Толстой Лев рассказ «Котенок»
Читательский дневник по рассказу Льва Толстого «Котёнок»
Автор: Толстой Лев Николаевич
Главные герои: Вася, Катя.
Второстепенные герои: охотник.
Характеристика главных героев:
Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.
Спас котёнка, прикрыв его собой.
Катя — заботливая девочка, но трусливая.
Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.
Характеристика второстепенных героев:
Охотник — просто проезжал мимо.
Краткое содержание рассказа «Котёнок»
Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.
Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.
Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.
Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.
Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.
Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.
Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.
Хозяин собак успел их отогнать.
Котёнок был спасён и Вася не пострадал.
План рассказа:
4. Прогулка с котёнком.
6. Спасение котёнка.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль произведения «Котёнок»
Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.
Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.
Чему учит рассказ
Учит мужеству и смелости.
Учит спешить на помощь слабым
Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.
Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.
Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.
А трус пытается прежде всего спастись сам.
Это интересный и добрый рассказ.
Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.
Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.
Видно, что он добрый и смелый.
На такого человека всегда можно положиться.
Ему можно доверять.
Он не подведёт в трудную минуту.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.
Убежать от опасности или противостоять ей.
Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.
Пословицы к рассказу
Сам погибай, а товарища выручай
Мы ответственны за тех, кого приручили.
Дорога помощь вовремя.
Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
Друг познаётся в беде.
Словарь неизвестных слов
Амбар — строение возле деревенского дома.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Урок литературного чтения Л.Н. Толстой «Котёнок» 2 класс «Школа России»
Тема: Л.Н Толстой «Котенок»
— организовать деятельность учащихся по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.
— обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
— содействовать развитию у детей умению общаться;
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.
-овладение навыком правильного чтения, понимание содержания текста;
-умения полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-обогащение словарного лексического запаса, развитие устной речи и познавательного интереса ;
-умение давать оценку нравственным поступкам людей.
Цели: создание условий для:
— раскрытия смысла художественного произведения, через высказывание : «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Сент-Экзюпери)
— формирования представления об особенностях жанра;
— формирования художественно-эстетического восприятия учащихся;
компьютер, мультимедийный проектор, экран; выставка книг Л.Н. Толстого, толковый словарь, пословицы, рисунки детей к произведению «Филипок», наборы карточек для работы в парах « План», « Характеристика героя», реквизиты к сценке «Филипок и учитель», картинки котят к физминутке, презентация к уроку.
Доброе утро! Птицы запели
Умные дети за парты все сели.
Мы за наукой сегодня пойдём
Радость и чувства с собою возьмём!
— Тайны и новые открытия ждут нас на уроке чтения.
Ра – ра – ра иди дорогою добра.
Ро – ро – ро плати добром за добро.
— Прочитать с разной интонацией.
— Мальчики – выразите радость
— Все вместе – удивление.
3. Скороговорка. – Произнесём чётко и медленно, быстрее, быстро.
Кошка на окошке кашку кушала.
— Какое произведение изучали на прошлом уроке?
— Защитите свои рисунки, прочитав отрывки из рассказа.
— Почему Филиппок не ходил в школу?
— Считал ли Филиппок себя маленьким?
-Об этом нам расскажет сам Филиппок и учитель.( Сценка «Филиппок и учитель»)
Учитель: Да ты кто? Или ты нем? Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь. Кто это, ребята?
Мальчик: Костюшкин брат. Он давно просится в школу, да мать не пускает его.
Учитель: Ну, садись на лавку. А я твою маму попрошу, чтобы она пускала тебя в школу. Вот буквы. Ну-ка сложи своё имя.
Филипок: Хве и хви ле и пеопок.
Учитель: Молодец! Кто же тебя научил читать?
Филипок: Костюшка. Я страсть, какой бедовый, я сразу всё понял.
Учитель: Ты погоди хвалиться-то. Ты поучись.
— Почему Филиппок решил пойти в школу?
Вывод: Какой маленький мальчик, а такое огромное стремление учиться!
4 . Актуализация знаний
— Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого.
— Всмотритесь в глаза писателя. Говорят, они зеркало души.
Да, только мудрый Л. Н. Толстой мог так сказать:
«Чуткому человеку откроются тайны»
-Пусть только чуткому сердцу откроются тайны мудрости Л.Н. Толстого.
Она первой входит в дом,
И живёт подолгу в нём.
То мяучит, то играет, исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.
У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.
Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.
Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.
Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.
-Как называют детёныша кошки?
— Определите тему урока? ( будем читать о котёнке)
Доска Л. Н. Толстой « Котёнок» (быль)
Быль – это то, что было в действительности.
В произведении встретятся слова:
-Что это такое? Поможет ответить толковый словарь.
Что было духу ( со всех сил, очень быстро)
6. Первичное чтение. (Текст читают дети.)
А) Герои были – брат и сестра?
Б) У кошки родилось 6 котят?
В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.
Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.
Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них
Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от себя.
Да, нет, да, нет, нет, да, да.
2. Повторное чтение произведения по цепочке
Часть 2. – Какое удивительное событие произошло потом? (Котята)
— Как мама поступила с котятами?
— Опишите любимого котёнка Васи и Кати?
– Какая опасность угрожала котёнку?
— Почему Л. Н. назвал котёнка глупым?
— На сколько смысловых частей разделили текст? (4 части)
— О чём главном говорится в начале были?
— В следующей части мы очень сильно волновались, переживали?
-Чем закончилось произведение?
Работа в парах. Конверт №1 Расположите в правильном порядке названия каждой смысловой части.
— Как это происходило, рассмотрите иллюстрацию на стр. 118. Опишите
-Прочитайте отрывок «Как Вася спасал котёнка»
— Какая должна быть интонация? Почему?
— Что можно сказать о Васе?
Работа в парах. Конверт с №2
Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность.
Вывод: Вася в трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из сложившейся ситуации.
— Как поступила Катя? Подтвердите словами из текста.
— А как поступили бы Вы?
— Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.
1. Делу время, а потехе час. (пословица)
2. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (пословица)
3. Друзья познаются в беде. (пословица)
— Объясните, как вы это понимаете?
— Как вы объясните смысл последнего предложения : «Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в п оле » Какие выводы сделал для себя Вася, е сли он пришёл к такому решению?
— У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?
Рефлексия: А вы в ответе за тех, кого приручили?
-Прикоснитесь каждый к своему сердцу.
— Поделитесь своим чувством.
— Прикрепите сердечки в эти « чуткие руки»
Пусть любви, заботы, добра будет больше на Земле, тогда откроется ещё больше тайн.
Домашнее задание: по выбору
Выразительно читать быль стр. 117 – 119.
Подготовить рассказ о своём питомце
Номер материала: ДБ-141145
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по литературному чтению Л.Н.Толстой «Котёнок» (2 класс)
МБОУ «Стародубская средняя общеобразовательная школа № 1»
Открытый урок по литературному чтению
Учебно-методический комплект «Школа России», 2 класс
Подготовила и провела
учитель 2 «Б» класса
Ананченко Валентина Александровна
Тема: Л.Н. Толстой «Котёнок»
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; умения давать характеристику героям, исходя из их поступков; развитие мышления, воспитывать честность, доброе отношение к животным.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты обучения:
— учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;
— соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
— составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;
— характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
— (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
— (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
Метапредметные результаты обучения:
-формировать умение оценивать свою работу на уроке.
-формирование критического мышления;
-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг, презентация, карточки с заданиями и для рефлексии, толковый словарь.
I . Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И стало вокруг всё добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длиться до вечера.
— Давайте так проведём наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
— Начнём с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)
Белый кот клубок катал.
Он загнал его под стол
А затем загнал под стул
долго кот клубок катал
— О ком мы прочитали?
2. Выставка книг Л.Н.Толстого
-Рассмотрите выставку книг.
— Для кого писал Л.Н.Толстой? (Он писал для детей и взрослых?)
— 625 произведений для детей написал Л.Н.Толстой.
— С какими произведениями мы уже познакомились?
3.Организация работы в парах
— Поиграем в игру «Найди лишнее»
— Возьмите конверт с цветными полосками.
(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже»,«Сказка о рыбаке и рыбке», «Филиппок»
— Найдите среди полосок лишнюю.
-Обоснуйте свой ответ.
— Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.
Что за зверь со мной играет,
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?
— Откройте учебник. С каким произведением сегодня мы познакомимся?
— Какова же тема урока?
-Какие цели вы ставите перед собой?
6.Работа со словарём:
— Что такое быль? Быль – случай из жизни.
Оцените свою работу.
III. Изучение нового материала.
1.Первичное знакомство с текстом.
Слушают текст. – О ком это произведение?
— Понравилась вам быль? О ком она?
— Докажите, что это быль?
— Когда пропала кошка?
— Где нашел Вася кошку?
— Как же котенок остался один?
— Какая опасность угрожала котенку?
– Вы волновались, когда слушали рассказ?
– За кого волновались? (За котёнка, за Васю).
– За кого волновались больше? (За котёнка)
Оцените свою работу.
3. Подготовка к чтению.
— В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
Амбар — строение для хранения зерна, муки
Солома — стебли пшеницы, ржи после обмолота
Щавель — травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом
Что было духу — очень быстро
4. Самостоятельное чтение.
IV. Закрепление нового материала.
1. Чтение текста. Работа над выразительностью речи.
— Найдите отрывок, как дети искали кошку. Как будем читать? (с отчаянием, грустно)
— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать? ( радостно)
— Найдите описание котенка. Как будем читать? ( с любовью, ласково)
2. Работа с иллюстрацией.
— На с.118 есть иллюстрация. Найдите отрывок к ней.
— Что Л.Н.Толстой хотел нам сказать? ( оберегать, заботиться)
Оцените свою работу.
3 . Чтение текста , деление на части, составление плана .
— Разложите полоски в такой последовательности, как развиваются действия.
У Кати и Васи пропала кошка.
Самый лучший котёнок.
Дети забыли котёнка на дороге.
Вася спасает котёнка.
— Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?
-Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.
-В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете?
Оцените свою работу.
4. Работа с пословицами.
– Прочтите пословицы и выберите ту, которая подходит к этому тексту:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
-Грустное стихотворение, правда?
— Есть ли у вас котик? Как зовут? (Кличка)
-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя забывать своего маленького друга и нужно заботиться о нём.
Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов.
На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Этот рассказ учит меня…
После урока мне захотелось…
Оцените свою работу.
Номер материала: ДБ-1041600
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой «Котёнок» (2 класс)
Урок литературного чтения.
II класс по учебнику Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» УМК «Школа России»
Учитель нач. классов Васильева Юлия Вячеславовна ГБОУ СШ №319
открытие новых знаний
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с новым произведением «Котёнок», совершенствовать технику чтения; учить делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план для пересказа
Задачи: создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное; развитие умений выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение словарного запаса учащихся; развивать умения работать в группах.
Определить особенности жанра. Определить эмоциональную окрашенность произведения и передать её при чтении.
Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванными восприятием текста.
Оценить поступки и действия других людей.
Соотносить жизненные наблюдения с читательскими наблюдениями.
Ресурсы урока : экран; учебник «Литературное чтение», компьютер; мультимедиа проектор; выставка произведений Л. Н. Толстого; презентация Power Point; конверты с заданиями для групповой работы; маршрутные листы; толковые словари.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности. Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас будет не совсем обычный урок.
— Давайте его проведём так, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.
— Сядьте, пожалуйста, за столы по группам. У каждой группы свой цвет жетона.
Учащиеся выбирают по одному жетону и занимают места за столами в зависимости от цвета выбранного жетона.
Приветствуют учителя, гостей.
Садятся по группам.
— обратите внимание на портрет.
— Что ещё вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
— Какие произведения вам знакомы?
Лев Николаевич Толстой
Великий русский писатель.
— Вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
— Мы должны вспомнить рассказы Л. Н. Толстого, которые вы уже читали, героев его произведений. И конечно познакомиться с новым произведением.
Проверка домашнего задания
— Но вот в чём беда книга, с которой я хотела вас познакомить, таинственным образом пропала. А вместо неё появилось письмо. Давайте прочитаем его содержание.
«Отправляйтесь на машине времени в Ясную Поляну к графу Льву Николаевичу Толстому. Он хочет проверить, хорошо ли вы знаете его рассказы, и предлагает вам пройти квест.
И только тогда вы сможете узнать название ещё одного произведения».
— Ребята, вы знаете, что такое квест?
(Это игра, в которой что-то ищут, или узнают)
— А нам что надо узнать?
— Готовы отправиться на машине времени и пройти квест?
— Открываем глаза, представьте, что вы в Ясной Поляне, в школе графа Толстого.
Но будьте внимательны время в каждой комнате ограниченно. Вы можете выполнять задания, пока играет музыка.
Детям предлагается выполнить 4 задания. Каждая группа выполняет эти задания в своей последовательности. Для этого каждая группа получает свой маршрутный лист. В результате выполнения группа получает подсказку. Таким образом, у каждой команды получается своя картинка котёнка.
Задания составлены на основе материала полученного детьми на предыдущих уроках.
Собери сборник произведений Л. Н. Толстого «Рассказы для детей»
(На полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Всякий правду любит, да не всякий её скажет»
«За одну правду хвалят, а за другую бьют»
«Засыпь правду золотом, затопчи в грязь, а она всё наружу выйдет»
Определить из какого произведения строки.
1)— Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит: — Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. (Старый дед и внучек.)
2)– Это …, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.
– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу (Филипок.)
3)Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: — Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: …(Правда всего дороже)
1.Как звали мальчика, который очень хотел учиться?
2.Что может быть всего дороже?
3.Как звали героя рассказа «Старый дед и внучек»
После выполнения четырёх заданий учащиеся находят картинку котёнка.
— Догадались, о каком произведении сегодня пойдёт речь?
Учащиеся самостоятельно читают текст «письма»