План конспект по рассказу в дурном обществе

Сказки

Конспект урока по литературе «В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть « В дурном обществе» (5 класс)

«В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть « В дурном обществе»

Познакомить учащихся с именем В.Г. Короленко.

Знакомство учащихся с повестью, с обстановкой действия повести, с главными героями

2. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с повестью В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1.Знакомство с жизнью и личностью В.Г. Короленко.

2.Знакомство с повестью «В дурном обществе»:

а) образ серого, сонного города(1гл.);

б) отношения Васи с отцом (2гл.).

3. В нашей жизни мы встречаем людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди – их мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступать от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком был В.Г. Короленко

Сегодня на уроке мы будем работать по 1,2 гл. Обсудим след. вопросы.

а) образ серого, сонного города(1гл.);

б) отношения Васи с отцом (2гл.).

Повествование ведется от 1 лица, от имени Васи- участника происходящих в повести событий.

Перед чтением выясним значение некоторых слов

Часовня- маленькое здание для богослужений.

Убежище – место, где можно укрыться.

Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.

Чтение. Беседа по прочитанному

Вася- мальчик 7-8 лет, сын судьи. Судья едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке.

Как описывает автор городок, в котором происходит действие?

Текст В городе царила разруха, он был запущен.

Какие средства художественной изобразительности использует Короленко в этом описании? Найдите эпитеты в этом описании. Образ какого городка создает автор?

Сонные, заплесневевшие пруды; серые заборы; подслеповатые, ушедшие в землю хатки.

Олицетворение и сравнение. Мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик.

Всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

Какие архитектурные сооружения ещё больше подчёркивают, что в городе царила разруха, запустение?

Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Почему им пришлось покинуть своё убежище?

Старый Януш, который когда-то был мелким графским служащим, выхлопотал себе нечто звания управляющего и приступил к преобразованиям. Он вместе с целой армией красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка бедняков.

Хочу отметить изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции. « А в стороне стоял молчаливый будочник (полицейский) тоже с увесистой дубиной в руках.»

Где нашли приют несчастные. изгнанники? Кто из них заслуживает особого внимания?

На горе, около часовни, они составили дружное сообщество и занимались мелким воровством в городе и окрестностях. Организатором и руководителем этого сообщества был Тыбурций Драб.

Разговор об этом герое у нас пойдёт на след уроке.

Таким образом развернувшаяся перед нашими глазами картина города и жизни его обитателей помогает нам эмоционально воспринять характер взаимоотношений, которые сложились между действующими лицами повести.

Прежде всего остановимся на взаимоотношениях, которые сложились между Васей и его отцом после смерти матери.

Обратимся к тексту ( 1 абз. 1главы)

Что в жизни мальчика было самым тяжёлым?

Как складывались отношения Васи с отцом?

Непонимание, отчуждённость. Мать умерла, когда ему было 6 лет. С этого времени мальчик чувствовал себя чужим, никому ненужным и заброшенным.

Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына?

«Лицо отца стало угрюмее»; «Вася не возвращался домой, а прокрадывался»;

«между ними стояла какая-то стена», «считал бродягой и негодным мальчишкой» и др

Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васи? Если нет, докажите свою точку зрения.

Вася жалеет тех, кого обижают, он очень любит свою мать, вспоминает её нежные руки, грустные глаза.

Любит ли Вася своего отца?

Да, ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал.

Какие эпизоды повести вам понравились, особенно взволновали?

Источник

Конспект урока на тему «В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Описание города. Главные герои произведения»

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание города. Главные герои произведения. 5 класс

Конспект урока литературы в 5 классе

Содержимое разработки

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание города. Главные герои произведения. 5 класс

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация, учебник, карточка для групповой работы, рабочий лист.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

— Здравствуйте, ребята. Прежде чем приступить к нашей активной, плодотворной работе давайте повторим наши правила.

1 вариант – Я смогу выполнить все задания!

2 вариант – У меня все получится!

Все вместе (хором) – Желаю успехов себе и друзьям!

— Молодцы, ребята! А теперь улыбнемся друг другу и заряженные хорошим настроением приступим к работе.

Постановка учебной задачи (слайд 1). Сделать пометки на полях – запиши знаковую формула на полях.

Актуализация знаний. Введение в тему. Запись темы. Формулировка целей урока.

Дурное общество – как нам его рассмотреть? Через что? Через кого?

— Ваше общество. Оно какое? Какие люди вас окружают?

— Запишем число и тему урока (слайд № 2)

— Сформулируем цели нашего урока.

Слово учителя. О Короленко. Словесное рисование. Чтение статьи учебника с. 12.

Беседа по вопросам учебника.

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество”.

А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г. Короленко

Рассмотрите внимательно портреты на доске, в своих тетрадях и попробуйте предположить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. Характер труженика, борца, человек, готового поделиться последним с теми, кто в этом нуждается, восхищал его современников.

Читайте также:  Сказки салтыкова щедрина сценарий

Переход к теме. Первичный тест на знание текста. Взаимопроверка. Фонограмма.

Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.+

Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.-

Вася и Валек впервые встретились в роще.-

Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.-

Маруся очень отличалась от Сони.+

Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.+

Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.-

Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.+

Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

– Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

Работа в паре. Описание города. Каким он представлен?

Ставим 1 учебную задачу – Город. – работа в парах

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей. Я предлагаю нам рассмотреть дурное общество.

— Что выделяется в городе особенно?

Найдите описания старого замка и часовни (слайд №4)

Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи? (Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но, когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.)

Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?

(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием).

Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”? (“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)

– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

Подвести итоги этого этапа урока!

ФИЗМИНУТКА (звучит музыка)

Закрываем глаза. Представим, что вышли на свежий воздух, дышим лесной свежестью, кругом зеленая трава, поют птицы, светит яркое солнце. Тянемся к солнышку, набираемся энергии космоса. Снимаем усталость, расслабляемся.

Работа в группах. Главные герои. Какие они?

Ставим 2 учебную задачу – Главные герои.

Источник

Конспект урока литературы 5 класс В. Короленко » В дурном обществе».

Урок № 64 5 класс 19.02.18г.

Тема: В.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.

— способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»,

— осознать и осмыслить идейное содержание повести.

— продолжить развитие устной речи, эмоционально­ образного и аналитического мышления

— формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Усвоение кадетами понимания логики построения сюжета и образной системы рассказа, навыков составления литературного портрета персонажа.

Учащиеся научатся давать оценку действиям героев, выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности.

действие, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи.

Учащиеся получат возможность самостоятельно раскрывать особенности авторской характеристики, овладеть свободной работой с текстом.

Организац. момент (1 мин.).

Слово о писателе (10 мин).

Работа с текстом (25 мин.).

Подведение итогов урока (2 мин.).

Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.).

2.Целеполагание. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с повестью В.Г.Короленко «В дурном обществе». Урок буден построен по следующему плану:

1.Знакомство с жизнью и личностью В.Г. Короленко.

2.Знакомство с повестью «В дурном обществе»:

а) образ серого, сонного города(1гл.);

б) отношения Васи с отцом (2гл.).

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(Узнать о жизни и творчестве писателя Короленко, познакомиться с главными героями повести на материале 1,2 главы – Васей и его отцом.)

В нашей жизни мы встречаем людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди – их мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступать от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком был В.Г. Короленко.

Обратите внимание на портрет писателя.

Перед нами взрослый, умудрённый жизненным опытом мужчина. Глядя на портрет писателя мы обращаем внимание на его взгляд.(проницательный)

Каким человеком вы представляете автора повести?

нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921 гг.) родился в 1853 г. в Житомире на Украине (поясним, что Украина в то время входила в состав России). Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой, классической, гимназии в Ровно не было)

те времена в Российской империи были гимназии двух видов: реальные и классические. В классической гимназии изучали древние языки — древнегреческий и латынь, и для поступления в университет необходимо было держать экзамены по этим языкам. После реальной гимназии поступать в университет было нельзя: выпускник мог рассчитывать только на получение реального, как тогда говорили, образования: инженерного, сельскохозяйственного.

Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали учебе: пришлось добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 г. Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязев

Читайте также:  Сказки старого пианино шопен мультфильм

академии были установлены жесткие полицейские порядки: во всем мире после Парижской коммуны 1871 г. возникали рабочие и социалистические партии, действовал I Интернационал — Международное товарищество рабочих, и царское правительство боялось, что коммунистические идеи из Западной Европы проникнут в Россию. Особые люди доносили обо всем, что делается в академии, студенты которой по традиции ездили на стажировку за границу.

Студенты были недовольны полицейскими порядками в академии. Короленко в Москве посещал собрания революционно настроенной молодежи. В 1876 г. он подал коллективное прошение от имени студентов об отмене полицейских порядков в академии и был отправлен на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через год Короленко вновь стал студентом и снова был исключен. Тогда Короленко начал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка будущего писателя.

Царское правительство считало Короленко «опасным агитатором и революционером», и в 1879 г. Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан в Вятскую губернию. Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место — «за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние».

Первое свое серьезное произведение — очерк «Чудная» — Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме. В 1881 г. был убит император Александр

Все жители России должны были принести присягу верности новому императору — Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко был человеком, который ни в чем не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, и именно там создал повесть «В дурном обществе» (много лет она печаталась под названием «Дети подземелья»).

Возвратившись в Центральную Россию, Короленко быстро становится известным писателем, сотрудничает со многими журналами и газетами, затем сам становится создателем журнала «Русское богатство». До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого удивляли современников и могут служить примером для нас с вами.

Какими принципами обладал Короленко? ( Он был честным, справедливым человеком.)

4. Работа с текстом произведения

Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.

Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».

Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.

Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего

счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания героя нет в повести. Вася – смелый мальчик, честный, добрый, он умеет держать слово. В этот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. В эпизоде с куклой главный герой показан как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрение ради того, чтобы его маленькая подружка могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни.

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой, которой тоже было четыре года: «моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодная. За ней ухаживал брат Валек.

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

Жизнь среди серых камней

Урок милосердия и любви к людям

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.

Читайте также:  Рассказ про соню и степана

Будем стремиться к тому, чтобы текст повести как можно чаще звучал на уроке. В 5 классе, когда круг читательских интересов у детей только формируется, восприятие произведения и интерес к творчеству его создателя зависят от того, насколько эмоциональным и личностно мотивированным было первое знакомство с произведением. Мы считаем, что знакомство с большинством произведений, включенных в учебную программу, должно начинаться на уроке при эмоциональном подъеме. Хорошее чтение учителя увлечет детей и побудит их к дальнейшему активному чтению программного и других произведений.

Чтение первых трех глав произведения занимает (в зависимости от темпа чтения) 25—30 минут. С помощью интонации учитель сможет передать неприятие Васей сцены изгнания неугодных из замка

сложность отношений Васи с отцом. Сцена первого знакомства Васи с Валеком и Марусей в часовне, являющаяся завязкой произведения, заинтересует детей и побудит их дочитать дома повесть до конца.

Подведение итогов урока.

Таким образом, сегодня познакомились с таким гениальным писателем как Короленко, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам.

Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».

5.Дом. зад. с комментированием к нему

Источник

Конспект урока по литературе на тему «В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. (5 класс)

Конспект урока. Литература. 5 класс.

Тема. В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.

— способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»,

— осознать и осмыслить идейное содержание повести.

— продолжить развитие устной речи, эмоционально­ образного и аналитического мышления

— формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Усвоение кадетами понимания логики построения сюжета и образной системы рассказа, навыков составления литературного портрета персонажа.

Учащиеся научатся давать оценку действиям героев, выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности.

действие, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи.

Учащиеся получат возможность самостоятельно раскрывать особенности авторской характеристики, овладеть свободной работой с текстом.

2.Целеполагание. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с повестью В.Г.Короленко «В дурном обществе». Урок буден построен по следующему плану:

1.Знакомство с жизнью и личностью В.Г. Короленко.

2.Знакомство с повестью «В дурном обществе»:

а) образ серого, сонного города(1гл.);

б) отношения Васи с отцом (2гл.).

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(Узнать о жизни и творчестве писателя Короленко, познакомиться с главными героями повести на материале 1,2 главы – Васей и его отцом.)

В нашей жизни мы встречаем людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди – их мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступать от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком был В.Г. Короленко.

Обратите внимание на портрет писателя.

Перед нами взрослый, умудрённый жизненным опытом мужчина. Глядя на портрет писателя мы обращаем внимание на его взгляд.(проницательный)

Каким человеком вы представляете автора повести?

Рассказ о писателе

Какими принципами обладал Короленко? ( Он был честным, справедливым человеком.)

4. Работа с текстом произведения

«В дурном обществе »- повесть о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России.

Часовня- маленькое здание для богослужений.

Убежище – место, где можно укрыться.

Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.

От чьего имени ведётся повествование?

Как описывает автор городок, в котором происходит действие?

Текст стр. 12 В городе царила разруха, он был запущен.

Какие средства художественной изобразительности использует Короленко в этом описании? Найдите эпитеты в этом описании. Образ какого городка создает автор?

Сонные, заплесневевшие пруды; серые заборы; подслеповатые, ушедшие в землю хатки. (слайд 9)

Олицетворение и сравнение. Мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик .(слайд 10)

Всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

Какие архит. сооружения ещё больше подчёркивают, что в городе царила разруха, запустение?

Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Почему им пришлось покинуть своё убежище?

Старый Януш, который когда-то был мелким графским служащим, выхлопотал себе нечто звания управляющего и приступил к преобразованиям. Он вместе с целой армией красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка бедняков.

Хочу отметить изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции. « А в стороне стоял молчаливый будочник (полицейский) тоже с увесистой дубиной в руках.»

Где нашли приют несчаст. изгнанники? Кто из них заслуживает особого внимания?

На горе, около часовни, они составили дружное сообщество и занимались мелким воровством в городе и окрестностях. Организатором и руководителем этого сообщества был Тыбурций Драб.

Разговор об этом герое у нас пойдёт на след уроке.

Т.О развернувшаяся п/д нашими глазами картина города и жизни его обитателей помогает нам эмоционально воспринять хар-р взаимоотношений, которые сложились м/д действ. лицами повести.

Прежде всего остановимся на взаимоотношениях, которые сложились м/д Васей и его отцом после смерти матери.

Обратимся к тексту ( 1 абз. 1главы)

Что в жизни мальчика было самым тяжёлым?

Как складывались отношения В. с отцом?

Непонимание, отчуждённость. Мать В. умерла, когда ему было 6 лет. С этого времени мальчик чувствовал себя чужим, никому ненужным и заброшенным.

Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына?

«Лицо отца стало угрюмее»; «Вася не возвращался домой, а прокрадывался»;

«м/д ними стояла какая-то стена», «считал бродягой и негодным мальчишкой» и др.

Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васи? Если нет, докажите свою точку зрения.

Вася жалеет тех, кого обижают, он очень любит свою мать, вспоминает её нежные руки, грустные глаза.

Любит ли В. своего отца?

Да, ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал.

6. Д/з читать главы 3-6 , дать характеристику Васе.

Источник

Познавательное и интересное