Урок литературного чтения. Сказка С.Козлова «Ежик в тумане». 4-й класс
Класс: 4
Цель урока: познакомить с необычной сказкой С.Г. Козлова.
1. Организационный момент
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.
2. Мотивация учебной деятельности
На уроке мы познакомимся с очень необычной сказкой московского писателя Сергея Григорьевича Козлова «Ежик в тумане». В чем же необычность сказки, вы постараетесь ответить в конце урока.
3. Первичное усвоение новых знаний
Ребята дома подготовили рассказ об авторе, давайте послушаем. (Презентация)
I ученик: Сергей Козлов – автор современных детских сказок. Его герои – Ежик, Медвежонок, Львенок, Черепаха стали персонажами мультфильмов и пьес.
С.Козлов родился в 1939 году в Москве, где и сейчас проживает. С детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил Литературный институт, тогда молодого писателя привлек жанр сказки. В 1967 году появились знаменитые Львенок и Черепаха и их не менее знаменитая песенка «Я на солнышке лежу».
Учитель: Кто из вас видел мультфильм «Ежик в тумане»?
Послушайте об этом мультфильме. (Рассказ ученика).
Ученик: В 1975 году появился отечественный мультфильм «Ежик в тумане» режиссера Юрия Борисовича Нордштейна. Автор знаменитого мультфильма стал кавалером Ордена Восходящего Солнца. На мультипликационном фестивале, проводившемся в Токио, по мнению критиков, он стал лучшим из 150 анимационных лент.
Мультфильм Юрия Нордштейна «Ежик в тумане» получил от специалистов пальму абсолютного первенства среди мультфильмов всех времен и народов. Успех этого мультфильма «Ежик в тумане» для многих так и остался загадкой.
Учитель: Может мы с вами, поймем, в чем секрет мультфильма?
Сказка Сергея Козлова «Ежик в тумане» расскажет о желании главного героя видеть в мире красоту, подмечать в нем то, что незаметно на первый взгляд, а затем найти друга и поделиться с ним своим открытием. Мы и станем с вами тоже друзьями Ежика и увидим его открытие.
Сказка перед вами, а мультфильм вы хотите еще раз посмотреть? Мы устроим просмотр после прочтения сказки.
4. Первичное чтение сказки С.Козлова «Ежик в тумане»
Дети читают сказку вслух по цепочке.
5. Первичная проверка понимания прочитанного
Беседа на основе эмоционального восприятия текста. Выборочное чтение.
– Выскажите свои впечатления.
– Какие вопросы у вас возникли?
– Кто главный герой сказки?
– Почему?
– Как мы встречаемся с ежиком? Прочитайте.
– В чем его необычное поведение? (Ежик сидел на горке и смотрел на освещенную лунным светом долину, заполненную туманом.)
– Кто из вас видел туман? А чем здесь туман необычен? (Лунный свет, затоплен).
– Какое состояние Ежика? (вздрагивал).
– А когда человек или животное может вздрагивать? (Когда его пугают)
– А здесь от чего вздрагивал Ежик? Найдите в тексте. (От красоты)
Когда мы видим что-то красивое, затрагивающее вас, нам хочется с кем-то поделиться с этим чувством, показать это или рассказать другим.
– Найдите слова Ежика подтверждающие это. («Расскажу – не поверят. Стал смотреть внимательней, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту»).
– А что еще увидел Ежик? (Упала звезда).
– Ежик начинает размышлять, сам себе задавать вопрос – ему интересно, для него все это становится тайной «Что будет с лошадью?» И он отправляется за тайной, спрятанной в тумане.
Найдите в тексте отрывок, прочитайте. («Стал медленно спускаться с горы, чтобы не упасть в туман и посмотреть, что там внутри».)
– Что он видит в тумане? Прочитайте.
– Вдруг Ежику стало страшно, он совсем один. Он мечтает отыскать белую лошадь в тумане, и вдруг он почувствовал… Что? Прочитайте.
– Предложение заканчивается словом «Бултых» и многоточие. Почему?
– Ежик теряет ориентир и куда-то летит. Вода. Прочитайте его слова. («Я в воде! – …»).
– Ежику страшно, холодно. Темно, не знает, где берег – и со всем этим он старается сначала бороться, а потом что Ежик решает для себя? Прочитайте.
– Он одинок, промок, пусть все так и будет, течет само собой, и я буду плыть по течению, ничего, не делая. Но ведь так не должно быть, чтобы тайна, которую он хотел узнать, была не раскрыта, не поделиться тем, что видел.
– С каких слов начинается следующий эпизод? (со слов «Вдруг…»).
– Почему? Что происходит? (Помощь неизвестного существа, спасение Ежика).
– Кто-то беззвучно помог и пропал, сделав добро.
– Прочитайте последнее предложение.
– Почему Ежик так говорит? (Он не верит, что это произошло с ним, целая история, разве, кто поверит. И размышляя, Ежик не откажется от своей мечты «Узнать тайну, что там – в тумане», поэтому он снова отправляется в туман. И слова автора «И заковылял в туман» помогают нам это понять.)
– Мы прочитали сказку. Почему автор назвал это произведение сказкой?
– В этом произведении есть элементы сказки и жизненная правда. Понравилась вам эта сказка? Чем? Почему?
6. Физминутка
Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Отмахиваемся от комаров.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем. (Руки за голову, идём вразвалочку.)
Вдруг мы видим:
У куста птенчик выпал из гнезда. (Взмахи руками.)
Тихо птенчика берём (Наклон.)
И в гнездо его кладём. (Подняться на носочках.)
Чтобы хитрая лиса
Не достала до птенца. (Погрозить пальцем.)
7. Первичное закрепление
Работа над образом главного героя. Работа в парах.
– Главный герой Ёжик – необыкновенное существо.
Я предлагаю поработать в парах и выяснить особенности характера Ёжика.
Вот Ежик – лесной житель, а у нас Ежик сказочный.
РОМАНТИЧНЫЙ
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ
ОДИНОКИЙ
ГРУСТНЫЙ
СОЗЕРЦАТЕЛЬ пассивный, погруженный в бездеятельное наблюдение, ВЕРИТ В ДОБРО И КРАСОТУ
ХОЧЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ С КЕМ-ТО СВОИМИ ОТКРЫТИЯМИ
– Зная особенности нашего героя, прочитаем текст по ролям.
Чтение по ролям: автор, Ежик, неизвестное существо.
За Ежика будут читать 2 ученика – стр. 6 и стр 7. Сравним, кто лучше представляет героя сказки.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
– А были ли у вас в жизни такие события, что-то такое красивое или необычайно красивое вы увидели, что вас поразило, вы замерли, не удержались от возгласа, затаили дыхание, и вам тут же очень захотелось рассказать об этом? (Как опускается за деревьями солнце, как ложится на землю тьма, а над верхушками деревьев, выплывает золотая долька луны или….).
– А мы с вами живем в Мурманской области, где наша северная природа необычайно красива во все времена года, и кто приезжает к нам изумляется этой красотой. Я сейчас покажу только небольшую часть этой красоты.
Слайды с природой Мурманской области.
– Своей сказкой и героем Ежиком Сергей Козлов хотел донести до нас, читателей, свою главную авторскую идею: в жизни важнее всего – добро и красота, понимание и умение замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда, так же – цель, к которой стремишь.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание вы можете выбрать сами. Я предлагаю варианты:
– Найти рассказ, в котором автор описывает красоту нашей природы (А.Чехов «Рассказы для детей),
– Описать в мини-сочинении, что вы видели красивое,
– Найти картинку, фотографию, на которой запечатлено что-то необычно красивое.
10. Просмотр мультипликационного фильма «Ёжик в тумане
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 5 июля 2018 г.
«Ёжик в тумане»
Сергей Козлов сказка «Ёжик в тумане»
Жанр: литературная сказочная повесть про животных
Главные герои сказки «Ёжик в тумане» и их характеристика
Чему учит сказка «Ёжик в тумане»
Учит любить и дорожить природой. Учит уметь видеть красивое вокруг нас. Учит приходить на помощь к тому, кто в этом нуждается, учит не дожидаться криков о помощи, а помогать по велению сердца. Учит уметь наблюдать и видеть.
Пословицы к сказке «Ёжик в тумане»
Не мил и свет, когда друга нет.
У природы нет плохой погоды.
Без друга на сердце вьюга.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Ёжик в тумане» по главам
Ежик в тумане
Ночь была удивительной и тридцать писклявых комариков уже навострили свои скрипки. За рекой мычали коровы и лунные зайцы уже бегали по дорожкам.
От реки поднимался туман и в нем утонула по грудь лошадь.
Ежик смотрел на туман и наслаждался красотой ночи. Он думал о том, что получится, если лошадь вся окунется в туман. Может быть она утонет в тумане?
И он решил спуститься в туман.
Ежик спустился с холма и оказался в тумане. Туман был такой густой, что Ежик не видел лапок и пробирался на ощупь.
Вдруг под ним раздалась земля и Ежик упал в воду.
Он барахтался некоторое время. но потом решил, что река сама вынесет его куда-нибудь, глубоко вздохнул и поплыл.
Вдруг кто-то прикоснулся к нему и поинтересовался, что он делает в реке.
Ежик ответил, что он упал в реку.
Незнакомец предложил Ежику сесть к нему на спину и отвез его на берег. Кто это был Ежик так и не понял, но он поблагодарил своего спасителя.
Ежик решил, что ему никто не поверит.
Осенняя песня травы. Звуки и голоса.
Ежик и Медвежонок лежат на траве и слушают звуки. Ежик рассказывает другу, что все звуки особенные, и предлагает Медвежонку послушать лягушку. Но лягушка молчит и Медвежонок не хочет слушать звуки.
Когда ты прячешь солнце, мне грустно
Прошел дождь. Ежик и Медвежонок стали играть в закрой глаза. Для этого надо было просто быстро закрыть глаза, а когда ты открывал их, все становилось иным.
Сегодня они смотрели на гору и она была такой туманной. Вдруг гора спросила друзей, нравится ли им на нее смотреть.
Медвежонок сказал, что ему нравится смотреть на гору утром, потому что тогда впереди целый день.
Ежик сказал, что любит смотреть вечером, хотя гора и прячет солнце, потому что тогда кажется, что ты стоишь на самой вершине.
Разрешите с вами посумерничать.
Заяц пришел к друзьям посумерничать. Но он не знал что это такое и как себя вести. Поэтому он то болтал без умолку о разной ерунде, то начинал петь песни.
Наконец Ежик оборвал Зайца и попросил посидеть молча.
Так они сумерничали, пока над лесом не появилась золотая долька луны.
Как оттенить тишину
Ежик говорит, что комары в пасмурный день оттеняют его неподвижность.
Медвежонок не понимает значение этого слова.
Тогда Ежик приводит пример с неподвижным лесом. Он начинает бегать и говорит, что его бег оттеняет неподвижность леса.
Медвежонок все равно ничего не понимает, тем более, что Ежик так смешно бегает.
И тут Ежик придумывает выход. Он кричит, и говорит Медвежонку послушать тишину. Крик Ежика оттеняет тишину.
И друзья стали бегать, прыгать и кричать.
В родном лесу
Осенью Заяц шел по лесу и любовался его красотой. Он ждал первого снега.
Вдруг он встретил Лесную мышь и та научила его бежать задом наперед, чтобы никто не понял кто и куда здесь побежал.
Заяц предложил научить Мышь есть кору, но Мышь отказалась.
А когда Заяц спросил, чем же ему отплатить за ее совет, Мышь ответила, что будет хорошо, если ее совет действительно поможет Зайцу.
Сосновая шишка.
Прибежал Заяц к реке, река бежит куда-то, торопится. Муравей пришел, воды набрал. Хотел Заяц с Муравьем поговорить, но и тот спешит.
Совсем Зайцу не с кем поговорить. Вдруг видит шишка старая сосновая на берегу лежит, предлагает с ней поговорить.
Рассказала шишка, как висела высоко на сосне, слушала ветер и любовалась звездами. И как ветер пообещал отнести ее к звездам и она упала.
И вот теперь лежит, вспоминает ветер и так ей хорошо и спокойно.
Осенняя песня травы
В осеннем лесу стало холодно. Зайца кто-то спросил, холодно ли ему. Он ответил, что да, и спросил, кто говорит. Оказалось, говорит трава. Трава попросила Зайца согреть ее, и Заяц лег на траву. Траве под ним стало тепло.
Тут пришел Медвежонок и тоже стал греть траву. Они катались по траве и вскоре согрелся весь луг.
Трава предложила спеть им осеннюю песню.
В этой время Ежик кричал им, чтобы они встали с травы, а то простудятся.
Радуга.
Медвежонок сидел возле теплой печки и ему было хорошо.
Он видел лето и тепло. И Муравья, который настойчиво уговаривал Медвежонка потрудиться, потому что трудиться обязанность каждого.
Но Медвежонок позвал Муравья из лета к печке, а сам с трудом протиснулся на его место. И оказался в лете. Медвежонок залез в теплую воду и стал поднимать брызги, любуясь на радугу.
Муравей от печки кричал, что Медвежонок должен трудиться, но Медвежонок не слушал его.
Ежикина гора.
Ежик увидел просто огромное небо и не отвечал на вопросы Белки и Муравья. Муравей убежал по своим делам, а Ежик все стоял и смотрел. Муравей вернулся обратно, а Ежик все смотрел в небо.
Муравей назвал Ежика бездельником, а Белка заступилась, и сказала, что Ежик думает.
Ежик подумал, что Белка очень добрая.
Птица.
Заяц долго плел веревку, чтобы забросить ее на звезду. И вот приделал к веревке крючок, забросил на звезду, и вместе с Белкой полезли они по веревке.
Но Белка проворно поднялась до самой звезды, а Заяц плохо лазал и повис посередине.
Висит Заяц, понимает, что сейчас лапы разожмутся и он упадет. Вдруг слышит, как внизу кто-то разговаривает, спорит, что это висит в небе. Ежик сказал, что это птица. а Заяц подумал, что он редкая птица.
Белка крикнула Ежику, что это Заяц висит. Ежик и Медвежонок решили спасать Зайца и Медвежонок сбегал за простыней. Друзья крикнули Зайцу, чтобы он прыгал и Заяц прыгнул.
Он летел и летел, и никак не мог упасть.
Теплым тихим утром посреди зимы. Вольный осенний ветер.
Однажды на поляну, где сидели Ежик и Медвежонок прибежал Заяц. Он стал бегать вокруг них и кричать. Ежик сердился и спрашивал, почему тот бегает.
Сорока говорила, что Заяц не в своем уме, но Дятел напротив утверждал, что Заяц в своем уме.
А Медвежонок предположил, что Заяц вообразил себя ветром.
Но Заяц никому ничего не отвечал, ведь он действительно вообразил себя вольным осенним ветром.
Мы будем приходить и дышать.
Все вокруг готовились к зиме. Птицы утепляли гнезда, белка утепляла дупло, а Заяц дышал в своей норе. Ежик и Медвежонок пришли к Зайцу и звали его выйти, потому что все равно перед зимой не надышишься. Но Заяц отвечал, что надышит.
Тогда Ежик и Медвежонок тоже стали дышать в заячью нору и скоро там стало жарко как в бане.
Тогда Заяц вышел из норы. Ежик и Медвежонок звали Зайца зимой к ним, дышать. А Заяц попросил их не приходить зимой, чтобы не натоптать возле норы. Ведь иначе его обязательно съедят.
Лисичка.
В один прекрасный осенний день Медвежонок заплакал. Он заплакал от радости, ему было всего жалко. Что птицы улетают, что скоро зима. Он сказал Ежику, что и зимой будет плакать.
И Ежик понял, что словами тут не помочь и поэтому они побежали.
Друзья прибежали в гору, и Ежик показал Медвежонку гриб лисичку во мху. Он сказал, что вот у лисички нет ни папы, ни мамы, она совершенно одна и не плачет.
Не смотри на меня так, Ежик.
Однажды Ежик провалился в яму и семь дней просидел в ней. Медвежонок искал его по всему лесу. Нашла Ежика Белка и вытащила его из ямы. И вот теперь Ежик лежал дома и Медвежонок ухаживал за ним. Он просил не смотреть на него так. Укрывал Ежика тулупом и кормил с ложечки бульоном.
Он уговаривал Ежика съесть ложку за Зайца, который помогал, за Хомячка, который просто приходил и спрашивал, за Филина, на котором Медвежонок три дня летал по лесу.
А Заяц увидел Филина и Медвежонка и испугался.
Ежик пил бульон и говорил, что тоже полетает на Филине.
Как Ежик с Медвежонком приснились Зайцу.
Однажды Заяц прибежал к Медвежонку и стал говорить, что он лучше всех на свете. Пришел Ежик и подтвердил, что Медвежонок действительно самый лучший.
А Заяц рассказал, что во сне он оказался совсем один в лесу, а небо висело как вата. И тут из-под пня вылез Медвежонок и обнял Зайца. И они вместе стояли и плакали.
А Ежик сказал, что он тоже там был, просто не стал подходить, а стоял в сторонке. Заяц не поверил и спросил, что у него с собой было. И Ежик сказал, что был мешочек, а Медвежонок добавил, что с морковкой. И Заяц сказал, что они самые лучшие.
Ворон.
Сидел на ветке Ворон и смотрел на снег. Он думал, что наступает зима и решил полетать. Он летал и каркал.
Ежик и Медвежонок увидели Ворона на пне и позвали его пить чай.
Ворон отказался, сказал, что чая не пьет. Ежик и Медвежонок уговаривали его, заманивали вареньем, но Ворон улетел.
А Ежик и Медвежонок решили, что обязательно еще раз позовут Ворона на чай.
Если меня совсем нет.
Ежик и Медвежонок сидели и смотрели на месяц. Вдруг Ежик спросил, что будет делать Медвежонок, если его не будет. Медвежонок сказал, что пойдет к Ежику, а если его нет дома, значит он у Медвежонка. И он будет его искать.
Но Ежик настаивал, говоря, что его совсем нет.
Медвежонок обиделся и сказал, что если Ежика совсем нет, то и его, Медвежонка, тоже совсем нет.
И молча стал смотреть на месяц.
Теплым тихим утром посреди зимы.
Медвежонок думал о длинной зиме и решал, топить ли печку. Он решил спросить у Ежика.
Прибежал к Ежику, а тот смотрел на зимний дождь и удивлялся.
Ежик предложил, раз прошел дождь и стало тепло, сходить позавтракать на речку. И друзья взяли еду и пошли на речку. К ним присоединилась Белка, а потом Хомячок.
Друзья завтракали у реки и говорили о том, что хорошо, что прошел дождь, иначе они не увиделись бы до весны. Хорошо, что прошел дождь, иначе они бы не попрощались. Хорошо, что Ежик придумал позавтракать на реке.
Только Ежик молча думал о том, зачем понадобилось тепло зимнему лесу?
Технологическая карта урока по литературному чтению для 2 класса «С. Козлов «Ёжик в тумане»
Технологическая карта урока по литературному чтению для 2 класса «С. Козлов «Ёжик в тумане»
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению для 2 класса «С. Козлов «Ёжик в тумане»»
Технологическая карта урока по литературному чтению для 2 класса
Садкова Мария Алексеевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Ульяновск, Ульяновская область
«С. Козлов «Ёжик в тумане»
Создать условия для формирования умения анализировать текст при помощи системы вопросов.
Обучающийся получит возможность научиться:
— обосновывать и подтверждать своё мнение фрагментами текста;
— читать сознательно текст;
— оформулировать тему и главную мысль.
— понимание и трансформация информации.
– проявлять интерес к групповой работе;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи.
Самоопределение и смыслообразование. – способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе, эмоциональная отзывчивость на жизненные события.
Обучающие: познакомиться с новым видом сказок – сказки-размышления, сказки-переживания.
Развивающие: развивать умения работы с текстом, находить в тексте нужный отрывок, ответы на вопросы, идею и главную мысль сказки.
Воспитывающие: воспитывать внимательное отношение к слову, учить выражать своё отношение к героям, событиям.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
УМК Н. А. Чуракова, Литературное чтение 1 часть.
Созерцание, любование, Сергей Григорьевич Козлов – автор-сказочник.
Окружающий мир, физическая культура
Создание условий для подготовки учащихся к осознанной деятельности на уроке.
Улыбнитесь своему соседу по парте и нашим гостям самой доброй и ласковой улыбкой, пожелайте ему успехов на нашем уроке. От наших положительных эмоций в классе стало теплее и уютнее.
Приветствуют учителя, ждут команды к действию.
Выполняют самооценку готовности к уроку.
— иметь ценностное отношение к учебной деятельности на личностном значимом уровне.
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
— способность мобилизироваться для выполнения работы предметные:
— предметная готовность к учебной деятельности.
Речевая разминка в игровой форме.
Прочитаем скороговорку с постепенным ускорением:
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Выполняют речевую разминку.
— оценивают правильность действий.
2. Актуализация знаний
Повторение изученного материала.
Давайте вспомним, к кому мы попали в гости на прошлом уроке?
— Какой секрет Гостеприимный Барсук нам открыл?
Чтобы восхищаться, надо уметь наблюдать, знать, что такое настоящее богатство. Видеть богатство природы можно в разных местах и странах.
— Давайте вспомним, чем любуются японцы осенью?
— Каким цветком любят любоваться японцы?
— Но! «Секрет любования» знают и в Японии и в России. Он одинаков?
— В чём он заключается?
Вы тоже были попробовать увидеть красоту в обыденном, незаметном, простом и составить хокку. А что же такое хокку? В чем это искусство заключается?
— Послушаем хокку, которые вы составили дома.
Работают с ранее изученным материалом.
— иметь ценностное отношение к умению воспринимать задания.
— использовать адекватные речевые высказывания.
— уметь отличать уже полученные ранее знания от нового материала;
— уметь воспринимать задание, понимать содержание задания и решать поставленную задачу;
— владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли.
3. Постановка учебной задачи
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
Мы к Барсуку пришли затем,
О чём же мы будем говорить на нашем уроке? Какова цель нашего урока? (Раскрыть секреты любования)
А поможет нам в этом писать С. Г. Козлов. Кому знаком этот писатель? А кто нам может рассказать об этом авторе?
(На доске запись: ЕНАМУТ В КИЖЕ).
— Так с каким произведением будем знакомиться?
— Что новое вы хотели узнать на нашем уроке? Чему бы хотели научиться?
— Мне хочется, что бы на нашем уроке сегодня вы были очень внимательными и вдумчивыми читателями.
Отвечают на вопросы учителя.
— иметь ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формировать учебную задачу и способ деятельности.
— контролировать, оценивать результаты работы;
— формулировать цель и задачи урока;
— слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
— высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения;
— проявляют внимание и уважение к ценностям культур других народов.
4. Работа по теме урока.
Обеспечивать мотивацию к деятельности. Контролирует выполнение работы.
— Ребята, а как вы понимаете что такое туман? (Туман – это мельчайшие капли воды, скопившиеся в воздухе.)
Перед вами текст нашего произведения. Давайте познакомимся с ним. Читаем выразительно по цепочке.
— Кто является главным героем?
Главный герой Ёжик – уникальное существо.
Сейчас вам предстоит поработать в парах и выяснить некоторые черты характера Ёжика.
— На карточках №2 слова- помощники, которыми вы можете пользоваться во время ответа. Лишние слова исключите.
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ
ОДИНОКИЙ
ПЕЧАЛЬНЫЙ
СОЗЕРЦАТЕЛЬ
ПОГРУЖЕННЫЙ СВОИ МЫСЛИ
ВЕРИТ В ДОБРО И КРАСОТУ
ЖЕЛАЮЩИЙ ЗАВЕСТИ ДРУЗЕЙ
Поделитесь своим настроением после прочтения этого произведения. Что сделало мир Ёжика необычным, волшебным? (Луна)
Найдите и зачитайте произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке, в котором говорится о преображающей силе луны.
Что наблюдает Ёжик, сидя на горке под сосной? (Найдите подтверждающие строчки в тексте).
Как вы думаете, то, что видит Ёжик, красиво? Какие слова в тексте подтверждают, что было невероятно красиво? (Слова в розовой рамке)
Кто кроме Ёжика откликнулся на красоту ночи? Найдите подтверждение в тексте? (В жёлтой рамке).
Участвуют в совместном обсуждении. Умеют изменять свою точку зрения.
Учащиеся выбирают подходящие слова, которые описывают характер ёжика, могут добавлять свои.
— осознают свои возможности в учении;
— в рамках коммуникации как сотрудничества: работают с соседом по парте: распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы, осуществляют взаимопроверку выполненной работы;
— определять способы для достижения поставленной цели;
— самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
— иметь собственное мнение и позицию.
— уметь самостоятельно отбирать необходимый материал для решения учебной задачи.
Активный отдых во время малоподвижных занятий. Смена видов деятельности.
Ходил ёжик по полянке
(Повороты головы вправо и влево).
Глазки щурил и моргал,
(Сильно прищуриться и широко открыть глаза)
Но грибов не увидал.
(Развести руки в стороны).
(Поднять голову, посмотреть вверх)
(Опустить голову, посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел
(Произнести «пых», «пых», «пых»)
(Голова неподвижна, посмотреть влево)
Смотрел вправо
(Голова неподвижна, посмотреть вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
(Плотно закрыть и широко открыть глаза)
(Руки спрятать за спину)
(Повернуть голову влево, посмотреть назад)
(Повернуть голову вправо. Посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке
(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
И грибок унёс на спинке.
Проговаривание текста физкультминутки, выполнение физических упражнений.
5. Первичное закрепление
Структу-рирование полученных знаний
– Прочитайте сказку ещё раз самостоятельно только глазками, определите, что общего между сказкой С. Козлова и произведением Иссы? (Ночь, луна, которые дарят окружающему миру красоту, праздник.)
– Найдите и зачитайте отрывки, в которых описывается красота окружающего мира. («Над рекой поднялся туман…» – с. 46.)
– К какому жанру отнесем это произведение? (Это сказка.)
— Докажите, что это сказка? (Ёжик думает, размышляет, ставит проблемы.)
– А теперь прочитайте тот фрагмент произведения, где Ёжик-поэт-мечтатель превращается в Ёжика-исследователя. («И он стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть, как там внутри».)
– А быть созерцателем и исследователем красоты – это одно и то же?
Самостоятельное чтение текста сказки детьми.
— иметь ценностное отношение к умению применять новые знания;
— в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них;
— находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
— умеют следовать режиму организации учебной деятельности;
— определяют план выполнения заданий на уроке.
6. Работа в группах.
Формирование умения работать в микрогруппах.
Поработаем в группах. У каждой группы свой эпизод из произведения. Ваша задача совместно посовещаться и проиллюстрировать заданный фрагмент, а также найти его и зачитать.
1. Красота окружающего мира (« Над рекой поднялся туман»).
3. Ёжик в опасности.
4. Лошадка в тумане.
Выполняют задание, совещаясь. Отвечают развернутыми ответами на поставленные вопросы. Подкрепляют свои ответы фрагментами из текста.
– сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи);
— участвуют в диалоге;
– владеть общими способами решения конкретных задач;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
— строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
— самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;
— определяют план выполнения заданий на уроке.
7. Закрепление и рефлексия.
Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности.
Какую задачу мы ставили сегодня на уроке?
Самый любимый герой – Ёжик. «Я писал сказки про Ёжика, а получилось про себя. Поэтому даже друзья стали в шутку называть меня Ёжиком», – говорит Сергей Григорьевич Козлов.
– А вам понравился Ёжик? Чем? Давайте еще раз вспомним какой он? (Добрый, чуткий, заботливый, самоотверженный, с ним всем хорошо).
Можно сказать, что в Ёжике похож на солнышко, потому что все доброе и хорошее сравнивается с солнышком. Но согреть может не только солнце! Нам приносит радость доброта, забота людей, красота окружающего мира. Поэтому добрые слова и улыбки, преданность друзей, красота природы – все это согревает нас и делает счастливее. Добро и тепло дарят нам сказки С. Козлова.
– На следующем уроке мы еще раз в этом убедимся.
Туман опустился, накрыл всё вокруг,
И вдруг в тишине послышался звук.
То громче, то тише, и тише, и тише,
Шуршанье в тумане ёжик услышал.
Ковёр из осенних листочков шуршит,
И к нам на полянку ёжик спешит.
Из листиков наших на яркой подстилке,
Как будто на мягкой пуховой перинке,
Туман одеялом зверька накрывает,
Усталого ёжика спать приглашает.
— Чтобы нашему Ёжику сладко спалось всю зиму, устроим ему подстилку из осенних листьев.
Раскрасьте тот листок, который соответствует вашему ощущению от урока.
Жёлтый листок – если считаете, что вместе с Ёжиком вам удалось прочувствовать красоту природы, удалось понять чувства и ощущения главного героя.
Красный листок – если считаете, что недостаточно прочувствовали красоту природы, не совсем поняли чувства и ощущения Ёжика.
Осуществляют самооценку, предварительную оценку. Формируют конечный результат своей работы на уроке.