План урока по литературному чтению на тему «М.М. Пришвин «Моя Родина»»
Учитель: Ракитина Е.В.
Тема: М.Пришвин «Моя Родина»
Цель : познакомить с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».
— формировать умение работать с текстом произведения;
— обогащать читательский опыт детей;
— учить применять полученные знания, при составлении плана и работе по тексту.
формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий;
развивать умения решать творческие задачи;
формировать умение учиться определять деятельность на уроке;
развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
формировать умение слушать и понимать других;
умение произвольно строить контекстуальную речь;
работать в парах и группах;
стимулировать мотивацию обучения через применения технологии продуктивного чтения.
пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;
прививать бережное отношение к окружающему миру;
воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.
-Наш урок мы начнём с пословицы. Книга- маленькое окошко, через него весь мир видно.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Молодцы. Сегодня на уроке мы с помощью нашей книги обязательно узнаем что- то новое.
2. Актуализация знаний.
— Давайте проведём речевую разминку. У вас на партах лежат карточки, на которых написана скороговорка. Прочитайте её сначала про себя.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
Прочитайте скороговорку шепотом.
-Прочитаем скороговорку вопросительно
-Прочитаем скороговорку жалостливо.
-Для чего мы читали одно и тоже четверостишье разными способами?
Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения.
Читают скороговорку с разной интонацией
3.Работа по теме урока
— Я приготовила вам кроссворд. Приготовьтесь его отгадывать, сядьте правильно и внимательно слушайте. Если мы правильно разгадаем кроссворд, то получится словосочетание, название нового раздела по литературному чтению.
Желтая гора плывет,
Возит грузы и народ.
На горе два бугорка.
Редко кушает гора.
Редко пьёт и ест она
Вот на лету он шишку сорвал,
Говорят, что эта птица
В дом приносит малышей.
На домах она гнездится,
Любит змей ловить, мышей.
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
Он пятнистый великан –
Шея длинная, как кран:
По сафари ходит «граф»,
А зовут его …
Не летает эта птица!
В Антарктиде между льдин
Ходит важно и гордится
Что одет во фрак…
Колечки на хвостике,
Возле влажных мест живёт,
-Какое название раздела у нас получилось?
-Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе?
-Первое произведение, с которым мы познакомимся называется «Моя Родина» Его автор знаменитый русский писатель- Михаил Пришвин. Подробнее о нем расскажут мои помощники.
Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.
Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. Одни из любимых животных- это собаки. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.
В краткой биографии Пришвина важно отметить, что в 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.
— Что узнали о жизни писателя?
-Каких животных особенно любил писатель?
Перед прочтением давайте произнесём сложные слова по слогам:
— Давайте перейдем к чтению. Поставим пальчик в начало и следим за моим чтением.
— О каких воспоминаниях рассказывает М.Пришвин в рассказе?
— Прочитайте слова: мама, солнце, природа, Родина. Почему автор объединил эти слова в одном рассказе?
— Найдите и проитайте на какую охоту ходил автор. Что для него охота?
Конспект урока литературного чтения «М. Пришвин «Моя родина».
Тема урока: М. Пришвин. «Моя Родина».
— знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».
— учить понимать смысл текста;
— формулировать основную мысль своими словами;
— сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.
— формировать умение работать с текстом произведения;
— обогащать читательский опыт детей;
— учить применять полученные знания, при составлении плана и работе по тексту.
формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий;
развивать умения решать творческие задачи;
формировать умение учиться определять деятельность на уроке;
развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
формировать умение слушать и понимать других;
умение произвольно строить контекстуальную речь;
работать в парах и группах;
стимулировать мотивацию обучения через применения технологии продуктивного чтения.
пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;
прививать бережное отношение к окружающему миру;
воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.
Тип урока: ознакомление с новым знанием.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.
— крынка = глиняный горшочек,
— ключевые слова на карточках,
— памятка для постановки целей,
— маршрутный лист, тест № 26,
— толковый словарь Ожегова,
— карта Орловской области №13,
— презентация к уроку,
— задания для 5 групп,
— эталон проверки теста,
1. Организационный момент.
Психологический настрой, снятие напряжения учащихся.
— Здравствуйте, ребята, уважаемое жюри. Урок у вас буду вести я. Зовут меня Татьяна Васильевна. Я работаю учителем в Кудиновской школе. А моими учениками сегодня будете вы. Мне очень хочется поработать с вами. Я уверена у нас всё получится.
— Давайте поприветствуем друг друга стихотворением:
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки свои дарил.
— А теперь ещё ближе познакомимся. Если вы согласны со мной, то хлопайте в ладоши один раз:
* У меня сегодня хорошее настроение.
* У меня в классе много друзей.
* Я люблю читать книги.
* Я люблю смотреть телевизор.
* Я люблю помогать взрослым.
* Я люблю уроки литературного чтения.
2. Актуализация знаний, антиципация чтения, появление темы, целей урока.
Этап I : работа с текстом до чтения:
— Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Откройте учебник на стр. 57 и прочитайте название раздела («Люби живое»).
— Как вы понимаете выражение «Люби живое».
— Начнём познавать раздел с удивительного произведения.
— А о чём оно? Попробуем ответить на этот вопрос вместе. Я начну читать строки стихотворения, а вы продолжите.
Слышишь песенку ручья?
Слышишь голос соловья?
Школа, где твои друзья.
И в саду смородина –
— Догадались? О чем будет новое произведение? ( О Родине)
— Откройте учебник стр. 58.
— Прочитайте название рассказа и фамилию автора?
— Как называется наша Родина? (Россия)
— У слова родина есть ещё одно значение. Давайте подумаем какое? Послушайте.
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша ».
— О каком кусочке земли идёт речь?
— Красоту нашей Родины, родную природу воспевали многие писатели: Конст. Паустовский, Е. И. Чарушин, М.М. Пришвин.
— Познакомимся с ключевыми слова:
— Давайте предположим о какой родине будет рассказ об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились?
— Кто назовёт тему урока? (СТАВЯТ УЧЕНИКИ)
Тема урока: М. Пришвин «Моя Родина».
— А поставить цели нам поможет памятка:
— учиться понимать текст, читать текст правильно, выразительно,
— выяснить основную мысль текста.
— Как вы думаете, чтобы достичь цели, какими мы должны быть?
— На сегодняшнем уроке желаю Вам активности, творчества, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных отметок. У нас всё получится.
Этап II : работа с текстом во время чтения.
— Всю работу мы будем фиксировать в журнале. Таким журналом для вас будет маршрутный лист. Возьмите его в руки. Положите на столы. Запишем название произведения и автора.
— Очень хочется начать читать этот рассказ!
Первичное чтение текста САМОСТОЯТЕЛЬНО с пометкой незнакомых слов.
М. Пришвин. «Моя Родина».
— Какие слова оказались вам незнакомы?
1) Читает учитель 1 и 2 абзацы.
— Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)
— Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек?
— Когда вставала мама?
— Что однажды сделал маленький Пришвин?
— Чем его угостила мама?
— В чём кипятилось молоко? ( в глиняном горшочке)
Я покажу вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.
— Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)
— Каким был чай от этого молока? (прекрасный)
— Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
— Привык ли он к утреннему вставанию?
— Как об этом говорит автор? Прочитайте.
Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить?
Прекрасный чай. Записываем в таблицу цифра1.
2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.
— В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?
(Это стало его привычкой)
— О чём думал автор? Прочитайте.
— Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.
— Догадались почему автор вставал рано?
ВЫВОД: Он очень любил природу.
— Как вы думаете какой совет даёт нам автор?
(ВСТАВАТЬ С СОЛНЦЕМ)
— Как можно озаглавить эту часть?
Вставать с солнцем. Запишем 2 пункт плана в маршрутный лист.
— А если человек будет вставать с солнцем, что у него прибавится? (ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ)
— Куда уходил Пришвин после чаю?
— Чем вообще люди занимаются на охоте?
— В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)
— Как вы понимаете значение слова «находка»?
— Как можно озаглавить эту часть?
Запись в маршрутный лист 3 пункт плана Находки.
4) Чтение следующей части учащимися (до конца).
— Какое слово вам не понятно?
— Что обозначает слово «кладовАя»? Какой словарик надо взять, чтобы узнать значение слова? Обратимся к толковому словарю Ожегова. Стр. ***
— К кому обращается автор в этой части?
— Как он к вам обращается?
-Как он называет Вас? ( хозяевами)
— С чем сравнивает автор природу? (кладовАя)
— Не просто кладовАя, а кладовАя солнца. Почему?
( Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).
— Именно солнце – источник жизни, а его «кладовАя» – природа – позволяет существовать всему живому.
— Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?
( Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).
— А что нужно человеку?
— Что значит «охранять природу»?
— Как можно озаглавить эту часть?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Как живёшь? Вот так!»
Этап III : работа с текстом после чтения.
1) В произведении автор описывает воспоминания о своём детстве.
— Эти воспоминания важны для писателя?
(Да. Они определили его жизнь)
— Как вы думаете: какая главная мысль текста?
Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
2) Работа со слайдами презентации.
— Посмотрите на портрет М. Пришвина. Послушайте стихотворение о нём.
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек… (М. Цуранов)
— Как вы думаете: каким человеком он был?
— Такой удивительно добрый, любящий родину и природу родного края, знающий каждый кусочек своей земли. Только он мог написать такие строки о Родине.
— М. Пришвин родился 4 февраля 1873 года. В этом году ему исполнилось бы 143 года.
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство.
Посмотрите на слайд. Как называется страна, которую мы видим на карте?
— А вот и Орловская область? Такая карта есть и у вас на столах.
— Поработаем в парах. Напомню: при работе в парах выслушивайте мнение соседа, вместе приходите к решению вопроса. Рассмотрите карту внимательно. Ответьте на вопрос:
— С какими областями граничит Орловская область?
— В какой области мы с вами живём?
— Можно ли, глядя на карту, сделать вывод: что природа Калужской и Орловской области похожи?
— Да ребята, это одна природная зона. Как она называется? (Зона лесов). Природу Орловской области мы можем легко представить.
— Посмотрите на эту цифру. Давайте вместе прочитаем: 277 км.
Расстояние от Малоярославца до Орла по трассе составляет 277 км.
Я люблю природу. И тоже часто хожу «на охоту». Моя охота тоже заключается в находках Эти находки я, как современный человек, могу сфотографировать и показать своим друзьям. Вот мои находки в разное время года.
3. Закрепление нового материала.
1) Перечитывание рассказа самостоятельно.
— Задание: Какая основная мысль текста? (записываем в маршрутный лист)
2) Обобщение знаний.
(ОТВЕЧАЕМ и ЗАПИСЬ В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ)
— Какой совет дал нам писатель? (ОТВЕЧАЕМ и ЗАПИСЬ В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ)
— Чему тебя научил рассказ М. Пришвина «Моя Родина»?( самостоятельно ОТВЕЧАЕМ и ЗАПИСЬ В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ САМИ)
— Давайте послушаем, что вы записали.
Чему вас научил рассказ М. Пришвина?
— Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?
— Объясните, почему с рассказа «Моя Родина» начинается раздел учебника «Люби живое»?
— Какую помощь вы, можете оказать природе, чтобы её сохранить?
3) Работа в группах ( в файлах инструкция и задание).
— Объединитесь в группы. Командиры у вас есть. Возьмите файлы с заданием. Изучите инструкцию. Работайте дружно. Время ограничено 3 минуты. Когда вы закончите работу, то командир поднимет руку.
4. Выступление учащихся по группам.
— За что человек должен быть благодарен М. Пришвину?
— Какие пословицы о Родине получились?
— Каких животных особенно любил автор?
— Чему завидовал Пришвин?
— О каком растении вы прочитали?
— Что интересного о нём узнали?
-Однокоренные слова к слову Родина.
— Получилась у вас работа в группах?
5. Проверка знаний учащихся и самооценка:
1) Выполнение теста
— Проверим знания. Поверните наш лист. Выполните тест.
2) Проверка по эталону:
— Давайте оценим себя.
Если все ответы правильны ставим «5».
4) Возьмите стикеры. Поставьте себе отметку за тест на стикер. Кто получил отметку «5» выходите к доске. Наклейте стикеры в свой столбец. Кто получил отметку «4» наклейте стикеры. Кто получил отметку «3». Тоже выходите, наклейте в 3 столбик.
— Что у нас получилось? (Диаграмма. Диаграмма знаний полученных на уроке).
— Давайте её прочитаем и сделаем вывод.
-Мы хорошие знания получили?
— На уроке больше «5» или «4»?
— Вам понравился урок?
— Давайте вспомним цели урока.
— Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?
— Ребята, мы сегодня с вами учились понимать текст. Вам интересно было работать с текстом?
«Охранять природу – значит охранять родину!».
— Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.
«Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!» (К. Паустовский)
— Может ли человек прожить без сердца?
7.Работа с дневниками.
— Сегодня за урок поставьте себе отметку, которую вы получили по тесту.
— Только «5» и «4». Тройки ставить не будем.
2) домашнее задание.
— По всему произведению каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Он вам необходим для выполнения домашнего задания.
Ваша учительница мне сказала, что в классе много творческих детей. Я вам предлагаю такие задания.
1. Для тех кто любит фотографировать, принести фотографии на тему «Моя Родина».
2. Для тех кто любит сочинять, написать рассказ на тему «Моя Родина».
3. Для тех кто любит рисовать, нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».
4. А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни Малоярославецкого края из местных газет.
Давайте будем друзьями природы!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету.
Во всей Вселенной прекрасней нету.
Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную работу и плодотворную я дарю вам АППЛОДИСМЕНТЫ.
Номер материала: ДВ-507503
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.