И. Пивоварова » Как провожают параходы»
Знакомство с новыми героями. Формирование читательских навыков.
Просмотр содержимого документа
«И. Пивоварова » Как провожают параходы»»
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема:И. ПИВОВАРОВА «КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ»
Цели деятельности учителя: познакомить с рассказом И. Пивоваровой «Как провожают пароходы»; воспитывать интерес к чтению, умение слушать и понимать друг друга; помочь на материале рассказа поразмышлять над вопросом: что такое красота.
Предметные: научатся анализировать текст, находить в нем ответы на вопросы, определять, как воздействует красота на героев произведения, читать по ролям; получат возможность научиться понимать роль творческой биографии писателя в создании художественного произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: осуществляют самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы. Познавательные: читают тексты; понимают фактическое содержание текста; выделяют основные части.
Коммуникативные: адекватно воспринимают содержание высказываний собеседника. Личностные: осознают значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.
I. Организационный момент.
— Начинаем работу со второй частью учебника. Вспомните правила обращения с книгой: не пачкайте книгу, оберните ее, не загибайте листы, пользуйтесь закладкой. Берегите книги!
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
В любую страну, в любые века.
Ты мне говоришь про движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить,
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
П. Подготовка к восприятию.
— Рассмотрите учебник. Обратите внимание на условные обозначения, содержание. Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне или к создателям учебника? Задайте эти вопросы.
Какие авторы вам уже знакомы? Вспомните, какие произведения этих авторов вы читали? Какие главы или названия произведений вас заинтересовали? Почему?
Работа со статьей «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота».
Высказывания о красоте:
«Красота везде весьма желанный гость» (Иоганн Гёте).
«В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). «Мир спасет красота!» (Федор Михайлович Достоевский). «Луч красоты в одно мгновенье ока / Сгоняет с сердца тучи» (Джон Ките). «Красота действует даже на тех, кто ее не замечает» (Жан Кокто).
«Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения»
«Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (Мигель де Сервантес Сааведра).
«Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки» (Френсис Бэкон).
— Чья точка зрения вам ближе: Миши или Евдокии Васильевны? Прочитайте высказывания на слайде. Чье мнение они подтверждают?
III. Освоение нового материала.
Чтение рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы»
Беседа после чтения.
-рассказ называется «Как провожают пароходы»? (Рассказ называется так же, как песня, которую пела главная героиня рассказа Люся Синицына.)
— Какое впечатление пение Люси Синицыной производит на ее друзей и знакомых: на Колю, на Люсю Косицыну, на Павлика Иванова? Не забывай подтверждать свое мнение строчками из текста. (Коле Лыкову нравится пение Люси, это понятно из его слов, обращенных к ней: «Ты поешь здорово. Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела „Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил». Коля очень внимательно слушает пение подруги: «У Коли было задумчивое и серьезное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет летчиком, когда вырастет». Мальчик советует Люсе стать артисткой и несколько раз просит ее допеть прерванную песню до конца. Павлика Иванова пение Люси Синицыной оставляет равнодушным, он без раздумий, не дослушав песню до конца, перебивает Люсю, выкрикивая: «Эй, Люська, ты где?» У Люси Косицыной музыкальный талант подруги вызывает зависть. Девочка говорит Павлику: «. разве она умеет петь? Пищит, как цыпленок. Слушать противно!»; «И, вообще, у нее слуха нет. Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я ее научила петь „Как провожают пароходы». Из этих слов становится понятно, что Синицына поет хорошо, а Косицыной хочется быть причастной к таланту подруги. Она пытается вызвать ответную зависть у Люси Синицыной; подробно рассказывая о большом количестве доступных ей «богатств»: арбузе, грушах, новых туфлях с дырочками, походе на балет «Доктор Айболит».)
— Согласны ли вы, что Люся Синицына и Люся Косицына близкие подруги? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Конечно, девочки подруги, об этом говорит предложение: «В это время из подъезда вышла моя Люська».)
— Немецкий драматург и литературный критик эпохи Просвещения Готхольд Лессинг сказал: «Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею». Как вы понимаете эти слова?
Кто из девочек нарушил правила дружбы?
Вы сможете объяснить, почему этот рассказ помещен в главе «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота»? О какой красоте в нем идет речь? (В рассказе идет речь о красоте человеческого голоса, о красоте человеческого характера (Коля Лыков), о взаимоотношениях между людьми, именно поэтому рассказ помещен в этой главе. Как мы убедились, красота на разных людей действует по-разному.)
Повторное чтение текста (по ролям).
— Разметьте отрывок для чтения по ролям и прочитайте его в группах.
Учитель предлагает отрывки текста для чтения по ролям:
• Павлик Иванов и Люся Косицына. (До слов: «Это было такое вранье, что я чуть с дерева не свалилась».)
• Павлик Иванов и Люся Косицына (продолжение). (До слов: «Мы с Колей слезли с дерева».)
• Люся Синицына и Коля. (До слов: «Что я такого сказала? Ну что?»)
• Люся Синицына и Коля. (До конца текста.)
Проверка выполненной работы. Чтение вслух.
— Истинных друзей, как правило, у человека немного, их надо беречь.
Прослушайте стихотворение Сергея По горело вс ко го «Друзья»
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил.
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек.
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь.
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Вошел с поникшей головой:
— Прости уж! Сердишься. Задело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь.
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Помирятся ли героини рассказа И. Пивоваровой?
— Знаете ли вы другие рассказы И. Пивоваровой, где действуют эти же герои? («Сочинение».) Появилось ли желание прочитать другие произведения этого писателя и поэта?
V. Домашнее задание: прочитать в хрестоматии рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр», уч. стр. 6-13 (чтение по ролям).
Презентация к уроку литературного чтения «Ирина Пивоварова. Как провожают пароходы», 4 класс
Урок литературного чтения в 4 классе Автор презентации: Кадырова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 города Тюмени 2019
Настрой на урок Красота везде желанный гость Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца Красота до вечера, а доброта навек
Раздел № 5 Пытаемся понять, как на нас воздействует красота Как на вас воздействует красота?
Тема урока Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»
Задачи урока Познакомиться … Узнать … Уметь …
Биография Ирина Михайловна Пивоварова
. Кто? Когда? Верно ли… Где? Почему? Могло ли… В чём различие?
Домашнее задание С. 7-12, чтение по ролям Иллюстрация+ защита Придумать продолжение
. Почему рассказ так называется? Какое впечатление пение Люси Синициной производит на её друзей и знакомых? У кого портится настроение и почему?
. Зачитай Мишину оценку Люси Синициной, с. 13 Почему этот рассказ помещён в эту главу? Этот рассказ о настоящем или ненастоящем богатстве?
Сказки. Рассказы. Стихи
Рассказ Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы»
Было утро. Было воскресенье. Мы с Колей сидели на дереве. На большой раскидистой ветке. Мы ели хлеб с вареньем и болтали ногами. Над нами важно проплывали толстые белые облака, а солнце светило изо всех сил, и макушка у меня стала горячая, как печка.
– Коль, давай каждый день по деревьям лазить! Утром будем залезать, а вечером слезать. И обедать будем на дереве, и уроки учить, а в школу ходить не будем.
– Давай. Я высоту люблю. Обязательно лётчиком стану, когда вырасту.
– Коль, а мне кем стать?
– Артисткой. Ты поёшь здорово.
– Правда, Коль?! Честное слово, я хорошо пою?
– Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела «Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил.
– А хочешь, я сейчас спою?
– Давай.
И я запела:
Как провожают пароходы-ы,
Совсем не так, как поезда-а-а…
Я ужасно старалась. Украдкой я посматривала на Колю. У Коли было задумчивое и серьёзное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет лётчиком, когда вырастет.
Вода, вода, —
Кругом вода… —
пела я.
И вдруг я услышала:
– Эй, Люська, где ты?
Под деревом стоял Павлик Иванов.
Мы с Колей замерли. От этого Иванова только и жди неприятностей! Ведь он всем разболтает, что мы на дерево залезли. И достанется же нам тогда от родителей! И во дворе станут дразнить «жених и невеста»…
Иванов походил вокруг песочницы, поглядел по сторонам.
– Люська! – заорал он. – Выходи! Я тебя нашёл! Ты в подвале сидишь!
В это время из подъезда вышла моя Люська.
– С чего это ты решил, что я в подвале сижу? – удивилась Люська.
– Да не ты! – сказал Павлик Иванов. – Тут Синицына где-то спряталась и оттуда поёт. Давай её искать?
– Вот ещё! – сказала Люська. – Сама отыщется… И потом, разве она умеет петь? Пищит, как цыплёнок. Слушать противно!
– Всё-таки странно, – сказал Павлик. – Где же она? Я слышал её голос где-то рядом.
– Да что ты заладил – «её голос, её голос»! Только и слышу со всех сторон: «Ах, какой у Синицыной голос! Ах, как Синицына хорошо поёт. » Да если хочешь знать, это я её всем песням научила!
Это было такое враньё, что я чуть с дерева не свалилась.
– Спокойно! – сказал Коля. – Не волнуйся, а то они нас увидят.
– И вообще у неё слуха нет, – сказала Люська. – Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я её научила петь «Как провожают пароходы».
– Не ври, Люська, – не выдержала я. – Как не стыдно врать!
– Ага! – сказал Павлик. – Она точно где-то здесь!
Люська завертела головой во все стороны.
– Ну вот, я пошутила, а ты уж и поверил, – сказала она громким голосом. – «Как провожают пароходы» – это она меня научила. И «Ладу», и «Русское поле». А зато я её арию Ленского научила петь. А арию Ленского в сто раз интересней петь, чем «Русское поле»! И пусть не воображает, что лучше всех поёт. Подумаешь, певица нашлась!
Она потянулась.
– Вчера Сергей Фёдорович приехал, – сказала она всё так же громко. – Привёз мне во-от такой арбуз! И груши во-от такие! И сегодня мы с ним идём на балет «Доктор Айболит». Сейчас надену своё синее платье, туфли надену новые – красные, с дырочками – и пойдём.
И она ушла. Павлика позвали, и он тоже ушёл. Мы с Колей слезли с дерева.
Всё обошлось хорошо. Никто нас не видел. Никто не ругал. Я даже почти не поцарапалась. Солнце светило так же ярко. Облака были такие же белые. И было тепло. И было ещё утро. И было воскресенье. Но настроение у меня было испорчено.
– Она пошла смотреть «Доктора Айболита», – сказала я. – А я так давно мечтала о «Докторе Айболите»!
– Люсь, – сказал Коля, – ты ведь не кончила. Спой дальше, а!
– И туфли у неё новые…
Я посмотрела на свои потрескавшиеся сандалии.
– Люсь, ну спой, пожалуйста.
– И ей привезли арбуз. Всё-таки несправедливо. Почему всё ей?
– Ты будешь петь дальше? – сказал Коля.
– И груши, – сказала я. И мне захотелось плакать.
Тут Коля посмотрел на меня как-то странно.
– Ну ладно, я пойду, – вдруг сказал Коля. – Ты меня, пожалуйста, извини. Меня ждёт мама.
Он повернулся и пошёл.
– Коль!
Он не остановился. Он шёл к подъезду. Ну и пусть! Много о себе думает! Что я такого сказала? Ну что?
Коля уходил. Я знала, почему он уходит. Колина спина мелькнула на площадке второго этажа. Я знала, знала, почему он уходит!
– Постой! – крикнула я и побежала его догонять.
Я догнала его только на третьем этаже.
– Коль! – забормотала я. – Подожди! Ну подожди, пожалуйста! Я… я хочу тебе одну загадку загадать. Знаешь, какая загадочка отличная! Ни за что не отгадаешь. Правда-правда! Вот послушай… А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?
– Знаю я эту загадку, – хмуро сказал Коля.
– Коль, – сказала я. – Ты не думай. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь – туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз – ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…
Мы спустились с лестницы и вышли во двор.
– А ты всё-таки спой, – сказал Коля, – ведь ты не кончила.
И я запела:
Как провожают пароходы-ы,
Совсем не так, как поезда-а-а…
В окне в своём новом платье стояла Люська. Она ела грушу.
—————————————————
Рассказы Ирины Пивоваровой.
Для детей.Читаем бесплатно онлайн
Как провожают пароходы (Пивоварова Ирина). Рассказ
Было утро. Было воскресенье. Мы с Колей сидели на дереве. На большой раскидистой ветке. Мы ели хлеб с вареньем и болтали ногами. Над нами важно проплывали толстые белые облака, а солнце светило изо всех сил, и макушка у меня стала горячая, как печка.
– Коль, давай каждый день по деревьям лазить! Утром будем залезать, а вечером слезать. И обедать будем на дереве, и уроки учить, а в школу ходить не будем.
– Давай. Я высоту люблю. Обязательно лётчиком стану, когда вырасту.
– Коль, а мне кем стать?
– Артисткой. Ты поёшь здорово.
– Правда, Коль?! Честное слово, я хорошо пою?
– Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела «Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил.
– А хочешь, я сейчас спою?
– Давай.
И я запела:
Как провожают пароходы-ы,
Совсем не так, как поезда-а-а…
Я ужасно старалась. Украдкой я посматривала на Колю. У Коли было задумчивое и серьёзное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет лётчиком, когда вырастет.
Вода, вода, —
Кругом вода… —
пела я.
И вдруг я услышала:
– Эй, Люська, где ты?
Под деревом стоял Павлик Иванов.
Мы с Колей замерли. От этого Иванова только и жди неприятностей! Ведь он всем разболтает, что мы на дерево залезли. И достанется же нам тогда от родителей! И во дворе станут дразнить «жених и невеста»…
Иванов походил вокруг песочницы, поглядел по сторонам.
– Люська! – заорал он. – Выходи! Я тебя нашёл! Ты в подвале сидишь!
В это время из подъезда вышла моя Люська.
– С чего это ты решил, что я в подвале сижу? – удивилась Люська.
– Да не ты! – сказал Павлик Иванов. – Тут Синицына где-то спряталась и оттуда поёт. Давай её искать?
– Вот ещё! – сказала Люська. – Сама отыщется… И потом, разве она умеет петь? Пищит, как цыплёнок. Слушать противно!
– Всё-таки странно, – сказал Павлик. – Где же она? Я слышал её голос где-то рядом.
– Да что ты заладил – «её голос, её голос»! Только и слышу со всех сторон: «Ах, какой у Синицыной голос! Ах, как Синицына хорошо поёт. » Да если хочешь знать, это я её всем песням научила!
Это было такое враньё, что я чуть с дерева не свалилась.
– Спокойно! – сказал Коля. – Не волнуйся, а то они нас увидят.
– И вообще у неё слуха нет, – сказала Люська. – Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я её научила петь «Как провожают пароходы».
– Не ври, Люська, – не выдержала я. – Как не стыдно врать!
– Ага! – сказал Павлик. – Она точно где-то здесь!
Люська завертела головой во все стороны.
– Ну вот, я пошутила, а ты уж и поверил, – сказала она громким голосом. – «Как провожают пароходы» – это она меня научила. И «Ладу», и «Русское поле». А зато я её арию Ленского научила петь. А арию Ленского в сто раз интересней петь, чем «Русское поле»! И пусть не воображает, что лучше всех поёт. Подумаешь, певица нашлась!
Она потянулась.
– Вчера Сергей Фёдорович приехал, – сказала она всё так же громко. – Привёз мне во-от такой арбуз! И груши во-от такие! И сегодня мы с ним идём на балет «Доктор Айболит». Сейчас надену своё синее платье, туфли надену новые – красные, с дырочками – и пойдём.
И она ушла. Павлика позвали, и он тоже ушёл. Мы с Колей слезли с дерева.
Всё обошлось хорошо. Никто нас не видел. Никто не ругал. Я даже почти не поцарапалась. Солнце светило так же ярко. Облака были такие же белые. И было тепло. И было ещё утро. И было воскресенье. Но настроение у меня было испорчено.
– Она пошла смотреть «Доктора Айболита», – сказала я. – А я так давно мечтала о «Докторе Айболите»!
– Люсь, – сказал Коля, – ты ведь не кончила. Спой дальше, а!
– И туфли у неё новые…
Я посмотрела на свои потрескавшиеся сандалии.
– Люсь, ну спой, пожалуйста.
– И ей привезли арбуз. Всё-таки несправедливо. Почему всё ей?
– Ты будешь петь дальше? – сказал Коля.
– И груши, – сказала я. И мне захотелось плакать.
Тут Коля посмотрел на меня как-то странно.
– Ну ладно, я пойду, – вдруг сказал Коля. – Ты меня, пожалуйста, извини. Меня ждёт мама.
Он повернулся и пошёл.
– Коль!
Он не остановился. Он шёл к подъезду. Ну и пусть! Много о себе думает! Что я такого сказала? Ну что?
Коля уходил. Я знала, почему он уходит. Колина спина мелькнула на площадке второго этажа. Я знала, знала, почему он уходит!
– Постой! – крикнула я и побежала его догонять.
Я догнала его только на третьем этаже.
– Коль! – забормотала я. – Подожди! Ну подожди, пожалуйста! Я… я хочу тебе одну загадку загадать. Знаешь, какая загадочка отличная! Ни за что не отгадаешь. Правда-правда! Вот послушай… А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?
– Знаю я эту загадку, – хмуро сказал Коля.
– Коль, – сказала я. – Ты не думай. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь – туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз – ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…
Мы спустились с лестницы и вышли во двор.
– А ты всё-таки спой, – сказал Коля, – ведь ты не кончила.
И я запела:
Как провожают пароходы-ы,
Совсем не так, как поезда-а-а…
В окне в своём новом платье стояла Люська. Она ела грушу.