План к сказке аленький цветочек 4 класс литературное чтение школа россии фгос

Сказки

Конспект урока по литературному чтению «Аленький цветочек» С.Т.Аксаков (4 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Црау Алагирского района

Урок литературного чтения

4 класс УМК «Школа России»

Подготовила Газзаева Ф.С.

Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Тип урока: закрепление

Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;

Учить анализировать поступки героев;

Развивать мышление, воображение;

Учить видеть позицию автора.

Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

— Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь. (слайд № 1)

2. Речевая разминка

На стульях сидят шалунишки,

Листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

-Прочитайте медленно, с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой.

3. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока

Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке?

-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?

-Кто автор этой сказки?

-На какие группы можно распределить эти сказки?

-В чём отличие русской народной от литературной сказки?

-Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.

Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

-В чём смысл этой пословицы?

Перед вами карточки с набором букв. Найдите среди этих букв слова(венец, зеркало, цветочек)

-Из какой сказки эти предметы? Кому они принадлежали?

— Как думаете, чем будем заниматься на уроке?

5.История создания сказки

-Большинство читателей не знаютЮ что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.

-А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?

(Рассказывает подготовленный ученик)

— Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

— Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.

Сколько дочерей было у купца?

Куда собирался уезжать купец?

Какие гостинцы просили привезти его дочери?

Где увидел отец цветок?

Как купец понял, что это именно тот цветок?

Что случилось, когда он сорвал цветок?

Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?

Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?

Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?

Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?

Чем закончилась сказка?

— Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

Нашел купец подарки для старших сестер.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у зверя лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сестрам.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо

Проверка по образцу. ( слайд № 3 )

Поднимите руку, кто выполнил так, как я?

7. Физминутка. ( слайд № 4 )

8. Работа в группах.

— Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

Повторим правила работы в группе! ( слайд № 5 )

Распределите роли в группе.

Внимательно прочитайте задание.

При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4. Не перебивай говорящего.

1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Вспомните пословицы о честности.

(С. 204) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.205 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?

1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (прочитайте)

2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему? (Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)

Читайте также:  Рассказ о экзотическом животном на английском о гиппопотаме

6. Выступление групп ( слайд № 6)

— А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

2 группа ( слайд № 7)

— А вы могли бы так поступить?

— Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.

( на доске запись – любовь)

9. Подведение итогов.

— Хорошо поработали в группах

— Давайте вспомним проблему

— Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

10. Рефлексия. Итог урока.

— Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.

У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.

— Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.

— Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.

Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.

Номер материала: ДБ-112851

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе по теме «Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»

Технологическая карта урока

по литературному чтению в 4 классе по теме

«Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»

Подготовила: Мурашова Л.И.,

учитель начальных классов

Создание условий для творческого самовыражения обучающихся на основе анализа сказки, используя приём ТРКМ (технология развития критического мышления) «кластер».

Учить видеть позицию автора

Анализировать поступки героев

Развивать мышление, воображение

На примере героев сказки продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека

Тип урока: работа с художественным текстом

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Методы и приёмы: кластер, работа с деформированным текстом, «КОНЕРС» (углы)

Учебник «Литературное чтение, I часть. 4 класс». Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.

Карточки для работы в парах

Интерактивная доска, компьютер, проектор

Планируемые результаты урока:

формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать.

осознавать познавательную задачу урока;

определять структуру волшебной сказки;

обосновывать свое мнение.

работать с текстом сказки, используя алгоритм;

выполнять взаимопроверку учебного задания.

взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

строить понятные для партнера высказывания.

Анализ художественного произведения, определение главной мысли, характеристика героев сказки, оценка их поступков, развитие логического мышления, речи учащихся.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Учитель. А теперь я попрошу обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом. Обернитесь, какая самая дальняя точка? Запомните эту точку.

Повернитесь сюда. У многих получилось хорошо. А сейчас попробуйте еще сильнее повернуться, посмотрите получится ли у вас дальше повернуть свой взгляд.

Поднимите руки, у кого получилось? Вы видите, что человек всегда может расширить свои возможности: у вас была одна точка, а вы добились ещё большего.

Я вам желаю, чтобы вы на уроке добились гораздо большего, расширили свои возможности и знания.

2. Актуализация знаний учащихся

Цель : актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление

На стульях сидят шалунишки,

Листают волшебные книжки…

Входит сказка не спеша.

(Прочитать медленно, затем с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).

Учитель. Как вы думаете, почему именно этот текст мы используем на уроке для чтения?

Дети. Мы будем работать над сказкой.

Учитель: Проверим д/з, выполним тест

Учитель. Прослушайте песню и скажите, о какой сказке пойдёт речь на уроке?

Читайте также:  Рассказы для детей на тему посуда

Фонограмма песни «Аленький цветочек» (видео)

Учитель. О какой сказке поётся в песне?

Дети. Называют сказку.

Учитель. Мы продолжим работу над сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек».

Девиз нашего урока «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»

Учитель. Попробуйте объяснить пословицу.

Дети. (Рассказывают о том, как они понимают содержание пословицы).

Как эта пословица относится к нашей сказке?

Как называют сказки, которые создаёт жизнь?

Учитель. А можно ли сказку «Аленький цветочек» назвать народной?

Кто является автором этой сказки?

Дети. Сергей Тимофеевич Аксаков. Это авторская сказка.

Учитель. А какую роль в создании сказки сыграла Пелагея, няня писателя?

Дети. В детстве няня рассказала больному писателю сказку, сюжет которой она взяла из французской сказки Жанлис «Красавица и чудовище»; дополнила восточными мотивами, которые слышала от персидских купцов; и русскими мотивами. А Сергей Тимофеевич Аксаков дополнил её приметами своего времени, сохранив самобытный стиль языка Пелагеи.

Обучающимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Формирование желания выполнять учебные действия

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, аргументируют свои высказывания

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Осознавать познавательную задачу урока

Овладевать широким спектром логических действий и операций

3. Восстановление правильного порядка событий.

Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий: восстановление деформированного текста, работа в группах.

Учитель. На столе лежат карточки с деформированным текстом. Восстановите правильный порядок событий в сказке.

Отправился купец в дальние страны.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у зверя лесного.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

Жил купец и было у него три дочери.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Отправился купец в дальние страны.

Купец встретился со зверем лесным.

Младшая дочь у зверя лесного.

Превращение зверя в принца.

Учитель. Как вы думаете, на что похож этот порядок действий событий?

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру

Формирование желания выполнять учебные действия

Строить понятные для партнера высказывания

Планировать сотрудничество со сверстниками

Поиск нужной информации

Овладевать широким спектром логических действий и операций

Выполнять взаимопроверку учебного задания

4. Беседа о сюжете сказки и составление кластера.

Цель: самостоятельное конструирование процесса, исходя из целей; отслеживание направления развития, определение конечного результата.

Учитель. Ребята, давайте вспомним, как составляется «кластер».

Дети. Кластер-это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала; или графическая форма организации информации.

В центре листа мы начертим овал с темой. От него будут отходить стрелочки и овалы с тем, что мы уже знаем об этой теме.

Учитель. Что вы узнали о семье купца? ( прочитать, с. 193 )

Дети. Чтение двух абзацев, с. 193

Учитель. Какие подарки попросили сёстры? (Выборочное чтение, с. 194-195)

Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Устанавливаются тематические рамки

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю)

Поиск нужной информации и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Цель: учить детей анализировать поступки героев, развивать мышление, воображение; видеть позицию автора, развивать умение работать над понятиями: любовь к родным и самопожертвование.

1) Характеристика отца

Учитель. В какой лес попал купец?

Дети. (Выборочное чтение, с. 196, последний абзац, два предложения)

Учитель. Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?

Дети. (Рассуждения, устно)

Учитель. Как он понял, что нашёл тот самый цветок?

Просмотр отрывка из мультфильма «Аленький цветочек»

Учитель. Как должен был быть наказан купец?

Учитель. Почему купец вернулся домой?

Дети. (Устное объяснение, рассуждение)

Дети. Он был ласковый, любящий, добрый.

Учитель. Составьте кластер-описание характера купца (жёлтые ячейки)

Учитель. Дополните кластер об отце.

Дети. Честный, смелый, решительный.

(Характеристика отца: добрый, честный, решительный

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру

Формирование желания выполнять учебные действия

Обобщают полученные знания

Дети анализируют, рассуждают, аргументируют своё мнение

Высказываются в устной форме

2) Характеристика дочерей. Работа в группах.

Учитель. Как встретили дочери отца?

Дети. Чтение с. 200, в конце 2-го абзаца

Учитель. Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?

Дети. Устные ответы, объяснение

Учитель. Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека?

Читайте также:  Рассказ по космос в старшей группе

Дети. Надо очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.

Учитель. Какие чудеса происходили с младшей дочерью во дворце?

Дети. (С. 204-208), устные ответы. Или чтение отрывка из диафильма «Аленький цветочек».

Учитель. Как вы думаете, почему заболел отец?

Дети. От тоски по дочери.

Учитель. Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела сон о том, что заболел отец?

Дети. Возможно. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии.

Учитель. Почему сёстры хотели помешать возвращению сестры во дворец?

Дети. Завидовали сестре.

Составление характеристики старших дочерей : самолюбивые, злые, завистливые.

Составление характеристики младшей дочери : добрая, заботливая, искренняя.

Учитель. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

Дети. Примером для младшей дочери в её выборе поступков был отец.

Коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД:

Дети сравнивают кластер отца и младшей дочери.

Ребята проговаривают последовательность действий, планируют свои действия, работают коллективно, анализируют, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, устанавливают аналогии, высказываются в устной форме, подбирают проверочные слова

Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к восприятию основного

материала по теме урока.

Наши алые цветочки

Ветерок чуть дышит,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Видно, отдохнуть пора…

А у нас урок, друзья

Цель: организовать уточнение и согласование характеристики героя, организовать фиксацию преодоления затруднения.

Учитель. Что приснилось младшей дочери?

Дети. Читают отрывок из диафильма.

Учитель. Почему младшая дочь не осталась дома?

Дети. Девушка очень любила чудовище за его доброту и ласку, и она не могла нарушить своего слова и опоздать к своему другу.

Учитель. Как всё изменилось, когда девушка снова появилась во дворце?

Учитель. Выберите из прилагательных, которые написаны на карточке 5 подходящих для описания характера чудища. Дополните кластер зелёным цветом.

Дети. Выбирают слова: щедрый, любящий, внимательный.

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру

Формирование желания выполнять учебные действия

Обобщают полученные знания

Дети анализируют, рассуждают, аргументируют своё мнение

Высказываются в устной форме

8. Итог урока. Рефлексия. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: способствовать формированию вывода, подведение итога урока, самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

Учитель. Как вы думаете, какова идея произведения?

Встаньте, задвиньте стульчики и подойдите к тому углу, номер которого вы записали на стикере. Образуйте пару в своем углу с тем, кто ближе к вам. Кто из вас остался без пары? Подойдите третьим из вашего угла.

— В течение 15 сек подумайте, почему вы выбрали данного героя

— Выскажите в паре свое мнение. Начинает тот, кто выше. Время-30 сек.

— Угол №1. Кто желает высказать свое мнение, почему он так считает?

— Угол №2. Кто желает высказать свое мнение, почему он так считает?

— Угол №3. Кто желает высказать свое мнение, почему он так считает?

— Угол №4. Кто желает высказать свое мнение, почему он так считает?

Садитесь на свои места.

как правильно составлять характеристику героя литературного произведения, используя словарный запас, различные словари и прочитанный текст;

рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль;

сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке;

осознанно высказывать свои мысли; правильно, грамотно и выразительно читать и пересказывать.

Коммуникативные и личностные УУД:

Ребята обобщают полученные на уроке знания, строят рассуждения, анализируют, подводят под понятие, устанавливают аналогии, затем проводят самооценку собственной деятельности

Цель урока:

Задачи урока:

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Методы и приёмы: кластер, работа с деформированным текстом, «КОНЕРС» (углы)

Номер материала: ДБ-993522

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное