Конспект урока по изобразительному искусству «Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении»
Описание разработки
Вид занятий: рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.
Цели и задачи: закрепление навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности; развитее эстетического отношения, творческого воображения.
Оборудование урока: гуашь или пастель (мелки), графические материалы, бумага, фотографии.
Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, загадки, стихотворения, сказка «Морозко».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Когда художник изображает человека, то мы, как правило, можем понять не только, кто этот человек, но и добрый он или злой, ласковый и суровый, т. е. какой он, какой его характер. Когда создается образ доброй царевны, то художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку и доброту. А изображая злую, он стремится показать ее жадность, коварство, леность.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Выступает, будто пава.
Из «Сказки о царе Салтане»
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Из «Сказки о мёртвой царевне»
– Вы, наверное, видели такие одежды в музее или в театральном представлении, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряд.
Ответьте на вопросы:
1) Какие главные части женского народного костюма (сарафан, рубаха, душегрея, головной убор – корона, венец, кокошник) изображены на иллюстрациях? Назовите их.
2) Что тебе понравилось в ансамбле народного женского костюма? Объясни почему.
В. Суриков. Сибирская красавица
Женские персонажи из «Сказки о мертвой царевне»
III. Работа над заданием.
Задание: изобразить противоположные по характеру сказочные образы (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др. )
Класс разделить на две группы: одни изображают добрых, другие – злых персонажей. При наличии дополнительного урока дети изображают противоположные по характеру образы тем персонажам, что делали на прошлом уроке (по женскому образу). Нецелесообразно всему классу давать задания изображать только добрых или только злых героев, так как не с чем будет сравнивать – не будет хватать противоположных образов.
Помните: цветовые сочетания могут помочь рассказать о характере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (холодные + черная), а добрый – в теплой и светлой (теплые + белая). Рисуем портрет: либо по пояс, либо в рост.
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза. )
Я в середке один. (Нос. )
Сами вырастают! (Волосы. )
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы, рот. )
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза. )
Выполнив рисунки, скомпонуем попарно, дадим название работам. Умение подобрать название к своей работе – тоже важное умение художника.
IV. Итоги урока.
Требования к работам:
– соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположенном, вертикально)
Содержимое разработки
ЖЕНСКИЙ образ русских сказок.
выражение характера человека в изображении
Вид занятий: рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.
Цели и задачи: закрепление навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности; развитее эстетического отношения, творческого воображения.
Оборудование урока: гуашь или пастель (мелки), графические материалы, бумага, фотографии.
Зрительный ряд: слайды и репродукции картин: В. Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», М. Врубель «Царевна-Лебедь», «Царевна Волхова» (Н. И. Забела-Врубель в роли Волховы), К. Сомов «Язычок Коломбины», Ф. Малявин «Вихрь», Б. Кустодиев «Купчиха», «Масленица», «Ярмарка», Ф. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», В. Боровиковский «Портрет Е. Н. Арсеньевой», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», Н. Рерих «Снегурочка», А. Архипов «Портрет крестьянки», Рембрандт «Портрет старушки».
Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, загадки, стихотворения, сказка «Морозко».
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Когда художник изображает человека, то мы, как правило, можем понять не только, кто этот человек, но и добрый он или злой, ласковый и суровый, т. е. какой он, какой его характер. Когда создается образ доброй царевны, то художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку и доброту. А изображая злую, он стремится показать ее жадность, коварство, леность.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Выступает, будто пава.
Из «Сказки о царе Салтане»
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Из «Сказки о мёртвой царевне»
Смотрим иллюстрации о русском национальном костюме. Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок: Василису Прекрасную и Марью Моревну. «Лебёдушка, утушка-голубушка, красна-девица» – так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.
– Вы, наверное, видели такие одежды в музее или в театральном представлении, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряд.
Ответьте на вопросы:
1) Какие главные части женского народного костюма (сарафан, рубаха, душегрея, головной убор – корона, венец, кокошник) изображены на иллюстрациях? Назовите их.
2) Что тебе понравилось в ансамбле народного женского костюма? Объясни почему.
В. Суриков. Сибирская красавица
Женские персонажи из «Сказки о мертвой царевне»
III. Работа над заданием.
Задание: изобразить противоположные по характеру сказочные образы (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.)
Класс разделить на две группы: одни изображают добрых, другие – злых персонажей. При наличии дополнительного урока дети изображают противоположные по характеру образы тем персонажам, что делали на прошлом уроке (по женскому образу). Нецелесообразно всему классу давать задания изображать только добрых или только злых героев, так как не с чем будет сравнивать – не будет хватать противоположных образов.
Помните: цветовые сочетания могут помочь рассказать о характере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (холодные + черная), а добрый – в теплой и светлой (теплые + белая). Рисуем портрет: либо по пояс, либо в рост.
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)
Я в середке один. (Нос.)
Сами вырастают! (Волосы.)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы, рот.)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза.)
Выполнив рисунки, скомпонуем попарно, дадим название работам. Умение подобрать название к своей работе – тоже важное умение художника.
Экспресс-выставка (по рядам). Дети выходят к доске и показывают работы остальным.
Требования к работам:
– соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположенном, вертикально)
Конспект открытого урока изобразительного искусства во 2 классе по теме «Женский образ русских сказок».
Конспект открытого урока
«Женский образ русских сказок».
Учитель начальных классов
Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме
«Женский образ русских сказок.»
учить изображать женский образ сказочных персонажей с ярко выраженным характером с элементарными пропорциями лица;
укреплять межпредметные связи.
развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;
активизировать познавательный интерес учащихся через работу с учебником;
совершенствовать практические умения и навыки работы восковыми мелками;
обогащать лексический запас терминами и понятиями по ИЗО.
воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое и нравственное отношение к действительности.
Задание. Изображение противоположных по характеру сказочных образов (фея (волшебница) доброй страны и злая, коварная колдунья). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых.
План. 1. Организационный момент. 2. Роль художественных средств выразительности: цвета, линии, деталей в создании образа и его характера. 3. Изображаем сказочный образ. (творцы сказочного образа). 4. Галерея наших работ (выставка «Спешите делать добро»).
Художественные материалы: гуашь, белая и тонированная суровая (обёрточная) бумага формата А 4, баночка с водой, тряпочка, кисточки, палитра.
Музыкальный ряд: Н. А. Римский – Корсаков фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Три чуда (Царевна – Лебедь), М. Мусоргский картинки с выставки «Баба – яга».
-Что нужно сделать для того, чтобы они действительно заговорили? Захотели общаться?
-Мы уже рассматривали и пытались пообщаться с работами художников, где были изображены животные и природа.
— Сегодня мы с вами обращаемся к картинам, где изображён человек.
-О чём может поведать нам такая картина?
— Сейчас я вам предлагаю познакомиться с работой замечательного художника М. А. Врубеля. Внимательно рассмотрите её и попробуйте ответить на вопрос, что вы можете сказать о женщине изображённой на этой картине? А поможет ответить вам на этот вопрос музыка Н. А. Римского – Корсакова. (Просмотр слайда с работой М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь», под фрагмент из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» Три чуда (Царевна – Лебедь)).
Работа над картиной М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь».
— Итак ребята, какая же она?
(Предполагаемые ответы детей: «Добрая, красивая, загадочная, грустная, злая, холодная»).
-Что позволяет сказать это? (Предположительные ответы детей: «Её глаза, одежда, корона, улыбка).
-Ребята, а цвет может нам помочь ответить на вопрос какая она?
(Предположительный ответ детей: «Да»).
-А как он нам помогает раскрыть этот образ?
(Если дети затрудняются ответить). Ребята, художник использует нежные, прозрачные, спокойные цвета или наоборот яркие, крикливые, насыщенные?
(Предположительные ответы детей: «Нежные, лёгкие, голубой, белый, розовый и т. д.).
-Глядя на эту картину создаётся ощущение, что всё овеяно прозрачной, лёгкой дымкой.
-А присутствует ли свет на этой картине?
(Предположительный ответ детей: «Да»).
(Предположительный ответ детей: «На одежде, на крыльях»).
-А что ещё может нам помочь раскрыть этот образ?
(Если дети затрудняются ответить ). Линия и образ.
-Ребята, а линия может нам о чём то рассказать?
(Предположительный ответ детей: «Да»).
-Объясните пожалуйста, как она помогает?
(Если дети затрудняются ответить на вопрос, спрашиваю: «Какие линии использует художник?»). Показываю рукой на лицо, на плавные, струящиеся линии шарфа, лебединых крыльев, подталкивая тем самым к размышлению над тем, что линии могут быть мягкими, волнистыми, льющимися.
— Как вы думаете, есть что – то в этой картине необычное, сказочное, таинственное?
(Предположительный ответ детей: «Да»).
— А что в ней есть необычного?
(Предположительный ответ детей: «Крылья, перья, которые напоминают ангела, лебедя, глаза, одежда, украшения которые напоминают королеву»).
-Ребята, а помогла ли вам музыка?
(Предположительный ответ детей: «Да»).
-Скажите, а что вы почувствовали в тот момент, когда звучала музыка?
(Предположительный ответ детей: «Что этот образ неожиданно появился перед ними, что она как будто раскрылась перед ними, что она сейчас распрямится и улетит, что она танцует, ощущение лёгкости, плавности, спокойствия, грациозности»).
— А какой была сама музыка?
(Предположительные ответы детей: «Лёгкая, нежная, спокойная, тихая, медленная, плавная, красивая»).
-Сочетается ли эта музыка с данным образом?
(Предположительный ответ детей: «Да»).
-Молодцы ребята, вы всё правильно подметили перед нами действительно образ наполненный таинственностью, нежностью, сказочностью, грациозностью, загадочностью.
-И перечисляя все эти слова мы сразу понимаем, что имеем дело с добром или злом?
(Предположительный ответ детей: «С добром»).
-В жизни есть не только добро, но и зло. И художники его тоже изображают в своих работах, что бы мы научились вовремя распознавать его, умело с ним бороться. Вот например, как вы думаете, Баба – яга это образ злой или добрый?
(Предположительный ответ детей: «Злой»).
— Да действительно, во всех сказках это злой образ, но я хочу вам сказать, не всегда Баба – яга была злой. На Руси издревле её считали мудрой, помогающей людям.
(Дети просматривают слайд с изображением Бабы – яги).
-Ребята, а как вы считаете какими качествами наделил художник свою Бабу – ягу?
(Предположительные ответы детей: «Хитростью, коварством, вредностью, злостью»).
А что помогло художнику показать нам её именно такой? (Предположительный ответ детей: «Цвет, линии, детали, лицо, глаза, руки»).
-Ребята, какие линии использовал художник в этой картине, такие же как и в Царевне – Лебедь (пластичные, льющиеся, мягкие)?
(Предположительный ответ детей: «Нет»).
(Если дети затрудняются ответить), указываю им на лицо, нос, рот, руки, подталкивая тем самым детей к ответу (кривые, злые, колкие, жёсткие, острые, колючие, ощетинившиеся, ломанные).
-Обратите внимание на её позу, что она нам напоминает по линиям (показываю)?
(Ответ детей: «Молнию, что – то страшное».
-А какие вокруг деревья, что произошло с их веточками?
(Предположительный ответ детей: «Обломаны»).
-Ребята, а как в данном случае помогает нам цвет?
(Предположительный ответ: «Он тёмный, мрачный, создаёт напряжение, ощущение зла).
Если кто – то увидит свет на полянке и решит, что это добрая Баба – яга, следует спросить.
— А много ли света на полянке?
(Предположительный ответ: «Да»).
-А откуда появилась Баба – яга, откуда она пришла к нам на полянку?
(Предположительный ответ детей: «Прилетела из лесу»).
-А какой сам по себе лес?
(Предположительный ответ: «Тёмный, густой, мрачный).
-А добрый человек может жить в таком лесу?
(Предположительный ответ детей : «Нет»).
-Значит каким должен быть человек чтобы ужиться в таком лесу?
(Предположительный ответ детей: «Злой»).
-Ребята, а лучик солнца, дал нам с вами возможность лучше увидеть зло.
— Какие детали в картине указывают на то, что Баба – яга злая?
(Предположительный ответ: «Крючковатый нос, руки, кривой, злой рот, нахмуренные брови, сгорбленная, худая, вся в лохмотьях, небрежно одетая, волосы торчат дыбом»).
-Ребята, а обратите внимание на её метлу. Какая она?
(Предположительный ответ: «Кривая, сломанная»).
-На самом деле, глядя на её метлу складывается ощущение, что сделана она с нелюбовью, кое как, полностью отражая внешний вид своей хозяйки.
-Молодцы ребята, вы очень здорово смогли прочитать образ Бабы – яги, действительно именно такой хотел показать её художник.
-Сейчас я вам предлагаю прослушать ещё один музыкальный фрагмент М. Мусоргского «Баба – яга» и ответить на вопрос. Созвучен он с тем образом который мы сейчас рассматривали или нет?
(Предположительный ответ детей: «Да»).
-А какими были звуки в этой музыке?
(Предположительные ответы детей: «Громкие, страшные, быстрые»).
-Действительно, они как бы дополняют друг – друга (изображение и музыка). Звуки оказались такими же как и линии колкими, пронзительными, сама музыка очень ритмичная. Всё это ещё раз подтверждает, что эта Баба – яга какая?
Теперь я вам предлагаю самим попробовать создать различные женские образы, а помогут вам в этом цвет, детали, характерные линии и правильное расположение на листе самого образа.
Правая сторона класса будет нам создавать фею, волшебницу доброй страны, а левая сторона наоборот злую, коварную колдунью.
-Поскольку у нас в классе каждый хотел бы нарисовать добрый образ и учитывая, что злой рисовать не очень то приятно, я предлагаю поступить таким образом, чтоб ни кому не было обидно, следующий раз те, кто сегодня у нас рисуют добрый образ будут рисовать злой, а те кто рисовал злой образ нарисует добрый.
По окончании работы, рисунки детей с добрым образом вывешиваются на правую сторону доски, а рисунки с образом зла по левую сторону.
-Ребята, посмотрите, какими у нас получились добрые феи, действительно они наверное могут создавать всё только доброе и хорошее.
А теперь обратите внимание, как удачно ребята сумели передать на этой стороне царство «Зла», что даже страшно подойти к этим рисункам.
-Посмотрите, как хорошо, если этой половинки (где у нас добро) будет больше. А добра у нас будет много в мире тогда, когда каждый будет стараться делать много добрых дел. И тогда обязательно добро возьмёт вверх над злыми силами. И поэтому в заключение сегодняшнего урока, я говорю вам: «Спешите делать добро!» (Выставляются оценки).
Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллюстрациями, где есть изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи.
Презентация по ИЗО Женский образ 2 класс.по уч. Неменского Б.М.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выражение характера изображаемого человека Женский образ Презентацию составила Вурдова Елена Александровна, учитель начальных классов МОУ «Усогорская СОШ с УИОП»
В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство раскрытия характера человек по лицу. Изображая лица, художники раскрывают характеры. Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить восковыми мелками портрет сказочных персонажей.
В русских народных сказках, в сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся. Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из сказок: А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Положительные образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные. Отрицательные: безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые.
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
. Правду молвить, молодица и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Царица. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть; Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Молвить можно справедливо, Это диво, так уж диво“. Царевна-Лебедь. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
— Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дайте ему имя. Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых или злых (по вашему выбору ).
Использованные ресурсы: http://kinofilms.tv/film/skazka-o-care-saltane1984/25952/?order=reit_kp http://www.rusedu.info/Article1050.html http://blogs.privet.ru/community/Vid+/81597962/ http://raskras-ka.com/raskraski/raskraski-skazki-pushkina/
Номер материала: ДВ-052834
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока изобразительного искусства во 2 классе на тему: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.
Урок изобразительного искусства во 2 «В» классе
Дата проведения урока: 05.02.2016 г.
Студентка: Кошевец Альбина Группа: У-12
Учитель: Широкая М.М.
Методист: Весельев В.Ф.
Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.
Научить изображать женский портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером, используя выразительные средства рисунка и живописи.
Планируемые результаты (предметные)
Повторить понятие «портрет», дать понятия «мимика лица», «эмоции», и помощью средств выразительности рисунка изобразить портрет сказочного персонажа.
Определяют границы собственного знания и не знания. Развитие любви к творчеству. Проявляют интерес к изучению нового. Имеют мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе, стремятся к развитию внимания, памяти, мышления, развивать эстетический вкус; воспитывать терпение и аккуратность, кругозор, глазомер, память, внимание; интерес к урокам изобразительного искусства.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
Познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи;
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Методы и формы обучения
Наглядный, словесный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Основное содержание темы, понятия и термины
Портрет, мимика, эмоции.
Презентация, м/м доска, учебник, образец выполненной работы, педагогический рисунок на классной доске.
Технологическая карта урока.
I .Организация начала урока.
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.
1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, п роверка готовности к уроку.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, зовут меня Альбина Сергеевна.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
Я желаю вам новых открытий и успехов. Будьте внимательны, работайте дружно, старательно.
— Проверим, готовность к уроку! У вас должны быть альбомы, кисть, краски, баночка с водой и один на двоих шаблон овала лица человека.
Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание
Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.
II . Постановка учебной задачи урока.
Цель : сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала, способствовать развитию творческого мышления
1.Оглашение темы урока
— Сегодня мы отправимся в страну сказок, в которой с помощью выразительных средств рисунка и живописи, будем изображать портрет сказочного героя.
— Какие бывают сказки? (русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира)
Ставит перед учащимися проблемную ситуацию.
Решают её, называют тему урока.
III .Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала.
1.Вводная беседа по теме урока
2. Работа с учебником
— В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными героями, которые называются персонажами.
— Назовите добрых персонажей сказок.
Нарисованные детьми портреты (слайд….)
— Что за рисунки вы видите? (портреты)
— Портрет – это изображение конкретного человека.
Если видишь, что с картины
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед –
Обязательно картина называется … (Портрет)
— Мимика помогает передать эмоции человека, его характер через положение бровей, глаз, носа, рта.
Но вначале рассмотрим портреты, которые изобразили ваши сверстники.
— Откройте учебники на стр.100.
— Посмотрите на иллюстрацию «Царевны-Лебедь», ваш сверстник создал образ на фоне солнечного цвета, её оперение переливается нежными сине-бирюзовыми, розовыми, сиреневыми оттенками.
— Чтобы передать образ злой, завистливой Бабы-Бабарихи, юный художник использовал жёсткие линии и резкие, тяжёлые цвета.
Она смотрит настороженно, словно боится, что её коварный замысел может быть разгадан. Кажется, будто от злости у неё пожелтело лицо, а румянец приобрёл зелёный оттенок.
— На стр.102 девочка радостно смотрит на мир широко открытыми глазами, ожидая исполнения заветных желаний. Чистые и яркие оттенки цвета- жёлто-зелёные, светло-коричневые, розовые помогают понять её настроение радости и надежды, её добрые намерения.
Проводит познавательную беседу, подкреплённую презентацией, читает отрывки из разных произведений,
Дети внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы.
IV . Творческая практическая деятельность учащихся.
Цель: познакомить учащихся с выполнением алгоритма задания.
1.Выполнение практического задания.
— Сейчас мы приступим к выполнению практического занятия.
— Откройте альбомы, расположите лист вертикально.
— Какой формы голова человека?
1. Левая и правая части головы – одинаковы. Для удобства рисования отдельных частей лица проведём вертикальную линию посередине головы. Найдём середину отрезка и проведём горизонтальную линию – это уровень глаз.
2. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос. А также добавьте линии для рта.
3. Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. Глаза изображаем в виде изогнутых линий – дуг. Рисуем верхнее и нижнее веко. Дорисуем брови.
4. Глаза — отражение души.
5. Добавим рот. Проведите мысленно две линии от внутренних краешков глаз вниз.
6.Стираем вспомогательные линии, эскиз готов.
7. Нарисуем волосы и бант на голове.
8. Приступаем к работе с красками. У Белоснежки белая с кожа, как снег, чёрные волосы, как ночь, и с красными губами.
Выполняют практическое задание.
Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
1.Выставка и анализ работы
2.Обобщение по теме
3.Уборка рабочего места
— Кто уже нарисовал, несите рисунки сюда, мы проведём выставку.
— Понравилось ли вам рисовать портрет сказочного персонажа?
— Сложно было рисовать?
— Что вы узнали для себя нового?
— А что такое портрет?
— Ребята урок окончен. Приберите свои рабочие места.
Проводит выставку рисунков, актуализирует полученные знания детей, задавая вопросы.
Отвечают на вопросы учителя, убирают свои рабочие места.