Составляем план сказки Мороз Иванович Одоевского
Она о том, что по-настоящему ценятся и вознаграждаются только труд, доброта и желание прийти на помощь. А тем, кто ленится, и удачи никогда не выпадет.
Общий алгоритм построения плана сказки (рассказа)
Вот так может быть составлен подробный план сказки «Мороз Иванович»:
1. Как жила Рукодельница в семье, что делала.
2. Чем занималась Ленивица.
4. Няня Прасковья велит Рукодельнице самой доставать ведро. Девочка спускается в колодец.
5. На дне Рукодельница видит Печку с пирожком, который просит его вынуть. Она вынимает его. Затем помогает Яблоне в саду освободиться от плодов, собирает их в передник.
7. Мороз Иванович щедро награждает трудолюбивую девочку, и она возвращается домой.
8. Няня посылает Ленивицу к Морозу Ивановичу, чтобы и та заработала.
10. Приходит к Морозу Ивановичу, и тот дает ей несколько заданий. Но девочка ленится и делает все из рук вон плохо.
11. Мороз Иванович дарит ей слиток серебра и бриллиант, но когда Ленивица приходит домой, подарки оказываются просто сосульками.
Краткий сюжетный план
А теперь, убрав второстепенные события, составим на основе вышеприведенного плана краткий план сказки Одоевского «Мороз Иванович».
2. Рукодельница спускается в колодец, приходит к Морозу Ивановичу.
3. Девочка помогает ему по хозяйству и получает за труд и прилежание подарки.
4. К Морозу Ивановичу отправляется Ленивица.
5. За свою лень вместо подарков она получает сосульки.
Как составить план из вопросов по сказке
А вот план сказки «Мороз Иванович», составленный из вопросов (план-вопросник). Он поможет не только понять, как выстроен сюжет сказки «Мороз Иванович», но и охарактеризовать героев сказки, осмыслить ее идею.
1. Кто такие Рукодельница и Ленивица? Почему девочек так зовут?
2. Почему оказывается в колодце Рукодельница?
3. Что она видит на дне?
4. Кто такой Мороз Иванович и как он выглядит?
5. Как попадает к нему Рукодельница?
6. Почему жалеет Рукодельница травку под периной Мороза Ивановича?
7. Почему живет в колодце Мороз Иванович, и зачем ему зимой стучать в окна домов?
8. За что получает Рукодельница пятачки и заколку?
9. Как у Мороза Ивановича оказалась Ленивица?
10. Почему старый волшебник награждает ее сосулькой?
11. Почему писатель начинает сказку с пословицы: «Нам даром без труда ничего не дается»? Какова мораль сказки?
Как составить план к сказке » Мороз Иванович»?
План к сказке » Мороз Иванович»
Нужно провести анализ сказки,для себя определить в ней главные события повествования и написать вот такой примерно план:
Первое- какая жизнь была у Настеньки в семье.
Второе- какое отношение было к Марфушке.
Третье- это нахождение Настеньки в лесу.
Четвертое-встреча Мороза и Настеньки.
Пятое-помощь,оказанная Настенькой Морозу.
Шестой-возвращение домой Насти с всеми подарками.
Седьмое-отправка Марфушки в лес.
Восьмое- Марфуша в гостях у Мороза.
Десятое-эпилог и свадьба Насти с ее добрым молодцом.
Эта сказка всем нам известна с детства,и все конечно любят героиню Настеньку за ее доброту и покорность.
План к сказке » Мороз Иванович» можно составить такой:
Сказку В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» школьники изучают в 3 классе на уроках литературного чтения. Очень интересная поучительная сказка, по ней даже мультфильм поставлен.
Как составить план к сказке «Мороз Иванович»? Ну, во-первых, нужно ее прочитать. А затем выделить основные мысли по порядку и записать их в виде плана по пунктам.
План к сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Сказка » Мороз Иванович», я думаю, многим знакома. Лично я её смотрела несколько раз. Итак, план нужно составлять исходя из происходящих в сказке событий.
1) Жизнь Настеньки и Марфуши;
2) Настенька в лесу;
3) Взаимоотношения Настеньки и Мороза;
4) Возвращение Настеньки домой;
6) Жадность Марфуши до добра не довела;
Обычно составляют план при пересказе текста или при написании сочинения.
К сказке Одоевского «Морозко» можно составить такой план:
2) Приключения Рукодельницы в колодце;
3) Встреча с Морозом Ивановичем;
4) В гостях у Мороза Ивановича;
5) Возвращение Рукодельницы;
6) Зависть Ленивицы;
7) Поход Ленивицы к Морозу Ивановичу;
8) «Награда» Ленивице;
План к сказке «Мороз Иванович».
1 Две девочки. Характер Ленивицы и Рукодельницы.
2 Почему Рукодельницу выгнали из дома.
3 Встреча Рукодельницы с Печкой, Яблонькой и Морозом Ивановичем.
4 В гостях у Мороза Ивановича.
5 Рассказ Мороза Ивановича.
6 Благодарность Мороза Ивановича.
7 Возвращение Рукодельницы.
9 Встреча Ленивицы с Печкой, Яблонькой и Морозом Ивановичем.
10 Ленивица в доме Мороза Ивановича.
11 Как отблагодарил Ленивицу Мороз Иванович.
Сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» рассказывает о двух девушках, Рукодельнице и Ленивице, которые по очереди ходили в гости к Морозу Ивановичу.
План пересказа сказки «Мороз Иванович»:
План к сказке » Мороз Иванович» будет выглядеть таким образом:
План к сказке » Мороз Иванович».
1) Настенька в семье.
4) Что нашла Настенька в лесу?
5) Встреча двух героев.
6) Что сделала Настенька для Мороза?
7)Необычное возвращение домой.
8) Марфушушка отправилась в лес.
9)Причина отправления Марфушки в лес.
10)Марфушка находится в гостях.
11)Какое качество побеждает?
12)Встреча Насти и ее судьбы.
В сказке Катаева «Цветик-семицветик» мы узнаем историю маленькой девочки по имени Женя. Однажды мама отправила ее за баранками. Девочка отвлеклась и баранки съел собака, она бросилась догонять ее и заблудилась. Ей повстречалась старушка, которая подарила цветик-семицветик, исполняющий желания, нужно было оторвать лепесток и произнести волшебные слова. Первым желанием Жени было оказаться дома с баранками и оно исполнилось. Девочка разбивает мамину любимую вазу и загадывает желание, чтобы ваза была целая. Когда Женя была во дворе, то увидела мальчиков, играющих в полярников. Они не взяли ее с собой и она загадала желание оказаться на Северном полюсе, там было холодно и девочка просит перенестись домой. Она встречает других девочек, которые играют в куклы. Женя завидует им и загадывает желание, чтобы все игрушки мира стали ее, но их слишком много и она отменяет желание. Женя видит на лавочки мальчика и хочет поиграть с ним, но узнает, что мальчик не может ходить. Тогда Женя загадывает последнее желание чтобы мальчик был здоров. Зная **краткое содержание сказки «Цветик-семицветик»* * напишем план.
План к сказке Катаева «Цветик-семицветик»:
Произведение про братьев наших меньших однозначно рекомендую к прочтению и просмотру (даже мультик есть такой, если кто не в курсе). План для читательского дневника можно составить примерно такой:
Возможный план к сказке Астрид Линдгрен «Пеппи в стране Веселии»:
План к этой очень короткой сказке Льва Николаевича Толстого можно написать так:
Составить план этой сказки совершнно нетрудно, но постараемся:
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 30 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» 1 часть
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Присказка – это разновидность прибаутки, добавляя-мой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки
Тема – предмет изображения в произведении
Идея – это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения
Проблема – вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении
Народная сказка, литературная сказка; тема; идея; проблема произведения
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
Мы узнаем об особенностях народной и литературной сказок
Научимся определять нравственный смысл сказок
Сможем дать характеристики героям сказок
Основное содержание урока
Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.
Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, философ и музыкальный критик.
Родился Владимир 13 августа 1803 года. Он был последним потомком княжеского рода. Отец Фёдор Сергеевич был внуком князя Одоевского. Мать, Екатерина Алексеевна происходила из крепостной семьи.
Интерес к литературе появился у Владимира ещё в раннем детстве. Уже тогда мальчик твёрдо знал, что его истинное призвание – писатель.
В 1822 году Владимир Фёдорович успешно окончил Московский университетский пансион.
Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками.
Владимир Фёдорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.
Уже в 1820 году публикует свои первые произведения в журнале «Вестник Европы».
Современным читателям Одоевский известен прежде всего, как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей.
Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому.
Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.»
Далее завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. «А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала», – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».
Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой.
Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.
Развязка происходит, когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься, и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.
Ленивица же, наоборот, любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый. Ленивица завидует Рукодельнице («. не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей. получить хотелось. «). Также она неряшливая, невнимательная, самолюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу и волшебным предметам сказки. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Мороз Иванович»
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 14 апреля 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 85.
1. Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный приём.
Мороз Иванович в сказке является волшебным персонажем. Он символизирует мороз. Но при этом показан автором как обычный человек: он говорит, ест, улыбается, обладает своим характером.
Этот приём называется олицетворением.
2. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? Сравните их поступки.
Рукодельница была работящей девочкой, которая не боялась никакой работы.
Ленивица ничего не хотела делать.
Поступки Рукодельницы: взяла пирожок, обтрясла яблоки, угостила Мороза, взбила перину, прибралась, починила платье.
Поступки Ленивицы: не вязла пирожок, не обтрясла яблоки, не угостила Мороза, не взбила перину, очень плохо готовила, укололась, не прибиралась.
3. Как к девочкам относится Мороз Иванович? Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?
Морозу Ивановичу понравилась работящая Рукодельница. Он отнёсся к ней с любовью и уважением, всё объяснял, показывал и наградил.
Ленивица ему не понравилась. Он пытался пристыдить девочку, сам приготовив еду, но это не подействовало. Он улыбался, потому что ему было смешно смотреть на такую лентяйку. И он её наказал.
4. Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».
5. Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку?
Зелёная трава под снегом не вымерзает.
В глубоком колодце вода не нагревается.
6. Вспомните народную сказку «Морозко». Чем похожи и чем различаются народная и литературная сказки?
Сходства сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Различия сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
7. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки.
Сказочный зачин: в одном доме жили две девочки.
Волшебные события: встреча с печкой, яблоней, Морозом Ивановичем
Испытание героев: труд у Мороза Ивановича.
Противопоставление героев: работящая героиня противопоставляется ленивой бездельнице.
Победа добра над злом: Рукодельница награждена, Ленивица опозорена.
Волшебный вестник: Петух.
Троекратные повторы: три дня прожили девочки у Мороза Ивановича.
8. Отличается ли окончание народной сказки от окончания литературной?
В финале литературной сказки Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке народной сказки она погибает, замёрзнув в лесу.
9. Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.
Пять смысловых частей сказки «Мороз Иванович», заглавия
План части «Две разные девочки»
План части «Рукодельница в колодце»
План части «Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»
План части «Ленивица отправляется за наградой»
План части «Безобразия в доме Мороза»
10. Перескажите сказку по составленному плану.
Пересказ сказки «Мороз Иванович» для 3 класса
Жили-были две девочки, Рукодельница и Ленивица.
Ленивица ничего сама не делала, всё на печи лежала. А за неё всё няня делала.
А Рукодельница весь день в трудах и заботах проводила, никогда не ленилась.
Однажды уронила Рукодельница ведро в колодец, а няня её за ним отправляет. Спустилась Рукодельница в колодец, а там печь и пирожок. Попросил пирожок его достать, взяла Рукодельница пирожок с собой.
А дальше яблоня стоит со спелыми яблоками. Обтрясла яблоки девочка и с собой взяла.
Пришла она к Морозу Ивановичу, угостила его пирожком да яблоками.
А Мороз её просит перину взбить. Взбила Рукодельница перину, хотя руки у неё сильно мёрзли.
А Мороз показывает траву под периной и объясняет, что так он её от холода защищает. Много рассказал Мороз девочке, и про колодец в котором вода не нагревается, и про трубы, от которых угарный газ идёт.
Завидно стало няне, отправила она Ленивицу в колодец. А Ленивица пирожок не взяла, яблоки не отрясла, с пустыми руками к Морозу явилась.
Перину взбивать не стала, суп приготовила как попало, шить не умела, прибираться тоже.
И подарил ей Мороз ледышку из ртути.
11. Соотнесите основную мысль сказки с пословицей «Кто любит труд, того люди чтут».
Основная мысль сказки «Мороз Иванович» в том, что работящих любят, а ленивых презирают.
Люди уважают тех, кто хорошо трудится, они их чтут. А тех, кто ленится не любит никто.