Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»
Асмик Аракелян
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»
Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».
-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;
-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;
— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
— учить детей оценивать поступки героев произведения;
-развивать связную речь;
— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.
Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.
Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.
Ход занятия:
Воспитатель:Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?
Дети: Наша Родина большая, красивая, богатая.
Воспитатель:Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?
Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?
Дети. С помощью волшебства.
Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.
-Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)
Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой.
Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной?
Воспитатель: Да, правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.
Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова
Воспитатель. (показывает презентацию). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?
Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?
Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами
На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить.У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.
Сейчас немножко отдохнем.
Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,
Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»
По лесу летают, вокруг столов)
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)
Там не тронет их никто. («Прячутся»— закрывают голову ручками)
(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)
Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Кукушка».
Воспитатель читает произведение.
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет,просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Воспитатель:Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Как заканчивается эта сказка?
Дети. Грустно заканчивается.
Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку!
Дети. Дети не дали воды.
2. Почему мама не вернулась к детям?
Дети. Она очень обиделась.
Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?
Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.
3. Чему учит эта народная сказка?
Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Задачи: • Показать особенность стихотворного текста, раскрыть многообразие литературного.
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.
Конспект занятий по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказок, используя игру. Формировать умения выполнять задания в соответствии.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Три медведя» Тема: Рассказывание русской народной сказкой «Три медведя» Цели: • продолжать знакомить детей с русской народной культурой; • вызвать.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку» (старшая группа) Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку» (старшая группа) Программное содержание: Уточнить представления.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Кто-кто в теремочке живёт?» Программное содержание: 1. Учить детей узнавать знакомые произведения по иллюстрациям в книгах. 2. Закреплять умение, слушая сказку, следить.
Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению старших дошкольников с детской литературой Возрастная группа: Старший дошкольный возраст. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. Образовательные области: «Социально-коммуникативное.
Конспект НОД по чтению художественной литературы по ненецкой народной сказке «Кукушка»
Люба Бажкова
Конспект НОД по чтению художественной литературы по ненецкой народной сказке «Кукушка»
Конспект НОД по образовательной области «Художественная литература» в старшей логопедической группе «Радуга»
воспитатель: Бажкова Л. А.
Тема: Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка».
Задачи по образовательным областям:
«Художественная литература»:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказку.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литера-турным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка ли-тературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказки.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Беседы о маме, чтение произведений о маме, проведение утренника, посвященного мамам, изготовление подарков мамам.
Пособия и материалы: сказка «Кукушка», иллюстрации к сказке, иллюстрации одежды народов Севера, иллюстрации кукушки.
Ход занятия:
1. Игровой момент. «Ключик, ключик золотой!
Сказку новую открой!»
Воспитатель открывает большую книгу сказок на иллюстрации с изображением кукушки.
2. «Шкатулка интересных слов»
В шкатулке лежат иллюстрации.
3.Физминутка : Птенчики в гнезде сидят,
всё на улицу глядят.
(поднимаются на носочки)
Погулять они хотели,
(машут руками, как крыльями).
4. Рассказывание сказки воспитателем.
Показывает иллюстрации к сказке «Кукушка»
5. Беседа по сказке: Как заканчивается эта сказка?
Дети. Грустно заканчивается.
— Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом? Как вы относитесь к своим мамам? Чем помогаете своим близким и родным? Какие слова говорите своим мамам, когда они устают?
— Чему учит эта народная сказка?
Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.
6. Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? («При солнышке тепло, при матери добро», «Нет лучше дружка,чем родная матушка», «Материнская ласка не знает конца»)Что они означают?
Как называется сказка?
Какая это сказка?
Вам понравился конец сказки?
Какой конец сказки предложили бы вы?
Конспект НОД по чтению художественной литературы в младшей группе «Дорожная сказка» Цель: побуждать детей соблюдать правила дорожного движения. Образовательные: Закрепить знания правил дорожного движения. Повторить сигналы.
Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Чтение рассказа Евгения Чарушина «Волчишко» Цель: стимулировать эмоционально содержательное общение ребенка с воспитателем; развивать умение вести беседу по литературному произведению,.
Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы с использованием метода продуктивного чтения Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе. Приобщение к художественной литературе: Светлана Шевчук «Сказка про.
ОД по чтению художественной литературы с использованием технологии ТРИЗ в средней группе по сказке «Заюшкина избушка» Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы с использованием технологии ТРИЗ для детей средней группы Рассказывание.
Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.
Конспект занятия НОД по чтению художественной литературы «Петушок и бобовое зернышко» Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы. Тема: «Петушок и бобовое.
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Русская народная сказка «Снегурочка» Группа: подготовительная Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».
Мастер-класс объёмной композиции по мотивам ненецкой сказки «Кукушка» Хочу представить вашему вниманию наш мастер-класс по созданию объёмной композиции на тему сказки «Кукушка». Работа готовилась к выставке.
«Книги — наши друзья». Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе Тема НОД: «Книги – наши друзья» Выполнила воспитатель 1 категории: Сидорова Т. Н. Образовательная область: чтение художественной литературы.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Ненецкая сказка «Кукушка»(2 класс)
Конспект урока
Тема: Ненецкая сказка «Кукушка »
Класс: 2
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: Изучение нового материала
Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа.
Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их; воспитание любви к своей матери.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Планируемые результаты: Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» А. Ф. Климанова, 2 класс; иллюстрация к произведению; физическая карта России, карточки с названиями народов, карточки с заданиями.
-Добрый день, начат день,
Первым делом гоним лень
На уроке не молчать
Всем работать отвечать
2.Проверка домашнего задания (5мин)
-Ребята, какое домашнее задание у вас было? (Пересказ сказки Айога»)
— Назовите героев сказки «Айога».(Девочка Айога,мама девочки, соседская девочка)
-Какой изображена Айога в начале в начале и в конце сказки?( в начале сказки она была красивой девочкой,а в конце- она превратилась в гуся)
-Кто хочет пересказать сказку «Айога»?
3.Актуализация знаний (5мин)
— Ребята, у вас на партах лежат листочки с заданиями. Соотнесите названия сказок с отрывками из них. (см. Приложение)
На карточках соединяют названия сказок с отрывками
— Чему учат нас эти сказки?( Помогать старшим, учат добру)
— Ваши товарищи подготовили сообщения об этих народах. Найдём эти народы на карте России.
(краткие сообщения подготовленных детей о народах: нанайцы, хантыйцы, русские, белорусские)
«Пых» (белорусская), «У страха глаза велики» (русская), «Айога» (нанайская), «Идэ» (хантыйская)
4.Постановка учебной проблемы
– Ребята, давайте повторим сказки каких народов вы читали?( Русских, белорусских, нанайцев, хантыйцев)
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка)
— Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа «Кукушка»
— Ребята, кто знает кто такие ненцы?
— Ребята, что вы знаете о кукушке? ( это птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов.)
Работа с энциклопедической статьёй о кукушке.
Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.
Чтение энциклопедической статьи.
— В сказке вам встретятся такие слова: чум, малица, тундра. Где мы можем найти значение непонятных слов? ( в словарях)
— Найдём их в толковом словаре.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утором рано умывались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Чтение сказки учащимися и работа по содержанию.
— Теперь начнем читать по цепочке. Начитает первая парта.
— Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? ( побежали за ней, просили ее вернуться)
— Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? ( Вывесить на доску)
— Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?( Стало жалко детей )
— Ребята, давайте составим план к нашей сказке.
— С чего начинается сказка?( что жила женщина и было у нее четверо детей)
— Как назовем первый пункт плана?( Жила женщина с детьми)
-Чем занимались персонажи? ( Мама работала, а дети играли, не помогали ей)
— Как назовем второй пункт нашего плана? ( Мама работала, а дети играли)
-Что случилось с мамой? ( Она заболела)
— Как назовем этот пункт? (Мама заболела)
— Какие превращения произошли с мамой?( она превратилась в птицу)
— Как назовем четвертый пункт нашего плана?( Превращение мамы в птицу)
— Чем закончилась сказка?( Мама улетела и дети остались одни)
-Как назовем этот пункт?( Навсегда бросила детей мать-кукушка)
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»
-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;
-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;
— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
— учить детей оценивать поступки героев произведения;
-развивать связную речь;
— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.
Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.
Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природы Севера, глобус.
Воспитатель:Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?
Дети: Наша Родина большая, красивая, богатая.
Воспитатель:Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?
Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?
Дети. С помощью волшебства.
Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.
-Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)
Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой.
Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной?
Воспитатель: Да, правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.
Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова
Воспитатель. (показывает презентацию). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?
Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?
Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами
На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.
Сейчас немножко отдохнем.
Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,
Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»
По лесу летают, вокруг столов)
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)
Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)
(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)
Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Кукушка».
Воспитатель читает произведение.
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Воспитатель:Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Как заканчивается эта сказка?
Дети. Грустно заканчивается.
Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку!
Дети. Дети не дали воды.
2. Почему мама не вернулась к детям?
Дети. Она очень обиделась.
Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?
Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.
3. Чему учит эта народная сказка?
Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».
НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».
-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;
-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;
— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
— учить детей оценивать поступки героев произведения;
-развивать связную речь;
— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам, используя речь-доказательство.
Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа на тему «Как я помогаю маме», заучивание пословиц о труде.
Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природы Севера, макет чума, изделия из меха.
Литература : «Ознакомление дошкольников с ; окружающим и социальной действительностью».
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живем?
Воспитатель. Правильно, мы с вами живем на Севере. Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка». Ответьте на вопрос, какие народы населяют тундру?
Воспитатель: Да, ханты, ненцы, манси, селькупы – коренные жители Севера. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова).
Воспитатель. (показывает макет чума). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?
Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?
Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами
Хантейские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
На ногах обувь тоже из оленьего меха. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.
Ребята, скажите, пожалуйста, какая на Севере зимняя ночь: длинная или короткая?
Воспитатель. Да, зимой на Севере ночи длинные и темные. А вот летом ночей почти не бывает. Поэтому их называют белыми. Вестницей белых ночей можно назвать кукушку.
Белые ночи, белые ночи,
Неба распахнуты очи…
Только кукушка на суку
Пробует голос: ку-ку, ку-ку.
Сейчас немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА. Игра «Летняя или зимняя ночь».
Воспитатель. У северных народов свои песни и танцы. А еще они сочинили, придумали много народных сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок, называется она «Кукушка».
Воспитатель читает произведение.
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Вопросы по содержанию.
1. Почему мама превратилась в кукушку!
2. Правильно ли поступили дети по отношению к своей матери?
3. Чему учит эта народная сказка?
4. О чем предупреждает?
Воспитатель. Правильно, ребята! Надо всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми. Ведь в народе говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Горька работа, да хлеб сладок». А какие пословицы о труде вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель повторно читает сказку.
НОДс детьми старшей группы Тема «Ненецкая народная сказка «Кукушка» »
Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Задачи:
Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная
Материалы и оборудование: картинки с изображением кошки и птиц (снегиря, вороны, кукушки), текст сказки «Кукушка», иллюстрации к сказке, презентация с фотообъяснением новых слов, альбомные листы, цветные карандаши
Предварительная работа: Рассматривание изображения кукушки, беседа о птице и её повадках. Выставка книг со сказкой в оформлении разных художников.
Ход совместной деятельности:
Игра «Найди лишнее» (лишняя картинка «кошка», т. к. на остальных изображены птицы, лишнюю картинку убираем)
— Вы узнаете название сказки, если отгадаете загадку:
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка) (находим среди трех картинок нужную с изображением кукушки)
Словарная работа (показ презентации)
ненцы – жители севера России;
— А сейчас послушайте, пожалуйста, ненецкую народную сказку «Кукушка».
Чтение сказки воспитателем, показ иллюстраций.
Беседа по содержанию сказки.
– Почему мать превратилась в кукушку?
– Какими были дети? (беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными)
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? (выслушать ответы, прочитать отрывок)
Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,
Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»
По лесу летают, вокруг столов)
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)
Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)
по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»
Образовательная область « Коммуникация»
Развивать умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь опорными сигналами. Совершенствовать диалогическую форму речи:
- активизировать мышление при помощи вопросов поискового характера; поощрять желание высказывать свою точку зрения; закреплять умение отвечать на вопросы, используя развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Развивать умение придумывать свои концовки сказки.
Образовательная область « Социализация»
Развивать способность распознавать эмоциональные состояния: радость,
грусть, и реагировать на них.
Воспитывать чувство уважения и любви к маме, желание помогать ей, оберегать ее, доставлять радость. Воспитывать чувство сопереживания к героям сказки.
Образовательная область «Познание»
Образовательная область «Художественное творчество»
рисование портретов мам, изготовление открыток – поздравлений, чтение и драматизация ненецкой сказки «кукушка» во время свободной деятельности детей.
Материалы и оборудование:
опорные карточки для рассказывания сказки, фотографии мам детей в рамках, рисунки портретов мам детей, коробка сюрпризов, розочки сделанные своими руками.
Воспитатель приглашает детей к стене творчества, на которой развешены портреты мам, выполненные детьми.
— Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку ( И..Косяков) :
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз? (Мама)
— А вы знаете стихи о маме? кто хочет прочитать?
(дети читают по желанию стихи о маме).
— Вот какие замечательные строчки написали разные поэты о маме.
Если бы вас попросили нарисовать эти стихи красками, какого цвета краски вы бы взяли?
— Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили на эти стихи?
— Почему стихи о маме вызывают у вас такие чувства?
Не так давно мы с вами услышали необычную историю, я нашла иллюстрации к ней, попробуйте узнать, что это за история.
Жила-была бедная женщина.
Было у нее четверо детей.
Не слушались дети маму,
играли на снегу с утра до вечера.
Рыбу мама одна в реке ловила,
дети маме не помогали.
Однажды мама тяжело заболела.
Просила детей, принести водички!
Не пошли дети за водой.
Захотели дети есть, пришли в чум.
А мама посреди чума стоит.
Вдруг обернулась мама птицей и улетела.
мама, мы тебе водички принесли
ку-ку! Ку-ку! Не вернусь я!
Дети: это ненецкая сказка «Кукушка».
Если вы узнали сказку по иллюстрациям, то, наверное, сможете ее рассказать, попробуйте рассказать ее по цепочке. (Дети по цепочке рассказывают сказку, пользуясь опорными схемами предложений.)
Ребята, какая эта сказка по характеру? (Эта сказка грустная)
— Положите руку себе на сердце, что чувствуют ваши сердечки, после рассказывания этой грустной сказки?
— Какие сердца у четырех братьев?
— Представьте себе, что каждый из вас может послать срочную телеграмму в эту сказку. Хотели бы вы совершить такое волшебство? Что поможет вам в этом, что нужно для волшебства? (Волшебный предмет, волшебные слова) вы готовы совершить волшебство?
Физкультминутка «волшебные слова»
мы отправим весточку
Помоги нам, солнышко,
мамочке-кукушке, (Взмахивают руками)
непослушным детям. (изобразить борьбу)
Нам веселый ветер! (бег по кругу)
Вместе с нами закружись, (поворот вокруг себя)
(дети, передавая друг другу волшебную палочку, произносят слова «телеграмм», адресованных героям сказки.)
— Как вы думаете, после такого волшебства сказка изменилась? Как?
— Ребята, у нас в группе появился чемоданчик «сюрпризов». Давайте заглянем в него. Посмотрите, может там и сегодня есть какой-то сюрприз для вас?
(дети достают «фотосюрприз»).
Узнаете, кто запечатлен на этих фотографиях? Расставляйте фотографии мам на столе, послушайте свои сердечки. Что вы чувствуете?
Расскажите, пожалуйста, за что вы любите своих мам?
Что каждый из вас делает, чтобы мама чаще улыбалась?
Бывает ли такое, когда мама смотрит на вас с огорчением? В каких случаях?
Что бы вы хотели пожелать своим мамам? (дети произносят пожелания для мам)
Такие пожелания вы сможете сказать своим мамам в день 8 Марта. Ваши мамы любят цветы, давайте подарим им букет сделанный своими руками.
(Дети наклеивают цветы на заранее приготовленный лист ватмана)
— Что вы поняли из сегодняшнего нашего разговора?
— Мне очень приятно, что вы так любите своих мам, стараетесь их не огорчать. Я хочу подарить вам строчки из рассказа о маме, который написал Юрий Яковлев
Мама, закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос, он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом, даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой. «РАССКАЗЫВАНИЕ НЕНЕЦКОЙ СКАЗКИ КУКУШКА».
РАССКАЗЫВАНИЕ НЕНЕЦКОЙ СКАЗКИ «КУКУШКА» (ОБР. К. ШАВРОВОЙ).