План к рассказу зощенко елка четвертый класс

Сказки

План рассказа Елка Зощенко 4 класс

Краткий пересказ

Рассказ начинается со вступления. Автору исполняется сорок лет, а значит он за свою жизнь сорок раз праздновал Новый год. Первые три года своей жизни он не понимал сути происходящего. Самые первые его воспоминания о зимнем празднике относятся к пятилетнему возрасту.

Рассказчик повествует об одном случае, который произошел в одно из празднований Нового года.

Главный герой — мальчик Минька и его старшая сестра Леля. Когда их мама ушла, дети решили посмотреть на елку. Зеленая красавица была увешана спелыми крымскими яблоками, сладкой пастилой, вкусными конфетами, грецкими орехами и веселыми хлопушками. Под елкой стояли подарки, но они совершенно не волновали ребят. Их интересовали вкусности.

Леля была высокого роста, а ее брат маленького. Девочка съела одну пастилку, которая была высоко подвешена. Минька мог дотянуться только до яблока. Сестра дразнила его и поедала пастилу, конфеты, орехи и достала одну хлопушку.

Мальчика это разозлило, он попытался два раза встать на стул и упал. При падении он разбил фарфоровую куклу. Ребята убежали из комнаты и ждали возвращения родителей и прихода гостей.

Когда пришли гости, мама рассказчика по очереди приглашала ребят и угощала их яблоком, конфетой и пастилой. Когда ей попалось откушенное яблоко, она похвала своих детей и спросила:»Кто это сделал?»

Лелю обвинила Миньку, а Минька Лелю. В качестве наказания мама отдала подарок сына, заводной паровоз, другому мальчику. Минька обиделся и ударил соперника.

Мама этого мальчика сообщила, что больше в гости к ним никогда не придет и назвала Миньку разбойником.

Мать Миньки защитила его и прогнала этих людей. Недовольство гостей продолжали расти. Другая женщина сказала, что не хочет, чтобы ее дочери дарили поломанную куклу. Леля прогнала ее со словами, что в таком случае кукла достанется ей.

Таким образом все гости разошлись по домам. Отцу это не понравилось. Он не хотел, чтобы его дети росли жадными и злыми. Он думал, что злоба и жадность и есть причина одиночества людей. На следующий день все подарки были отданы гостям.

По признанию рассказчика, после этого случая он никогда не брал чужого и никогда никого не бил.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Елка Зощенко

Популярные сегодня темы

Жил-был юноша 26 лет отроду. Нигде не работал, да ему это и не надо было. Он имел дворянский титул и имение в деревне. У него был дядя, который разорился, но влез в долги для того, чтобы пускать пыль в глаза

При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.

Чтение позволяет найти в человеке хорошие качества в характере, развивает умственную сторону жизни, интеллектуальный уровень знаний. Делает выше по-умственному развитию.

Жанровая направленность произведения, являющегося составной частью сборника «Денискины рассказы», представляет собой короткую новеллу, адресованную детской читательской аудитории.

Источник

Как составить план по рассказу Ёлка за 4 класс автор Зощенко?

Для составления план рассказа необходимо внимательно его прочесть.В рассказе есть несколько частей,которые нужно найти и выделить,затем определить основные мысли каждой части и озаглавить каждую часть.Записать название частей по порядку и план готов.

М.Зощенко «Ёлка»

План:

1)Ёлка в детстве,воспоминания автора.
2)Ссора из-за конфет.
3)Приход гостей.
4)Ябеда Лёлька.
5)Минькин паровозик.
6)Испорченные подарки.
7)Обида гостей,папин урок.

Анна Ахматова «Я спросила у кукушки»

1)Тема-тревога за близких людей,а свете революционных событий.Переживания Ахматовой за гибель близких,под «колёсами» политической машины.

2)Лирический герой-сама автор,поэтессу волновала судьба людей,что ждёт Россию в будущем.

3)Средства выразительности:

Аллитерация «с» усиливает обречённость автора,аллегория «ветер нежит»-передаёт настроение,охлаждает жар волнения.

Эпитеты:«жёлтый луч»,» чаще свежей»,»прохладный ветер»,»лоб горячий мой «.

Олицетворения:«луч упал в траву»,»ветер нежит»,

Метафора:«сосен дрогнули верхушки».

4)Рифма-перекрёстная,рифмовка между 1 и 3 строками и 2 и 4 строками.Схема: АВАВ.

Чередование мужской и женской нестрогой рифмы.Мужская рифма-ударение падает на последний слог в строке,женская-на предпоследний.

Размер— разностопный хорей,двухсложная стопа,с ударением на нечётном слоге.

5)Впечатления от стихотворения:Стихотворение юной Ахматовой стало пророческим,её волновала судьба близких,но поэтесса не могла догадываться,что ждёт её саму.Переживания толкнули на бездумный поступок,спросить о судьбе пророческую птицу-кукушку.Стах скорой смерти,неопределённость и непонимание,что происходит,куда катится мир.Мудрая птица не дала ответа,от молчания выступает холодный пот,на воспалённом лбу.Мысли переполняют автора,тишина пугает,как и судьба Ахматовой,чья жизнь превратится в ад.Впечатление немного тягостное,зная,что ждёт автора впереди.Лёгкость написания поглощает жестокий смысл жизни.

6)Композиция-двучастная,последовательное изложение событий. Состоит из 8 строк. Строфа:октава- восьмистишие.

Источник

Класс: 4

Презентация к уроку

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи:

Ход урока

I. Организационный момент

– Весело звенит звонок. Начинается урок.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

II. Речевая разминка (Слайд 2)

1. Развитие внимания

а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки

– После такой разминки мы должны читать и говорить как?

Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

III. Проверка домашнего задания (5 мин.) (Слайд 3)

1. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно.

2. Составить синквейн на тему «Рояль», «Дагни Педерсен», «Эдвард Григ». (Приложение 1)

Памятка:

IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6)

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Читайте также:  Рассказ о льюисе кэрролле на английском языке

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)

V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)

Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (прослушивание текста – 7 мин.)

VI. Проверка первичного восприятия

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

Физминутка (Слайд 9)

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

VII. Повторное восприятие (Слайд 10)

1. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:

Выборочное чтение.

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

Девочки

Мальчики

Леля

Минька

Возраст

Рост

Удивительно маленького роста

Характер

Что могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Поведение

2. Работа по группам.

1 группа (Эля, Толик, Карина, Рада, Гена)

Самостоятельная работа ответить на вопросы:

2 группа (Слайды 11–16)

Выборочное чтение.

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

Проверка 1 группы

– Давайте проверим, как вы ответили на вопросы.

Физминутка (Упражнение для глаз)

3. Выяснение главного смысла рассказа

В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)

– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Работа с пословицами:

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VI. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)

VII. Домашнее задание

VIII. Рефлексия

Самооценивание

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Источник

Елка: для читательского дневника

Михаил Зощенко: Елка: Читательские дневники

содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.

Читательский дневник – 1

В рассказе ‘Елка’ Михаила Зощенко идет речь о брате и сестре: Леле и Миньке, которые совершили некрасивый поступок. Дело в том, что родители детей позвали в гости других ребят со своими родителями, чтобы на Новый Год подарить всем сладкие украшения с новогодней елки и подарки.

Леля и Минька пробрались в комнату, где стояла красавица-ель, и стали объедать деревце: высокая семилетняя Леля дотянулась до конфет и пастилок, а маленький Минька, которому было только 5 лет, смог лишь откусить кусок от яблока. Леля стала задевать Миньку, что его накажут, дети стали толкаться, в результате чего они нечаянно сломали еще и куклу, которая предназначалась одному из гостей.

Дети ничего не рассказали родителям, и в итоге, когда наступил торжественный момент вручения подарков, гости увидели, что им достались объедки и сломанные игрушки. Родители пришедших в гости детей стали возмущаться, а мама Лели и Миньки пытаться защитить своих детей, хотя, тем не менее, пытаясь сгладить ситуацию, она подарила какому-то мальчику Минькин паровозик.

В итоге обиженный Минька разревелся, обиженные гости с детьми ушли, а папа Лели и Миньки отправил детей спать, лишив их праздника. Наутро он с извинениями раздал все забытые подарки гостям.

Рассказ ‘Елка’ учит детей тому, что нельзя жадничать и показывать себя плохим хозяином, иначе можно испортить праздник не только гостям, но и себе самому.

Кратчайшее содержание рассказа ‘Елка’ в 6 предложений

Главные герои рассказа ‘Елка’ и их характеристика

План пересказа рассказа ‘Елка’ Михаила Зощенко

Главная мысль рассказа ‘Елка’

Человек не должен быть жадным, чтобы не лишиться всех друзей.

Чему учит рассказ ‘Елка’

Рассказ учит быть щедрым, гостеприимным, радушным. Учит никогда не жадничать, не бить слабого, не отнимать чужое. Учит ничего не брать без спросу. Учит делиться тем, что имеешь с другими. Учит тому, что одиночество для человека страшнее всего.

Читайте также:  Рассказ о милосердии и сострадании 4 класс

Отзыв на рассказ ‘Елка’

Мне понравился этот рассказ, хотя поведение детей я, конечно, осуждаю. Что Минька, что Леля вели себя очень некрасиво. Они не только обидели всех гостей, они испортили праздник и себе, и людям. А виной всему обычное детское непослушание, жадность и зависть.

Пословицы к рассказу ‘Елка’

Читательский дневник – 2

Главные герои и их характеристика

Сюжет краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравились заключительные слова папы, когда он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими нельзя, иначе дети останутся в одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить

План рассказа ‘ Елка ‘ Михаила Михайловича Зощенко.

Можно составить такой план по рассказу ‘Елка’ М.Зощенко для пересказа:

Главная мысль

Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Чему учит эта книга

Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным, не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть щедрым и добрым.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают, как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих детей поступать правильно и расти хорошими людьми.

Пословицы к рассказу елка

Тайное становится явным.

На чужой каравай рот не разевай.

Не было бы счастья да несчастье помогло.

Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

На что и клад, коли в семье лад.

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Позвал гостей, а накупил костей.

Берут завидки на чужие пожитки.

В одну лапу всего не соберешь.

На чужую кучу нечего глаза пучить

Читательский дневник – 3

Главные герои рассказа Елка М.Зощенко: Лелька – старше Миньки, ей 7 лет, девочка с боевым характером, любит нашкодить, но обычно все сваливает на брата. Минька – младший брат, ему 5 лет,более осторожный, но слушается Лельку и ему часто достается вместо нее от родителей за шалости.

Краткое содержание рассказа ‘Елка’ Зощенко для читательского дневника: Минька и Лелька – брат и сестра ждут гостей на Новогодний праздник. Все готово, елка наряжена, гости вот-вот придут. Лелька подстрекает Миньку отведать сладостей, висящих на елке. В итоге дети не удерживаются: Лелька съедает пастилу, Минька – обкусывает яблоко, случайно ломают игрушки, лежащие под елкой, приготовленные в качестве подарка гостям. Наконец приходят гости, надкусанное яблоко, сломанная кукла и паровозик становятся причиной ссоры мамы детей с гостями. обиженные гости уходят, праздник испорчен, Минька и Лелька наказаны – лишены всех своих игрушек.

Пересказ можно составить по следующему плану:

в семье украсили ёлку.
дети, старшая Леля и младший Минька, рассматривают украшения.
Леля съедает пастилку, а Минька откусывает яблоко.
мальчик хочет залезть повыше и нечаянно разбивает куклу.
мама узнает о происшествии и отдает Минькин подарок другому мальчику,
Минька мстит,
гости обижаются и уходят.
дети рады, так как все подарки достаются им.
папа решает наказать детей.

Ещё План для пересказа :

Вывод по рассказу ‘Елка’ М.Зощенко – если обижать других людей, брать и портить чужие вещи, жадничать – можно лишиться друзей, играть будет уже не с кем. Все тайное всегда становится явным. Гораздо лучше радоваться приходу гостей, дарить подарки, не брать чужое – тогда и праздник удастся.

Главная мысль рассказа ‘Елка’
Нельзя быть жадным и если пригласил людей в гости, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым и обходительным, потому что иначе можно умереть в одиночестве.

Чему учит рассказ ‘Елка’
Рассказ ‘Елка’ учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки и хорошее настроение, чтобы иногда получать подарки самим

Краткий отзыв к рассказу ‘Елка’
Рассказ ‘Елка’ мне очень понравился не только моралью, но самой атмосферой праздника, которую правда испортила некрасивая выходка детей.
Но зато Минька на всю жизнь запомнил важные слова, которые ему сказал папа и больше себя так плохо не вел.

Пословицы к рассказу ‘Елка’
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Гостю первое место и красная ложка.

Читательский дневник – 4

Долгожданная елка.
Разорение елки.
Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
Приход гостей.
Разоблачение Миньки и Лели.
Мальчик и паровозик.
Уход гостей.
Слова папы.

Жадность главный враг дружбы.

Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться.

Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Читательский дневник – 5

Краткое содержание рассказа ‘Елка’ в 5-6 предложений.

Краткий пересказ рассказа ‘Ёлка’:

Автор рассказывает нам историю о том, как мальчик, которого звали Минька с большим нетерпением ждал наступления Нового года. Перед праздником дети Минька и Леля зашли в гостинную и увидели наряженную, красивыми бусами и игрушками ёлку, так же на ёлке висели сладости. Леля съела пастилку, а Миша откусил яблоко. Потом Миша, который хотел достать что-нибудь с ёлки упал со стула и сломал ручку фарфоровой кукле.

Читайте также:  Рассказ агнии барто девочка чумазая

Когда наступил праздник мама позвала детей и стала вручать всем подарки и что-то сладкое с ёлки.

Тогда мама рассердилась и подарила паровозик, который был для Миньки другому мальчику. Дети поругались, так же из-за детской ссоры поругались и мамы детишек. Когда все собрались уходить Леля сказала что это хорошо, ведь все игрушки достанутся им. С работы пришёл папа и сказал всем, что без друзей они просто помрут в одиночестве. Так же добавил, что он не хочет что бы дети ругались и тем более прогоняли гостей из дома. Минька на всю жизнь запомнил хороший урок полученный от папы и больше никого не выгонял и не обижал маленьких.

Автор характеризует Лелю, как очень хитрую и жадную девочку, будучи гораздо высокой девочкой она пыталась перехитрить своего младшего братика Миньку и ела сладости с ёлки, которые мальчику просто было не достать.

Мне не понравилось, как Леля поступила с гостями, которые пришли к ним на праздник, её обрадовало что дети ушли а все подарки достались им с Минькой.

Миньку автор описывает, как маленького братика Лели, который в начале новогодней истории оказался не менее злым и эгоистичным мальчиком, чем его сестра Леля. Минька тоже был рад уходу гостей и даже обидел мальчика, который пришёл к ним в гости.

Понравилось мне в Миньке то, что он прислушался к папиным словам, который отругал детей за неправильное и некрасивое поведение и отношение к гостям. Минька на всю жизнь запомнил слова папы и больше никогда так не поступал.

Читательский дневник – 6

Я прочитал рассказ М.Зощенко Ёлка.

Главные герои этого рассказа Лёля и Минька. Леля и Минька очень любят сладости. И вот на наряженной елке висели конфеты, пастила, яблоки. Когда мама ушла на кухню, дети пробрались в комнату, где стояла ёлка. Сестра Миньки – Леля доставала до пастилы, а Миньке доставалось всегда лишь яблоко.

Вот он решил поставить стул, чтобы достать до других сладостей и случайно разбил куклу, лежащую по елкой. Когда пришли гости, мама Лели и Миньки начала дарить подарки. Девочке досталась разбитая кукла. Мальчику мама хотела подарить яблоко, но оно оказалось надкушенным и тогда мама подарила мальчику заводной паровозик, который был предназначен для Миньки. Гости обиделись и ушли. А папа Лели и Миньки наказал их, отдав все игрушки гостям. Прочитав рассказ, я для себя сделал вывод, что нужно всегда слушаться взрослых и ничего не брать без спроса.

Главными героями рассказа ‘ Елка ‘ Михаила Михайловича Зощенко являются :

Минька – обычный пятилетний мальчик, у которого ещё, как и у всех детей его возраста только начинает формироваться характер ;
Леля – старшая сестра Миньки. Ей уже семь лет, но ведь это тоже немного. Поэтому девочка и не смогла проявить благоразумие, и вовремя остановиться при поедании ёлочных угощений ;

Главная мысль лежит на поверхности – хороший человек никогда не возьмёт то, что ему не принадлежит ; он всегда слушается родителей и никогда не станет обижать других людей словами, а тем более затевать драку.

Тайное становится явным;
на чужой каравай рот не разевай;
не было бы счастья да несчастье помогло;
кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами;
гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены;
Родительское слово мимо не молвится.

Читательский дневник – 7

План рассказа Ёлка

Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:

Основная мысль рассказа

Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.

Автор рассказа Ёлка показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.

Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.

Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.

Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:

Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.

Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.

Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.

Источник

Познавательное и интересное