План конспект рассказы чехова 5 класс

Сказки

Внеклассный урок по литературе в 5-м «В» классе «Пестрые» рассказы А.П. Чехова

«Пестрые» рассказы А.П. Чехова

(Внеклассный урок по литературе в 5-м «В» классе)

учитель Евтишина Т.А

1) стенд о жизни и творчестве Чехова А.П.

2) презентация (слайды)

3) музыка П.И. Чайковского

4) текст рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» (по кол-ву уч-ся в классе)

1) Вступительное слово учителя

2) Беседа с уч-ся, работа с учебником (литературоведческий словарик: юмор, сатира)

3) Беседа по рассказам А.П. Чехова, прочитанным дома «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев»)

4) Выразительное чтение р-за «Толстый и тонкий» с элементами инсценирования.

5) Беседа по рассказу «Толстый и тонкий» с элементами художественного анализа.

6) Словарная работа: художественная деталь, подтекст.

7) Подведение итогов урока.

1.Вступительное слово учителя

Значение творчества А.П.Чехова очень велико. Не зря 2010 год объявлен ЮНЕСКО годом писателя. Совсем недавно, в конце Января, мы отмечали 150 лет со дня его рождения. Многие большие писатели начинали свой путь сочинением стихов, а творческий путь Чехова начинался с веселых юмористических рассказов, опубликованных на страницах с «несерьезными» названиями: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и т.д. Они-то и оставили впоследствии основу его Сборников «Сказки Мельпомены» (1884 г.) и «Пестрые рассказы (1886 г.). Тема нашего урока «Пестрые» рассказы А.П.Чехова.

Почему они пестрые? Как вы понимаете значение этого слова?

Наверное, еще потому рассказы «пестрые», что в них показана жизнь, в которой встречается и смешное, и грустное. И за смехом, порой слышится страдания и боль. Надо только внимательно читать и за кажущейся беспрестанностью автора чувствовать, как бьётся его чуткое, ранимое сердце.

2.Беседа с уч-ся и работа с учебником

3. Беседа по рассказам «Хамелеон», « Унтер Пришибеев»,«Лошадиная фамилия».

Вы, наверное, обратили внимание на яркие, запоминающиеся названия чеховских рассказов… У Чехова встречается и такой:» Рассказ, которому трудно подобрать заглавие.» Рассказ начинается с названия, как театр с вешалки. На смысл названия надо всегда обращать внимание: неспроста!

Вопросы к учащимся

— почему рассказ так называется?

— о чем «говорит» фамилия главного героя? Других персонажей?

— становятся ли собственные имена нарицательными?(хамелеон,унтер Пришибеев,Очумелов..)Почему?

КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ ПОРТРЕТА, ИНТЕРЬЕРА, РЕЧИ ГЕРОЕВ?( Т.Е.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ).

4.Элементы инсценирования рассказа «Толстый и Тонкий»

— выразительное чтение учителя

— выразит.чтение с инсценированием уч-ся

5.Беседа по рассказу «Толстый и Тонкий»

2) кто из героев вам больше понравился:Толстый

Чехов наследовал традиции Пушкина(в т.ч.тема «маленького человека» )

6. Словарная работа

Это и есть подтекст-подспудный смысл текста («подводное течение»-так ещё говорят о своеобразии чеховского творчества). О роли детали мы много говорили сегодня. Деталь-это выразительная подробность в произведении, которая помогает лучше понять авторский замысел.

7. Подведение итогов урока

-в юмористических( несерьёзных )рассказах скрыт глубокий смысл!

-оценки учащихся с комментарием

1)проиллюстрировать чеховские рассказы(по выбору),

2)выпишите в тетрадь 3-4 афоризма Чехова( по выбору),

3) знать определения» подтекста» и«художественной детали»( тетрадь или учебник)

Источник

Урок № 52 Тема: А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок № 52 Тема: А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». 5 класс»

Тема: А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия».

Цель: Открыть для себя Чехова – человека, Чехова – мастера юмористического

Задачи:1.Уяснить, почему «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ.

2.Формирование умений учащихся анализировать текст художественного

3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.

4. Воспитание культуры речи, культуры поведения.

« Они смешные, но невеселые».

2.Анализ творческих работ.

3. Слово о писателе.

Жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет назад. Он много помогал

людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное – словами. Помогали больным, и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.

Чехов умеет писать так, чтобы словам

было тесно, а мыслям – просторно.

Краткость – сестра таланта.

Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал в себе сразу

Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – писатель, литературная деятельность которого

началась в 80-х гг.XIX в.

Выступление учащихся с сообщениями об А.П. Чехове.

Читайте также:  Рассказ на английском про зиму в россии

2. Размышления по фактам биографии писателя.

Чехов не любил вспоминать свое детство “В детстве у меня не было детства”, – писал он

своему старшему брату Александру. Антон Павлович в 17 лет написал “Отец и мать –

единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею.

Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди…”

Как вы можете прокомментировать это? ( “… я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сек”. Отец заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и петь в церковном хоре, вставать на рассвете. Кроме того, они должны были помогать ему в торговой лавке: отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Все это было для детей истинным проклятием. Уставшие и не выспавшиеся, дети с трудом учили уроки и часто получали двойки, за что им доставалась порка. Но зато как весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа. Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли – это яркие домашние праздники. И душой всего этого было Антон. Отец пел, играл на скрипке, рисовал. Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна, она всю свою жизнь посвящала детям.)

Как случилось, что Чеховы отдали своих детей – Антона и Николая – не в обычную школу, а греческую? (В Таганроге хозяевами торговых предприятий были греки. Отец мечтал о таком будущем для своих детей. Знакомые греки советовали отдать сыновей в греческую школу, суля им блестящее будущее. Школа состояла из 6 классов, все они помещались в одной комнате, и со всеми занимался только 1 преподаватель. Занятия состояли в том, что он ничего не делал, а только изобретал для учеников наказания. В течение всего года Антон и Николай не научились по-гречески ни читать, ни писать, родители решили отдать детей в гимназию).

В Таганрогской гимназии Чехов проучился 11 лет. Каким человеком вышел из стен гимназии будущий писатель? (Преподаватель Покровский говорил, что из Антошки ждать ровно ничего нельзя. Вызывая его к доске, он говорил: “Чехонте!” Впоследствии Чехов стал подписывать так свои юмористические произведения.

С товарищами не откровенничал, но всегда приходил на помощь, кто в этом нуждался. В

гимназии он стал издавать журнал “Заика”. В последние годы жилось тяжело. Торговля отца не заладилась, он разорился и уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, зарабатывал уроками

средства на жизнь, даже посылал денежные переводы семье).

Скажите, почему же Чехов, уже начавший литературную деятельность. После окончания гимназии поступает на медицинский факультет Московского университета?

(Своё будущее Чехов решил посвятить медицине. Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье, в деревне Мелихово. Он по-прежнему видит себя врачом, а не писателем.“Человек без селезенки”, “Врач без пациентов”.)

Вывод: Всего в своём творчестве он использовал 45 псевдонимов. “ Фамилию я отдал

– Что мог сделать для детей доктор Чехов? (Конечно, он их лечил и помогал, чем мог. А писатель Чехов рассказал о них в своих рассказах и показал многим, что так жить нельзя и надо что-то менять в жизни этих ребят. Много добрых дел было сделано самим врачом и писателем А.П.Ч.: он хлопотал о постройке и открытии школ для детей. Ребятам он писал письма, рисовал им смешные картинки, посылал подарки).

4. Прослушивание аудиозапись рассказа «Хирургия»

Предлагаю прослушать рассказа «Хирургия» из аудиокниги.

5. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия».

— Понравился рассказ Чехова?

— Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения?

— Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Послушайте одну такую историю.

Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

Читайте также:  Рассказы про кошек для детей короткие

А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

— Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

— Вспомните,что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? ( потому что герои ведут себя нелепо…)

— Смешно, потому что произведение юмористическое. Что такое юмор?

— Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает?

— Каким перед вами предстает больной дьячок?

— Кто вызывает больше смеха или сочувствия дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?

— Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

— Давайте попробуем разобраться в этом.

— Как выглядела земская больница? Кто её пациенты?

Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.

— О чем нам говорит фамилия фельдшера – Курятин?

Фельдшер Курятин курит зловонную сигарету. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом «курятина». Есть такое обидное прозвище «курицын сын», то есть глупый и трусливый человек.

— Какими предстают перед нами фельдшер и больной?

И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными.

— Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

— Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

— Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

7. ВИКТОРИНА ( мозговой штурм)

— Какими словами начинается рассказ? (земская больница…)
— Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? ( доктор уехал жениться)
— Как фамилия фельдшера? (Курятин)
— Как зовут фельдшера? ( Сергей Кузьмич)
-Сколько лет Курятину? (лет сорока)
— Как фамилия дьячка? (Вонмигласов)
— Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (водку с хреном)
— Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (ниточку с афонской горы и полоскать молоком)
— Почему дьячок не полоскал молоком? (пост)

— Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ)
-Что было на глазу дьячка?( муха, бельмо, ячмень)

— На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (нашатырным спиртом, карболовой кислотой, йодом)

— Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? (Библия, псалтырь, азбука)

— Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? (бурса, дом, школа)

Повторим определения: Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.

Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

— Как представляете себе земскую больницу?

— Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

— Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение и почему принимает дьячок в конце рассказа?

— Как характеризует героев их речь?

— В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок? ( слова автора)

У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин?

Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? (Лицо со средним медицинским образованием).

— А что означает слово доктор?( Лицо с высшим медицинским образованием)

— Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

— Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача?
— Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»).
— Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.
— Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).
— Что он говорит и хирургии? Понимает ли он что-нибудь в ней?

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Читайте также:  Прием самоиронии в рассказе тургенева гамлет щигровского уезда

Синквейн:
1. Курятин

3. Играет роль врача, задается, тянет

4.Занимается не своим делом

Характеристика Вонмигласова.
— Значение фамилии? (Служитель церкви. «высокий, коренастый старик»)

Портрет. Внешний вид. (Обыкновенный человек. )
«Пправый глаз с бельмом и полузакрытый» Больной, несчастный, жалкий.
«Бородавка, издали похожая на большую муху»

Деталь. Смешной человек. ( Крестится на бутыль с карболкой)

Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника. Доверяет фельдшеру удалить зуб.

3. Просит, жалуется, ругает фельдшера

4.Больной, несчастный, жалкий человек…

ВЫВОД: Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.

— Попробуем определить основную мысль рассказа. Именно Вонмигласов ее высказывает:

«Коли не умеешь… так не берись». –

— Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

— А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.

— Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает?

Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.

-Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову?

— Какой должна быть речь грамотного человека? ( Учащиеся отвечают).

Групповое задание.
1 ряд Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь? 2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю. 3. Что скажешь, дружок? Где болит?

2 ряд Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.
1.Его нужно выдернуть. 2. Его нужно вытащить. 3. Его нужно удалить.

3 ряд Замените фразу: « Сейчас мы его …тово…Раз плюнуть…»

3. Подведение итогов.

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА, Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им “История болезни”. Чехов эти истории называл “Скорбными листами”. Попробуем и мы с вами составить такой “Скорбный лист” на героев рассказа “Хирургия”.

Что такое нравственность?(отвечают)

Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ)

О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость).

Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины).

Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).

Заключение. Значение Чехова. Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

8.Домашнее задание. Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказы А.П.Чехова по выбору: Толстый и тонкий Каштанка Детвора Ванька Спать хочется Хамелион

Источник

Познавательное и интересное