Урок литературного чтения по теме «Жизнь сердца. Г.Скребицкий «Счастливый жучок»». 4-й класс
Класс: 4
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит запись биения сердца. – Ребята, обхватите правой рукой левую руку около кисти. Прислушайтесь, под большим пальцем вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависят от того, насколько вы счастливы. Много добрых людей, живших и живущих в этом мире, хотели и хотят помочь нам быть счастливыми.
Обратите внимание на высказывания о счастье людей разных эпох, разного возраста.
“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное”. (Платон).
“Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем” (Гете).
“Человек – творец своего счастья” (Торо).
“Хорошо играть с друзьями! Хорошо прижаться к маме! Хорошо любить страну!
Как я счастливо живу!” (Женя Потоцкая, 10 лет).
“Осень мне дарит радость, но и печаль есть в ней. Она мне дарит краски.
У каждого свое понимание счастья. Сравните высказывания великих людей и ваших сверстников.
А как вы думаете, что такое счастье? (Дети: это жизнь, радость, пятерки, везение, приобретение, долгожданные гости, богатство … и т.д.)
Анализ рисунков детей. –Я знаю, что на уроках ИЗО вы затрагивали эту тему и выражали свое понимание счастья с помощью красок. Вы по-своему представляете, что такое счастье. Это видно на ваших рисунках. Может быть вы прокомментируете их? (Ребята рассказывают о том, что они изобразили, как назвали рисунок и чем они счастливы).
3. Постановка проблемы.
— Как же стать счастливым? Надеюсь, наш урок поможет нам разобраться в этом.
4. Сообщение темы и задач урока.
Мы узнаем об одной маленькой удивительной истории, проанализируем, рассмотрим ее композицию и при этом будем совершенствовать своё выразительное чтение. А кто её придумал и в какой художественной форме представил её, мы узнаем позднее. Обратимся к текстам. Итак, начнем.
5. Первичное восприятие.
Учитель читает текст на фоне музыки, в конце чтения музыка стихает.
-Понравилась вам эта история? Кто герой этой истории? (Старушка, Весна, Солнышко, бабочки, жуки, мотыльки, червячки).
7. Анализ художественного произведения.
Какие же подарки хотели получить от Весны бабочки и жуки, чтобы чувствовать себя счастливыми? Докажите словами из текста.
Как ответила Весна на их желания? Выборочное чтение.
Стали ли они счастливы?
А чем был счастлив Иванов жучок? Как он говорит об этом? (…А мне и так хорошо, я и так счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу…Зачем мне наряд? Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно…). Сумела ли Весна понять его? Сначала она удивилась, а потом? …Она поняла: да ведь он –то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живет одним большим счастьем…
-Обратите внимание, что же это такое “одно общее счастье”? (…Когда радуешься за всех, “один за всех, и все за одного”, тебе хорошо, когда другим весело).
8. Работа над композицией.
Знакомство с творческой манерой автора, беседа об авторе, его книгах.
— Обратили ли вы внимание, что история эта без названия? Вот так чудеса! Ну что же, давайте, восполним пробел и придумаем название этой истории. Озаглавьте, но не забудьте, что название должно отражать главную мысль произведения. (Дети называют различные названия).
— Действительно, всех этих писателей объединяет то, что они любят и знают природу. И сегодня мы откроем для себя ещё одно имя… (Показ карточки с записью “Георгий Скребицкий”).
— По тому, как он чувствует природу, мир вокруг себя, тонко передает ощущения даже самых маленьких обитателей этого мира, мы, даже не зная его, можем сказать какой он человек? (Добрый, знающий природу, мастер слова).
— Г.Скребицкий был необыкновенным человеком и понимал, что природа не лжет, не хитрит, она дружественна к друзьям и беспощадна к врагам. Именно поэтому она и является главным героем его книг. (Обращение к выставке книг).
— Давайте теперь обозначим название и автора. (…Дети выполняют подписи на листочках).
Работа над жанром, композицией.
— А заметили ли вы, в какой необычной форме рассказана эта история?
— Где расположена эта самая сказка?
— Прочитайте часть (1) с начала и до слов “…вот как это было”.
— А дальше идет собственно сказка (больше по объему).
— Произведение заканчивается сказкой? (Нет). Докажите. (Вот и сказки конец… Ребята притихли).
— Скажите, а в каких частях композиции авторские мысли выражены более ярко? (Концовка). Главная мысль спрятана в строчках, где дети размышляют о жизни, счастье. (Прочитаем ещё раз).
Сказка внутри реальных событий. Как талантливо представил эту сказку автор через понимание, что такое счастье детьми, вашими сверстниками. Эти произведения Скребицкого стали называть “Сказки-несказки”. Как вы думаете, почему? Наверное, потому, что всё, что происходит с животными, близко нам, людям. Например, такое понятие, как скромность.
— Поняли ли вы, что такое скромность? (Скромен тот, кто равнодушен к похвалам. Скромность – это стремление сделать хорошее и не афишировать этим. Скромность украшает человека).
— Нужна ли она человеку?
— А что такое нескромность?
— Знаете ли вы такие примеры из литературы? (А. Погорельский “Черная курица или подземные жители” Алёша, получив от Чернушки волшебное зёрнышко, стал заносчивым, самолюбие взяло над ним верх, в итоге он погубил всё подземное царство).
— Ребята, а вы когда-нибудь испытывали в жизни ощущение неловкости, стыда за свой нескромный поступок? Вы можете не отвечать на этот вопрос. Я знаю, что не всегда приятно об этом вспоминать. Но что поделаешь.…Жизнь преподносит нам разные уроки. Она всегда будет нас испытывать и проверять. И мы должны быть готовы к встрече с любыми трудностями и во всех ситуациях вы должны оставаться людьми.
— Вот мы и подошли к пониманию основной мысли. Подумайте и попробуйте передать своими словами главную мысль, идею, которую хотел донести до нас Г. Скребицкий. (Автор побуждает: давайте будем добрыми к людям, внимательными к окружающим тебя, будем переживать друг за друга, помогать и радоваться успехам другого и сопереживать чужому горю, ощущать себя единой частичкой классного коллектива).
— Обратите внимание на авторское выражение “… как хорошо уметь радоваться за других!” А как хорошо этому научиться! Вот это и есть счастье!
10. Домашнее задание будет творческим: проиллюстрировать произведение Г.Скребицкого “Счастливый жучок” и поразмышлять, как этот текст может быть включен в книгу (размер, формат, рисунки, оформление). Такая книга есть, на следующий урок мы рассмотрим эту сказку в учебнике и ваши предложения.
11. Творческий итог.
Сопоставление литературного произведения с другими видами искусств.
В чьих образах, на ваш взгляд, отразилось это ощущение счастья? (Ответы детей).
Если представить счастье в виде образа беспокойного сердца, то как, по-вашему, какими словами его можно наполнить, что бы оно было счастливым? (На маленьких листиках в виде сердечка дети пишут слова и этими сердечками мы заполняем большое сердце). Звучит музыка.
— Моё понимание счастья совпало с вашим. Как вы думаете, будет ли наше сердце счастливым, если мы наполним его такими словами? (Появляются карточки: мир, любовь, дружба, сострадание, забота, душевность, чуткость, доброжелательность, счастье и т.д.).
— Пусть этот образ сердца висит у нас в классе и напоминает нам о нашем уроке, будет залогом нашей дружбы.
13. Оценивание работы учащихся.
— Как вы оцениваете вклад всего класса? Вы все хорошо поработали на уроке. Спасибо вам. Мне хочется, что бы вы оценили себя сами. Для этого я подготовила оценочные анкеты, которые прошу заполнить. (Приложение 1).
— Положите руки друг другу на плечи. Очень важно почувствовать плечо товарища, знать, что в трудную минуту тебя поддержат. Этим мы счастливы.
Конспект НОД развитие речи (подготовительная группа). Тема. «Пересказ рассказа «Счастливый жучок»»
Образовательные задачи.
Развивающие задачи. Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.
Оборудование. Мольберт, рассказ Г.А.Скребицкого «Счастливый жучок» адаптированный, геометрические формы (заместители), мультимедийное оборудование.
Ход занятия
1. Организационный момент
Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания рассказа.
Воспитатель сообщает детям о начале занятия. Дети усаживаются на стульчики перед мольбертом.
Воспитатель. Какое время года наступило?
Дети. Наступила весна.
Воспитатель. Какие признаки весны вы можете отметить в состоянии природы и погоды?
Дети. Пригрело весеннее солнышко, световой день стал увеличиваться. Снег начал таять и стали образовываться лужи. На деревья набухли почки. Проснулись от зимней спячки звери и насекомые. Запели звонко птицы, стали вить гнезда.
Дидактическая игра «Думай, отвечай!»
— Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.
— Весной солнце… (что делает?) греет, припекает, ласкает.
— Сосульки (что делают?) тают на солнце.
— Весной солнце (что делает?) пригревает, светит ярче.
— Почки на деревья (что делают?) набухают, лопаются.
— Ручей (что делает?) бежит, журчит, течёт.
— Весной лёд на реке (что делает?) тает, ломается, плывёт.
— Птицы весной… (что делают?) прилетают, поют, строят гнезда.
Сюрпризный момент
Воспитатель: ребята, сегодня я хочу прочитать вам интересный рассказ.
(раздается звон колокольчика)
Воспитатель: Ребята, кто-то торопится к нам в гости.
(на экране появляется Бабушка – Загадушка)
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Я, Бабушка-Загадушка. Я пришла к вам в гости и принесла для вас интересный рассказ. А о ком мой рассказ, вы узнаете, отгадав мои загадки.
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
Полосатая она,
Только это не пчела.
Мед не собирает.
Внимание! Кусает! (Оса)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (Бабочка)
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (Насекомые)
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (Весна)
Обсуждение после каждой загадки.
Как ты догадался, кто это? Что тебе помогло?
Бабушка: Какие вы, молодцы! Ну что, берите и читайте рассказ.
Воспитатель: Ребята, вы догадались о ком этот рассказ?
Ответы детей: (о весне, насекомых)
2. Первичное прослушивание рассказа детьми
Развитие речевого слуха, чувства языка.
3. Беседа по прочитанному
Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.
Воспитатель организует беседу с детьми.
4. Подвижная игра
Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.
Солнце, солнце, выходи Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга
И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки
Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз
Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи
Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель
Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками
Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают вниз
С юга птицы возвращались. Взмахивают руками
Солнце, солнце землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово
Пусть весна придет скорей!
5. Повторное чтение текста воспитателем
На мольберте моделируем рассказ из заместителей, подбирая подходящие.
Развитие речевого слуха.
6. Пересказ рассказа несколькими детьми по частям, с опорой на заместители
Развитие связной речи.
7. Пересказ рассказа одним из детей
Развитие связной речи.
8. Итог
Воспитатель подводит итог занятия. Что нам помогло правильно пересказать рассказ и ничего не забыть.
Счастливый Жучок
Георгий Скребицкий
Прилетела на землю Весна. Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые и поползли, полетели на лесную поляну. Там их ждала Весна с подарками.
Явились бабочки и жуки на полянку. Увидела их Весна и говорит:
— Какие хотите вы получить от меня подарки?
Тут все бабочки и жуки сразу заговорили:
— Видишь, Весна, как испачкались наши крылышки, какие мы все некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одежды.
— Хорошо, — ответила им Весна и начала наряжать каждого.
Бабочке-белянке дала она ярко-белое платье. Лимоннице — нежно-жёлтое. Бабочку-траурницу одела в чёрный бархат с белой каёмкой по концам крыльев. Решили принарядиться и важные жуки. Майский жук оделся в костюм шоколадного цвета. Навозный жук выбрал тёмно-синий костюм.
Кузнечики захотели одеться во фраки под цвет травы. А сердитые шмели и осы нарядились в жёлтые курточки с чёрными поясками.
— Ну, кажется, всем я угодила, — сказала Весна, — теперь все довольны.
В это время набежал ветерок, приподнял с земли прошлогодний лист.
Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка, похожего на червячка.
— Кто ты такой? — спросила его Весна. — Как тебя звать?
— Меня зовут Ивановым червячком.
— Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве ты не хочешь получить от меня красивый наряд? Разве не хочешь быть счастливым?
Жучок-червячок взглянул на Весну, подумал и ответил:
— А мне и так хорошо, я и так счастлив, счастлив тем, что наступило тепло. Мне не надо яркого платья — я ведь ночной жучок. Зачем мне красивый наряд?
Удивилась Весна, что этот жучок ничего для себя от неё не просит. А потом подумала и поняла: да ведь он-то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех.
И тут же решила Весна: «Подарю я ему крохотный голубой фонарик. Пусть этот фонарик горит, как яркая звёздочка в тёмной ночной траве».
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о сказке Г.Скребицкого «Счастливый жучок»
Главные герои сказки Скребицкого «Счастливый жучок» — Весна и маленький неприметный жучок. Когда Весна пришла в лес, она принесла с собой многочисленные подарки. Она спросила у проснувшихся от зимней спячки насекомых, что бы они хотели от нее получить?
Всем насекомым хотелось ярких и красивых нарядов взамен потускневших и поистершихся. Бабочки получили от Весны яркие платья всевозможных цветов, украшенные сложными рисунками. Жуки оделись в блестящие костюмы, а кузнечики – в зеленые фраки. Шмелям и осам достались курточки с желтыми и черными полосками.
Когда Весна уже решила, что одарила всех, она увидела маленького невзрачного жучка, похожего на червячка. Его звали Иванов червячок. Весна спросила, какой подарок тот желает получить от нее? Жучок ответил, что он ведет ночной образ жизни и ему ни к чему яркие наряды. При этом жучок добавил, что он и так счастлив в родном лесу, который Весна так красиво украсила.
Весна подумала и решила подарить скромному жучку маленький фонарик, который будет светить ему каждую ночь и никогда не погаснет.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Счастливый червячок» заключается в том, что человек счастлив тогда, когда есть место всеобщей радости. Когда есть возможность порадоваться не только за себя, но и за других. Маленький жучок искренне радовался за других насекомых, получивших от Весны яркие наряды. Этой радости жучку было достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым.
Сказка Скребицкого учит быть скромным, призывает научиться радоваться за других. Как это прекрасно — уметь разделить счастье с другими.
В сказке мне понравилась Весна. Она не только одарила всех насекомых яркими нарядами, но и придумала оригинальный подарок для скромного жучка. Весна — мудрая, она понимает, что счастье совершенно необходимо всем и каждому.
Какие пословицы подходят к сказке «Счастливый жучок»?
Весна леса наряжает, лето в гости ожидает.
Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.
Счастье в простоте бытия.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
План к сказке счастливый жучок
Тема Г. Скребицкий «Счастливый жучок»
Цель и задачи урока: способствовать полному восприятию произведения; раскрыть его нравственный смысл, рассмотреть такие понятия как, счастье, доброта, скромность, бескорыстие; учить определять главную идею произведения; совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения; учить сравнивать, сопоставлять, формировать умение анализировать текст.
Развивать устную речь учащихся, читательскую самостоятельность, эмоциональную сферу.
Воспитывать чувство взаимопомощи, пробуждать у детей стремление творить добро, быть нужным и полезным людям; любовь к природе.
Быстро прозвенел звонок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Ни минуты не теряем,
Все активно отвечаем
— Ребята, сегодня у нас урок обычный и необычный. Обычный, потому что мы будем работать как обычно, а необычный, потому что у нас сегодня гости. Встаньте, повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
ІІ Речевые и артикуляционные упражнения
— Мы должны подготовить наши ротики и язычок к работе
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
— Подуйте на одуванчик….
Работа над скороговоркой
Тридцать три корабля
Да не вылавировали
— Проговаривание скороговорки с удивлением, с вопросом, с разочарованием.
Ны – ны – ны – еще долго до…….
Ну – ну – ну – мы ждем ………
На – на – на – скоро к нам придет …….
Не – не – не – очень рады мы ……..
Ной – ной – ной – замечательно …..
— Слушание фрагмента « Вальса цветов» П. И. Чайковского
ІІІ Мотивация учебной деятельности
— Какое настроение вызвала у вас эта мелодия? (Изображение настроения в виде солнышек)
— А когда у человека такое настроение?
— Как же стать счастливым? Надеюсь, наш урок поможет нам разобраться в этом.
— Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
ІІ Сообщение темы и задач урока (Слайд 1)
— Сегодня мы познакомимся с удивительной историей и продолжим искать ответ на вопрос: Что же нужно для счастья? А помогут нам в этом герои рассказа Григория Скребицкого « Счастливый жучок»
— Откройте учебники (с.110), посмотрите на текст: Что выделено в тексте? (ключевые слова)
ІІІ Восприятие и осознание нового материала
1. Беглое чтение текста
2. Словарная работа
— Какие слова в тексте вам непонятны?
Поблекшие – потерявшие свежесть и яркость
Кисея – прозрачная легкая ткань
Каемка – полоска по краю ткани отличающаяся цветом или узором
Околица – изгородь вокруг селения или при выезде из него
ІV Закрепление и осмысление знаний
3. Работа над текстом с демонстрацией картинок на ИКТ
— Понравилась вам эта история?
— Сказку детям рассказала ……(Слайд 2)
— Действие сказки происходит …..(Слайд 3)
— Весна попросила красное солнышко, чтобы оно……(Слайд 4)
— Бабочки, жуки, кузнечики захотели получить в подарок от весны….. (Слайд 5)
— Выборочное чтение
— Какие наряды получили …..
а) бабочка – белянка; (Слайд 6)
б) лимонница; (Слайд 7)
в) бабочка – траурница; (Слайд 8)
г) найти в абзаце описание
нарядов мотыльков; (Слайд 9)
д) какое платье выбрала
веселая бабочка – крапивница;(Слайд 10)
— Кто еще решил принарядиться?
а) майский жук; (Слайд 11)
б) жук – носорог; (Слайд 12)
в) навозный жук; (Слайд13)
г) кто дольше всех подбирал одежду (бронзовка) (Слайд14)
— Кому еще весна раздала красивые одежды? ( Слайды 15, 16)
— Всем ли угодила весна?
— Весна заглянула под прошлогодний листок, увидела……(Слайд 17)
— Почему жучок ничего не просил у Весны?
— Весна подарила жучку…..(Слайд 18, 19)
— Главная мысль сказки…… (Слайд 20)
— Что же это такое «одно общее счастье»?
Руки на пояс, Раз, два, три, четыре –
Наклонились вперед, Набираемся мы силы,
Наклонились назад, Наклонились, повернулись
Вправо, влево, И соседу улыбнулись
Чтобы ничего не болело
V Обобщение и систематизация знаний
— Посмотрите на рисунки в учебнике.
— Что мы можем сделать, чтобы вся эта красота не исчезла?
— Ребята, так, что же такое счастье?
— Собрать четверостишия по рифмам стихотворение Сергея Кириллова «Счастье» (задание в конвертах )
— У вас на партах лежат сердечки. Напишите на них слова счастья. И мы заполним ними наше большое сердце.
— Пусть этот образ сердца висит у нас в классе, и будет залогом нашей дружбы и счастья, что мы вместе!
— У вас на партах лежат образы бабочек, давайте напишем на них пожелания нашим гостям.
— Понравился вам наш урок?
— Какое настроение у вас сейчас, в конце урока? (солнышки)
— Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам.
— О своем счастье нам расскажет ваша одноклассница (Стихотворение
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке – имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
— Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала – Счастье я держала!
— Ребята, подойдите все ко мне. Положите руки друг другу на плечи. Очень важно почувствовать плечо товарища, знать, что в трудную минуту тебя поддержат. Этим мы счастливы!
Сергей Кириллов «Счастье»
Счастье – это в небе облака,
Счастье – это на дорогах лужи,
Счастье – загорелые бока,
Счастье – если ты кому – то нужен!
Счастье – снег, зеленая трава,