Технологическая карта урока литературного чтения «Надежда Тэффи «Преступник»».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литературное чтение
Учитель : Нежданова Надежда Николаевна
УМК: Перспективная начальная школа
Тема урока: Надежда Тэффи «Преступник». Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Обогащение словаря. Работа над многозначностью слова и изобразительными средствами языка
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, самостоятельная.
Методы: рассказ, беседа.
Приемы: создание проблемной ситуации, применение наглядности, словесное описание незнакомого предмета.
Принципы: сознательности и активности, последовательности и систематичности, доступности, индивидуального подхода.
Цели: с помощью проведения словарной работы повысить уровень понимания читаемого литературного произведения; анализируя лексический состав текста, усилить и углубить его восприятие,
учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).
расширение словарного запаса, способом уточнения значения некоторых слов, закрепления уже известных; формирование эмоционального отношения к тексту с помощью оценочной лексики.
с помощью обогащения словаря способствовать продуктивному осуществлению учащимися д оказательства собственной точки зрения с опорой на текст и собственный опыт;
научить видеть и понимать поступки героев.
расширить и углубить знания учащихся о творчестве Н.А.Теффи;
развивать устную речь;
с помощью работы с различного вида словарями расширить кругозор, способствовать улучшению усвоения литературного произведения, обогащению и упорядочению словаря, развитию языка учащихся;
развивать творческое воображение, мышление, внимание память;
формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции учащихся;
развитие умения выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.
способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях;
развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.
объяснять название произведения;
понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события, их последовательность;
анализировать характер и поведение героев произведения.
находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
участвовать в обсуждении прочитанного произведения; развитие навыка чтения, правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся;
развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
проявлять положительную учебную мотивацию;
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;
планировать и осуществлять работу в группе.
самостоятельно определять и формулировать цель деятельности
формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание;
оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;
учиться определять степень успешности своей работы;
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
строить монологическое высказывание с точностью выражая свои мысли;
участвовать в диалоге на уроке, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию;
слушать и понимать речь других;
договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя;
развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в группе.
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
свободно ориентироваться и осмысленно воспринимать текст художественного произведения;
осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения;
анализировать средства выразительности прочитанного произведения;
проявлять творческое воображение, познавательную активность, интеллектуальные способности;
проявлять устойчивый познавательный интерес к чтению литературных произведений;
закреплять знания, находя ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке
Межпредметные связи: русский язык, ОРКСЭ, изобразительное искусство.
Планируемые результаты. УУД
Организационный момент (1 мин)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: мотивировать познавательную деятельность обучающихся; способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе;
создать положительный эмоциональный настрой; мотивация учебной деятельности.
Приветствует, проверяет готовность к уроку.
— Доброе утро, ребята. Садитесь.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Слайд 2 Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Слайд 3 Выслушивает высказывания детей.
-Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам захочется зажечь в конце урока.
Подготовка класса к работе.
Объясняют, как поняли выражение
«Все в твоих руках» и почему к уроку подобрана именно эта фраза.
Учащиеся поднимают светофоры задуманного цвета.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Постановка учебной задачи (2 мин)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: осуществлять системно-деятельный подход;
формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения нового материала; способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи; активизировать соответствующие мыслительные действия.
Создает проблемную ситуацию
Просит вывести тему урока.
— Вспомните название темы раздела, который мы изучаем. Что вам в этом поможет? (содержание)
Определите тему урока. Слайд 4
Просит вывести цели урока, а также спрогнозировать дальнейший ход урока с опорой на слова: Слайд 5
Учащиеся формулируют тему и цели урока:
1.знакомство с творчеством автора;
2.чтение и анализ произведения;
3. сравнение с другими произведениями этого раздела.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитание положительного отношения к учебному предмету «Литературное чтение»; формирование интереса к работе со словарями; использование современных информационно-коммуникационных технологий.
Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся
учебный диалог, побуждающий от проблемной ситуации.
— Встречались ли мы раньше с произведениями этой писательницы? Известны ли вам какие-либо факты её биографии?
— Предоставим слово … (имя ученика). Будьте внимательны и запоминайте интересные факты из жизни писательницы.
— Что показалось интересным?
— Есть ли слова, смысл которых непонятен?
— Что означает слово псевдоним мы узнаем из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.
Предлагает послушать сообщение, подготовленное … (имя ученицы).
— А сейчас обратите внимание на выставку книг, содержащих произведения Надежды Александровны Теффи. Обратите внимание на разнообразие представленных словарей. По окончании урока вы можете рассмотреть их более углубленно. Также взять для прочтения домой те книги, которые вас заинтересуют.
Дети отвечают на вопросы.
Ученик рассказывает биографию Теффи (с показом презентации)
Сообщение ученицы с показом презентации «Книги Н.А.Теффи для детей».
проявление положительной учебной мотивации.
умение слушать и понимать других;
монологическое высказывание с точностью выраженных мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации развитие познавательной активности.
Работа по теме урока. (10 мин) Первичное усвоение знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: объяснение смысла новых слов и включение их в речевую практику.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
С помощью проведения словарной работы помочь ученикам осмыслить художественное произведение, выразить своё отношение к нему; р азвивать умения и навыки чтения, слушания и говорения; формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту; использовать в уроке приемов обогащения словарного запаса обучающихся на основе работы со словарём.
-Работаем с произведением . Открываем нужную страницу.
-Обратите внимание на название. Что заметили?
Словарная работа. Слайд 7 Выводит на экран значения слов (по мере нахождения и прочтения детьми)
При объяснении смысла слова мораль обращает внимание на то, что правила морали будут изучаться в 4 классе на уроке ОРКСЭ.
Дети определяют номер страницы по оглавлению.
Ученики обращают внимание на условное обозначение: около многих слов стоит *
Дети находят в словарях (учебник) значения слов, обозначают номер нужной страницы и зачитывают.
Легальный – не нарушающий закона
Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.
Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями. (6 мин)
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: с оздание условий для активной самостоятельной деятельности обучающихся.
— Познакомимся с содержанием рассказа.
– Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.
Дети читают 1 часть рассказа по цепочке.
развитие навыка чтения, правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся; анализ характера и поведения героев произведения;
нахождение части прочитанного, доказывающей высказанное мнение;
соотнесение поступков героев с нравственными нормами; участие в обсуждении прочитанного произведения; развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
Познавательные: осмысленное восприятие текста художественного произведения
Самостоятельное чтение. (1 абзац) (2 мин)
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: с оздание условий для активной самостоятельной и творческой деятельности обучающихся ; и спользование в уроке приемов обогащения словарного запаса обучающихся на основе работы со словарём.
-Прочитайте 1 абзац…….
— Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?
-Что значит «страсти»? Обратитесь к словарю Ожегова
-Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.
— Такой? (показать карандаш).
Чтение 1 абзаца рассказа.
Предметные: участие в обсуждении прочитанного произведения; развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, отвечать на вопросы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.
учебный диалог, наглядные,
самостоятельная деятельность уч-ся,
Ну, а теперь физкультминутка,
Распрямились, ну-ка, ну-ка!
Дружно все назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Думать, рассуждать, читать
Никому не уставать.
Голова устала тоже.
Мы сейчас и ей поможем!
Думай, думай, голова.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
Наклоны вперёд и назад.
Рывки руками перед грудью.
Дети садятся за парты.
Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление. (7 мин)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать закрепление учебного содержания; систематизировать чувственный и этический опыт учеников;
организовать коммуникативное взаимодействие; уточнить характер затруднений.
Задачи: развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль.
организация самостоятельной исследовательской деятельности
— Исследуем текст. Поработаем в группах.
Слайд (текст на слайде не прочитывается вслух)
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
– запутались,
– просим помощи,
– эврика.
1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика? (Перечитайте описание карандаша с. 58) Найдите в тексте сравнения.
Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.
4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с. 60).
Проверка (вопросы на слайде).
Дети вспоминают (молча) правила работы в группе.
Ученики работают в группах.
Предметные: развитие умения работать с текстом; анализ характера и поведения героев произведения;
нахождение строк текста, доказывающих высказанное мнение; соотнесение поступков героев с нравственными нормами; развитие умения отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
самоконтроль, планирование и осуществление работы в группе.
Принятие и сохранение задачи; контроль; оценка;
управление поведением партнера;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 мин)
самостоятельная деятельность уч-ся,
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности. определение с помощью словаря значения фраз, смысловой окраски, выразительности и точности.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формирование интереса, умений искать и обрабатывать информацию при работе работы со словарями ; выявить насколько у учащихся сформирован навык работы с текстом.
-развивать способности к анализу, синтезу.
организация самостоятельной исследовательской деятельности.
-Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша? (с.60) Докажите.
— Просмотрите текст. Есть ли в тексте моменты, которые вы прочитывали с улыбкой? Найдите.
Самопроверка Слайд 12
— Сверьте свои мысли с образцом.
1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.
3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.
4. На другой день он переменил тактику.
5. Маленький, а отвечает басом.
-Есть что дополнить?
— Поработаем над смыслом слов и словосочетаний. Для этого вновь обратимся к словарям. Задание для каждой группы на слайде.
4 группа – работа со словарём Ожегова. Определить значение слова «бас»
Выводит на экран значения слов и выражений (по мере нахождения и прочтения детьми)
Дети рассуждают, отвечая на вопросы, высказывают мнение членов своей группы.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно: н аходят моменты, при прочтении вызывающие улыбку. Далее идет самопроверка по эталону. Дети сверяют свои мысли с образцом на слайде, затем вносят свои дополнения.
избежать поражения, разработать план, обманный манёвр.
Принятие и сохранение задачи; контроль; оценка;
осознание смысла незнакомых слов из текста в процессе чтения и обсуждения.
решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; осуществление поиска и выделение необходимой информации;
осознание смысла незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
построение логической цепи рассуждений, доказательство собственной точки зрения.
Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы. (2 мин)
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.
— Это серьёзный рассказ или смешной?
— Можно о серьезных вещах писать с усмешкой?
-Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?
— Как вы относитесь к поступку Вовки?
Учащиеся дают ответы на поставленные учителем вопросы. Поднимают светофоры, показывая своё настроение.
Рефлексия деятельности (3 мин)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание степени развития своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.
вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока, формировать самооценку учащихся.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
Молодцы, ребята! А теперь давайте подведем итог.
Над какой темой работали?
Какую цель перед собой ставили?
-Достигли мы своих целей?
— Какое задание вызвало затруднение?
-Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?
-Где можно применить новые знания?
-Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.
-Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.
— Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).
На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.
Сегодня вы поработали очень хорошо. И помните: ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ!
Сегодня каждый получит оценку за свою работу. С результатами вы можете ознакомиться, посмотрев электронный журнал.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы.
умение выражать свои мысли.
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
самооценка на основе успешности;
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Домашнее задание (1 мин)
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения
1.Дочитать с. 61 – 69.
а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;
б) нарисовать предметы Вовкиной страсти.
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным и восприимчивым в отношении языкового развития детей. В связи с этим считаю актуальным введение в учебный процесс словарной работы уже в начальных классах. В этом отношении огромное значение имеют уроки по литературному чтению, на которых обучающие открывают для себя богатство словарного запаса, величие русского языка.
Цель словарной работы на данном уроке состоит в том, чтобы активизировать как можно большее количество слов, научить детей правильно их использовать, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, грамотно сочетать слова.
При организации работы использовала такие её формы, как: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, самостоятельная.
Приемы: создание проблемной ситуации, применение наглядности, словесное описание незнакомого предмета.
Благодаря проведению словарной работы, повысился уровень понимания литературного произведения. Анализируя лексический состав текста, усилилось и углубилось его восприятие. Стали достижимыми задачи расширения словарного запаса, формирования эмоционального отношения к тексту. С помощью оценочной лексики развивалось творческое воображение, мышление, внимание, память.Формировались речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции учащихся, происходило развитие умения выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать.
В конспекте урока выделены планируемые предметные и метапредметные результаты. На всех этапах урока определены универсальные учебные действия.
Важная роль в словарной работе отведена уточнению словаря. Что способствовало развитию гибкости словаря, позволило ученикам достичь углубленного понимания уже известных слов, выяснить их оттенки, научиться определять различия между синонимами, анализировать многозначность слов.
Имело место быть обогащение словаря. Учащиеся усвоили новые, ранее неизвестных слова и значения тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Словарная работа проведена в тесной связи с жизнью, с конкретными представлениями детей. На уроке осуществлялся принцип сознательности и активности. Осмысленно понятое слово способствовало пониманию произведения, прочно войдя в активный словарь учащихся. Важными стали являются принципы систематичности, доступности, индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Выясняя значения слов, учащиеся активно участвуют в работе; сами приводят посильные доказательства мнения. Большое внимание уделено правильному произношению слов, верной постановке ударения, точному употреблению слов и предложений.