Урок литературного чтения во 2-м классе. С.Михалков. «Новогодняя быль»
Цели:
Задачи:
Оборудование: учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, ромашка вопросов, карточки со словами, ёлочка и украшения для неё.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над развитием речевого аппарата.
— Как всегда, урок начнём с разминки. (Хором)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
1. Дыхательная гимнастика.
а) « Надуть шарик» – вдох через нос, медленный выдох через рот.
2. Артикуляционные упражнения.
Ма-ма-ма – наконец пришла зима.
Су-су-су – стало холодно в лесу.
Са-са-са – под кустом сидит лиса.
Ву-ву-ву – в лесу видели сову.
Ри-ри-ри – а на ветках снегири.
Ой-ой-ой – зайке голодно зимой. (Слайд 1, презентация)
Скороговорка. (Работа над логическим ударением).
Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы. (Слайд 2, презентация)
III. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы прочитали русскую народную сказку “Два мороза”.
— Как понимаете, выражение “топор лучше шубы греет”? Докажите, что это основная мысль сказки.
— Физический труд, работа помогали во все времена выжить человеку в сложных условиях. Труд облагораживает человека. Именно по труду судят о человеке, каков он.
IV. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской (литературной) сказкой С. Михалкова “Новогодняя быль”. Будем учиться правильно и выразительно читать, задавать вопросы, находить ответы в тексте. (Слайд 3, презентация)
— Как вы думаете, почему автор назвал сказку былью? А почему новогодней?
V. Новый материал.
1. Первичное чтение.
-Я прочитаю вам сказку. Попробуйте, слушая это произведение, определить свои чувства, душевное состояние.
(Читает учитель с остановкой:
— Попробуйте задать творческий вопрос. Приложение 3.Ответьте на него. Слушайте дальше.)
2. Беседа после прочитанного.
— Понравилось ли произведение?
— Что в сказке реально, а что вымышлено?
— Какие чувства пробудила у вас эта история?
— Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.
3. Подготовительная работа перед чтением.
— Давайте подготовимся к чтению сказки. Возьмите карточки. Отгадайте направление и прочитайте слова. Приложение 1. (Дети читают самостоятельно, а затем по очереди для всех).
4. Вторичное чтение текста и анализ произведения.
Чтение 1 части текста цепочкой по одному предложению.
— Задайте своим товарищам простые вопросы, используя ромашку вопросов. Приложение 2.
Чтение 2 части текста цепочкой по одному предложению.
— Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
— Какой вы себе представляете Сороку по характеру? Что она делает?
— Какой Елочку изобразил художник?
— Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки. Распределив роли, перечитайте его в парах.
-Кто желает прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки, чтением выразить своё к ним отношение? (1 пара читает)
— Хочется ли вам немного успокоить Елочку?
— Побежим все вместе в лес,
Встав скорей на лыжи.
Там мы Елочку найдем
И ей песенку споем.
Чтение 3 части текста цепочкой по одному предложению.
— Задайте практические вопросы. Ответим на них. Приложение 3.
Чтение 4 части текста цепочкой по одному предложению.
— Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно, что за человек пришел в лес? Что вы можете сказать об этом человеке?
— Какой подарок он подарил Елочке? Как он отнесся к дереву? Почему?
— Что придумал папа, чтобы всем было хорошо?
— Как дальше сложилась жизнь Елочки?
— Почему слово «Елочка» автор записывает с заглавной буквы?
5. Расширение кругозора.
— Знаете ли вы, что история, о которой мы сегодня узнали, была написана С. Михалковым и в стихах. Послушайте ее. (Слайд 4, презентация) (Ученик читает наизусть) Приложение 4.
VI. Постановка проблемы.
— С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку.
— Подумайте, а как мы могли бы помочь елям, чтобы их не рубили?
И. Токмакова. Живи, ёлочка! (1 ученик читает стихотворение) Приложение 4. (Слайд 5, презентация)
VII. Рефлексия.
— А мы с вами смастерили ёлочку сами. Давайте её украсим.
Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте на ёлку бантик.
Если на уроке не всё получалось – шарик.
А если вы недовольны своей работой на уроке, вам было трудно – сосульку.
VIII. Итог урока.
— Чему научил вас сегодняшний урок? (Слайд 6, презентация)
Урок литературного чтения во 2 классе С.В. Михалков «Новогодняя быль»
Предмет – литературное чтение 2 класс
Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цели урока: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления
ознакомить с жизнью и творчеством С.В. Михалкова
сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;
отрабатывать умение работать над иллюстрацией;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
развивать внимание, логическое мышление;
развивать умение «погружаться в тему»;
формировать умение сочувствовать, сопереживать;
воспитывать любовь к художественному слову,
прививать интерес и любовь к чтению;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник по литературному чтению 2 класс 1 часть (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.)
Снег летает и сверкает,
В золотом сиянии дня.
Словно пухом устилает
Сыплет, сыплет снег-снежок,
— Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
— Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку.
— Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (Слайд)
— Вы любите зиму? Почему?
— Ребята, сегодня утром по дороге в ваш класс я увидела на снегу под деревом странные слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил. (Слайд)
— Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова. (Слайд)
— К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти слова?
— А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей), и только 300 лет назад царь Петр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить «С Новым годом!», «С новым счастьем!».
— Без чего не обходится новогодний праздник?
Отвечают на вопросы.
1.Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Оформлять свои мысли в устной форме.
1. Р азвиваем умения выражать эмоции.
Родилась она в лесу,
Там росла и расцвела.
И теперь свою красу
К нам на праздник принесла.
— Прочитаем загадку очень тихо.
— Произнесите слово-отгадку ласково, с удивлением, восторженно, с испугом.
Отвечают на вопросы.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
3. Введение в тему; постановка целей урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, книги которого у нас на выставке.
— Узнали вы эти книги? Вы догадались, о каком авторе идёт речь.
— А чтоб узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся, посмотрим на доску.
— На доске рассыпались буквы. Давайте составим из них 2 слова.
— Какое произведение С.В. Михалкова мы будем сегодня читать? (Слайд)
— Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение «Новогодняя быль».
Отвечают на вопрос
Формулируют тему и задачи урока
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
Биография С.В. Михалкова
С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.
В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.
Его книги мы знаем и любим с самого детства. (Слайд)
— Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?
1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
— А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
— А у нас сегодня гость!
А у вас?
— А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! («А что у вас?»)
2. Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Стёпа
Был когда-то моряком. («Дядя Стёпа».)
3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. («Песенка друзей».)
Слушают биографию С.В. Михалкова
Отгадывают произведения С.В. Михалкова.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
Подготовительная работа перед чтением
-Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами. (Слайд)
-Читайте целыми словами:
Лес – лесная, лесничий
Серебро – серебряные (Слайд)
Разбирают малознакомые слова
Прослушивание сказки С.В. Михалкова
— Почему ёлочка не чувствовала себя одинокой?
— Были ли у нее друзья?
С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. ( Приложение 1. )
— О чём рассказала сорока?
— Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
— Какой характер был у ёлочки?
— Что можете сказать про сороку?
— С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. ( Приложение 1. )
— О чём мечтала ёлочка вплоть до последнего дня уходящего года?
— Как вы думаете, с какими намерениями к ней мог идти человек?
— С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. (Приложение 1)
— Что случилось в первый день нового года?
— С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. ( Приложение 1. )
— Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с ёлочкой?
— Как вы думаете, сколько лет живут ели?
— Какое впечатление произвело это произведение на вас?
— К какому жанру относится это произведение? Почему?
— Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
— Что вам понравилось в этой истории?
— От чьего лица ведется рассказ?
— Где происходили события?
— Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
— Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.
— Вспомните, как называется этот прием в литературе? (Слайд)
Отвечают на вопросы.
1.Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Выразительно читать и пересказывать текст.
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
— Прочитайте сказку «про себя».
Выборочное чтение произведения.
— Найдите и прочитайте, как автор описывает Ёлочку?
— Найдите и прочитайте отрывок, в котором автор описывает обычную лесную жизнь?
— Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.
Работа над иллюстрацией.
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике
— Какой эпизод изобразил художник?
— Куда, недолго думая, села Сорока?
— Как вы думаете, слово «макушка» однозначное или многозначное?
— Макушка – это не только верхняя конечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.
— Дотроньтесь до своей макушки.
— Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
— Знаете ли вы, что эту историю С.В. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось. (Приложение 2)
— Понравилось вам стихотворение?
— Чему учит нас С.В. Михалков в сказке «Новогодняя быль» и в стихотворении «Событие»?
— С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду.
— А сейчас вы выполним небольшой тест по тексту. (Приложение 3)
— Поменяйтесь тестом с соседом. Проверяем фронтально, сверяя ответы с доски.
Отвечают на вопросы
Ищут ответ в тексте
Работают с иллюстрацией.
1. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
1. Р азвиваем умения выражать эмоции
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной речи.
1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось на уроке?
Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
1. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
2. оформлять свои мысли в устной форме
1.развиваем умение выражать свои эмоции
1. оценивать учебные действия
2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию
— С каким автором мы сегодня познакомились?
— Какое произведение читали на уроке?
— Что хотел донести до нас С.В. Михалков?
— О чем должен помнить каждый человек на планете?
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Номер материала: ДБ-1708390
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.