Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №252
«Сказка о потерянном времени»
(урок по литературному чтению)
учитель начальных классов
Устинова Татьяна Федоровна
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ» Е.Л.ШВАРЦА
Совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения.
Совершенствовать навыки работы с текстом.
Обогащение словарного запаса.
Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Раскрыть нравственный смысл произведения.
Научить учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе.
Формирование литературоведческих понятий, умения выполнять литературоведческий анализ произведения;
Развитие монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;
совершенствование навыка чтения.
Через работу над произведением подвести детей к выводу о ценности времени.
Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.),
портрет автора, презентация.
Карточки для групповой работы.
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
I. Постановка целей урока
— Послушайте, о чём идёт речь в загадке?
Оно длиннее всего на свете – и короче.
Быстрее всего – и медленнее.
Самое доброе – и самое неразрывное.
Его больше всего ценят,
Но больше всего сожалеют о его отсутствии.
Без него ничего не может быть сделано.
Когда его мало, оно пожирает всех и без следа,
А когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно.
II . Проверка домашнего задания.
— Что было задано на дом? (Дочитать сказку, с которой начали знакомиться на предыдущем уроке, написать пословицы о времени)
— Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку «Сказка о потерянном времени».
— А кто автор этой сказки? (Е.Л.Шварц) (портрет писателя на доске) Слайд1.
— Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.
-Сегодня мы будем самостоятельно работать с текстом, анализировать поступки героев, учиться давать им оценку, постараемся определить главную идею сказки, будем стараться беречь и ценить время.
III . Словарно-орфографическая работа. Слайд 2-5
— В сказке вам встретились слова, значение которых вы объясните.
IV . Беседа о сказках.
— Как называется произведение, над которым мы сегодня будем работать? («Сказка о потерянном времени»)
— К какому литературному жанру относится это произведение? (к сказкам)
— С какими жанрами вы познакомились на уроках литературы? (рассказы, басни, стихотворения, песни, баллады, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)
— Итак, что же такое сказка и чем отличается сказка от других литературных произведений?
— Какие виды сказок вы знаете? ( Сказка народная. Сказка литературная)
— К каким сказкам относится «Сказка о потерянном времени»? и обоснуйте свое утверждение. (к литературным, у сказки есть автор)
— Почему это произведение автор Е.Шварц назвал сказкой? (есть элементы волшебства)
V . Инсценировка сказки.
И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:
– Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
– А почему у тебя сегодня голос такой хриплый?
– А я и сам удивляюсь. Вдруг охрип ни с того ни с сего.
– Тетя Наташа, что с вами?
– Как что? Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
– Какой же я дедушка? Я – Петя, ученик третьего класса.
– Да вы посмотрите в зеркало!
Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Морщины покрыли сеткою лицо.
Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
«Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».
Прибежал Петя домой и позвонил три раза. Мама открыла ему дверь.
Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
– Ты меня не узнаешь?
Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.
VI . Работа над содержанием сказки (беседа и выборочное чтение).
— Узнали ли вы мальчика? Что вы о нем узнали? ( Мальчик, по имени Петя Зубов, учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению)
— Почему ни мама, ни тетя Наташа не узнали Петю? Заметил ли сам Петя, что он постарел? (Нет, все произошло неожиданно)
— Огорчился, расстроился ли Петя от того, что с ним случились перемены? Какие слова говорят об этом? ( Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик!)
-Куда пошел Петя после того, как мама не узнала его? (Шел куда глаза глядят)
— Что это значит? (Шел в никуда)
— Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)
— Как Петя узнал, что все в его руках? (Услышал разговор злых волшебников)
— О чем же они говорили? ( Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.)
— Как Петя сидел в это время? (Как мышка)
— Что это значит? (Не шевелясь, не привлекая к себе внимания)
— Что говорил главный из волшебников своим товарищам? Как себя вести? ( Так-то оно так, – ответил Сергей Владимирович. – А все-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки – нам тогда и с места не сдвинуться. Держите ухо востро)
— Что это значит? (Быть очень внимательным, на стороже, на чеку)
— Достаточно ли одного Петиного желания, чтобы повернуть стрелки? (Нет, надо еще найти троих детей старичков. Важно было вместе захотеть вернуться в детство и научиться ценить время)
— Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся. (Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи.; А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром.; Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.
Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью – это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик – начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.)
— Найдите и прочитайте отрывки, где говорится о том, как Петя Зубов искал остальных ребят, превращенных злыми волшебниками в стариков. (Ровно в полдень зашел Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть. И вдруг вскочил. Увидел он – сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет. Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.
– Подожду! – сказал он сам себе.– Посмотрю, что она дальше делать будет.
А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету, – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.
Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидала в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трешки.
Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:
– Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:
– Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?
Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.
Бросились Петя и Маруся к ней.
– Бабушка! Вы школьница?
– Школьница, – отвечает старушка. – Ученица третьего класса, Наденька Соколова. А вы кто такие?
Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.
Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики – и во дворы, и в сады, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки – пропал мальчик, да и только.
А время идет. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажегся свет. Кончается день. Что делать? Неужели все пропало?
Вдруг Маруся закричала:
– Смотрите! Смотрите!
Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!
Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажегся на перекрестке красный огонь, остановился трамвай.
Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы».
– Ты школьник? – спрашивают.
– А как же? – отвечает он. – Ученик второго класса, Зайцев Вася. А вам чего?
Рассказали ему ребята, кто они такие.) Слайд 7.
— Какая новая беда ждала их в лесу? (Заблудились они в лесу. Наступила ночь, темная, темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.)
— Почему они заблудились? Что сказал об этом Петя? (Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.)
— Прочитайте отрывок о превращении ребят в стариков. (Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.
С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щеки.
– Поднимите меня, – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
— Они снова стали детьми.
— Как почувствовали себя дети в этот момент? (Были счастливы, смеялись от радости)
— Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников?
— Какой момент в сказке самый захватывающий? Где волнение возрастает до предела? (Эпизод в избушке у волшебников, у часов)
— В чем сила волшебных часов? (Придя вовремя и повернув стрелки часов назад, можно повернуть время назад, вспять и тем вернуть молодость)
VII . Работа с интерактивной доской.
пошёл куда глаза глядят В неопределённом направлении, неизвестно куда
терять время понапрасну Бездельничать
держать ухо востро Быть очень осторожным, осмотрительным
как сквозь землю провалился Исчез, скрылся куда-то
и в ус не дует Не обращает никакого внимания
Перед вами карточки, на которых написаны слова, определяющие качества человека.
1.Выберите и подчеркните из них те, которые больше всего характеризуют Петю Зубова. Продолжите предложение, обосновывая (доказывая) свое утверждение.
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый,добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
2. Если бы вы оказались на месте Пети Зубова, какие бы выбрали 3 самых важных действия, направленных на то, чтобы снова стать мальчиком? (отметь карандашом)
— не расстраиваться при неудаче, ошибке
— не ждать быстрого результата
— верить в то, что всему можно научиться
— поддерживать друзей в трудную минуту
— не пасовать перед неудачей или трудностями
— не стесняться попросить помощи
— не бросать начатое дело
— Понравилась ли вам сказка? Чем? Чему она учит?
— Как понимаете название сказки?
— Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников?
— Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему?
— В каком предложении раскрывается основная мысль сказки?
На интерактивной доске предложения:
Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну время.
От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.
— Как вы теперь будете относиться ко времени?
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
XI . Домашнее задание.
Дома: Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту (подготовить сообщение или презентацию).
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Выбранный для просмотра документ Конспект урокWord (4).docx
Государственное учреждение «Луганский учебно-воспитательный комплекс №50 имени А.В. Федорчука»
по литературному чтению
«Сказка о потерянном времени»
Севастьянова Светлана Александровна
Тема урока : Е.Л. Шварц« Сказка о потерянном времени»
Тип урока: урок-закрепление изученного на предыдущем уроке.
Цели: обеспечить глубокое понимание смысла текста, совершенствовать умение выборочно читать текст для доказательства своих мыслей, осваивать приёмы ролевого чтения; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев произведения на основе их намерений и поступков, высказывать оценочные суждения о прочитанном ; развивать речь учащихся в процессе анализа произведения, творческие способности детей; воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.
Оборудование : ноутбук, проектор, презентация, карточки для работы в паре, тесты, модель «волшебные часы», листы для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 4 класс (ч. 2) авторы Климанова и др.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II. Актуализация опорных знаний.
-Начинаем наш урок с речевой разминки.
-Посмотрите на экран. Прочитайте про себя.
Пробегут часы, минутк и,
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.
-Прочитайте медленно по слогам.
-Первый вариант читает с вопросительной интонацией, а второй отвечает с восклицательной интонацией. Читаем по одной строке.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.
На вдохе наберите в руки воображаемый песок.
Пальцы сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках ( задержка дыхания ).
Постепенно раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе).
Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.
Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. (Повторить игру 2-3 раза.)
Песчинки сложились в секунды,
Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы.
Так пробежали сутки,
Время вперёд спешит.
-Наши песочные часы напоминают, что время уходит с каждой песчинкой.
Не будем понапрасну терять время, начнём урок.
III . Проверка домашнего задания.
— Вашим домашним заданием было прочитать сказку Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», познакомиться с биографией Е.Л. Шварца, поработать со словариком, у некоторых детей было индивидуальное задание.
1). Рассказ об авторе.
Учитель : Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?
1 ученик : Е.Л. Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души. В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.
2 ученик : Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены. Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя
3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…
1 ученик : Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.
IV . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
— Обратите внимание на экран, прочитайте и дополните предложения.
Так он опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.
Вышла тетя _____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:
Взглянул мальчик в _____________ и чуть не _______________.
Отвернулся ______________ Петя и пошел куда ______________ глядят.
— Вы, догадались, из какого произведения взяты эти строки?
2. Сообщение темы и задач урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим работу над «Сказкой о потерянном времени» Е.Л. Шварца.
— Посмотрите на экран. Попробуйте собрать пословицы.
коли делать нечего да не откладывай дела
потехе час скучен день до вечера
откладывай безделье делу время
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
— О чем эти пословицы? Что объединяет все эти пословицы?
— Сформулируйте задачи урока.
Определить главную мысль сказки.
Извлечь из сказки урок мудрости.
Понять причину поступков персонажей.
— На все эти вопросы мы должны ответить в конце урока.
V. Работа над содержанием текста.
1. Словарная работа.
– Объясните значения слов, выражений.
Окладистая ( борода) – широкая, густая.
Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.
Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.
Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.
– Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».
(Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.)
(Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.)
– Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».
(Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.)
2. Работают с текстом
– Давайте разберемся, что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.
– Как звали героя сказки? (Петя Зубов.)
— Что с ним произошло? ( Он внезапно постарел.)
– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.)
– Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века.)
— Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» – приметы того времени.)
– Где случилась эта история? ( В городе.) Подтвердите словами из текста.
— Куда попал Петя? ( Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.) Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, как встретился Петя с мамой.
– О чем думал Петя после встречи с мамой?
– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.
Физкультминутка для глаз
Характеристика главных героев.
— Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.
Пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда(с. 6)
Терять время понапрасну / Бездельничать (с. 8)
Держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным (с.10)
Как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то(с.13)
И в ус не дует /Не обращает никакого внимания (с.13)
Не терять времени даром (с.14)
— Кто является главными действующими лицами второй части?
— На какие две группы их можно разделить? (школьники и волшебники).
— У нас есть голубые часы и черные.
— Куда бы вы вписали имена школьников?
— Ребята, голубой цвет – это цвет неба и воды. Это символ надежды, разума.
Черный цвет – символ несчастья, зависти, зла.
( Дети выходят к доске и вписывают имена героев)
Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им?
— Ребята, волшебники были злые, хмурые, завистливые и что же с ними случилось?
Подтвердите словами из текста.
-Ваше задание по этому отрывку составить задачу и назвать ответ.
VI. Инсценировка сказки. (Индивидуальное домашнее задание).
Автор. Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
И всегда говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью.
Вбегает однажды Петя Зубов в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
Петя Зубов. — Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!
Петя Зубов. — Это я. Петя Зубов.
Петя Зубов — А я и сам удивляюсь, вдруг охрип ни с того ни с сего.
Тётя Наташа. — Ой! Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
Тётя Наташа. — Да вы посмотрите в зеркало!
Автор. Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.
— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?
Автор. Так Петя думал и шагал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес, где был дом, а в доме сидели четыре волшебника.
— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.
Волшебник 1. — Сейчас скажу. К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Ольга Капитоновна. — Откуда им всё это узнать?
Пантелей Захарович. — Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
Марфа Васильевна. — Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!
Волшебник 1. — Так-то оно так. А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.
Петя Зубов. – Надо искать остальных стариков-школьников.
— Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Маруся Поспелова. — Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?
Петя Зубов – Я, мальчик, превращенный в старика, побежали скорее искать остальных.
Зайцев Вася. — А как же? Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?
Петя Зубов. – Ребята, время бежит, надо скорее бежать в лес!
— Вот часы, на них нам надо перевести стрелки!
Все. – 76, 75, 60, 50, 40, 30.20,10…
— Ура! Мы снова стали детьми!
VII. Самостоятельная работа
Проводит тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».
– Выберите правильный вариант ответа. Выбранные ответы внеси в таблицу!
1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:
а) Пети б) Тани в) Маруси
2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:
г) трое д) пятеро е) четверо
3. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:
р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны
4. Дом волшебников находился:
д) на лесной поляне
е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота
в) Власов г) Зубов д) Зайцев
6. Фамилия Наденьки:
и) Соколова к) Смирнова л) Степанова
7. До леса дети-старички доехали на:
а) такси б) троллейбусе в) трамвае
8. Часы в доме волшебников называли:
п) будильником р) ходиками с) песочными часами
9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:
е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз
10. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:
м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»
э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц
Ответом будет фраза: «Береги время»
В начале урока мы поставили перед собой цель определить главную мысль сказки, извлечь из сказки урок мудрости.
— Какой урок мудрости вы извлекли из этой сказки?
— Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников? (Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.)
— Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц в 20-ом веке? Почему?
– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Нарисуйте ротик часам, объясните свой выбор.