беседуя с полковником?

– Какие качества Лёши помогли ему справиться с заданием

Итоги урока. Тема, цели? Задачи? Какие задачи выполнили?

VI. Домашнее задание.

Стр. 130–148 дочитать до конца, ответить на вопросы

Составить план рассказа

Приготовить викторину или кроссворд

Что понравилось на уроке? Чему можешь научить других?

Источник

Познавательное и интересное