Конспект урока литературы в 5 классе на тему А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Раздел долгосрочного плана : Литературная поэтическая сказка
Школа: Комсомольская СШ
ФИО учителя: Гуцалова Л.В.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
Все учащиеся смогут определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя; участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства;
Большинство учащихся смогут х арактеризовать героев по предложенному плану;
Некторые учащиеся смогут анализировать эпизоы сказки.
обучающийся определяет жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя;
характеризует героев при поддержке учителя.
Умение участвовать в диалоге, обсуждении ; взаимопонимание и взаимопомощь.
Русская литература («Фольклор», «Искусство»)
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Приветствие. Психологический настрой на урок.
Кому принадлежат слова:
1.«Жил-был поп толоконный лоб
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару»…
2.«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на высоких парусах»…
3. «Я ль, скажи мне, мне всех милее,
Всех румяней и белее? »
— с творчеством какого поэта мы продолжим знакомство?
— из каких произведений строки?
— что вы можете сказать об этих сказках?
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
— Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке: царевна и семь богатырей)
— Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )
1. Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 69
— Что мы узнали из начала сказки?
— Отчего умерла царица?
— Найдите описание новой царицы.
— Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?
— Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)
— Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)
— Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)
— Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
— А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)
— И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
— С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
— Что можно сказать о царевне?
2.Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 73
— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?
— О каких чертах характера это говорит?
— Почему царевна вышла к богатырям не сразу?
— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?
-Как царевне жилось у богатырей?
— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор? Прочитайте. Что вы можете сказать о богатырях?
— Как братья пришли свататься к царевне?
— Почему она им отказала? Какой она была?
— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?
3.Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.
Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Конспект урока по литературе в 5 классе
Составила: Степанова Виктория Ариановна – учитель русского языка и литературы Халбакинской СОШ им.П.И.Быканова с. Тосу Вилюйского улуса (района) Республики Саха
Тема: Образы и персонажи, герои «Сказк и о мертвой царевне и о семи богатырях ».
Цель : развитие гуманистических понятий на примере сказки у учащихся;закрепление понятий добро и зло.
— Ознакомление с героями и персонажами;
— выявление положительных и отрицательных героев “Сказки. ”;
— воспитание у детей понятия гуманизма; ответственности за свои поступки;
— обучение работе с текстом;
— нахождение ключевых слов.
Опережающее домашнее задание: выучить определенные отрывки из «Сказки…»
Оборудование: экран, проектор, учебник.
Слово учителя : Мы прочитали сказку А.С.Пушкина “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях”.
“ Что мы знаем о великом русском писателе и поэте Александре Сергеевич Пушкине?”
Давайте вспомним, что мы знаем о писателе.
(каждый учащийся готовит маленькую информацию, например дата рождения, имя сестры, бабушки, место рождения. )
На экране показывается портрет писателя
Какие произведения мы читали, знаем?
Кто-нибудь еще хочет что-нибудь добавить? ( желающие отвечают)
Слово учителя: Первый образ у нас – образ молодой царицы.
Что мы можем сказать про нее? ( Отрывок вступление из “Сказки. ” наизусть читает П.Ванесса)
Какими словами охарактеризована?
“ села ждать его одна”, “смотрит в поле, инда очи”, “не видать милого друга”, “с поля глаз она не сводит”, “восхищенья не снесла”.
П равду молвить молодица
Высока, стройна, бела
Горда, ломлива, своенравна, ревнива.
(наизусть прочтет Кондакова Вика)
Еще один образ – образ зеркала.
Отрывок про царицу и зеркало наизусть читает Ф.Карина
Нраву кроткого такого
Кроткого – синоним таких понятий, как смирение, покорность, незлобивость.
М ягкость духа, человеческая скромность
Некручинься–негорюй, нетоскуй, непредавайсяпечали.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Следующие образы – старушка нищенка и пес.
Пес сразу почувствовал, что она не та, за кого себя выдает. Собака – символ друга.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой,
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет…
Образы солнца, месяца, ветра.
Солнце : Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил»
Месяц : « Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На сторо́же я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала».
«Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Концовку «Сказки…» наизусть прочтет Н.Валерия.
Подведем итоги урока:
Дети высказывают свое мнение.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к произведению
Конспект урока по литературе на тему: «А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне» (5 класс)
Муниципальное казённое учреждение «Матырская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока литературы
По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».
Разработала: учитель литературы
Рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
Выявить систему образов сказки;
Учить составлять план;
Развивать навыки анализа текста;
Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Знание истории создания, содержания и героев сказки;
Владение элементами анализа текста;
Составлять план произведения;
Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
Зло подолгу не живет.
Портрет А.С. Пушкина.
Рефлексия настроения. Смайлики.
Ребята, поднимите вверх тот смайлик, который характеризует ваше настроение на начало урока.
А теперь улыбнитесь соседу по парте и пожелайте мысленно удачи и отличного настроения!
Назовите дату рождения А.С. Пушкина.
Как называлось учебное заведение, в котором учился Пушкин?
У В.А. Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у А.С. Пушкина?
Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С. Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?
Обратимся к словарям.
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
( Да, добро и зло – противоположные понятия).
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
5. Объяснение нового материала.
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
( В персонажах Царевны и царицы).
— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы.
Конспект урока по литературе 5 класс «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина с презентацией
Выбранный для просмотра документ Викторина по сказке Пушкина Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выбранный для просмотра документ урок по мертвой царевне.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ и ПРОДУКТИВНОЙ РАБОТЫ: Каждый человек заслуживает того, чтобы его выслушали, НЕ ПЕРЕБИВАЯ. 2. Говорить следует ПОНЯТНО, КРАТКО, высказываться непосредственно ПО ТЕМЕ. 3. Если высказанная мысль не вполне ясна, задаём вопросы «на понимание» («ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНЯЛ?») и только после этого делаем выводы и высказывания. 4. Критикуются ИДЕИ, а не личности
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Обобщающий урок – игра «Сказка – ложь, да в ней намек: Добрым молодцам урок». Цель: развитие воображения, интереса к поэзии, формирование навыка выразительного чтения. Задачи: Отработать навык анализа произведения, работы в группе. Обобщить и расширить знания о произведении А.С. Пушкина, выявить, насколько усвоена сказка. Формировать умение выразительно читать отрывки из сказки. Воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.
Чему учит нас «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?
Из истории создания сказки А.С.Пушкин В.А.Жуковский Царское Село, 1831г., состязание, «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее», «Сказка о царе Салтане…». 1833г., «Сказка о мертвой царевне…»
Викторина Отвечаем на вопросы первого уровня по содержанию сказки
Кто внимательнее? Отвечаем на вопросы второго уровня по содержанию сказки.
«Подбери определение» В цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова. Найдите среди прилагательных эпитеты.
Учимся выразительному чтению Слушаем актерское исполнение и читаем по ролям.
Какие пословицы, по вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне? Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. На языке мед, а на сердце – лед. Берут завидки на чужие пожитки. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Не всё то золото, что блестит. Терпенье и труд все перетрут.
Мы иллюстраторы Объясни, какого героя ты нарисовал. Почему ты нарисовал именно его? Чей рисунок понравился?
Подведем итоги Какая команда набрала большее количество баллов? Какой урок вы извлекли из прочитанной сказки? Д/з найти в тексте сказки 5 словосочетаний с эпитетами и выписать их в тетрадь
Выбранный для просмотра документ урок.docx
Обобщающий урок – игра
«Сказка – ложь, да в ней намек: Добрым молодцам урок»
(по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина).
Цель: развитие воображения, интереса к поэзии, формирование навыка выразительного чтения.
Задачи для учащихся:
Отработать навык анализа произведения, работы в группе.
Обобщить и расширить знания о произведении А.С. Пушкина, выявить, насколько усвоена сказка.
Формировать умение выразительно читать отрывки из сказки.
Воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Планируемые образовательные результаты (УУД):
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, умение устанавливать связи произведения с эпохой создания и биографией поэта, умение анализировать произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать лирического героя, определять композицию, ИВС языка, определять их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации, умение выразительно, осмысленно читать текст.
Оборудование: тексты сказки, компьютер, проектор, презентация, фонохрестоматия, раздаточный материал.
Предтекстовый (организационно-мотивационный) структурный элемент урока.
— Друзья, сегодня мы работаем в группах. Для полноценной работы давайте вспомним правила сотрудничества. С1 (читают дети)
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ и ПРОДУКТИВНОЙ РАБОТЫ:
Каждый человек заслуживает того, чтобы его выслушали, НЕ ПЕРЕБИВАЯ.
2. Говорить следует ПОНЯТНО, КРАТКО, высказываться непосредственно ПО ТЕМЕ.
3. Если высказанная мысль не вполне ясна, задаём вопросы «на понимание» («ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНЯЛ?») и только после этого делаем выводы и высказывания.
4. Критикуются ИДЕИ, а не личности.
— Посмотрите на кадры из известного мультфильма. С2-5
— Узнали ли вы сказку по иллюстрациям? С6
— Что это за сказка? Попробуйте сформулировать тему нашего урока, если вы видите, что мы работаем в группах, знаете, что мы уже прочитали сказку и подводим итоги изучения произведения. С7
— Чьи строки я взяла в название?
Исходя из темы урока, сформулируйте наши цели и задачи.
Сегодня мы попытаемся выяснить, чему учит нас сказка Пушкина. С8
Текстовый информационно-аналитический элемент урока
Историческая справка. С9
Викторина. Отвечаем на вопросы первого уровня по содержанию сказки (сюжет). С10
Команды отвечают поочередно, если команда не знает ответа, могут ответить соперники, за правильный ответ 0,5 балла (по 10 вопросов).
Кто внимательнее. Отвечаем на вопросы второго уровня по содержанию сказки (детали). Команды отвечают поочередно, если команда не знает ответа, могут ответить соперники, за правильный ответ 1 балл (по 6 вопросов). С11
1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? (Снег)
2) Каким было приданое царевны? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)
3) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? (Молится)
4) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей? (Пес Соколко)
5) Как называлось жилище семи богатырей? (Терем)
6) Чем занимались семь богатырей? (Охота, война)
7) Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла? (Рогаткой)
8) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)
9) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)
10) Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (Хрусталь)
11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)
12) Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)
4. Подбери определение. В цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова. Найдите среди прилагательных эпитеты (по 1 баллу за слово и объяснение). С12
Ты встаёшь во тьме …
И в хрустальном гробе том
Спит царевна … сном.
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Он ударился всей силой.
Глубокий, светлоокий, круглолицый, позолоченный
Вечный, печальный, хрустальный, милый.
-Как эпитеты помогают понять авторское отношение к месяцу?
— Как эпитеты из второго отрывка помогают передать чувства Елисея?
Пушкин использует в этой сказке ещё один интересный приём – богатыри кладут царевну в хрустальный гроб. Потому что, оказывается, хрусталь – это символ верности и преданности
5. Учимся выразительному чтению. Слушаем актерское исполнение и читаем по ролям. С13 Фонохрестоматия (фрагмент):
0:40 диалог с черницей
Как вы оцениваете поведение царевны и поступок черницы?
-Какие переживания героя мы слышим в голосе чтеца? Какими чертами характера обладает Елисей?
Попробуйте прочитать фрагменты, распределив роли, постарайтесь передать чувства и переживания героев. (5 баллов)
6. Пословицы. С14. Какие пословицы, по вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне? Объясните свой выбор. (по1 баллу)
Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет.
На языке мед, а на сердце – лед.
Берут завидки на чужие пожитки.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Не всё то золото, что блестит.
Чему научила вас эта сказка? Какой урок вы извлекли для себя?
— А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь? ( добро и зло)
— Какое из начал – добро или зло – победило?
— Кто истинно красив, внешне и духовно, в сказке?
7. Многие художники обращались к иллюстрированию данной сказки. В начале урока вы видели кадры из мультфильма. В учебнике есть рисунки Е.Пашкова и Т.Мавриной. В стиле палеха изображал героев сказки художник Александр Михайлович Куркин. Есть и графические иллюстрации. Современный фотограф Екатерина Рождественская создала галерею сказочных образов (она фотографировала артистов, фигуристов) и представила солистку группы «Город 312», Аю, в образе царицы. Это говорит о том, что пушкинские герои не стареют в течение столетий, сказки и сегодня актуальны и любимы детьми и взрослыми. С15-17
Мы иллюстраторы. С 18 (по 2 балла)
— Объясни, какого героя ты нарисовал. Почему ты нарисовал именно его? Чей рисунок понравился?
Посттекстовый структурный элемент урока
8. Подведем итоги С19 Рефлексия.
Какая команда набрала большее количество баллов? Какой урок из прочитанной сказки вы извлекли для себя?
9. Д/з Найдите в тексте сказки 5 словосочетаний с эпитетами и выпишите их в тетрадь.
С правдой победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.
Ты встаёшь во тьме …
И в хрустальном гробе том
Спит царевна … сном.
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Он ударился всей силой.
Глубокий, светлоокий, круглолицый, позолоченный
Вечный, печальный, хрустальный, милый.
Ты встаёшь во тьме …
И в хрустальном гробе том
Спит царевна … сном.
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Он ударился всей силой.
Глубокий, светлоокий, круглолицый, позолоченный
Вечный, печальный, хрустальный, милый.
Конспект урока. Литература. 5 класс. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Конспект урока. Литература. 5 класс.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Противоборство добрых и злых сил в сказке.
Урок подготовлен и проведён учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 ст. Зольской Шутковой М.А.
14 ноября 2014 года
Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
— Как вы думаете, так ли это?
— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
— Царевны и царицы. Слайд 4.
— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
Работа с новыми литературными понятиями : противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
— Как разворачиваются события дальше?
— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
5-ый этап. Первичное закрепление
Работа в группах по заданному плану.
Представление сказочного персонажа.
Отношение к окружающим.
Отношение окружающих к героине
Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Учащиеся делают выводы. Слайд 8
Снятие утомления с глаз. Слайд 9
6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.
Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.