План к сказке к честное гусеничное

Сказки

В. Берестов «Честное гусеничное». Как написать план к сказке?

составить план (пересказа) к сказке Честное гусеничное

Составим план пересказа сказки Валентина Берестова «Честное гусеничное»,который можно будет использовать и для пересказа и для читательского дневника.

Составим план к сказке «Честное гусеничное» В. Берестова в три пункта, именно на столько можно логично разделить текст произведения:

1). Некрасивая гусеница и клятва.

2). Гусеница в коконе.

3). Красивая бабочка.

Для читательского дневника можно написать и пословицы, которые подходят к этой сказке.

Например, всему свое время.

Стихотворение Берестова «Знакомый» начинается загадочно. Автор описывает как он выходит утром н улицу и видит вокруг пушистый снег. И тут к нему навстречу бежит какой-то добрый знакомый, причем бежит босиком. Кажется, будто автор встретился с человеком, может быть сторонником закаливания организма, который совершает пробежку босиком прямо по снегу. Тем более, что автор пишет как он обнимается и разговаривает со знакомым, как они обсуждают какие-то общие дела.

Но нет, в последнем четверостишии мы понимаем, что речь идет о собаке, которая увидела кошку и убежала. Это ей не страшен снег и это она в любую погоду спокойно бегает босиком, без обуви.

Я совершенно согласна с тем, что в стихотворении Берестова «Путешественники» нет ничего юмористического. Автор описывает как люди пожилого возраста отправляются в путешествия по миру, с целью наконец-то увидеть все те чудеса и красоты, о которых они много раз слышали. Мне кажется, что человек пенсионного возраста как раз и должен больше путешествовать, чтобы получить новые яркие впечатления, чтобы пожить в свое удовольствие, ведь не зря же они всю свою жизнь трудились.

Читать стихотворение «Путешественники» Берестов В.Д.

Сама по себе сказка Бориса Заходера «Серая звездочка» не очень большая, поэтому для читательского дневника можно легко написать план пересказа использовав всего 5-6 предложений, например такой:

План рассказа «Затейники» для пересказа.

1) Сказка «Три поросенка»;

2) Предложение построить домик;

3) Мы с Валей в домике;

4)А вдруг это серый волк?;

5)Это не волк, а Валя;

6) Не будем играть в трех поросят.

Как-то мы с Валей нашли сказку «три поросенка» и решили в нее поиграть. Мама ушла в магазин, а мы с Валей соорудили себе дом из одела и сидим в нем, спасаемся от серого волка.

И вдруг меня кто-то за ногу потрогал. А вдруг это серый волк?

Испугались мы и выбежали из домика, а потом из комнаты, закрыли дверь и ждем, когда серый волк станет на нас нападать.

Ждали, ждали и ничего, зашли в комнату проверить,а серого волка нет. А кто же меня за ноги дернул? Оказалось, что это Валька так проверить хотел где я.

задумали мы с Валькой домик починить, а Валька говорит что опять может кто-то за ногу дернуть.

Решили мы с Валькой больше играть в «Три поросенка».

Как написать план для пересказа рассказа Ермолаева «Два пирожных». Прежде всего вспомним краткое содержание этого рассказа.

Мама зовет девочек помочь помыть посуду. Старшая, Наташа увлечена интересной книгой, младшая, Оля, лепит. Оля встает и идет помогать маме, Наташа обещает прийти позже. Но когда Оля приходит и повторно зовет ее помогать маме, Наташа отвечает, что ее нет и она сейчас в Африке. Мама и Оля сами вымыли посуду, и Оля вернулась лепить.

И теперь план пересказа:

Источник

Конспект урока по литературному чтению В.Берестов «Честное гусеничное»

Тема урока: В. Берестов «Честное гусеничное»

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

Читайте также:  Придумать продолжение рассказа толстого акула

ЗАДАЧИ:

— продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

— формировать читательские умения и литературных представлений учащихся, необходимые для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие полноценное восприятие и понимание произведений и книг

— формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

— акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.

1.Организационный момент

— Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.

— Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.

2. Проверка домашнего задания.

— Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Б. Сергуненков «Одуванчик»)

— Какое задание вы выполняли дома? (придумывали продолжение к тексту)

— Давайте проверим, что у вас получилось.

— Молодцы! Ну а сегодня как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.

Работа с текстом сказки до чтения.

— Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. ( на доске)

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.

— Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Запись отгадок на доске.)

— Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру п роизведение будем читать? (Сказка — на доске)

— Сейчас я предлагаю вам побыть в роли волшебников.

— Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории. (В. Берестов «Честное гусеничное»)

— О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?

– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?

— Какое интересное заглавие, так хочется е го закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное….. ( «слово»)

— Итак, кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница — на доске)

— Посмотрите на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием.

– Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. (О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке)

А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? ( девочка, бабочка- на доске )

Работа с текстом во время чтения.

– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.

— Как можно узнать, кто из вас прав? (прочитать)

-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)

Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)

До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, ( Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разгля дывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски. ( Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)

Читайте также:  Рассказ про пиццу для детского сада

Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась? (Что никто не замечает её красоты.)

Но однажды ей повезло ( Что же могло случиться однажды? ), лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. ( Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (она взобралась на самый красивый цветок) Удалось ли Гусенице это? (Да.) Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? ( восхищения. )

А девочка увидела её и сказала:

Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!( Оправдались ожидания гусеницы?)

— Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.) Ребята, вам жалко Гусеницу?)

Трудилась она долго и наконец сделала кокон. ( Что сделала Гусеница? ( Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.) Слайд 5

Совершенно замоталась. ( объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? ( Сильно устали. Нитками замотались )

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. ( Что сделала Гусеница в коконе? ( Уснула )

Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. ( Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.) Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона .(Зачем она это делала?)

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку . ( Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)

Пусть я не красива, это не моя на, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)

И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? ( Она упала в траву.)

А девочка увидела её и сказала: ( Как вы думаете что сказала девочка?)

Какая красивая! ( Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)

На всякий случай она погляделась в каплю росы. ( Какой увидела себя Гусеница в капле росы?)

Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие раз цветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей?

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. ( Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)

– Понравилась ли вам эта сказка?

— Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений.

– Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.

– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128).

Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села

Работа с текстом после чтения.

– Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль?

Читайте также:  Рассказ о своем любимом персонаже из книги

– Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.) (очень важно сдерживать данное честное слово)

– Как называется сказка, которую мы читали?

— Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (стр 130)

– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? (Самое обыкновенное чудо- на доске)

— Что она называет «са­мым обыкновенным чудом»?(превращение бабочки)

— Где вы уже встречали эти слова? ( Так называется раздел. Возмож­но, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)

— В реальной жизни может это произойти?

— Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?( научный, художественный)

— На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?

— Где писал учёный, а где – писатель?

— Ребята, посмотрите на эту выставку.

Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал В. Берестов.

Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)

— Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки В. Берестова?

Закрепление новых знаний

— А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса для своих товарищей.

Таблица » толстых ” и » тонких ” вопросов.

Почему Вы считаете.

Предположите, что будет, если.

Было ли? Согласны ли Вы?

Деление сказки на части

— Ребята, давайте вернёмся к нашей загадке. В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.

1. Гусеница Жизнь гусеницы

3. Бабочка Появление бабочки

— Скажите, важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми?

— Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?

— Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.

— Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.

Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд. (4)

Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе. (1)

Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше. (3)

Папа рассказывает Коле, как нужно правильно держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается. (5)

Ученики 3 класса всегда здороваются со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам. (2)

— Друга с какими чертами характера вы хотели бы иметь?

— Прочитайте пословицу: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

— Для чего я вам напомнила об этой пословице?

— Волшебниками вы были на уроке, теперь я хочу превратить вас в учителей. Оцените этот урок с помощью таблицы «понравилось, не понравилось, было интересно»

— Оценивание работы учащихся на уроке (словесное и выставление отметок)

— Оцените своё настроение на уроке, раскрасив бабочку.

Перечитать сказку, нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста.

Источник

Познавательное и интересное