1. Составь план рассказа, используя следующие вопросы:
1. Как у забавного зверька появилось имя?
2. Что оно означает?
3. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
4. Как он оказался в магазине уценённых товаров?
5. Где жил Чебурашка?
6. Нравится ли тебе он?
План рассказа о Чебурашке для 2 класса
1. Необычный зверёк.
2. Знакомство с людьми.
3. Попытки устроить животное.
4. Новое место работы и дом.
5. Жизнь налаживается.
Пример рассказа:
Очень странный зверь жил в тропическом лесу.
Он был непохож ни на одного из известных всем животных.
Однажды он случайно заснул в ящике со своими любимыми фруктами — мандаринами.
Рабочие не увидели его, так он попал к людям.
Они и дали ему имя — Чебурашка.
Однако оставаться он не мог, и они решили его отправить в зоопарк, как положено.
Но ситуация в зоопарке была непростая, не было мест.
Поэтому директор зоопарка пристроил Чебурашку в магазин уценённых товаров.
Там ему были очень рады, так как он хорошо привлекал покупателей.
Так и стал жить там Чебурашка. Всё его любили и дружили с ним.
2. Придумай ещё вопросы, которые помогут тебе пересказать сказку. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Пример вопросов по сказке «Чебурашка» для 2 класса
1. Откуда появился Чебурашка, где он жил?
2. Как он оказался у людей, какая ситуация произошла?
3. Почему люди дали ему именно такое название?
4. Зачем его хотели отправить в зоопарк?
5. В чём заключалась новая работа зверька?
3. Приходилось ли тебе придумывать имена необычным предметам? Расскажи о них.
Так как моё воображение работает хорошо, я иногда придумываю разные имена и названия предметам.
Например, на кухне у мамы находится такое количество непонятных приспособлений, что даже глаза разбегаются.
Часто я даже не понимаю, зачем они нужны.
Недавно она варила макароны и по готовности высыпала их в кастрюлю с дырками.
Я на секунду даже испугался, что всё выпадет, но вылилась только вода.
Очень необычная вещь, которой я потом дал название макаронница.
4. Прочитай книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
В этой книге автор повествует о необычном животном — Чебурашке и о его приключениях в большом городе.
Там он познакомился с крокодилом по имени Гена.
С ними случались разные интересные ситуации.
Например, злая старуха постоянно портила им всё.
Но они не злились, а только пытались все наладить.
А также в их планах было построить дом, в конце книги они это таки сделали, несмотря ни на что.
5. Напишите с друзьями сценарий. Продумайте характеры героев, распишите их реплики. С какой интонацией будут говорить участники спектакля?
1) Герои сказка «Чебурашка» с краткой характеристикой.
Крокодил Гена — хороший друг, который всегда поможет и подскажет.
Во всех ситуациях он спокоен и сдержан. Любит петь.
Всегда позитивный и весёлый.
Чебурашка — маленький и смышлёный.
Зверушка с многочисленными вопросами и проблемами.
Старуха Шапокляк — злая и противная старуха.
Портит всё и придумывает пакости.
2) Сценарий с репликами и интонацией.
С важной интонацией старуха представилась:
— Добрый день, меня зовут Шапокляк. Я делаю плохие дела. А как зовут вас?
Гена с вопросительной интонацией сказал:
Сразу за ним ответил Чебурашка:
— А я Чебурашка. Мы хотим построить дом дружбы.
Со злостью старуха ответила им:
—А потому что хорошими делами прославиться нельзя, только плохими.
Если вы несогласны со мной их делать, то я объявляю вам войну.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
четверг, 18 марта 2021 г.
Ответы к рассказу Успенского «Чебурашка» для 2 класса
Использован учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 142-143.
1. Составь план рассказа используя следующие вопросы: Как у забавного зверька появилось имя? Что оно означает? Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? Как он оказался в магазине уценённых товаров? Где жил Чебурашка? Нравится ли тебе он?
План пересказа рассказа «Чебурашка»
2. Придумай ещё вопросы, которые помогут тебе пересказать сказка.
К этому рассказу можно придумать такие вопросы:
Пересказ рассказа Успенского «Чебурашка»
В далёком тропическом лесу жил необычный зверёк. Он не знал своего имени, ведь имена животным дают люди.
Однажды он прогуливался по лесу и увидел на берегу ящики с апельсинами. Зверёк забрался в один из ящиков и стал есть. Он наелся и уснул.
Пришли рабочие, заколотили ящики и погрузили их на корабль. Всю дорогу зверёк ел и спал.
Ящики выгрузили с корабля и привезли в магазин фруктов. В одном ящике апельсинов не было, а был толстый зверёк.
Продавцы посадили его на стол, но зверёк упал на стул, а потом чебурахнулся на пол. Директор сразу понял, что зверька зовут Чебурашка. Он взял Чебурашку и отправился в зоопарк.
Поэтому директор фруктового магазина отвёз Чебурашку к своему другу, директору магазина уценённых товаров.
Тот оглядел Чебурашку и сказал, что зверёк ему нравится. Он похож на бракованную игрушку и может работать в витрине, привлекая покупателей.
Чебурашка спросил, где он будет жить, и директор магазина уценённых товаров сказал, что в телефонной будке.
Так Чебурашка, очень милый и симпатичный зверёк, стал жить в телефонной будке.
3. Приходилось ли тебе придумывать имена необычным предметам?
В детстве мне приходилось придумывать свои имена самым разным вещам, если я не знала правильного слова или забывала его.
Бороду дедушки я называла лицевая трава.
4. Прочитай книгу Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Краткое содержание книги «Крокодил Гена и его друзья» можно прочитать по ссылке.
5. Напишите с друзьями сценарий. Продумайте характеры героев, распишите их реплики. С какой интонацией будут говорить участники спектакля?
Сценарий спектакля «Чебурашка» для второго класса смотрите по ссылке.
Конспект урока литературного чтения Э.Успенский «Чебурашка»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Симферополя
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Литературное чтение 3-Г класс
Учитель: Чорман Эвелина Шевкетовна
Тема: «Э.Н. Успенский «Чебурашка». Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов»
Предметные: научатся: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; определять авторскую позицию, отношение к читателю.
Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (выборочное, поисковое), осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.
Личностные: развивают эстетические потребности на основе прослушивания произведений художественной литературы
м етоды и формы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы: словесный, наглядный, практический
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
— Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо!
Улыбки ваши располагают к приятному общению. Садитесь поудобнее, начнём скорей урок.
На экране надпись « Не стыдно не знать, стыдно не учиться » это девиз нашего урока. Как вы понимаете смысл пословицы.
Читают, отвечают на вопрос учителя
Прочитайте чистоговорку, только про себя. А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Прочитайте с радостно
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Потому что не спешим.
Читают про себя и вслух.
Сообщение темы и целей урока
— Узнать тему урока нам поможет загадка. (под мелодию из мультфильма учитель зачитывает загадку)
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же он.
Он игрушка (Чебурашка)
— А кто такой Чебурашка? Я вам предлагаю 2 возможных варианта. Выберите правильное утверждение.
1. это сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами, коричневой шерстью, ходящее на задних лапах
2.вид обезьян, живущих в лесах Амазонки.
— Из какого произведения этот герой?
— Кто написал это произведение?
— Попробуйте сформулировать тему урока
-На уроке мы продолжим работу с произведением «Чебурашка».
— На прошлом уроке мы с Вами прочитали отрывок, как вы думаете, что мы можем делать с этим произведением на сегодняшнем уроке?
— Абсолютно верно, кроме этого мы с Вами попробуем составить план.
-Ребята, скажите достаточно ли нам знаний, полученных на прошлом уроке, чтобы выполнить наши задания на сегодняшний урок? Если вы считаете, что нам еще есть чему поучиться покажите зеленый апельсин. Если же нам не нужны сегодняшние знания и нам было достаточно предыдущего урока покажите оранжевый.
— Нам подходит первое утверждение, потому что это выдуманный писателем персонаж, которого не существует в реальности.
— Этот герой из сказки «Крокодил Гена и его друзья»
— Автор этого произведения Э.Н. Успенский
— Тема урока литературного чтения- сказка «Чебурашка»
— Скорее всего мы будем его пересказывать.
Проверка домашнего задания
На доске портрет Э.Н.Успенского
— Чей портрет вы видите?
-Что вы знаете об этом человеке?
— Какие произведения Э.Н. Успенского вы знаете?
-Какое произведение Э.Н.Успенского самое популярное?
— К какому литературному жанру относится это произведение?
-На портрете изображен Э.Н.Успенский.
-Эдуард Николаевич Успенский – наш современник. По образованию он инженер. Но его добрый, весёлый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменили его жизнь – он стал писателем. Его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям. Они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми. И всё-таки, главное достоинство его книг – неповторимый мир сказочных героев. Работает Успенский в разных жанрах: сказки, детективы, фантастические повести, стихи, сценарии мультфильмов.
-Дядя Федор, пес и кот
Неприятности в Простоквашино
-Самое известное произведение Э.Н.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
-Это произведение- сказка
— 1.Животные умеют разговаривать
2. Добро побеждает зло
3. Вымышленные персонажи
— Это литературная сказка.
— Это литературная сказка, потому что ее написал и сочинил автор Э.Н.Успенский
Работа по теме урока
Чтение текста по частям
Чтение 1 части (Читает один ученик) Оценка
— Как звали забавного зверька?
— Что такое тропический лес?
— Когда Чебурашка получил свое имя?
-Почему это произошло именно тогда?
-Почему слон мог бы догадаться что он слон?
-А почему гиппопотам не смог бы догадаться почему его так зовут
Появляется иллюстрация Гиппопотама
-Что это за животное?
— Подберите синонимы к слову «гиппопотам»
-Задумывался ли наш главный персонаж сказки над тем, как его зовут? Почему?
— О чем говорится в этой части?
— Какое название можем придумать для этого отрывка
Чтение 2 части (Читают 2 ученика) оценки
— Что сделал Чебурашка как только проснулся рано утром.
— Скажите, какой человек может так гулять? Попробуйте описать чувства этого человека (Демонстрация походки одним из учеников)
— Где гулял Чебурашка?
— Как зверёк оказался в ящике?
— Сколько апельсинов съел зверёк?
— Может ли это сказать о размерах нашего героя? (Демонстрация игрушки Чебурашки)
— А когда вы вкусно покушаете, что хочется сделать?
— А что захотел сделать наш герой после плотного завтрака
— Что случилось потом? Найдите отрывок в учебнике
— Как вы думаете какие чувства испытывал Чебурашка пока путешествовал?
— Где оказался Чебурашка?
— Долго ли Чебурашка путешествовал? Как вы это узнали?
-Кто нашел Чебурашку?
— Найдите отрывок из текста, в котором говорится о причинах по которым Чебурашка не мог сидеть.
— Как вы думаете на какой предмет стал похож наш персонаж? (Демонстрация мячика)
— Откуда у зверька появилось такое имя?
На доске слово «Чебурахнулся»
-Ребята, действительно очень необычное слово «Чебурахнуться». К какому источнику мне необходимо обратиться, чтобы узнать его толкование?
— Я подобрала 2 толкования слова «чебурахнуться»
1. Согласно Д.Н.Ушакова- ЧЕБУРА́ХНУТЬСЯ,-это грохнуться, шлепнуться, упасть с шумом.
2. Согласно Ефремовой чебурахнуться — С силой удариться, стукнуться
— Какое толкование подходит в нашем случае больше?
— Как Вы думаете, автор по доброму отнесся к нашему персонажу?
— Какая главная мысль второго отрывка? Попробуем озаглавить.
Чтение 3 части (Чтение одним учеником) Оценка
— Почему Чебурашка не остался в магазине?
— Куда отнесли зверька?
— Почему нашего героя не приняли в зоопарк? Назовите 2 причины.
— Давайте попробуем озаглавить 3 часть.
Чтение 4 части (Читают все вместе, пересказывает один ученик) Оценка за пересказ
— Директор магазина бросил Чебурашку или продолжил попытки устроить жизнь зверьку?
— Какие черты характера присущи этому человеку?
На доске УЦЕНЕННЫЕ ТОВАРЫ
-Как вы понимаете значение словосочетания «уцененные товары»?
уценённый —Такой, который уценили, который продают по сниженной цене. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф
— Как вы думаете от какого слова произошло слово «Уцененный»
— Подумайте какие чувства испытывал Чебурашка в этот момент?
— Что сказал директор номер 2. Зачитайте отрывок
— Какую работу должен был выполнять Чебурашка?
-Чем Чебурашка мог привлекать к себе внимание прохожих?
— Какой вопрос тревожит Чебурашку?
— Что ответил директор Чебурашке?
— А вы знаете где можно увидеть подобную телефонную будку в наше время?
-Абсолютно верно, в нашем городском музее можно увидеть такую телефонную будку.
— Остался ли Чебурашка работать в магазине уцененных товаров?
— Хорош ли был его дом? Что нравилось Чебурашке в новом жилище
— А можно назвать это домом? Почему?
— А как можно охарактеризовать нашего персонажа теперь?
Попробуем озаглавить 4 часть
-Забавного зверька звали Чебурашка
-Чебурашка жил в густом тропическом лесу.
— тропики, это местность с жарким климатом
— Чебурашка получил свое имя когда он уехал из тропического леса и встретился с людьми.
— Потому что люди дают зверям имена.
— Потому что у него простое имя
-Потому что у него слишком сложное имя
— На картинке изображен гиппопотам.
— Еще одно название этого животного-бегемот.
— Чебурашка над этим не задумывался. Ему не нужно имя в лесу. Ведь животных называют только люди
-Чебурашка проснулся утром рано, заложил лапы за спину и отправился немного погулять и подышать свежим воздухом.
-Этот человек уверен в себе, очень доволен собой, гордый и.т.д.
— Чебурашка гулял около большого фруктового сада. Он увидел несколько ящиков с апельсинами
— Зверёк хотел позавтракать и забрался в ящик с апельсинами.
— Зверёк съел целых 2 апельсина и наелся
— Скорее всего наш герой невысокого роста
-Когда сытно покушаем очень хочется лечь поспать.
— Наш герой улёгся спать
-Зверёк не заметил как подошли рабочие и заколотили все ящики. После этого апельсины вместе с Чебурашкой погрузили на корабль и отправили в далёкое путешествие»
— Скорее всего ему было страшно, он пытался выбраться, но у него не получалось
— Чебурашка оказался в большом городе, во фруктовом магазине.
— Зверёк долго путешествовал. Потому что в ящике почти не осталось апельсинов, все их съел Чебурашка
-Чебурашку вытащили из ящика продавцы.
-«Чебурашка не мог сидеть на столе он слишком много времени провёл в ящике и у него затекли лапы»
— Наш герой стал похож на шарик, мячик, неваляшку.
-Это имя у зверька появилось от слова «Чебурахнулся»
— Толкование слов раскрывается в толковых словарях.
— В нашем случае нам больше подходит первый вариант, потому что описывает происходящие события с нашим персонажем.
— Автор по доброму отнесся к Чебурашке, т.к. не хотел делать больно своему герою
-Чебурашку не оставили в магазине, потому что его нельзя было продать вместо апельсинов.
— Его отнесли в городской зоопарк?
-«Во-первых, зоопарк был переполнен. А во-вторых, Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал куда же его поместить: то ли к зайцам. То ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам»
— «В ГОРОДСКОМ ЗООПАРКЕ»
— Директор магазина продолжил устаивать жизнь зверька и пошел к своему родственнику, тоже к директору магазина, в котором продавали уцененные товары.
— Скорее всего этот человек очень добросовестный, потому что он заботится, пристраивает, не бросает Чебурашку в сложном положении.
— Уценённые товары – это товары, которые долго не могут продать и на них сбавляют цену.
— Слово «уцененный» произошло от слова «цена»
— Чебурашка очень нервничал, переживал боялся
— Чебурашка должен был стоят в витрине и привлекать внимание прохожих.
— Чебурашка мог привлекать к себе внимание прохожих своим необычным внешним видом.
-Директор сказал, что Чебурашка будет жить в старой телефонной будке. Которая стояла у входа в магазин.
— Может быть в музеях?
— Чебурашка остался работать в этом магазине
— Этот дом не был самым лучшим в городе. Но у Чебурашки был телефон, и он мог звонить кому хочешь не выходя из собственного дома.
— Нет, телефонная будка не похожа на дом человека. Потому что в нем нет условий необходимых для жизни.
— Чебурашка- скромный, непритязательный, неприхотливый.
— А сейчас мы с Вами попробуем выполнить небольшие задания на карточках. Вы будете их выполнять с соседом по парте вместе. Карточки необычные. Если вы не уверены в своих знаниях по этому произведению, возьмите карточки зеленого цвета. Если же вы с легкостью сможете выполнить самое сложное задание, и полностью уверены в своих силах, возьмите желтые карточки.
Карточка зеленого цвета (облегченная)
Какие качества присущи Чебурашке? Соедини линиями правильные ответы
Карточка жёлтого цвета (усложненная)
Встать пропущенные слова в отрывок.
« Чебурашка увидел_________и забрался в них. Он съел_________________ и крепко уснул. Подошли рабочие и_________________. Погрузили ящики на_____________ и отправили в далёкое путешествие. Так ящики оказались во_____________.»
— Выполняют задания на выбранных карточках
— Выполняют проверку задания.
Обобщение и систематизация знаний
— Как вы думаете хорошо ли живётся человеку без друзей? Почему?
— Нашел ли Чебурашка себе друзей? Как их зовут?
— А вы бы хотели стать друзьями Чебурашки? Почему?
-Если захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.
-А сейчас посмотрите на доску.
Продолжите пословицы о дружбе.
Не имей 100 рублей, а имей ( 100 друзей)
Нет друга- ищи, а нашел (береги).
Человек без друзей, что дерево без (корней)
— Человек без друзей не может прожить. Т.к. друзья помогают в беде, поддерживают.
— Мы бы хотели подружится с Чебурашкой, потому что он милый, добрый, необычный, отзывчивый и т.д.
— С каким произведением познакомились?
— Кто его главный герой?
— А что бы вы хотели еще узнать о Чебурашке?
-Кого заинтересовало это произведение можете взять его в библиотеке.
-А кому бы Вы посоветовали его прочесть? Кому бы пересказали?
-Как вы думаете, символом чего мог стать наш Чебурашка?
— На зимних Олимпийских Играх 2006 года в Турине символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех.
-На летних Олимпийских играх 2008 года в Китае Чебурашку «одели» в красный мех.
-На зимних Олимпийских Играх 2010 в Канаде Чебурашка-талисман стал обладателем синего меха.
-Как вы думаете почему именно Чебурашка стал символом?
-Э.Успенский сказал: «Чебурашка очень подходит. Добрый персонаж, объединяющий людей, уютный. Для Олимпиады, цель которой налаживать контакты между странами, то, что нужно». дети вместе с учителем исполняют песню «Голубой вагон» из мультфильма»
— Помните в начале урока мы с Вами оценивали свои знания с помощью зеленых и спелых оранжевых апельсинов? Сейчас я попрошу Вас выбрать свой апельсин знаний, соответствующий вашему настроению. Если Вам все понравилось на уроке, вы многое узнали на сегодняшнем уроке возьмите оранжевый спелый апельсин. Если же на уроке вам было не интересно, вы ничего нового для себя не узнали выберите зеленый апельсин. А теперь подойдите к нашему дереву знаний и украсьте дерево своими апельсинами.
— Главный герой этого произведения- вымышленный персонаж «Чебурашка»