План к рассказу ласточка ушинский

Сказки

Открытый урок «Ласточка» Константин Ушинский

Тема: Константин Ушинский «Ласточка»

Цели : познакомить с жизнью и творчеством К.Ушинского; совершенствовать технику и выразительность чтения; развивать навыки работы с текстом; развивать речь учащихся, учить их развивать свои мысли, чувства; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть её красоту.

Используемые методы и приёмы:

1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3.Практические методы: устные упражнения.

Оборудование : учебник чтения, иллюстрации, выставка книг, компьютер, презентация.

1. Организация класса. Психологический настрой.

-Ребята, сядьте правильно, мы начинаем урок чтения. Я думаю, что вы пришли с хорошим настроением на урок. Приготовьтесь быть активными, хорошо работать. Не забудьте о правилах приличного поведения.

Что мы делаем на уроках чтения?

Чтобы в конце урока получить хорошие отметки – нужно внимательно слушать учителя, читать с выражением, отвечать на вопросы полным ответом, выполнять все задания учителя.

Критерии оценивания : Кто будет читать с выражением, отвечать полным ответом на вопросы, – получит 5, 4 – получит тот, кто сделает несколько ошибок при чтении и ответы будут не полные, 3 – получит тот, кто выполнять задания будет только с помощью учителя.

Чтобы размять наши язычки, произнесём скороговорки: «От топота копыт, пыль по полю летит», «Саша шапкой шишку сшибла»

-Это пословица. Что надо сделать, чтобы прочитать эту пословицу? (ответы учащихся)

Как вы ее понимаете? (ответы учащихся) Учитель подводит итог обсуждению.

3. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением Аполлона Майкова про какое время года говорилось в стихотворении? (весна)

-Какая птица прилетела весной? (ласточка)

-Домашним заданием было выразительно прочитать стихотворение.

-Как надо читать стихотворение? (Выразительно, с паузами, с логическими ударениями)

4. Сообщение темы и цели урока.

— Посмотрите на экран и найдите ласточку.

— Под каким она номером ласточка?

— Что вы знаете об этих удивительных птицах?

Как вы думаете мы уже всё знаем о ласточках?

А хотите узнать ещё интересные факты про этих птиц?

Цель : Тогда мы сегодня прочитаем интересный рассказ К.Ушинского «Ласточка» и познакомимся с жизнью ласточек и их повадками.

Задачи : Вы должны внимательно слушать учителя, читать с выражением, отвечать на вопросы учителя, делить текст на части и озаглавить их.

Рассказ учителя о К.Ушинском : родился в 1823 году.

— В чтении рассказа нам встретятся такие слова как слово –ил.

— Как вы понимаете значение этого слова? (ил – земля на дне ручья или озера).

— Хором прочитаем. ( Ил).

— Как вы понимаете значение этого слова? (Сновали – это значит, очень быстро летали).

— Прочитаем вместе. ( Сновали).

Чтение трудных слов.

— Прежде чем приступить к чтению рассказа прочитаем трудные слова по слогам, научимся читать их быстро (по 2 слога, целым словом). Смотрим на экран.

1.Первичное чтение учителем

-Ответьте на вопрос после чтения рассказа: Почему важно сохранять птичьи гнезда?

Ласточки летели, все люди глядели. (Взмахивают руками, как крыльями ).

Ласточки садились, все люди дивились. ( Приседают, сложив руки за спиной).

Сели, посидели, взвились, полетели. (Ритмичные движения головой).

Полетели, полетели, песенки запели. (Встают, взмахивают крыльями).

2.Самостоятельное чтение учащимися. Инд.работа: Лёша читает один абзац, Коля читает слоги и составляет слово «ласточка»

3. Анализ произведения.

Чтение текста, деление на части. Составление плана.

Чтение цепочкой по предложению.

Читаем до слов «Прошла зима…».

1.Что хотел сделать мальчик?

2. Почему он решил разорить гнездо?

3. Почему улетели птицы? (холод приближался)

3. Что сказал ему отец? Чтение, ответ на вопрос.

4. Как отнёсся к словам отца сын?

-Нам в книге предлагают первый пункт назвать Сохранение гнезда.

-Почему можно так назвать пункт?

Чтение цепочкой по предложению.

Читаем до слов «Прошло ещё несколько дней…».

1.Что стали делать ласточки, вернувшись весной?

2. Прочитайте строчки, относящиеся к иллюстрации учебника (стр.108)

Вывод: какие птицы ласточки? (трудолюбивые)

-Как озаглавим 2 пункт Ремонт гнезда.

Чтение цепочкой по предложению.

Читаем до слов «Сидя на крылечке…».

1.Что заметил мальчик?

2.Чему мальчик был рад?

-Как озаглавим 3 пункт Птенцы.

Чтение цепочкой по предложению

2.Определить главную мысль прочитанного: ласточки заботливые родители

3. Зачитайте строчки, относящиеся к данному слайду. ( Слайд ласточки с птенцами)

— Почему важно сохранять птичьи гнёзда?

-Как вы думаете, мальчик это понял? Да.

-Как озаглавим 4 пункт Заботливые родители.

Расставить картинки по порядку.

— Чему учит нас этот рассказ? Нельзя разорять птичьи гнезда.

-Почему нельзя разорять? Птицы откладывают в гнезда яйца.

Запись домашнего задания: Пересказ рассказа по плану.

Источник

Конспект урока чтения Тема. К.Ушинский «Ласточка».

Тема. К.Ушинский «Ласточка».

– продолжить работу по различению поэтического и прозаического произведения, научного и художественного текстов

– воспитывать понимание эмоционального смысла произведения

– учить детей ставить себя на место героя рассказа

– подобрать интонацию для чтения стихотворения

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, картинка ласточки, детская книжка «Ласточка».

Проверка домашнего задания.

II . Введение в тему.

– Сегодня на уроке мы будем читать произведения об одной птичке. Отгадайте загадку и скажите тему урока.

Угадайте, что за птичка –

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

На экране картинка – изображение ласточки (слайд № 3)

– А теперь послушайте пение ласточки (звучит фонограмма «Голоса птиц»).

III . Работа над стихотворением Б.Заходера «Ласточка»

1. Подготовка к восприятию стихотворения Бориса Заходера «Ласточка»

– Что вы знаете о Борисе Заходере? (слайд №5)

– Кто научил говорить по-русски Винни-Пуха? А Мери Поппинс, Карлсона, Питера Пена и многих других героев зарубежных писателей? Это известный поэт, прозаик, переводчик Борис Заходер.

Он рано научился писать и читать. Много знал иностранных языков. Он очень любил детей, и поэтому в основном его творчество посвящено детям.

– Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте, а потом расскажите, какие картины вы представляли во время чтения, какие чувства возникли в вашем сердце.

2. Чтение стихотворения Б.Заходера «Ласточка» учителем.

3. Беседа по содержанию:

– От чьего имени написано стихотворение? Какие картины рождались в вашем воображении во время чтения?

– Как автор относится к ласточке?

– Почему птичка не остается в теплых краях, а летит к нам обратно?

4. Работа над выразительностью чтения.

– Прочитайте про себя и определите, как надо читать стихотворение: весело или грустно, быстро или медленно?

– После каких слов надо сделать паузу?

– Какие слова необходимо выделить логическим ударением (голосом)?

– Прочитайте стихотворение друг другу выразительно.

6. Чтение стихотворения учениками вслух (2-3 человека).

Птички в гнездышке сидят

Погулять они хотят

VI . Работа над рассказом Константина Дмитриевича Ушинского «Ласточка».

1. Подготовка к восприятию.

Константин Дмитриевич Ушинский написал для маленьких школьников в XIX веке учебники «Детский мир» и «Родное слово», а ещё он написал много интересных рассказов для детей (слайд №7). По этим учебникам учились дети давно, более 100 лет назад. Сейчас я прочту вам рассказ из этого учебника.

3. Беседа по содержанию.

– Понравился ли вам рассказ?

– Найдите в тексте отрывок, в котором дается описание ласточки. А где еще в тексте дается описание этой птички. Прочитайте.

закипела работа – работали дружно, быстро.

отделано заново – значит, старый домик отремонтировали, и он стал, как новый.

крошечные головки – значит очень маленькие, как крошки.

неутомимо – значит, работали, не зная усталости.

– От чьего имени ведется рассказ?

– А кто главный герой?

– Что мы узнаем о мальчике? Какой он по характеру? Почему? Что новое и интересное из жизни ласточек узнали мы вместе с мальчиком? (слайд №8)

– Ребята, какие произведения мы сегодня читали? Кто их автор? Чем они похожи? А чем они отличаются? Какое произведение затронуло ваши чувства? Какой текст дал вам новые знания о птичке?

5. Работа над энциклопедической статьей о ласточках.

– Ребята, а где еще мы можем узнать о разных птицах, животных, растениях?

Читайте также:  Рассказ о столице нашей родины москве

– У кого дома есть энциклопедии?

– Очень хорошо. Значит, вы всегда сможете их открыть и узнать много интересного и нового из мира птиц, животных, растений.

– А сейчас я прочитаю вам статью «Ласточки» из энциклопедии.

– на столе у каждого вырезанная птичка и тучка. Покажите мне птичку, если у вас настроение хорошее, радостное. Покажите мне тучку, если вам скучно и грустно.

Источник

Презентация по литературному чтению на тему «К.Д.Ушинский «Ласточка» (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

К.Д.Ушинский «Ласточка» г.Воронеж МБОУ СОШ №60 Учитель нач.классов: Лихачёва О.М.

Перелётные птицы цапля лебеди стриж утка-кряква иволга ласточка

Отгадай загадку: Она под крышами живет, Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится, На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется? … ласточка

Ласточки – это пернатые, которые представляют отряд «воробьинообразных», состоящих из нескольких видов, при этом они имеют некоторые отличия, как внешне, так и условиями обитания. Ласточки в Россию прилетают в середине весны, приблизительно в апреле, а на зимовку в теплые края они улетают осенью. После этого ласточки сразу же начинают строить гнезда. Часто можно наблюдать, как стая ласточек располагается на линиях электропередач, либо на других возвышенностях. Строят гнезда также колониями (но не всегда), при этом каждая пара готова защищать свое жизненное пространство.

Ласточки предпочитают вести дневной образ жизни. Большое количество времени они проводят в воздухе, затрачивая много энергии и сил. Поэтому им нужно постоянно питаться, чтобы пополнять запасы энергии. Ласточки, в основном, питаются летающими насекомыми. Поэтому в периоды бескормицы эти птицы страдают, причем тяжело. Ласточки – это птицы с прекрасными лётными характеристиками, поэтому им намного чаще удается избегать опасных встреч с различными хищниками. Особую опасность для них представляет сокол-чеглок, который характеризуется, как быстрый и ловкий хищник, который способен атаковать ласточек в воздухе.

После окончания в 1840 году гимназии К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили литература и театр. В январе 1854 года Ушинский стал преподавателем русской словесности в Гатчинском сиротском институте. С 1860 года педагог стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения. В 1864 году К.Д. Ушинский написал учебные книги «Родное слово» и «Детский мир». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.

Произведения К.Д. Ушинского

Задание по рассказу К.Д. Ушинского «Ласточка» (ответь на вопросы в тетради). Где ласточки построили гнездо? Что хотел с ним сделать мальчик? Где были хозяева гнезда? Что сказал мальчику отец? Послушался ли мальчик отца? Где зимовала ласточка? Когда вернулись ласточки? Чему больше всего удивились отец и сын? Какое впечатление на тебя произвёл рассказ? Что хотел сказать автор читателю?

Номер материала: ДБ-1113535

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект НОД «Чтение рассказов Константина Ушинского»

Оксана Цивинская
Конспект НОД «Чтение рассказов Константина Ушинского»

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые, ИКТ, обучение в сотрудничестве, развивающие, элементы проблемного обучения.

Цель: Формирование бережного отношения к живой природе, через ознакомление с рассказом К. Д. Ушинского «Ласточка»

Задачи:

• Познакомить с произведением К. Д. Ушинского «Ласточка»

• Учить детей внимательному прослушиванию художественной литературы.

• Развивать умение, высказывать своё мнение

• Способствовать обогащению словарного запаса

• Развивать устную речь

• Воспитывать бережное отношение к птицам, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения

Предварительная работа: систематизация материала о жизни перелетных птиц через различные виды речевой деятельности (загадки, стихи, пословицы)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского; иллюстрации с изображением ласточки, ее полета и гнезда; музыкальное воспроизведение щебета ласточки, изображения перелетных птиц, карта мира.

Ход мероприятия:

I Вводная часть

Включается музыкальное сопровождение. Воспитатель призывает: Ребята, ребята? Вы слышите? Кто это? Кто это к нам заглянул? Вы все узнали?

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

— Молодцы, правильно это ласточка. Она заглянула к нам попрощаться. Все лето она нас радовала своим щебетанием и полетом. А теперь наступила пора ей улетать в далекие страны. А почему она должна улетать от нас?

Правильно, наступила осень…

А вот у меня в руках красивый осенний листочек. Всем его видно?

На листочек я смотрю,

Влево глазки я веду,

В право глазки я веду,

Вверх смотрю и вниз смотрю. Сильно глазки закрываю

И тихонько открываю,

Вдаль я на листок смотрю:

Здравствуй, осень,- говорю.

— А вы бы хотели узнать больше о жизни этой маленькой, но очень быстрой птички?

Давным-давно в городе Тула, родился Константин Дмитриевич Ушинский. (Демонстрация портрета К. Д. Ушинского). Константин Дмитриевич написал очень много поучительных рассказов для детей. Мы уже с вами знакомились с рассказом «Лошадка». А сегодня мы познакомимся с рассказом о маленькой и очень трудолюбивой птичке ласточке.

II.Основная часть.

Но перед тем как отправится в увлекательный мир художественного слова, давай те вспомним как летают птички.

Физкультминутка. Полет птиц.

Птички прыгают, летают (прыжки и машут руками)

Крошки птички собирают. (складывают правую руку клювом и стучат по левой ладошке)

Перышки почистили (вращают кулачками около лица)

И летают, и поют, (машут руками)

Снова зернышки клюют….(складывают правую руку клювом и стучат по левой ладошке)

Дальше полетели, (машут руками)

Все на место сели (присаживаются на свои места)

Молодцы, а теперь мои маленькие птички приземляются на стульчики и слушаю рассказ.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»

— Вот мы и узнали с вами о жизни маленькой птички.

Предложить детям изобразить полет ласточки.

III Заключительная частью

Обсуждение рассказа:

1. Жизнью какой птички мы сегодня познакомились?

2. А перелетная ли это птица?

3. Как далеко она улетает зимовать?

4. А весной куда она возвращается?

5. Можно ли разорять гнезда птиц?

6. А какие птицы еще улетают в теплые края? А вы запомнили в какие страны они улетают?

Предложить на карте выстроить вместе с воспитателем маршрут перелетных птиц.

7. А из каких материалов ласточки строят свои гнезда?

8. Нужно ли заботится о сохранение птичьих жилищ?

9. Как вы думаете мальчик, узнав, как живет ласточка захочет сломать ее гнездо?

10. Как нужно относится к природе?

Молодцы, Вы все внимательно слушали. А чему нас учит этот рассказ?

Правильно, он учит нас бережному отношению к миру природы. Самое главное. Он учит нас доброте и бережному отношению ко всему животному миру. Каждое животное или птичка выполняют свою важную роль и для того что бы в мире была гармония нужно уважать и заботится о все природе и животных.

Конспект занятия «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек» Целевые ориентиры: Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок.

Читайте также:  Рассказы о лужине и свидригайлове как о двойниках раскольникова

Конспект НОД по коллективной лепке «Петушок с семьей» по рассказу К. Д. Ушинского Конспект занятия в подготовительной группе «А» Лепка. «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского) (коллективная композиция) Воспитатель:.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказов из книги Ю. Грибова «Мой дедушка — егерь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект НОД «В мире сказок и рассказов Николая Николаевича Носова» Конспект НОД Тема: В мире сказок и рассказов Николая Николаевича Носова Образовательная область: Речевое развитие Цель: Обобщить знания.

Конспект НОД «Чтение рассказов Константина Ушинского» Задачи: • учить детей внимательному прослушиванию литературного произведения. • Формировать навыки анализа художественного произведения.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ушинского К. Д. «Гадюка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

Источник

План-конспект открытого урока по теме К.Ушинский. Рассказ «Ласточка»

Ласточка — Ушинский Константин

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.

— Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец, — весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Мальчик послушался отца.

Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха. Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.

«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», — подумал мальчик.

В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!

Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:

— Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе — о южно-русских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские морозы.

— Я не думал, что ласточки улетают так далеко, — сказал мальчик.

— Да и не одни ласточки, — продолжал отец, — жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции, другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь все Средиземное море.

— Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, — спросил мальчик, — если там так хорошо?

— Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Ласточка

Весело нaпевая, маленький приемник раскачивался нa шее Ласточки. А Ласточка помахивала головой и под музыку ритмично перебирала копытами. Ласточка — лошадь. Не молодая, честно говоря,— старая. Онa работала в этом колхозе, когда еще техники там было всего

ничего. И конечно, работы у Ласточки было невпроворот: вспаши, тракторам помоги, одно привези, другое отвези. Да и кроме официальной работы забот хватало: то деда Митрофанa к врачу свези, то тетке Аглае сено привези, а то в самый город топай, в магазин «Детский мир»: Петьке конструктор вынь да положь.

Давно лошадь работала в колхозе. Дело свое знaла отлично. Доверяли ей полностью, а потому работала Ласточка самостоятельно, без кучера. Приходила утром к своему нaчальнику, получала задание.

Прошло время, колхоз стал сильным, богатым, техники разной сколько угодно. Где уж старой лошади за всеми чудо-машинaми угнaться? Попросила нa другую работу перевести — поспокойнее.

Работа нaшлась — стала почтальоном Ласточка. Ласточка знaла всех, все давно знaли Ласточку, а знaчит, никаких недоразумений, ошибок быть не могло. Подходила лошадь к нужному дому, звала: «И-го-го!» Выходила хозяйка, брала с тележки, что ей полагалось, а Ласточке выносила морковку или еще что-нибудь вкусное.

Ласточку все любили. Помнили, как помогала онa людям в трудное безмашинное время, да и сейчас честно работала. Решили все вместе сделать старой лошади подарок. Знaли — Ласточка любит песни. Часто после работы онa стояла под окном клуба — слушала музыку. Вот и решили подарить ей приемник, легкий, чтобы Ласточка носила его нa шее и слушала. Поэтому, когда мы с ней встретились, шла старая лошадь, постукивая копытами в такт знaкомой мелодии.

Тележка с почтой уже почти опустела, одно-единственное письмо осталось. Конверт яркий, марки красивые. Но прочитать адрес Ласточка не могла.

Решила посоветоваться с Главным почтальоном. Посмотрел Главный почтальон, удивился.

— Ласточка!— говорит.— Это ведь тебе!

Приемник нa шее Ласточки нaпевал что-то спокойное, а все четыре ее коленки дрожали от волнения. Поверить, что письмо действительно ей, старая лошадь не решалась — очень уж заманчиво, очень уж хотелось.

— Точно, тебе, от родственницы какой-то!

И не думала Ласточка, что есть у нее родственница. А тут письмо! Ей — лично! Главный почтальон выключил приемник. Стал вслух читать:

— «Дорогая прабабушка! Вас беспокоит Ваша всемирно известнaя четвероюроднaя внучка Розалинда. Я случайно узнaла…»— И дальше Ро-залинда писала, что онa молодая спортсменка, вместе со своей нaездницей установила множество рекордов. Объездила весь мир, а недавно узнaла о своей дальней родственнице Ласточке. Розалинда приглашала прабабушку к себе в гости. И даже прислала ей билет в специальный лошадиный вагон первого класса.

Огромные слезы часто-часто сыпались из Ласточкиных глаз. От радости плакала старая лошадь: внучка нaшлась! Да какая! Чемпионка! Внимательнaя! «Ах, Розалиндочка! Ах, деточка!» — вздыхала старушка Ласточка. Онa уже всем сердцем полюбила новоявленную дальнюю внучку.

Пока Главный почтальон читал, толпа собралась огромнaя. Кричат, советуют, спорят.

— Нет, нет,— заглушает всех пронзительный голос тетки Серафимы,— нет, милая, не уезжай ты к этим чемпионкам: все нервы вымотают.

— Да погоди шуметь,— урезонивает тракторист дядя Сережа,— дай Ласточке самой подумать.

— Насовсем уезжать не стоит,— веско сказала, растолкав всех, передовая доярка Марья Шарикова,— а вот нaвестить необходимо, погостить, уму-разуму нaучить. Внучка как-никак, хоть и четвероюроднaя.

Читайте также:  Придумай название к каждой части рассказа корзина с еловыми шишками

— Ладно,— как бы подводя итог, сказал Главный почтальон,— даю тебе отпуск, поезжай!

И всей деревней стали собирать Ласточку в гости к знaменитой внучке. Кузнец Василий Севастьянович так подковал, что сама Сивка-Бурка позавидовала бы… А Марья Шарикова попону новую расшитую подарила. Пенсионер дедушка Михаил сплел уздечку — васильковую с серебряной ниткой. А парикмахер Тамара так причесала Ласточкину гриву и хвост, так подклеила и подкрасила ресницы, что помолодела старушка лет нa… Не будем говорить нa сколько, чтобы не раскрывать Ласточкиного истинного возраста.

На вокзал провожали все до единого жителя деревни. Пришли. Показывают контролеру билет. Тот смотрит внимательно, потом нa Ласточку взглянул с уважением.

— Да,— говорит,— все правильно: лошадиный вагон первого класса. Предъявите удостоверение вашей лошадиной личности и… счастливого пути!

Удостоверение Ласточкиной лошадиной личности?! Да что же, не видно, что онa лошадиной, а, к примеру, не овечьей личности?!

— Видно,— согласился кондуктор,— очень заметнaя, яркая лошадинaя личность. Но закон, сами понимаете, строг. Документ нужен!

И пока пронзительно нaдрывалась тетка Серафима, пока знaтнaя доярка Марья Шарикова, как всегда, веско доказывала общую правоту, пока Главный почтальон и Кондуктор умоляли друг друга войти в положение друг друга, пока… Пока… Пока… Поезд гуднул, фыркнул и, сверкая разноцветными вагонaми, укатил в далекий город, где живет знaменитая Роза-линда.

— Не беда,— вяло успокаивал Главный почтальон,— дадим телеграмму: «Глубоколюбимая Розалиндочка тчк по причине нaвестить не могу тчк безмерно жду тебя отпуск тчк глубоколюбящая Ласточка тчк».

Готовятся к приезду дорогой гостьи. Конюшню устроили в гараже председателя. Уздечек в подарок дед Михаил сплел дюжину, однa другой нaряднее. Парикмахер Тамара по цветным иллюстрациям новейшие лошадиные прически изучает. А Ласточка? Ласточка то ждет со дня нa день, то нaдеяться перестает. А ведь если серьезно, не смешно ли четвероюродной прабабушке ждать в гости такую всемирно известную внучку? А может, и не смешно!

Месяц прошел. Еще. Возит старая Ласточка почту, слушает нa ходу песни. Правда, в последнее время к спортивным известиям внимательней стала. А по вечерам приходит к дедушке Михаилу. Садится возле скамейки деда, и тот читает ей вслух газету «Советский спорт». Нет-нет да и узнaет Ласточка что-нибудь о четвероюродной внучке: то в Лондоне рекорд установила, то в Мадриде.

Время идет, идет, идет. Уже ждать перестала Ласточка:

— Где уж ей, молодой, замоталась, в делах вся.

…Развозила как-то Ласточка почту. День как день. Вот стала легкой тележка. Кажется, опустела. Оглянулась Ласточка, и чуть все четыре ноги ее не подкосились. Одно-единственное письмо: красивый конверт, яркие марки. «От нее,— сразу поняла Ласточка.— Розалиндочка!» И, не разбирая дороги, по огородам, закоулкам, громыхая телегой, размахивая непричесанной гривой, помчалась Ласточка к Главному почтальону — быстрей читать внучкино письмо.

— Да,— глубокомысленно разглядывая конверт, сказал Главный почтальон,— от нее.

Надел очки, разорвал конверт, стал читать замершей лошади: «Дорогая прабабушка Ласточка…»

Ареал и распространение

Ласточка живёт на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Преимущественно обитает в южных странах. Погодные условия Азии, Африки, Южной Европы позволяют птицам проживать там постоянно. К тому же в этих местах много корма.

Изначально ласточки жили в скалистой местности, но позже обустроились рядом с человеком. Из грязи и травы они лепят глубокие чашки и застилают их пухом. Такие чаши являются для них домиками, которые крепятся на стены домов, под крышами или под мостами. Свои гнёзда они располагают на каменных строениях, реже — на деревянных. Живут они с той стаей, с которой прилетели.

Нередко во время перелёта птицы погибают. Связано это с резкими похолоданиями. Как только наступают холода, они собираются в кучу и впадают в оцепенение. Например, в 1974 году в Альпах были обнаружены тысячи мёртвых птиц, оказавшихся в условиях заморозков.

С зимовки эта птица возвращается в апреле-мае и улетает в сентябре. Их можно встретить в городах, деревнях, у скалистых пещер, в лесу, вдоль рек и озёр. Прилёт ласточки — это символ начала весны.

Особенности жизни

Информации о ласточке (или о воронке) много. Она принадлежит царству животных, типу хордовых, классу птиц, отряду воробьинообразных, семейству ласточковых. Эта птица достигает в длину от 10 до 16 см, длина её крыла — до 10 см, а размах крыльев — до 27 см.

Коротко о разновидностях

Длительность жизни небольшая — в среднем 4 года, но может достигать возраста 8 лет.

Всего в окружающем мире около 120 видов этих птиц:

Питание и размножение

Питаются ласточки летающими насекомыми: комарами, мухами, слепнями, мошками, бабочками, кузнечиками. Также в её рацион входят пауки. Охотятся эти птицы в полёте. Своих детёнышей они кормят на лету: схватив насекомое, подлетает к птенцам и бросает свою добычу им в клювы.

За свою недолгую биографию ласточки верны одному партнёру и сохраняют его в течение всей жизни. Брачный период у них наступает в мае. Самец запевает громкие песни для привлечения самки. Спаривание птиц происходит в воздухе. Затем и мать, и отец 14−16 дней высиживают яйца. Чем старше становится самка, тем больше яиц она может отложить. В первый раз она в основном откладывает до 7 яиц.

В течение трёх недель родители выкармливают прожорливых птенцов. В начале июля детёныши покидают родное гнездо. За сезон самка делает две кладки — в июне и сентябре.

Главным врагом городских ласточек является сокол-чеглок, подстерегающий свою добычу в воздухе. На теле ласточек могут паразитировать блохи, клещи.

Интересные факты

В рассказе про ласточку для 1 класса «Перелётные птицы» говорится, что «касатки лепят домики-чаши, скрепляя соломинки, шерстинки и глину своей слюной». В школьном докладе про перелётную птицу можно удивить одноклассников ещё несколькими интересными фактами:

Деревенская ласточка является национальным символом Эстонской республики.

Рассказ о перелетной птице. Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.

Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Источник

Познавательное и интересное