План к сказке мороз иванович одоевский для 3 класса

Сказки

Одоевский Владимир сказка «Мороз Иванович»

Читательский дневник по сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Автор: Владимир Фёдорович Одоевский

Название: «Мороз Иванович»

Главные герои: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович.

Второстепенные герои: нянюшка.

Характеристика главных героев:

Мороз — строгий, величественный, но добрый.

Справедливый и мудрый.

Рукодельница — простая и работящая.

Добрая, отзывчивая и любознательная.

Помогла старику и получила награду.

Ленивица — злая, грубая и ленивая.

Получила урок за свои капризы.

Характеристика второстепенных героев:

Нянюшка — строгая и сердитая.

Краткое содержание сказки «Мороз Иванович»

Жили две совершенно разные сёстры: одна ленивая, а вторая работящая.

Так их и звали — Ленивица и Рукодельница.

Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и нянюшка велела ей его достать.

Спустилась девочка в колодец, а там печка с пирогами и яблоня с плодами.

Рукодельница пироги перевернула, печка ей с собой дала.

Яблоню обтрясла, дерево ей плодов дала.

Пришла Рукодельница к Морозу, угостила старика и работать у него стала.

Всё что старик не прикажет — сделает. И всё у неё хорошо получалось.

Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.

Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.

Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.

Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.

Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.

Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.

Подарил серебряный слиток, а тот растаял.

План сказки:

3. Подколодезный мир.

4. Знакомство с Морозом.

5. Три дня у Мороза.

8. Безделье Ленивицы.

9. Ледяная сосулька.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль произведения «Мороз Иванович»:

Главная мысль сказки в том, что как трудишься, такую награду и получаешь.

Основная идея сказки в том, что слава и богатство трудом зарабатываются.

Чему учит сказка:

Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.

Учит не лениться и не бездельничать.

Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что лень никогда не станет источником дохода и богатства.

От неё одни убытки.

Вот трудолюбивая Рукодельница не ленилась, тщательно выполняла все задания и получила достойную награду.

А её ленивая сестра ничего не делала как следует, но хотела тоже получить награду.

И получила, но такую, какую в карман не положишь.

Это очень интересная, волшебная сказка, в которой рассказывается о пользе мороза и снега.

Автору удалось не только написать поучительную историю о пользе труда, но и в популярной форме рассказать, почему не вымерзает трава во время зимних холодов.

Откуда берётся угарный газ, и зачем нужен мороз.

Мне очень понравилась рукодельница, милая, добрая и отзывчивая.

Она никогда не ленилась, а потому заслуженно получила награду.

Мне не понравилась Ленивица, от которой не было никакой пользы.

Да и сама она целыми днями скучала.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что ленивому день кажется скучным, а трудолюбивому весёлым и быстрым.

А значит не надо лениться, лучше потрудиться.

Пословицы к сказке:

Какова работа, такова и награда.

Труд всегда даёт, а лень только берёт.

Кто ленится, тот не ценится.

По заслугам и почёт.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— А зачем ты,— спросила Рукодельница,— зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь,— отвечал Мороз,— чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать;

а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя,

Читайте также:  Поздравление с днем рождения в виде сказки мужчине

когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает,

голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.

Словарь неизвестных слов:

Горемычная — неудачница, несчастная.

Горница — комната в крестьянском доме.

Ещё читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Школа России» «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский

Выбранный для просмотра документ МОРОЗ ИВАНОВИЧ.docx

Обобщающий урок: В.Ф. Одоевский.

«Мороз Иванович». 3-й класс

Цель урока : расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.

Оборудование : учебники, выставка книг, портрет писателя, рукавичка Деда Мороза, снежинки, шкатулка со словами, иллюстрации к сказке, мелодия, «Словарик настроения».

I. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу».

Учитель. – Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

— Я в школе на уроке.

— Сейчас я начну учиться.

— Внимание мое растет.

— Я как разведчик все замечу.

— Голова мыслит ясно.

— Я очень хочу учиться.

III. Проверка домашнего задания.

У. – По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?

У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.

У. – Какие сказки о Морозе вы читали?

Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».

У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?

Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.

У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?

У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?

2. Постановка цели урока

Сегодня на уроке продолжим работать со сказкой Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям.

Тема урока: Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович». (1804-1869)

Писатель, философ, педагог, музыкальный критик.
Родился в Москве, в семье древнего княжеского рода. Учился в Московском университетском благородном пансионе.
Переехал в Петербург, был директором Публичной библиотеки и Румянцевского музея. Был сенатором. Он участвовал в создании Петербургской и Московской консерваторий. Написал несколько учебников.
«Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей. Советую вам прочитать эти книги. Умер в Москве в 66 лет.

3. Проверка домашнего задания Слайд 3.

Вспомним содержание сказки. Итак, какое у Вас было домашнее задание?

— Речевая разминка. Слайды 5, 6.

— Вопрос по сказке. Задаёте вопросы, которые подготовили для своих одноклассников.

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз. Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки. А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

5. Выборочное чтение.

6. Составление цитатного плана сказки. Слайд 8, 9.

Сегодня на уроке мы попробуем составить цитатный план, который поможет нам пересказать всю сказку.

План – это заглавие частей текста.

Читайте также:  Рассказ о детях 4 класс литературное чтение читать

Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.

Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста сказки.

— Стр. 196. Посмотрите, с чего начинается сказка. О чем в начале сказки хотел рассказать автор?

-Найдите соответствующие строчки в тексте.

«В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка».

«Будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже».

«Я у тебя в долгу не останусь».

«Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай».

«Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

Рукодельница и Ленивица (сравнение двух главных героинь сказки).

В этой сказке две главных героини. Кто это?

Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице. Рисунок и описание.

Сравним их отношение к работе, просьбам других, их любознательность, ум, скромность.

Заполним таблицу. Слайд 10.

В сказке автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе побеждает добро.

-Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?

Каким показан в сказке Мороз Иванович? Объяснить. Слайд 11.

(При неверном – выход слова, при верном – изменение размера.)

Работа над пословицами.

Что посеешь… …такова и награда.

Какова работа… …то и пожнёшь.

Мало хотеть… … не жди добра.

Сделав худо… … надо уметь.

11. Домашее задание.

Стр.208 – задания 3 и 8. (прочитать)

Что было непонятно?
Стрепня — готовая еда;

Перина — пуховик;
Брильянты — драгоценные камни, отшлифованные и ограненные алмазы;
Горемычная — жалкая, несчастная, несчастливая.

Окостенели – замерзли, онемели,

Отойдут, не ознобишь.

Почивать – лег спать

Стрепня – еда, повара называли стряпуха.

Нимало не машкая – не раздумывая.

Положила его за пазуху.

Промеж себя говорят – разговаривают друг с другом.

Источник

Технологическая карта по литературному чтению «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович» (3 класс)

В.Одоевский Сказка «Мороз Иванович»

познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления;
Коммуникативные УУД – формировать умение договариваться, находить общее решение; прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке, осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи, умение работать на компьютере.

формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, формулировать цели урока.

Авторская и народная сказка, жанр, герой, характеристика героя, тема, автор.

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Работа фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Литературное чтение. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть),

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса обучающихся по УМК «Школа России». На изучение данной темы отведено 2 урока.

Урок проходит в дистанционном формате с использованием сервиса Google Meet в режиме видеоконференции и платформы nearpod. Учитель отправляет учащимся ссылку на платформу и код урока в чат. Учащиеся проходят на сайт платформы и вводят код урока в поле «для студентов».

Основной целью данного урока является представление информации в удобной для восприятия форме, помогает актуализировать имеющие знания (виды сказок, характеристика героев) с помощью игры, самостоятельно сформулировать тему урока и его цели с помощью задания на соотнесение автора и его произведения и наводящим вопросам, проконтролировать самостоятельное выполнение теста по новой теме и осуществить этап рефлексии.

Читайте также:  Рассказ после бала отзыв о рассказе

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

включение в деловой ритм.

Организует эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. И нам нужны сегодня наши умные головы и добрые сердца.

– Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

Самопланирование учебной деятельности.

Осознание насколько важен для него материал

формулирование познавательной цели

II . Работа по теме. Актуализация знаний.

Проверить уровень усвоения материала прошлого урока, организовать работу по подготовке учащихся к восприятию текста сказки и формулирования

Развивает учебно-познавательную активность детей

Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Предлагает выдвинуть предположения о теме урока

–Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Литературные сказки»

2. Героями сказки могут быть:

3. Сколько раз в сказке повторяются события?

4. Признаки волшебные сказки.

5. Структура сказки.

–Посмотрите на экран.

Соотнесите автора и его произведения

Сказка про храброго зайца»

– На какие 2 группы можно разделить все сказки?

– К какой группе можно отнести предложенные сказки?

– С каким произведением мы еще не познакомились?

–Я прошу вас выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Отвечают на вопросы

1.Волшебные, бытовые, о животных;

2.Люди, животные, предметы

4.Зачин, волшебные предметы, троекратный повтор, борьба добра и зла, концовка;

5. Зачин, основная часть, концовка

Авторские и народные.

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

III Постановка учебной задачи

Формулирование темы и целей урока.

Учит определять тему урока

Формулирует вместе с детьми цель урока.

Знакомит с биографией автора

– Прочитайте тему урока.

–Тема урока: «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович»»

– Откройте учебник, прочитайте название произведения, автора, рассмотрите иллюстрации. Предположите, к какому литературному жанру относится это произведение?

– Какая главная идея сказки?

– Используя один или несколько глаголов–помощников, сформулируйте цель урока.

(познакомиться с новой сказкой; узнать информацию об авторе; узнать значение новых слов)

– Предположите, кого автор называет Мороз Иванович?

–Кто написал сказку? ( В. Одоевский)

–Посмотрите на портрет писателя.

Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.

Сейчас мы познакомимся с биографией писателя.

· Владимир Федорович Одоевский – русский писатель и общественный деятель. Родился он в Москве в 1803 году. Отец происходил из древнего княжеского рода.

· Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал латинский и древнегреческий.

· Владимир Федорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

· Современным читателям В. Ф. Одоевский известен прежде всего как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней».

· Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.

· Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.

· Владимир Федорович писал статьи по музыке, а также создал несколько музыкальных произведений.

· Скончался В. Ф.Одоевский 27 февраля 1869 г. в Москве.

Источник

Познавательное и интересное