Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
23.04.2019
Пивоварова И. «Сочинение»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Сочинение» и их характеристика
Чему учит рассказ «Сочинение»
Рассказ учит действительно помогать своим родителям, а не выдумывать. Учит отвечать за свои слова. Учит говорить правду. Учит не боятся трудностей и делать дело.
Отзыв на рассказ «Сочинение»
Меня сильно насмешил этот рассказ, но и заставил задуматься. Теперь я точно знаю, что не стану выдумывать в сочинениях, чтобы не получилось, как в рассказе. Лучше написать меньше, но чистую правду. А еще лучше не лениться и всегда помогать маме.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сочинение»
Однажды в школе задали написать сочинение на тему «Как я помогаю маме».
Люся Синицына взяла ручку и написала, что она часто помогает маме. Она подметает пол и моет посуду. А еще стирает носовые платки.
Сочинение получилось очень коротким, и Люся посмотрела по сторонам. Ее подруга Люська Косицына так и строчила в тетрадке, и Люся вспомнила, что один раз постирала чулки. Тогда она дописала, что стирает носки и чулки.
А все в классе склонились над тетрадками и писали, писали, писали.
Люсе было стыдно сдавать такое маленькое сочинение и она дописала, что стирает майки, рубашки и трусы.
Урок не кончался, и Люся добавила, что стирает платья, салфетки и покрывала.
Звонка все не было, и Люся написала, что любит стирать занавески и скатерти.
Наконец прозвенел звонок.
Люсе поставили за сочинение пять, и ее сочинение учительница даже прочитала вслух перед всем классом. А еще учительница пообещала прочитать его на родительском собрании.
Люся пыталась уговорить маму не ходить на родительское собрание. Но мама все равно сходила. А на утро похвастала перед папой, что их дочь очень любит стирать занавески. И тут же предложила Люсе постирать занавески, чтобы не нести их в прачечную.
Занавески были огромные и Люся стирала их по кусочкам. Это было очень трудно, но еще труднее оказалось развешивать мокрые занавески. Они даже упали на пол и их пришлось снова тащить в ванную. Зато пол в комнате заблестел как новый.
В конце концов занавески были повешены, но весь день с них текла вода, и Люся поставила под занавески всю посуду, которую нашла в доме.
Но мама все равно осталась довольна и сказала, что девочка отлично выстирала занавески, и завтра будет стирать скатерть.
Пивоварова Ирина рассказ «Сочинение»
Читательский дневник по рассказу «Сочинение» Ирины Пивоваровой
Автор: Ирина Михайловна Пивоварова
Название произведения: «Сочинение»
Главные герои: Люся Синицына.
Второстепенные герои: мама, папа, учительница, Косицына.
Характеристика главных героев:
Люся Синицына — добрая, и весёлая девочка.
Не помогала маме дома.
Характеристика второстепенных героев:
Мама — мудрая и рассудительная.
Преподала дочке урок.
Папа — весёлый и добрый.
Вера Евстигнеевна — учительница.
Была поражена талантами Люси.
Люся Косицына — много помогала родителям.
Краткое содержание рассказа «Сочинение»
Учительница сказала сделать сочинение «Я помогаю маме».
Люся написала о подметании пола и мытьё посуды.
А её подруга продолжала что-то писать.
Люся решила дописать о стирке.
Она заметила, что в классе все ещё что-то пишут.
Она стала писать, как много вещей стирает дома.
Учительница похвалила сочинение Люси, а мама заставила дочь стирать длинные занавески.
План рассказа:
2. Про пол и посуду.
3. Стирка чулок и носков.
4. Фантазия о стирке.
5. Родительское собрание.
6. Стирка занавесок.
Основная мысль произведения «Сочинение»
Главная мысль рассказа в том, что не надо хвастать тем, чего не делал.
Основная идея рассказа в том, что родителям надо действительно помогать.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть честным, не преувеличивать и не хвастать.
Учит помогать по дому.
Краткий отзыв по рассказу «Сочинение» для читательского дневника:
Прочитав этот рассказ, я подумала, что глупо хвастаться тем, что никогда не делал.
Лучше уж сказать правду и исправиться.
Люся хотела не отстать от других, и это привело к неожиданным результатам.
И написанное девочкой стало правдой.
Это смешной и интересный рассказ.
Автору удалось показать, что хвастовство и стремление не выделяться приводят к неприятностям.
Мне нравится девочка Люся. Она хоть и хвастала, но отказываться от своих слов не стала.
И честно стирала большие занавески.
Она добрая и ответственная девочка.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что иногда лучше сказать меньше, а сделать больше.
Пословицы к произведению:
Назвался груздем, полезай в кузов.
Ложь к добру не приведёт.
Хвастать не косить, спина не болит.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Дело толком красно.
Словарь неизвестных слов:
Прачечная — место, где стирают бельё.
Галоши — резиновая обувь.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Мама: А ты знаешь, Сёма, оказывается, наша дочь замечательно пишет сочинения!
Папа: Меня это не удивляет. Сочинять она всегда умела здорово.
Мама: Нет, в самом деле! Я не шучу, Вера Евстигнеевна её хвалит. Её очень порадовало, что наша дочь любит стирать занавески и скатерти.
Мама: Правда, Сёма, это прекрасно?
Ещё читательские дневники по произведениям Ирины Пивоваровой:
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект урока Ирина Пивоварова «Сочинение»
Цель урока: учить делить текст на смысловые части, находить в тексте строчки, которые вызывают смех; совершенствовать умение перечитывать смешные фрагменты
Предметные: формировать умение ориентироваться в учебнике; формировать навык учебного чтения; формировать умение понимать нравственный смысл произведений.
Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 3 класс, 2 часть, презентация
Ребята какой раздел мы изучаем? («Продолжаем разгадывать секреты смешного».)
Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, автора которого вы узнаете отгадав загадку- ребус:
Рассказ мы для этого будем читать
А кто написал его, ты разгадаешь,
Следуй по точкам и сразу узнаешь.
Разгадали фамилию автора? ( Пивоварова)
Откройте учебник и посмотрите какое произведение этого автора мы сегодня будем читать?
( предполагаемый вариант)
Сегодня мы познакомимся с произведением Ирины Пивоваровой которое также называется «Сочинение».
Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?
Кто знает значение слова СОЧИНЕНИЕ?
(Примерный ответ. Сочинять: 1) составлять, писать какой-то текст; 2) выдумывать, придумывать, лгать.
Сочинение: 1) вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей на заданную тему; 2) не литературное или музыкальное произведение, но результат выдумки, фантазии.)
Как вы считаете, можно ли при написании сочинения выдумывать? Или нужно непременно писать только правду? (Ответы детей.)
Какой же вывод можно сделать? (Сочинение должно быть основано на реальных событиях, наблюдениях, впечатлениях, но в зависимости от темы можно сочинять и фантазировать.)
Как вы думаете, так какая тема урока?
Ирина Пивоварова и ее произведение «Сочинение»
– Определите цели урока, используя опорные слова: (слайд)
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним.. (биографию И. Пивоваровой)
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.
– Как вы думаете, о чём это произведение?
Что вы знаете о Ирине Пивоваровой?
C какими произведениями мы с вами знакомились ранее?
Стихотворения «Картина», «Мост и сом», «Жила была собака»
слайд с книжками
Давайте я вам напомню немножко про автора.
Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Ирина Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 года. Окончив школу, она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.
Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. А потом вдруг начала писать маленькие рассказа.
Печаталась они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Весёлые картинки». После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала.
Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или происшествие в 5 А», « Рассказы Люси Синицыной ученицы 3-го класса» «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.
Давайте с вами прослушаем аудиозапись произведения И.Пивоваровой «Сочинение»
– Понравилось произведение?
– Выразите своё мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведётся рассказ? Осуществляют самостоятельное
чтение вслух ( по цепочке)
Какие слова были вам непонятны?
Насколько частей можно поделить текст. О чем будет говориться в 1 части, а во второй. в третьей?
(1часть –как Люся писала сочинение)
(2часть –разговор Люсиных родителей)
(А сейчас поработаем в группах.
С каждой группы по 1 человеку возьмите задание (Дети работают)
Дети отвечают по карточкам.
1 группа- художники ( проиллюстрировать каждую новую помощь)
2 группа – Артисты (прочитать диалог родителей)
3 группа – Писатели (написать сочинение)
Обобщение
О чем этот рассказ?
Кто его герои?
Какое настроение у вас вызвало это произведение?
Работа по тексту..
Прочитаем разговор членов клуба «Ключ и заря» с Михаилом Потаповичем на с. 46 и узнаем, какие моменты им показались самыми смешными.
Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен
Какой отрывок отметил Миша?
Вас тоже рассмешила эта часть? Зачитайте те отрывки, которые кажутся вам самыми смешными. (работа в парах) какая пара найдет быстрее отрывок. та пара и будет читать.
Какой рассказ вспомнил Миша? Кто его автор? (Н. Носов «Мишкина каша».)
А какой фрагмент рассказа заинтересовал Машу? Найдите его и прочитайте. Что же в нем смешного? (Люся упомянула, что стирает носовые платки, а потом увлеклась и написала, что также стирает свои и мамины вещи и даже занавески и скатерти.)
А какой отрывок понравился Косте Погодину? Найдите ответ в учебнике. Перечитайте ту часть, которая рассмешила Костю.
Вы тоже считаете, что Люсина мама — хороший воспитатель?
Какое воспитание вы считаете действенным: когда человека ругают или когда предлагают сделать то, что он о себе наговорил?
Вспомните маму Лены из рассказа Л. Каминского и представьте себе ситуацию, когда мама Лены поступает также, как и мама Люси. Как вы думаете, изменится ли представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?
Главный Библиотекарь поинтересовался, доволен ли Миша.
Что он имел в виду?
Как вы думаете, что ответил Миша? Если затрудняетесь, то загляните на с. 46 — вступление к новой главе — и найдите ответ на вопрос. (Миша доволен, потому что он прочитал рассказ, вызывающий веселый смех, а не грустный, как басни.)
Что вы можете сказать о произведении, которое мы прочитали сегодня на уроке?
В чем же секрет смешного? (В контрасте между реальным положением дел и тем, что представляют себе герои.)
Какие цели мы ставили?
Педагог проводит беседу по вопросам:
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением познакомились? Кто автор?
– Каким по жанру является прочитанное произведение? рассказ
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
Уч. стр 43-46 чтение по ролям
Расскажите по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок. слайд
Я:
-все понял,
-понял но не все,
-многое не понял.
Понравился ли вам урок?
– Оцените свою работу на уроке.