« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…» (Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)
Кузнецова С.А., учитель Гвардейской школы № 1
Урок литературы в 6 классе
« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»
(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)
Человек в порыве к счастью
способен сам совершать чудеса.
— способствовать развитию умения характеризовать героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;
Экспертные группы учащихся : «литературоведы» (исследователи текста), «лингвисты», «художники».
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности класса к уроку)
II ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
— «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин. Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.
III ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ
— Можно сшить алые и шелковые. Это расточительство?
Словарная работа. СИМВОЛ – условный знак, образ.
IV ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
— Образ алых парусов становится символом. Что символизирует словосочетание «АЛЫЕ ПАРУСА»?
* ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ;
* в жизни все очень просто : ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ;
* утверждение верного способа достижения счастья заключается в том, чтобы «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ». (Данные утверждения разместить на доске)
V РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Сообщение группы «литературоведов».
— Что нас удивляет? (Так может видеть и чувствовать только человек, взволнованный ожиданием чуда. )
Белый цвет символизирует покой, безмятежность. Алый цвет в живописи относится к теплым тонам. Это жизнерадостный, энергичный, темпераментный тон. Сочный, яркий, чистый. Цвет утренней зари, нежно-розово-красный, пронизанный ранними лучами солнца. Радостный тон.
— Вспомним, что такое феерия.
4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДИАЛОГА АССОЛЬ И ЭГЛЯ.
— Это сказочное, волшебное началось с МЕЧТЫ, с чудесного предсказания Эгля, собирателя легенд и преданий. Он предсказывает девочке «алые паруса белого корабля».
Инсценирование диалога Ассоль и Эгля.
— Очень красивая история. С этой встречи жизнь девочки наполнилась радостным ожиданием чуда. А чудо Ассоль начинается с МЕЧТЫ. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником. Шаблон кораблика приклеить в тетрадь, схема записывается в течение урока.)
«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» ( На доску поместить рисунок с изображением Ассоль)
— С каким растением ассоциируется образ Ассоль?( Образ Ассоль ассоциируется с цветком, беззащитным, нежным, приносящим радость и не требующем ничего взамен.)
— Что сказал Эгль об имени Ассоль?
Сообщение группы «лингвистов».
«… оно так странно… музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…»
— В рассказе о Каперне и ее обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения: «… черная крыша трактира…грязный пол, пожелтевшая скатерть…» и человеческая ненависть. Используя литературный материал предложите свое цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.
«Художники» показывают картину-ассоциацию «Жители Каперны» и комментируют нарисованное.
— Как вы думаете, могли ли такие люди понять Ассоль и ее отца?
« …дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили… Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: — «Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!»
Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.»
. (На доску поместить рисунок с изображением Грэя.)
— Что такое душа? Найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре.
— Есть ли у Грэя мечта?
12. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ МОНОЛОГА ГРЭЯ В ЛАВКЕ
— Артур сам творит свою сказку, совершает благородный ПОСТУПОК : воплощает мечту девушки в жизнь.(Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником)
Инсценирование монолога Грэя (отрывок наизусть читает заранее подготовленный ученик).
— Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Просмотр содержимого документа
«« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…» (Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса») »
Кузнецова С.А., учитель Гвардейской школы № 1
Урок литературы в 6 классе
« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»
(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)
Человек в порыве к счастью
способен сам совершать чудеса.
— способствовать развитию умения характеризовать героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет А.Грина, иллюстрации героев произведения.
Экспертные группы учащихся : «литературоведы» (исследователи текста), «лингвисты», «художники».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ХОДЕ УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности класса к уроку)
II ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
— «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин. Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.
III ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ
— Когда в повести появляется образ алых парусов? (Образ алых парусов появляется в повести не сразу. Сначала отец Ассоль делает игрушки с белыми парусами. Но когда ночью не находит ткани нужного цвета, он берет АЛЫЕ лоскутки.)
— Какими обычно бывают паруса? (Из грубой парусины серого цвета.)
— Можно сшить алые и шелковые. Это расточительство? (Это рукотворное чудо, символ. Такой парус уносит в неизвестные дали, где ждет героев прекрасное будущее.)
Словарная работа. СИМВОЛ – условный знак, образ.
IV ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
«ВХОД В УРОК» (цели формулируют учащиеся)
— Образ алых парусов становится символом. Что символизирует словосочетание «АЛЫЕ ПАРУСА»?
* ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ;
* в жизни все очень просто : ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ;
* утверждение верного способа достижения счастья заключается в том, чтобы «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ». (Данные утверждения разместить на доске)
V РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Сообщение группы «литературоведов».
— Что нас удивляет? (Так может видеть и чувствовать только человек, взволнованный ожиданием чуда. )
Белый цвет символизирует покой, безмятежность. Алый цвет в живописи относится к теплым тонам. Это жизнерадостный, энергичный, темпераментный тон. Сочный, яркий, чистый. Цвет утренней зари, нежно-розово-красный, пронизанный ранними лучами солнца. Радостный тон.
— Вспомним, что такое феерия.
4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДИАЛОГА АССОЛЬ И ЭГЛЯ.
— Это сказочное, волшебное началось с МЕЧТЫ, с чудесного предсказания Эгля, собирателя легенд и преданий. Он предсказывает девочке «алые паруса белого корабля».
МЕЧТА ДУША
ВЕРА В ЧУДО ПОСТУПОК
Инсценирование диалога Ассоль и Эгля.
— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
— Это все мне? — тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел. тот корабль?
— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом. Что говорить? — это будет, и кончено. Что бы ты тогда сделала?
— Я? — Она посмотрела в корзину, но, видимо, не нашла там ничего достойного служить веским вознаграждением. — Я бы его любила, — поспешно сказала она, и не совсем твердо прибавила: — если он не дерется.
— Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув, — не будет, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что сказал тебе я …(уч-к стр.217)
— Очень красивая история. С этой встречи жизнь девочки наполнилась радостным ожиданием чуда. А чудо Ассоль начинается с МЕЧТЫ. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником. Шаблон кораблика приклеить в тетрадь, схема записывается в течение урока.)
«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» ( На доску поместить рисунок с изображением Ассоль)
— С каким растением ассоциируется образ Ассоль?( Образ Ассоль ассоциируется с цветком, беззащитным, нежным, приносящим радость и не требующем ничего взамен.)
— Что сказал Эгль об имени Ассоль?
Сообщение группы «лингвистов».
«… оно так странно… музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…» (уч-к стр. 216)
— В рассказе о Каперне и ее обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения: «… черная крыша трактира…грязный пол, пожелтевшая скатерть…» и человеческая ненависть. Используя литературный материал предложите свое цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.
«Художники» показывают картину-ассоциацию «Жители Каперны» и комментируют нарисованное.
Эгль говорит : « …у вас не рассказывают сказок… у вас не поют песен.» В Каперне живут люди, лишенные романтики, без полета, без веры в мечту. Грубые, приземленные, они не могли понять ни Ассоль, ни Лонгрена, сочиняющего сказки для своей дочери и создающего яхты с алыми парусами.
— Как вы думаете, могли ли такие люди понять Ассоль и ее отца? (Конечно, нет. Ассоль и ее отец одиноки.)
« …дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили… Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: — «Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!»
Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.» (уч-к стр.214 )
— Что такое душа? Найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре.
— Есть ли у Грэя мечта?
«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Грэй человек дела, храбрый, волевой, целеустремленный юноша. Шел к цели «со стиснутыми зубами». Для него это был трудный путь. Море слабых не любит. И настоящими моряками становятся только люди внутренне богатые, красивые, честные и благородные, способные воспринимать и ценить красоту – такие, как Артур Грэй. Поэтому писатель подарил ему сказочную встречу с Ассоль.
12. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ МОНОЛОГА ГРЭЯ В ЛАВКЕ
— Артур сам творит свою сказку, совершает благородный ПОСТУПОК : воплощает мечту девушки в жизнь.(Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником)
Инсценирование монолога Грэя (отрывок наизусть читает заранее подготовленный ученик).
— Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне.
Чтение наизусть стихотворения В.Ланцберга «Алые паруса» заранее подготовленным учеником.
АЛЫЕ ПАРУСА (В.Ланцберг)
Глаза не три, ведь это же не сон,
Ведь алый парус вправду гордо реет
Над бухтой, где отважный Грэй нашел свою Ассоль,
Над бухтой, где Ассоль дождалась Грэя…
С любимым легче волны бороздить,
И соль морскую легче есть на пару,
Ведь без любви на свете невозможно было б жить,
И серым стал бы даже алый парус!
VII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Нарисуйте свой корабль мечты, у которого будут паруса того цвета, который у вас ассоциируется с вашими желаниями (задание 1 уровня ), а в сочинении – миниатюре объясните причину такого выбора (задание 2 уровня)
КОНСПЕКТ УРОКА А.ГРИН » АЛЫЕ ПАРУСА».
11.02.2020 Литература 5 класс
Тема: А. Грин «Алые паруса»
Цель:- познакомить учащихся с главными героями повести, основной идеей литературного произведения, его связи с окружающим миром.
— научить определять авторскую позицию, анализируя авторские отступления, сюжет и внесюжетные элементы;
— воспитывать культуру восприятия художественного текста; нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; доброжелательное отношение к людям.
1).Настоящая фамилия писателя (Гриневский)
2). Как А.Грин определил жанр «Алых парусов»? (феерия).
3). Как назывался городок, в котором жила Ассоль? (Каперна)
4). Название корабля Грэя («Секрет»)
5). На какой палец Ассоль Грэй одел перстень? (мизинец)
6). Какой цветок пожалела Ассоль? (ирис)
8) Как звали отца Ассоль? (Лонгрен)
9) Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)
11) Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…» (Ассоль)
3.Работа над темой. Анализ произведения.
— Как вы думаете, почему алый цвет выбрал писатель, что он символизирует? (любовь, мечту, исполнение желаний)
-Ребята, а почему А.Грин выбрал именно алый цвет для своих парусов? Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?
алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;
паруса цвета глубокой радости;
он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения;
совершенно чистый, как алая утренняя заря;
полный благородного веселья и царственности гордый цвет.
-Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?
Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.
4. Групповая исследовательская работа
Подготовить ответы на вопросы: по вариантам.
1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.
2. Расскажите о детстве девочки.
3. Найдите описание Ассоль. Автор использует оригинальный ход при описании её внешности. Какой и зачем?
4. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?
5. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?
1. Почему рос одиноким Грей?
2. Чем был заполнен мир его детства?
3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?
4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?
5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?
— Как произошла встреча Ассоль и Грея? Случайна ли она? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
— Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?
— Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами
— Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)
— Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его?Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь? (Тема «Алых парусов» сформулирована в словах Грэя. « Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками и дарить их людям». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)
— Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?
— Счастливы ли герои? (“Счастье сидело в ней пушистым котёнком”).
— Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”)
— В чем смысл названия повести?
— Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».
— У вас на столах лежат рисунки, на которых изображён корабль с алыми парусами. Напишите на них свои самые заветные желания, и они обязательно сбудутся.
-Ребята, а как вы понимаете слово «счастье»? Напишите самый лучший рецепт счастья.
Главная мысль этого рассказа в том-что главное верить в то,что хорошее может случиться,и это случится.
Произведение учит тому,что в жизни могут случаться чудеса.
Так же в рассказе говорится о таких важных вещах в жизни каждого человека как любовь,доброта,честность,порядочность,а главное ВЕРА.
Краткое содержание «Алые паруса» Рассказ «Алые паруса» впервые опубликован в 1923 году. Автор стремился показать в своём произведении возможность победы мечты над будничностью. Повесть Александра Грина «Алые паруса» рассказывает о девочке Ассоль, о её верности мечте и стремлении к ней. Главный конфликт повести «Алые паруса» – это противостояние мечты и реальности. Если времени для прочтения полной версии мало, вы можете прочитать краткое содержание «Алые паруса» по главам и описание героев на нашем сайте.
Главные герои Ассоль – бедная девушка, живущая с отцом. Однажды старый собиратель легенд Эгль сказал, что за ней приплывет принц под алыми парусами. Девушка всем сердцем поверила, и ждала своего принца. Артур Грэй – единственный наследник знатного богатого рода, ищущий себя и свое место в мире. С пятнадцати лет он покидает родной дом и отправляется в плаванье.
Глава 1. Предсказание Лонгрен, моряк, что ходил в море на бриге «Орион», после десяти лет плавания покидает службу и возвращается домой. Он вынужден так поступить, потому что, однажды вернувшись в маленькую деревушку Каперна, узнал, что у него есть восьмимесячная дочка, а любимая жена Мери умерла от двустороннего воспаления легких. Роды были тяжелыми, на восстановление ушли почти все сбережения, что были в доме. Бедная женщина вынуждена была идти в город в холодную погоду, чтобы заложить обручальное кольцо – единственную ценность – и купить хлеба. После трехчасового пути Мери слегла и вскоре умерла. В опустевший дом переселилась соседка-вдова. Она и растила маленькую Ассоль. Лонгрен также узнал, что жена просила одолжить ей деньги состоятельного хозяина трактира Меннерса. Он «соглашался дать денег, но требовал за это любви». После гибели любимой жены моряк стал еще нелюдимее, жил, воспитывая девочку и зарабатывая на жизнь деревянными игрушками в виде кораблей и лодок. Когда Ассоль выполнилось пять лет, «произошло событие, тень которого, павшая на отца, накрыла и дочь». В страшную непогоду Лонгрен стоял у причала и курил, когда увидел, как Меннерса в его лодке уносит далеко в море. Меннерс просил помочь ему, но Лонгрен просто стоял и молчал, а когда лодка почти скрывалась из виду, прокричал: «она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив…». Вернувшись домой к ночи, он сказал проснувшейся Ассоль, что «сделал черную игрушку». Через шесть дней Меннерса нашли, его подобрал пароход, но он был в предсмертном состоянии. Жители Каперны узнали от него о том, как молчаливо за его предстоящей гибелью наблюдал Лонгрен. После этого он полностью стал изгоем в деревни. Впоследствии лишилась друзей и Ассоль. Дети не хотели играть с ней. Ее опасались и отталкивали. Сначала девочка пыталась наладить общение с ними, но это заканчивалось синяками и слезами. Вскоре она научилась играть одна. В хорошую погоду Лонгрен отпускал девочку в город. Однажды восьмилетняя Ассоль увидела в корзине красивую белую яхту, а паруса ее были из алого шелка. Девочка не смогла устоять, перед искушением поиграть необычной лодочкой, и пустила ее поплавать в лесном ручейке. Но было сильное течение, что быстро понесло ее вниз. Побежав за игрушкой. Ассоль оказалась в чаще леса и увидела Эгля – старого собирателя песен и сказок. «Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус… Ты увидишь храброго, красивого принца… Я приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство – скажет он…». Радостная девочка вернулась к отцу и рассказала ему эту историю. Он, не желая разочаровывать дочку, поддержал ее. Рядом проходил нищий, который услышал все и рассказал в таверне. После этого случая дети стали еще больше дразнить Ассоль, называя ее принцессой и крича, что за ней приехали «ее красные паруса». Девушку стали считать безумной.
Глава 2. Грэй Артур Грэй был потомком уважаемой семьи и жил в богатом родовом поместье. Мальчику было неуютно в рамках семейного этикета и скучного дома. Как-то мальчик зарисовал краской руки распятого Христа на картине, объяснив свой поступок нежеланием того, «что в его доме течет кровь». В восемь лет он начал изучать закоулки замка и зашел в винный погреб, где хранилось вино, со зловещей надписью «Меня выпьет Грэй, когда будет в Раю». Юный Артур возмутился нелогичности надписи, и сказал, что выпьет его когда-нибудь. Артур рос необычным ребенком. В замке больше не было детей, и он играл один, часто на задних дворах замка. В порослях бурьянов и старых оборонных рвах. Когда мальчику было двенадцать, он забрел в пыльную библиотеку и увидел картину, что изображала корабль в бурю, с капитаном, стоящим на носу. Картина, а особенно фигура капитана, поразила Грэя. С того момента море стало для него смыслом жизнь, мечтой, которую он мог пока всего лишь изучать по книгам. В пятнадцать лет Артур сбежал из имения и ушел в море юнгой на шхуне Ансельм», на которую капитан Гоп взял его сначала из интереса и желания показать изнеженному пареньку настоящее море и жизнь моряков. Но Артур за время плаванья превратился с маленького принца в настоящего крепкого моряка, с прошлой жизни он сберег только свою свободную, парящую душу. Капитан, видя, как изменился мальчик, как-то сказал ему «Победа на твоей стороне, плут». С этого момента Гоп начал учить Грэя всему, что знал сам. В Ванкувере Грэй получил письмо от матери, она просила его вернуться домой, но Артур ответил, что и ей нужно понять его, он не представляет свою жизнь без моря. Через пять лет плаванья Грэй приехал навестить замок. Здесь он узнал, что его старый отец умер. Через неделю, с крупной суммой он встретился с капитаном Гопом, которому сообщил, что будет теперь капитаном уже своего корабля. Сначала Гоп оттолкнул юного Артура и хотел уйти, но тот догнал и искренне обнял его, после чего пригласил капитана и команду в ближайший трактир, где они пировали всю ночь.Вскоре в порту Дубельт стоял «Секрет» – громадный трехмачтовик Грэя.
Глава 3. Рассвет На двенадцатый день пребывания в Лисе, Грэй затосковал и пошел осмотреть корабль перед отправлением. Ему захотелось порыбачить. С матросом Летикой они поплыли в шлюпке вдоль ночного берега. Так медленно они добрались до Каперны и остановился там. Бродя по ночному лесу, он увидел спящую на траве Ассоль. Девушка спала сладким безмятежным сном и показалась Артуру воплощением красоты и нежности. Сам не осознавая, почему так делает, Грэй одел ей на мизинец свое родовое кольцо.
После, в трактире Меннерса капитан начал расспрашивать об увиденной девушке у Хина Менннерса. Он рассказал, что это, видимо «Корабельная Ассоль», полоумная девушка, что ждет принца под алыми парусами. История о парусах была исковеркана и рассказана в ключе насмешки и иронии, но ее сокровенная суть «осталась нетронута» и поразила Грэя до глубины души. Хин также рассказал об отце девушки, назвав его убийцей. Пьяный угольщик, что сидел рядом внезапно протрезвел и назвал Меннерса лжецом. Он сказал, что знает Ассоль, он много раз подвозил ее в город на своей телеге, и девушка абсолютно здорова и мила. Пока они говорили, Ассоль прошла по своим делам мимо окна таверны. Одного взгляда на сосредоточенное лицо девушки и серьезные глаза, в которых читались острый живой ум, Грэю было достаточно, чтобы убедиться в душевном здоровье Ассоль.
Глава 4. Накануне Прошло семь лет с момента встречи Ассоль и Эгля. Впервые за эти годы девушка вернулась домой очень расстроенная и с полной корзиной непроданных игрушек. Она рассказала Логрену, что хозяин лавки больше не хочет покупать их поделки. Не пожелали их принимать и в других магазинах, которые обошла девушка, ссылаясь на то, что сейчас больше ценятся современные механические игрушки, а не «деревянные безделушки» Лонгрена. Старый моряк решает снова идти в море, чтобы заработать на жизнь себе и дочери, хоть ему и не хочется оставлять дочь одну. Расстроенная и задумчивая Ассоль пошла бродить вечерним берегом Каперны, и уснула в лесу, проснувшись уже с кольцом Грэя на пальце. Поначалу оно показалось ей чьей-то шуткой. Хорошо подумав, девушка спрятала его и не рассказала о странной находке даже отцу.
Глава 5. Боевые приготовления Вернувшись на корабль, Грэй отдал приказы, которые удивили его помощника, и отправился в городские магазины на поиски алого шелка. Помощник Грэя, Пантен был настолько удивлен поведением капитана, что посчитал, что тот решил заняться перевозкой контрабанды. Наконец найдя нужный оттенок, Артур купил две тысячи метров нужной ему ткани, чем удивил владельца, который назвал заоблачную цену за свой товар. На улице Грэй увидел Циммера, бродячего музыканта, которого знал раньше, и попросил его собрать товарищей музыкантов для службы у Грэя. Циммер с радостью согласился и через некоторое время пришел в порт с толпой уличных музыкантов.
Глава 7. Алый «Секрет» «Секрет» под алыми парусами шел руслом реки. Артур успокоил своего помощника Патена, открыв ему причину столь необычного поведения. Он сказал ему, что в образе Ассоль увидел чудо, и теперь он обязан стать настоящим чудом для девушки. Вот для этого и нужны ему алые паруса. Ассоль была дома одна. Она читала интересную книгу, а по листочкам и строчкам ползал надоедливый жучек, которого она то и дело смахивала вниз. В который раз насекомое взобралось на книжку и остановилось на слове «Смотри». Девушка, вздохнув, подняла голову, и вдруг в проеме между крышами домов увидела море, а на нем – корабль под алыми парусами. Не веря своим глазам, она побежала к причалу, где уже собралась вся Каперна, недоумевая и шумя. На лицах мужчин читался немой вопрос, на лицах женщин неприкрытая злоба. «Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало, как издевательство». Когда Ассоль оказалась на берегу, там уже была огромная кричащая, спрашивающая, шипящая злобой и удивлением толпа. В самую гущу вбежала Ассоль, и люди отошли от нее, будто опасаясь.
От корабля отделилась шлюпка с сильными гребцами, среди которых был «тот … кого она знала, смутно помнила с детства». Ассоль бросилась в воду, где ее забрал в свою шлюпку Грэй.
«Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала: Совершенно такой». Оказавшись на корабле, девушка спросила, заберет ли Грэй старого Лонгрена. Он ответил «Да» и поцеловал счастливую Ассоль. Праздник отмечали с тем самым вином с погребов Грэя.
Заключение Повесть многогранна и раскрывает много важных проблем, поэтому после ознакомления с кратким пересказом «Алых парусов» рекомендуем прочитать и полную версию рассказа.На первом плане – проблема противостояния мечты будничности. Каперна и ее жители выступают антиподами Ассоль и Грэя. Ассоль ждет исполнения сказочной мечты, а Грэй воплощает мечту в жизнь, украсив свой корабль парусами с алого шелка.Символичным является цвет паруса. Алый – символ победы, ликования. Деревня Каперна изображается в серых тонах, на фоне ее грязных крыш «Секрет» под алыми парусами кажется чудом. Этот цвет совершенно чужой здесь, как и Ассоль с Грэем, поэтому они уплывают отсюда в конце повести.