План к сказке сказание о гордом аггее

Сказки

Краткое содержание Гаршин Сказание о гордом Аггее

Жил-был очень гордый правитель по имени Аггей. Думал, что никого сильнее и мудрее его нет. Пришёл однажды правитель в церковь и услышал проповедь, что настанут времена, когда богатые станут нищими, а нищие — богатыми. Рассердился Аггей на священнослужители, велел заковать его в кандалы.

Потом собрался правитель на охоту за прекрасным оленем. Прыгнул олень в реку, тогда и Аггей разделся и поплыл за ним. Господь рассердился на Аггея за гордый нрав и плохие дела. Велел Ангелу одеться в дорогие одежды и отправиться править вместо Аггея.

Мужчина не смог догнать оленя, вернулся туда, где разделся, но не нашёл одежды и коня. Пришлось ему голому идти. Увидел Аггей пастуха, стал грубо с ним разговаривать. Пастух сказал, что правитель уже домой уехал, а он самозванец. За грубость тот набил Аггея, но затем сжалился и дал ему надеть мешок.

Так прошло три года. Бывший правитель перестал быть гордым, стал служить беднякам и просил прощения за грехи у Господа.

Когда правил Ангел, то простым людям по всей стране жилось хорошо. Однажды Ангел пригласил бедняков к себе на пир. Пришёл и Аггей, тогда Ангел узнал его и сказал, чтобы он снова правил страной. Но Аггей отказался, сказал, что будет и дальше жить среди бедняков.

Произведение учит быть добрым и справедливым.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гаршин. Все произведения

Сказание о гордом Аггее. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Француз Шарль Лонсевиль попал в плен, когда наполеоновская армия отступала из сожженной Москвы. В плену он понял, что возврата к прошлой жизни нет. В Париже осталась молодая жена-поэтесса

Я направлялся в маленький городок Илль, где намерен был разыскать господина де Пейрорада, большого знатока древностей. Надеюсь, он с удовольствием покажет мне все остатки старины на десять миль в окружности.

Стояла середина июля, было очень жарко. Ермолай пообедал и прилёг на кровать. С горечью в голосе он сообщил, что закончилась дробь. После разговоров, он предложил мигом отправиться в Тулу и добыть дроби

Рассказ Василия Шукшина «Чудик» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1967 году. Главный герой рассказа – сельский киномеханик Василий Егорович Князев, тридцати девяти лет, по прозвищу Чудик.

Около синего моря живут старик и старуха, в землянке. Старик ловит неводом рыбу, тем и живут. Один раз пошёл старик ловить рыбу. Несколько раз закидывал невод и ничего не словил. В третий раз закинул, попалась ему рыбка золотая.

Источник

Гаршин «Сказание о гордом Аггее»: главная мысль произведения в чем?

Какова главная мысль сказки о гордом Агее Гаршина.

Сказание о гордом Аrrее.

В этом сказании Всеволода Гаршина сказывается о том, как гордый и богатый правитель не верил в то, что он может обнищать и при этом, зазнавшись оскорбил протопопа.

За такое поведение, царь Аrrей был наказан. Его место занял ангел и он высечен пастухом по указанию собственной жены. Затем, Господь прощает Аrrея и делает поводырём у слепцов.

В душе Аrrея происходит переоценка ценностей, он изменяется, отказывается от трона и предпочитает служить людям.

Видимо, главная мысль этого произведения заключается в том, что нельзя поддаваться гордыне и презирать других людей за то, что они бедны. Гордыня является одним из тяжких грехов, за которым обязательно последует наказание.

Заполнить читательский дневник можно такой информацией:

Евгений Пермяк «Чужая калитка».

Главные герои: мальчик Алеша Хомутов и его дедушка.

Чтобы был порядок, не нужно думать, вот это чужое, ничейное, оно немое и забота эта не моя. Есть вещи, которые приносят пользу всем, поэтому и чинить их должен каждый. Например, скамейку. Она ведь для каждого путника полезна. Починил ее Алеша, покрасил, добро и себе и людям сделал.

________________­ _________________­ _________________­ _____________

Отзыв: Мне рассказ понравился тем, что мальчик с ранних лет ведет себя как мужчина. Трудолюбивый, ответственный и не хвастливый.

Детям стало стыдно и они пошли на занятия в школу, где учились прилежно.

Узнаем, какая главная мысль рассказа «Небесный слон» В. Бианки, прочитав это увлекательное произведение.

В рассказе русский писатель Виталий Бианки описывает один день из жизни маленькой семьи, состоящей из мамы и сыночка Андрейки.

Мама поплыла на лодке за лягушатами, чтобы порадовать сынишку. Ничего не предвещало беды. Но на небе откуда ни возьмись появилось сначала небольшое облако, мгновенно разросшееся в большого слона, как показалось испуганному малышу. Поднялся ураганный ветер, который подхватил ребенка и забросил за дом. Ветер сломал забор, сорвал крышу, посыпались стекла в окнах.

Мать вернулась и нашла Андрейку целым и невредимым, но сильно испуганным. Мальчик только спросил, ушел ли небесный слон.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нельзя разлучаться маме и маленькому мальчику. Маме не следовало оставлять ребенка одного. Маленький человечек может испугаться «небесного слона». Это счастье, что ребенок не пострадал в этой природной стихии.

Этот рассказ Надежды Тэффи по своей сути является изложением мысли и оценки автора в вопросе взаимоотношений между людьми и разным отношениям к человеку его родными и просто знакомыми.

Родные, это те, кто знает тебя с детства, перед кем ты являешься просто открытой книгой и поэтому, ты как «Свой» для них, нет чопорности и все опускается до банальной обыденности.

Чужие, по мнению автора, стремятся казаться лучше, чем есть на самом деле, они не хотят больше знать о тебе и более тактичны вежливы.

Касаясь моего мнения, то в чем-то Надежда Тэффи здесь не права, наверно это касается именно её жизни.

В сказке Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» рассказывается про зайца, который так боялся ослушаться волка, что готов был терпеливо ждать, пока тот его не съест. И волк с волчихой откровенно потешались над таким поведением зайца.

Когда к этому зайцу пришел шурин, брат его невесты, и стал уговаривать зайца сбежать, заяц все равно отказался, ведь за ним следил волк. Вместо того, чтобы попытаться обрести свободу, заяц стал упрашивать волка отпустить его, клятвенно обещая вернуться вовремя. И оставил вместо себя шурина.

И заяц действительно сдержал свое слово и вернулся вовремя, хотя ему пришлось ради этого бежать во всю прыть и преодолевать разные препятствия.

Главная мысль этой сказки в том, что никогда нельзя забывать о том, что ты человек, что ты рожден свободным, а значит никто не имеет права ограничивать твои права.

Если бы заяц проявил решительность он мог бы убежать. Конечно волк мог его поймать и съесть, но ведь если заяц оставался на месте волк бы его съел рано или поздно наверняка.

Надо уметь правильно расставлять приоритеты.

Источник

Методический материал для проведения урока по идейно-эстетическому анализу произведения В.М.Гаршина «Сказание о гордом Аггее»

Методический материал для проведения урока по идейно-эстетическому анализу произведения В.М.Гаршина «Сказание о гордом Аггее».

Предлагаю свою систему вопросов по идейно-эстетическому анализу произведения В.М.Гаршина «Сказание о гордом Аггее».

У. Что мы прочитали: сказку, рассказ или что-то другое?

Читайте также:  Рассказ по английскому мои планы на будущее

Д. Мы прочитали сказание (легенду).

У. Что такое сказание (легенда)? Прочитайте.

Д. Сказание (легенда) – это художественное произведение, в котором повествуется об исторических, религиозных или бытовых событиях. Сказание похоже на фантастическую сказку. Сказания (легенды) бывают народные и авторские.

У. Чем «Сказание о гордом Аггее» похоже на сказку?

Д. В сказке происходят чудесные события, конец сказки радостный, в ней происходит борьба между добром и злом, герой преодолевает многие испытания.

У. От чьего имени ведётся повествование?

Д. Повествование ведётся от имени автора произведения.

У. Найдите начало сказания. Зачитайте.

В литературе такой абзац называется зачином. Зачин – традиционное начало, одинаково повторяющееся в разных сказках, былинах и других произведениях фольклора.

Но не только зачин, как в сказках и былинах. Из него мы узнаём как жил правитель Аггей: «Был он славен и силён: дал ему господь полную власть над страною; враги его боялись, друзей у него не было, а народ во всей области жил смирно, зная силу своего правителя. C женою своею жил в ладу, но держал и её строго, так, что не смела она сама заговаривать, а ждала, пока не спросит её или не скажет ей что-нибудь муж. Жил так Аггей один, точно на высокой башне стоял». Узнаём, сколько слуг у него было, которых он считал недостойными.

По содержанию начало «Сказания о гордом Аггее» гуще, насыщеннее чем зачин, поэтому по богатству содержания мы можем назвать его экспозицией «Сказания о гордом Аггее».

Итак, начало «Сказания о гордом Аггее» включает в себя элементы и зачина, то есть фольклорное начало, и элементы экспозиции, присущей таким литературным произведениям как рассказ, повесть.

У. Какие слова помогают нам раскрыть характер Аггея?

Д. Славен, силён, боялись, возгордился, держал строго; жил один, точно на высокой башне стоял; хоть одиноко да высоко.

У. В «Толковом словаре» Ожегова записано: «гордый» – исполненный чувства собственного достоинства, сознающий своё превосходство. А как вы понимаете значение слова «гордый»?

У. С каким произведением А.С.Пушкина можно сравнить начало (зачин) «Сказания о гордом Аггее»?

Д. Начало «Сказания о гордом Аггее» похоже на начало сказки А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке»:

Негде в тридесятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…

У. Сколько эпизодов в «Сказании о гордом Аггее» можно выделить? Какие?

Встреча с пастухом.

Беседа с извозчиками.

Возвращение в родной город.

У. Как автор описывает внешний вид Аггея в церкви?

Д. Пришёл он туда с женою своею в пышных одеждах: мантии на них были златотканые, пояса с дорогими каменьями, а над ними несли парчовый балдахин.

У. Каким показывает Аггея следующий отрывок: «И впереди их и сзади шли воины с мечами и секирами и довели их до царского места, откуда им слушать службу. Вокруг них стали начальники да чиновники».

Д. Аггей от всех отгородился, никого не хочет знать.

У. Что означают слова: «мантия», «протопоп», «святое писание»?

Д. Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща.

Протопоп – старший священник.

Святое писание – Библия.

У. Какие слова из святого писания вызвали гнев Аггея? Почему?

Д. Гнев Аггея вызвали слова из святого писания «богатые обнищают, а нищие обогатеют». Аггей сказал, что он славен, богат и не может обнищать.

У. В литературе такой абзац называется завязкой. Завязка – начало развития событий, описанных в художественном произведении.

У. Почему протопоп ничего не ответил Аггею?

Д. Это слова, сказанные Богом, они истинны и не подвергаются сомнению.

Д. «И разъярился правитель. Протопопа велел заковать в кандалы и посадить в темницу, а лист, на котором те слова были написаны, велел из книги выдрать. А правитель Аггей пошёл в свои палаты пировать и на пиру пил, ел и веселился». Аггей грозный, жестокий, своенравный, бессердечный, властный, упрямый, себялюбивый, невежественный.

У. Прочитайте описание оленя. Как вы думаете, почему автор так подробно его описывает?

У. Как вы думаете, что хотел сказать олень Аггею?

Д. Олень хотел предупредить его об опасности. Хотел помочь ему.

У. Можно вспомнить о том, что олень встречается в произведениях многих писателей. Вот как описывается олень в произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»: «Это был олень. Настоящий десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных». А в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» олень помог Герде добраться до дворца Снежной королевы: «Он опустил девочку на землю, поцеловал её, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слёзы».

У. Какой элемент из русской народной сказки встречается в этом эпизоде?

Д. Аггей думал: «Направо пойдёт – пропал, а налево – мой!»

У. Левый путь в русских народных сказках связан с колдовским. Здесь же левый путь – начало испытаний для Аггея.

У. Какие устойчивые выражения, характерные для волшебных сказок использовал В.М.Гаршин в своём произведении?

Д. «Добрые люди», «хлеб-соль», «чистое поле», «будь что будет», «иди с миром», а также пословица «не всякая ложь в ложь поставится».

У. Какие слова выбрал автор, чтобы показать гнев Бога?

Д. «Разгневался господь на Аггея. Призвал он к себе ангела и повелел ему, приняв на себя вид Аггея, одеться в его платье, сесть на коня и ехать в город».

У. За что Аггею было дано такое наказание?

Д. Наказание за то, что Аггей считал себя выше других людей.

У. Что такое «сажень», «лука (реки)»?

Д. Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см.

Лука (реки) – изгиб реки

У. Почему пастух побил Аггея? Правильно ли он поступил?

Д. Пастух с презрением отнёсся к пастуху и хотел его ударить. Пастух просто защищался.

У. Что такое «лощина», «зипун», «береста»?

Д. Лощина – долина с пологими склонами.

Зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из сукна.

Береста – верхний слой коры берёзы.

У. Что значит «и отошло тогда у него сердце»?

Д. Пастух успокоился.

У. Почему пастух пожалел Аггея? Как этот поступок характеризует пастуха?

У. Как вы понимаете значение слова «шальной»?

У. В «Толковом словаре» C.И.Ожегова записано: «шальной» – то же, что и шалый, значит неуравновешенный, сумасбродный, ошалелый, непостоянный.

У. Как отблагодарил Аггей пастуха?

Д. Никак не отблагодарил. «Пошёл Аггей, ни слова не сказавши».

У. Что значит «сердце у него разгорается»?

Д. Аггей злится, гневается.

У. От какой мысли застыдился Аггей?

Д. Он хотел наказать пастуха, но вспомнил про мешок и застыдился.

У. Почему Аггей, встретив извозчиков, не сказал им правду?

Д. Аггей вспомнил пастуховы побои и испугался.

У. Как отблагодарил Аггей извозчиков?

Д. Поблагодарил их Аггей, спросил, как зовут и где их найти, и пошёл в город уже повеселее.

У. Куда Аггей устроился на работу, и трудно ли она ему давалась?

Д. Аггей нанялся за малые деньги кирпичи на стройку носить. Трудна ему работа: все плечи в кровь с непривычки истёр, а сам весь будто разбитый.

Читайте также:  Рассказ о пожаре для детей 2 класс

У. За что вновь был наказан Аггей?

Д. Он написал жене письмо, а она не поверила этому письму и приказала наказать Аггея.

У. Что испытывал Аггей ночью после наказания?

Д. И телу его было больно, а на душе и того хуже: гнев бессильный и ярость терзали его, а хуже мучения нет.

У. Докажите, что простые люди очень сильно боялись правителя?

Д. «Грозный у нас правитель: вчера увидела я его на улице, со страху чуть не упала».

У. Почему, увидев правителя, бежал Аггей в ужасе из города?

Д. Он узнал ангела Божия.

У. Найдите слова, передающие психологическое состояние Аггея после того, как он оказался в лесу?

Д. «Проснулся он ночью, и дико ему стало. …И горько плакал Аггей. Вспомнил он всю жизнь свою и понял, что не за выдранный лист наказал его господь, а за всю жизнь. Долго лежал он и плакал, каясь в грехе своём и прося у Бога помощи и силы. И послал ему господь силу».

У. В чём раскаялся грозный и жестокий правитель?

Д. Он понял, что он такой же человек, как и все люди и должен помогать им, облегчать их жизнь.

У. Мрачная, тёмная ночь сменяется утром. Как говорит об этом автор?

Д. Рассвело; Аггей встал и вышел из леса, и пошёл на светлый божий мир, к людям.

У. Как вы понимаете выражение «светлый божий мир»?

У. В «Толковом словаре» И.С. Ожегова записано: «светлый» – радостный, ничем не омраченный, приятный; ясный, прозрачный, излучающий сильный свет.

У. Почему жена правителя решила, что её муж на неё разгневался?

Д. Он стал смирный и добрый, на неё смотрит кротко, не по-прежнему, скажет ласковое слово и уйдёт в свою горницу.

У. Что ответил ангел на её вопрос?

Д. «Ничем ты меня не прогневала, любезная моя жена, но я дал богу обет три года не знать тебя. Вот уже третий год наступает, и скоро ты будешь жить по-прежнему с мужем своим».

У. Какой приказ дал ангел в образе правителя? Зачитайте отрывок.

Д. Ангел дал приказ собрать по всей области нищих и убогих.

У. С какими словами обратился к собравшимся ангел?

Д. Рад видеть вас всех, добрые люди: милости прошу хлеба-соли откушать.

У. Как поводырь помогал слепым?

Д. «Рассадил он их по местам, а сам стал служить: розлил им по мискам похлёбку, пироги роздал, мясо нарезал, ложки в руки дал. Едят слепые, а он от одного к другому ходит и служит им».

У. Почему, увидев правителя, поводырь задрожал и побледнел весь?

Д. Он узнал ангела божия.

У. Какой ответ поводыря понравился ангелу?

Д. Нет, великий правитель, не нищий я. Слуга я нищим.

У. Каким именем назвался поводырь?

Д. Поводырь сказал, что люди зовут его Алексеем.

У. Что означают слова ангела: «Не всякая ложь в ложь поставится»?

Д. Не всякая ложь считается ложью. Бывает ложь во имя спасения.

У. В каком эпизоде Аггей использовал ложь ради своего спасения?

Д. Это эпизод встречи Аггея с извозчиками.

У. В переводе с греческого языка, Аггей означает праздничный, веселящий.

В переводе с греческого языка, Алексей означает защитник.

Кому стал защитником Алексей?

Д. Алексей стал защитником всех бедных, слабых и угнетённых.

У. Какие выводы можно сделать, сопоставив внешности поводыря и правителя?

Д. Поводырь много испытал, «в густых кудрях седины много серебрится, да лицо почернело от ветра и солнца».

У. Почему улыбался ангел, когда плакал Аггей и что он сказал Аггею?

Д.Ангел радуется, что Аггей раскаялся в грехах своих и во всей жизни своей и говорит Аггею: «Кончилось наказание твоё. Возьми мантию правителеву, возьми меч, и жезл, и шапку правителеву. Помни, за что ты наказан был, и правь народом кротко и мудро, и будь отныне братом народу своему».

У. Почему Аггей отказался от прежней жизни и власти?

Д. Он не хотел оставить слепых своих братьев и просил отпустить его в мир к людям.

У. В литературе такой абзац называется развязкой. Развязка – исход событий в литературном произведении.

У. Почему народ жалел своего правителя?

Д. Народ жалел своего правителя, который сначала гордым был, а после кротким стал.

У. Какой эпизод в «сказании» был самым напряжённым?

У. Этот эпизод является кульминацией произведения, высшей точкой сюжета. Случившееся ночью определило всю дальнейшую жизнь Аггея.

У. Мы проанализировали все эпизоды «Сказания о гордом Аггее». Теперь попробуем определить какова же идея произведения? Во имя чего оно написано?

Д. Мораль в том, что Аггей познал участь простого человека, он многое понял и пережил. Поняв, за что наказал его господь, он полностью изменил свою жизнь и обрёл любовь к людям.

У. Здесь уместно вспомнить «Поучение Владимира Мономаха детям». В нём написано: «Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте. Гордости не имейте в сердце и в уме».

У. Вспомните пословицы, которые соответствуют главной мысли «Сказания»?

Д. Живи просто – проживёшь лет со сто.

Не гляди высоко, запорошишь око.

Выше головы носа не поднимай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто нужды не видал, и счастья не знает.

Сытый голодного не разумеет.

Себялюб никому не люб.

Добрые умирают, а дела их не пропадают.

У. С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке и кто его автор?

Д. Мы познакомились с произведением В.М.Гаршина «Сказание о гордом Аггее».

У. С произведением, какого жанра мы познакомились?

Источник

Урок литературного чтения в 4 классе «Произведения В.М.Гаршина Легенда о Аггее»

Урок литературного чтения в 4 классе

Наименование раздела программы:

Летописи, былины, сказания, жития

Тема урока : Произведения В.М.Гаршина.

Сказание о гордом Аггее

Вид урока: урок внеклассного чтения

Тип урока : комбинированный

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления идейно-смыслового и художественного содержания легенды; проверить уровень усвоения знаний и умений

Формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли;

Учить сравнивать разножанровые произведения: легенда, сказка, баллада;

Учить пользоваться основными видами чтения: просмотровым, поисковым, изучающим;

продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

формировать читательские умения, активизировать «вдумчивое чтение»;

формировать читательскую самостоятельность

развивать устную речь, артикуляционный аппарат, словарный запас

развивать образное и логическое мышление

развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять

побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции

Создание психологического комфорта на уроке.

Видеоклип «Песенка про доброту» 1 куплет

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Подумайте: как хорошо, что мы все здесь сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, вдохните чистый воздух, тепло ваших сердец. Я желаю вам хорошего настроения.

Эпиграф урока: (доска)

2. Постановка задач.

— Любите ли вы, когда вам читают вслух?

Читайте также:  Рассказ о любимой игре на улице

-Подумайте: всякое ли чтение хочется слушать? Конечно, не всякое, а только выразительное.

-Чем же оно отличается от простого чтения вслух? Прежде всего, тем, что выразительное чтение хочется слушать. А почему? Потому, что чтец так умеет передать голосом смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказывается в тексте. Мы смеёмся и грустим, радуемся и огорчаемся, сочувствуем героям и переживаем всё с ними происходящее, словом, как бы становимся участниками событий.

Значит, если ты хочешь, чтобы тебя слушали, надо уметь читать выразительно. Но умение не приходит само собой, умение – это результат учения. Работая на уроке, мы будем учиться.

Дети: говорить и читать выразительно. (слайд 2)

А для этого учиться понимать художественное произведение.

Дети отвечают, учитель обобщает

представить героев, картины, увидеть их;

понять чувства героев и автора произведения;

осознать свои чувства, своё отношение к героям и событиям

т.е. будем не просто вдумчивым читателем, но и читателем критиком

Какие инструменты чтеца помогут, чтобы мы могли радовать слушателей своим чтением (слайд 3)

3. Речевая разминка.

а) Упражнения на дыхание:

глубокий вдох через нос, задержка дыхания и спокойный выдох через рот;

представь торт с зажженными свечами. Погаси все свечи сразу, а теперь потуши каждую свечу.

Держи дыхание до конца фразы:

Жужжим: ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж; ж, ж, ж, ж, ж

б) Проверь свою дикцию: проследи, ясно и чётко ли ты произносишь текст.

Скороговорка Осип охрип, / а Архип осип. ( словарная работа)

— А какой голос хочется вам слушать? (выбери) (лишние слова убираем)

Слабый, крикливый, визгливый, сиплый, хриплый, гнусавый, монотонный, квакающий, грубый, дрожащий, звучный, приятный, спокойный, выразительный, мягкий, ласковый, сильный, тихий, нормальный.

— Прочитайте и вслушайтесь в свой голос: Слайд 6

Все дети слушаться должны

Родителей своих во всём.

Наша Библия говорит.

4.Актуализация знаний. Сообщение темы. Создание проблемной ситуации

а) Фронтальная беседа. Знакомство с Библией.(книгой)

— Что представляет собой Библия? (Книга)

Зачитайте ( стр. 14 учебника) – А другое название Библии? Слайд 7

— В каком произведении мы почувствовали отношение людей к Святому Писанию?

— Надо добрым быть – совет из Библии (обращение к эпиграфу).

Доброта. Какое старое слово! Не века, а уже тысячелетие люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

Прикоснитесь ко мне добротой, Слайд 8

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

Я предлагаю продолжить знакомство с произведением В.М. Гаршина

Попробуем разобраться, что такое легенда, сказка, баллада? В чём особенность этих жанров? Слайд 10

По карточкам: подбери нужное определение, приведи примеры

1. это художественное произведение, в котором повествуется об исторических, религиозных или бытовых событиях (похожа на сказку)

Пример: (Ст. 93 о граде Китяже, Блудный сын)

3. это стихотворный рассказ, в котором повествуется о каком – либо историческом, фантастическом или таинственном событии.

Пример: (с. 49 В.А. Жуковский «Светлана»)

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся увидеть особенности жанра, присущие Произведению В.М.Гаршина. Сказание о гордом Аггее

и решить вопрос: Действительно ли данное произведение легенда?

Слайд 12 Физкультминутка « Если весело живется»

Если весело живется, делай так: (хлоп, хлоп!)

Если весело живется, то делай так: (топ, топ!)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так: (топ, топ,)

5. Работа с текстом Слайд 13

« …. во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

-Кому из героев произведения, вы бы дали этот совет? Почему?

— Какие слова Святого Писания вызвали у Аггея гнев? (3-7 абзац с. 84-85)

— Как был наказан Аггей?

— Почему Аггею было дано такое наказание?

Давайте вспомним Поучения Владимира Мономаха и выберем одно, которое подходит к данной легенде («Гордости не имейте в сердце и уме»)

Составление плана: Слайд 14

-Какие испытания были посланы Аггею? (расположи по порядку)

Встреча с пастухом

Беседа с извозчиками

Возвращение в родной город

— Подумайте, каким был и каким стал Аггей? Найдите ответ в тексте.

(схема заполняется) Слайд 15

— В чём раскаялся грозный и жестокий правитель и почему Господь послал ему силу? (Аггей понял, что он не поставлен.

— Почему Аггей отказался от прежней жизни и власти? (последний абзац ст. 92)

6.Этап контроля и самоконтроля (карточки) Слайд 16 – 17 (карточки)

Предстал в образе оленя

Прочитал слова из Святого Писания,

вызвавшие гнев у Аггея

Шерсть гнедая, блестит, как лощёная

Был славен и силён…

Не смела даже заговаривать без разрешения

Покаялся в грехе перед Богом;

«пошёл на светлый божий мир, к людям»

Предстал в образе оленя

Прочитал слова из Святого Писания,

вызвавшие гнев у Аггея

Шерсть гнедая, блестит, как лощёная

Был славен и силён…

Не смела даже заговаривать без разрешения

Покаялся в грехе перед Богом;

«пошёл на светлый божий мир, к людям»

7 . Работа над раскрытием социальной проблемы произведения

1)- Как вы считаете, можно ли назвать данное произведение легендой? Докажите

2)Мозговой штурм Слайд 18

Что же такое доброта? (это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

В жизни бывают разные люди: капризные (злые) и приветливые (добрые). Встречались ли вам такие?

Поразмышляйте, какой смысл вы вкладываете в слова зло и добро?

(Зло- нечто дурное, добро – что-то хорошее)

Как вы думаете, какому человеку легче в общении с другими: доброму или злому? Почему? ( приветливые, общительные, искренние)

Да, я согласна с вами. Ведь не зря в народе придумали поговорку:

Худо тому, кто добра не делает ни кому.

Работа с пословицами: (собери пословицу) Слайд 19

Вывод: (обращаемся к эпиграфу) Для того, чтобы понять другого человека, надо очень немного: желание по – доброму его выслушать. Что мешает нам быть такими? Кто поможет нам измениться?

Слайд 20. Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей.

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Тем живём на Земле!

Доброту в себе надо тренировать, совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее. Любой грех наказуем. Библия помогает нам понять, что в жизни очень важно. Каждому из нас надо учиться быть добрыми.

Добрые советы (карточки)

1. Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

2. Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.

3. Помогай слабым, маленьким, больным, пожилым, попавшим в беду.

4. Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

5. Прощай ошибки другим.

8. Знаниевая рефлексия : Слайд 21.

Зачем нам нужен этот урок?

Что вы считаете нужным запомнить?

Творите добро, приучайте себя к хорошим поступкам Слайд 23.

Источник

Познавательное и интересное