Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Татьяна Костикина
Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
МОУ Сельниковская начальная школа-детский сад
Коломенский г. о., д. Сельнниково
Литературное чтение. 2 класс
Тема урока «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ». (2-ой урок)»
Приготовила: Костикина Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов
2017-2018 учебный год
Цель урока: Развитие умений работать над художественным текстом.
1. Формировать умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора.
2. Развивать навыки выразительного беглого чтения; умение активно воспринимать учебный материал.
3. Формировать коммуникативные навыки работы в группе; воспитывать любовь к природе, и бережное отношение к животным.
4.Создать условия для формирования УУД:
1)личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3)коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
4)регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция.
Ход урока.
II. Речевая разминка. (СЛАЙД 2)
«У ёжика и ёлки иголки колки»
— Что общего у ежа и ёлки?
— Слово «иголки» однозначное или многозначное?
— Прочитаем скороговорку. Быстрее….
— Читают только девочки. Только мальчики. Первый ряд. Второй ряд. Отдельно 1 ученик.
– Как вы думаете, для чего мы выполняли эти упражнения?
III. Проверка домашнего задания.
— С произведениями, какого раздела мы недавно начали работать? (О братьях наших меньших)
— А кто же такие братья наши меньшие?
— Какое произведение изучали на прошлом уроке? («Страшный рассказ»)
— Автор произведения? (Евгений Иванович Чарушин)
— Что запомнили о жизни Чарушина?
— Он сам иллюстрировал книги свои и книги других писателей и поэтов.
— Сегодня мы продолжим работать над произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ».
— Ребята. Почему писатель свой рассказ назвал именно так? (Мальчики очень испугались)
— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?
— Сейчас проверю, как хорошо вы умеете ориентироваться в рассказе.
Пойдём мы мягко, как лисята.
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
V. Работа по теме урока.
1. Работа над содержанием текста.
— Прочитайте 1-ое предложение рассказа.
— Почему мальчики остались одни? Прочитайте.
— Где происходило действие? Прочитайте.
— Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)
— Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)
— Как вы думаете, дети сразу уснули?
— Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).
— Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться?
— Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям.Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
— Как же автор относится к своим героям? (Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.)
— Что такое смелость? (Смелость – это способность перебороть страх.)
— Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?
— Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.
-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?
— Как повели себя мальчики? Прочитайте.
— Почему мальчики спрятались? (Они не знали, кто топает)
— И вам, наверное, тоже было страшно. Мы можем ребят осуждать за их страх?
— Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное.
— Кто испугал ребят? (Ёжик)
— Прочитаем. Как поступили с ежом мальчики?
— Почему его уже потом никто не боялся?
2. Работа над планом к тексту. Пробный пересказ.
— У каждого из вас на парте лежат карточки. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
1. Мальчики остались.
2. За дверью кто-то ___ ногами по полу.
5. Он и потом ___ по ночам, но никто его не боялся.
У нас получился ___ рассказа.
— Вчера мы составляли план с помощью подчеркнутых слов из текста. Какие пункты плана добавились?
— Попробуем пересказать текст по плану.
3. Сравнение текстов.
— Кто из вас видел ежа?
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что вы здесь видите?
— Эту иллюстрацию сделал сам автор, так как с детства очень любил рисовать. Значит, он не только писатель, но и кто?
— Что вы знаете о ежах?
— Прочитайте описание ежа из энциклопедии. (СЛАЙД 6)
— Подчеркните предложения, которые показывают, что ежа не надо бояться.
— Какой мы текст прочитали?
— Рассказ Е. Чарушина можно назвать научным?
— Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)
— Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)
— Почему он появился ночью у ребят на даче?
5. Работа с пословицами. (СЛАЙД 7)
— Прочитайте. Составьте три пословицы, соединяя начало из первого столбика с концом из второго столбика.
У страха тени боится.
Храбрый не тот, кто страха не знает, глаза велики.
Трус своей а кто узнал и навстречу ему идёт
— Подчеркните пословицу, которая больше других подходит к нашему рассказу.
VI. Рефлексия. (СЛАЙД 8)
— Я буду читать предложения. Кто считает, что в нём говорится про него, тот поднимает руку.
• работал на уроке активно;
• давал полные и правильные ответы на вопросы;
• не допускал ошибок при чтении;
• был внимателен и сосредоточен;
• использовал для ответа знания, полученные на других уроках.
— Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?
— Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо беречь и любить природу?
— Чарушинна этот вопрос ответил так: (СЛАЙД 9) «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».
— За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.
— Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина?
VIII.Домашнее задание: к. с. 136-138 (пересказ).
Список литературы:
1. Е. С. Савиков «Стандарты второго поколения»,М: Просвещение, 2010
2. А. Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»,М: Просвещение, 2010
4. С. А. Дыбленко, О. В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8
5. О. В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3)
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе по пересказу «Страшный рассказ» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Развитие действия построения наглядной модели сказки. 2. Развитие речи. МАТЕРИАЛ: Текст рассказа «Страшный.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.
Урок чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Российский флот» Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Российский флот. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: презентация.
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.
Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления Тема: М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс) Цели: развитие речевых и читательских умений. Задачи урока: познакомить учащихся с произведениями.
Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных» Тема урока: Сказки о животных. Цель урока: создать условия для выявления особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов.
Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.
Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цели урока: Образовательные цели: • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; • расширить.
Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.
Урок внеклассного чтения в 7 классе «Можно ли оправдать предательство?» по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» Урок внеклассного чтения в 7 классе. Можно ли оправдать предательство? (по рассказу Ю. Нагибина «Эхо») Цель: ознакомить учащихся с содержанием.
Е. Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов
Просмотр содержимого документа
«Е. Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов»
Цель урока : познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)
Родился на Урале в семье архитектора;
С детства начал создавать портреты, как живописные, так и словесные;
Закончил Ленинградскую академию художеств;
Иллюстрировал книгиМ.Пришвина, С.Маршака, Д.Мамина-Сибиряка;
В 1930г. вышел его первый рассказ.
Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина
«Я рос с карандашом и кистью в руках».
«Я приучился с детства
понимать животное – понимать его движение и мимику.
помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
помещение в доме, служащее кладовой.
Читай целыми словами.
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
5. В углу свернулся шариком ёжик.
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
Дети выполняют тест в парах. Затем проверка на экране.
Ответь на вопросы к тексту.
Составление плана рассказа.
3. Попробовать себя в роли художника, создать иллюстрацию к рассказу.
Конспект по литературному чтению на тему Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс УМК Школа России)
Выбранный для просмотра документ #U0415. #U0427#U0430#U0440#U0443#U0448#U0438#U043d #U00ab#U0421#U0442#U0440#U0430#U0448#U043d#U044b#U0439 #U0440#U0430#U0441#U0441#U043a#U0430#U0437#U00bb.docx
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.
Если ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко,
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять И в лес отнести опять.
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с интонацией раздражения (еще: весело, с удив-лением, сожалением, восхищением).
Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим работать с рассказом Е. Чарушина. Будем учиться делить его на части, составлять план.
Работа по теме урока
Деление текста на части (Работа в группах или парах.)
— Вы видите, что в тексте есть подчеркнутые слова. С их по-мощью составьте план рассказа, запишите его в рабочую тетрадь. Добавьте пункты, если это необходимо. Разделите текст на части.
(Дети выполняют задание. Затем — проверка выполненной работы.)
— Какой план у вас получился?
— Кто добавил пункты? Почему?
Продолжение работы по теме урока
— По составленному плану перескажите текст («Страшный рассказ»),
2. Сравнение текстов
— А сейчас будем сравнивать два текста — художественный и научный. Откройте учебники на с. 155. Прочитайте зада¬ние 7. (Дети читают задание.)
— Прочитайте текст самостоятельно, приготовьтесь читать его всем. (Дети читают и сравнивают.)
— Что нового вы узнали о ежах из этого текста?
— Чем похожи и чем различаются рассказ Е.Чарушина и текст из энциклопедии? (Ответы детей.)
— Прочитайте вывод в желтой рамочке на с. 154. Сравните его с нашим выводом.
— Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке?
— Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо любить и беречь природу?
Чарушин на этот вопрос ответил так: «Входи в мир приро¬ды! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
задание 10 на с. 155
Выбранный для просмотра документ #U0415. #U0427#U0430#U0440#U0443#U0448#U0438#U043d #U00ab#U0421#U0442#U0440#U0430#U0448#U043d#U044b#U0439 #U0440#U0430#U0441#U0441#U043a#U0430#U0437#U00bb.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Если ежик не пьет молоко, Значит, где-то в лесу далеко, Под кустами, в гнезде из листочков, Есть у ежика сын или дочка. Значит, надо ежика взять И в лес отнести опять.
План рассказа 1. Мальчики остались одни. 2. Странные звуки. 3. Испуганные дети. 4. Родители вернулись. 5. Неожиданная находка. 6. Ежик остался жить на даче.
2. в о 1. р п 3. л ю д о е д о в в с 6. с т р а х е 5. о д е я л о м ь 7. ё ж и к 4. т и г р о в
Номер материала: ДВ-506993
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению на тему Е.Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс
Технологическая карта урока чтения 2 класс
«Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин
познакомить с биографией Е. Чарушина и его произведением «Страшный рассказ»;
развивать умение анализировать текст, умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы,
продолжить работу по развитию речи;
создать условия для формирования у обучающихся бережного отношения к природе, животным
Личностные УУД: Проявление интереса к уроку чтения; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование ценностного отношения к полученным знаниям
Регулятивные УУД : Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах.
Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.
Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.
Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, текст, иллюстрация).
Анализировать поступки героев;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. Формулировать ответы на вопросы.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Уметь воспринимать на слух художественное произведение. Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.
Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные умения: Формировать интерес к чтению как к средству получения информации; Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание; Развивать умение работать с текстом.
Открытие нового знания
Для учителя: УМК по литературному чтению (программа, учебник, методические пособия и книги для учителя) –
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Организационная структура урока
мотивация учения. Регулятивные УУД: Организация рабочего места
2. Проверка домашнего задания
-Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Но сначала повторим правила работы в парах. А задание такое: восстановите план к рассказу М.М. Пришвина «Ребята и утята», в котором я поменяла пункты. (Деформированный план на каточках на каждой парте)
Сравните свою работу с образцом на доске. (образец сначала закрыт).
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
Перескажите рассказ по плану
Обучающиеся повторяют правила работы в парах, анализируют, выполняют задание по восстановлению деформированного плана
Сравнивают работу с образцом
С помощью сигнальных карточек оценивают свою работу
Пересказывают текст по плану
Познавательные УУД: Восстанавливать деформированный план к рассказу. Коммуникативные УУД : Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. Регулятивные УУД: Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем. Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.
3. Актуализация опорных знаний, постановка целей урока, определение темы.
1.Актуализация знаний Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших». Давайте вспомним, кто такие меньшие братья? Чему мы учимся в этом разделе?
2. Постановка темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
Дети отвечают на предложенные вопросы. Слушают, отвечают, рассуждают, высказывают предположения.
Познавательные УУД. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД. Формулировать ответы на вопросы. Личностные УУД осознание личностного смысла учения (для чего нужны эти знания?) Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
4. Изучение нового материала.
Учитель рассказывает о биографии Е.И. Чарушина, знакомит с книгами автора (выставка книг)
Побуждает к высказываниям Отмечает степень вовлеченности в работу.
Работа над произведением «Страшный рассказ». Подготовительная беседа.
Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тексте?
-Скажите, когда и почему бывает страшно? (Записывает высказывания детей на доске.)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
-Кто такой ёж? Что вы знаете о нём? Опишите его.
Создает ситуацию противоречия (ежик – страшный), мотивируя обучающихся на знакомством с рассказом.
Составляют предложения о биографии Чарушина, опираясь на подсказки. Вспоминают изученные произведения Чарушина, рассматривают выставку книг.
Дети знакомятся с названием произведения, высказывают предположения о чем пойдет речь.
Отгадывают загадку, участвуют в беседе о еже. Рассматривают иллюстрацию Слушают Строят суждения
Обучающиеся слушают рассказ.
Дети делятся своими впечатлениями.
Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, опорные слова). Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. Формулировать ответы на вопросы. Принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (иллюстрация, беседа).
Предметные умения: Формировать интерес к чтению как к средству получения информации Коммуникативные УУД: Уметь воспринимать на слух художественное произведение. Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст). Анализировать поступки героев.
Коммуникативные УУД: Формулировать ответы на вопросы. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.
5. Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
Анализ рассказ по вопросам.
Повторное чтение рассказа обучающимися или выборочное чтение.
Предметные умения: Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание; Развивать умение работать с текстом. Познавательные УУД: Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач. Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль в индивидуальной работе. Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем. Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.
6. Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке.
Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
-Почему автор назвал рассказ именно так?
-Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?
-Чему учит рассказ? Что показалось самым интересным?
Оценивание за работу на уроке.
Домашнее задание по выбору
2. По желанию: Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту. 3.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
Дети отвечают, выражают свои мысли.
Высказывают мнение о ценности бережного отношения к природе.
Оценивают собственную учебную деятельность с помощью сигнальных кругов (осуществляют самооценку
Коммуникативные УУД: Формулировать ответы на вопросы. Личностные УУД: формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе). Регулятивные УУД: Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.