План на рассказ лягушка путешественница для 3 класса

Сказки

Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина «Лягушка–путешественница»

Ход урока

1. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.

II. Речевая разминка.

– Прочитайте загадки “жужжащим” чтением. Отгадайте их. (Текст с загадками у каждого ученика.)

– Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.

III. Введение в тему.

1.) Предварительная беседа.

– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)

– Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке? Расшифруйте.

Л г к – п т ш ств н ц

– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

Выделять главную… текста и … части

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.

Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.

IV. Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”

1) Вводная беседа. Осмысливание заголовка.

– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

2) Чтение сказки по частям, составление плана.

– Откройте учебник на странице 188.

Игра “Прятки” (Учитель читает начало части, а дети отыскивают.)

1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.

Ответьте на вопросы:

– Как жилось лягушке в болоте?

– О чем она думала, когда сидела на сучке?

– Чем наслаждалась лягушка?

Что самое главное в этой части? Озаглавьте.

Д. Лягушка наслаждалась теплым дождиком.

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

– Кого увидела лягушка?

– Почему лягушка решилась лететь на юг.

Выделение главной мысли. Озаглавливание.

Д.Лягушка вступает в разговор с утками.

Однажды в осеннюю пору
Утки летели на юг,
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила-была в нем лягушка.
Ловила мошек квакушка
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождиком отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.

– Как вы думаете, что будет дальше?

в). Чтение третьей части детьми по “цепочке”

– Расскажите, какой способ передвижения придумала себе лягушка?

– Оправдались ли ваши предположения?

– Что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой?

Что главное в этой части? Придумайте название.

Д. Лягушка отправилась в путешествие.

г) Чтение четвертой части в парах.

– Почему она просила уток лететь ближе к земле?

– Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?

д) Чтение пятой и шестой части самостоятельно про себя.

– Придумайте вопросы, задайте их своим товарищам.

Найдите главную мысль каждой части. Озаглавьте.

Д. 5 часть. Результат самовосхваления.

6 часть. Хвастливые рассказы путешественницы.

Проверка самостоятельной работы.

Чтение составленного плана.

V. Словарная работа (Работа в парах, используют словари).

Объясните значение слов и выражений, заполните таблицу. (Приложение 8)

VI. Обобщающая беседа.

– Почему так печально закончилась удивительная история лягушки?

– Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда теплых стран?

-Что вам понравилось в поведении и характере лягушки?

– Какие высказывания лягушки не вызывают твоего одобрения?

– Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки– лягушки?

– Назовите, или прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль текста

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.

VII. Домашнее задание.

1) Подготовить подробный пересказ по плану, составленному на уроке.
2) Проиллюстрировать 1,2 части сказки.

1) Подготовить пересказ сказки от имени лягушки.
2) Проиллюстрировать 3,4 части сказки.

1) Создать свой вариант развития сюжета сказки.
2) Проиллюстрировать 3,4 части сказки.

VIII. Итог урока.

1) Прочитай на доске пословицы.

Назови, которая пословица выражает главную мысль сказки. Объясните свой выбор.

Источник

Конспект открытого урока по чтению в 3 классе на тему В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

учитель начальных классов

Измайлова Наталья Николаевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1. ФИО(полностью) Измайлова Наталья Николаевна

2.Место работы МБОУ Широкинская СОШ

3.Должность Учитель начальных классов

4.Предмет Литературное чтение

6.Тема Образ героя – животного в авторской

сказке В. М. Гаршина

7.Базовый учебник «Литературное чтение» 1 часть, 3 класс Л.Ф.Климанова,

В.Г.Горецкий, М.В. Голованова

8.Цель урока: формировать представление учащихся об

особенностях жанра литературной сказки

— обучающие учить давать характеристику герою сказки,

используя приём словесное рисование -развивающие развитие творческих способностей, связной

-воспитательные содействовать воспитанию нравственных качеств:

находчивости сообразительности, смелости,

10.Тип урока урок обобщения и систематизации знаний

11.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

13.Структура и ход урока

1. Организационный момент
-Долгожданный дан звонок, начинается урок. «Ребята! Готовы к уроку?!

– Прочитаем «жужжащим чтением». (слайд 2)

Вдоль по речке, по водице.
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами)

Учитель читает вопросы, дети отвечают при помощи карточек.

1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? «Каша из топора».

2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? «Золушка» Ш. Перро.

3. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.

4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль».

5. В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу… »? «Маша и медведь».

6. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

(Иллюстрации Каша из топора, Золушка, Сказка о мёртвой царевне, Лиса и журавль, Маша и медведь, Лягушка – путешественница.)

— На какие две группы можно разделить названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные)

Каковы особенности литературной сказки?

— Чем она отличается от народной?

1. Автор – конкретное лицо

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить изменения.

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

Читайте также:  Сказки сергея козлова читательский дневник

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничена жанром:

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

5. Работа по теме урока

— Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, развивать внимание и сообразительность.

1. Составление образа героя – животного приёмом словесного рисования.

Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения.

— Кто главный герой данной сказки? (слайд 6)

Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера.

Давайте их назовём.

Да, только умный будет вести себя так, чтобы не уронить своё достоинство. Давайте возьмём слово умная для словесного рисования образа лягушки. Докажите это.

А теперь прочитайте, о чём она думала во время тёплого дождика.

Прочитать постарайтесь так, чтобы нам, слушателям, удалось представить, как лягушке было приятно сидеть под дождём.

Если наша героиня наслаждается жизнью, значит,

какая ещё черта характера ей присуща?

Занесём в свой словарик ваши ответы – жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная. (слайд 8)

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!

(Ученики выполняют движения согласно текста.)

Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом.

— Обратите внимание на тонкую авторскую иронию.

К какой утке обратилась с вопросом лягушка? Самая толстая утка, по её мнению, значит, самая умная?

А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг.

А теперь прочитайте предложение, в котором говорится о выражении её морды, когда она сообщала уткам о своём решении. Передайте голосом иронию автора.

Прочитайте, как путешествовала лягушка с утками. Подумайте, если б лягушка была осторожна до трусости, отправилась бы она в такое опасное путешествие? Какую черту характера лягушки можно добавить? Внесём слово «храбрая».

— Что лягушке не совсем нравилось во время полёта? Прочитайте.

Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась? Докажите текстом.

Какое слово мы добавим к характеристике нашей героини?

-Запишите в словарик «самолюбивая», «себялюбивая», «самовлюблённая».

О какой черте характера говорит поведение лягушки на отдыхе? Почему вы так считаете?

Допишите ещё одно слово – «хитрая». (слайд 9)

— Иногда эти черты характера, сочетаясь друг с другом, порождают хвастовство.

Как вы, ребята, считаете, это положительная черта характера? Можно ли лягушку назвать хвастливой? Почему?

УМНАЯ САМОЛЮБИВАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ (слайд10)

ЖИЗНЕЛЮБИВАЯ ХИТРАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ

ХРАБРАЯ ХВАСТЛИВАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ

2. Давайте этот эпизод прочитаем по ролям. Найдите абзац «На следующем отдыхе»…

— Распределим роли. Читать до слов «Утки громко закричали… »

Прочитайте, как лягушка вела себя в чужом пруду. Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.

— Расскажите, какой была лягушка.

Характеристика по плану:

1. Имя героя, его место жительство.

2. Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика.

3. Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

2. Мини – исследование «Лягушка – путешественница».

Из сказки В. М. Гаршина выяснилось, что её герой – лягушка – квакша. Рассказ о квакшах. В природе лягушки действительно путешествуют, в поисках воды. Очень жаль, что в сказке лягушка так и не увидела те места, о которых рассказывали утки.

В сказке не указано месторасположение болота. Давайте совершим путешествие вместе с лягушкой. Предположим, что она на лягушколёте долетела до Африки.

Африка – огромный континент. Его омывают воды двух океанов и морей. Здесь протекает самая длинная в мире река Нил, есть много больших озёр. Африка – самый жаркиё континент. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. В Африке можно выделить два времени года – сухое и дождливое. Здесь наша лягушка может познакомиться с самой крупной лягушкой в мире – лягушкой – голиаф, которая весит 6 кг, её длина 90 см. Это очень редкая лягушка. Этот вид обитает в основном в западной Африке, недалеко от Габона. Лягушка-голиаф может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками. Эти лягушки имеют отличный слух, но не имеют голосового резонатора.

А мне кажется, что лягушка могла бы отправиться в Индию.

А еще можно посетить Австралию. Австралия – самый маленький континент Земли. Из животных, населяющих Австралию, многие больше нигде не встречаются. Много сумчатых млекопитающих. В австралийских пустынях обитает несколько видов жаб, которые приспособились к отсутствию влаги. В короткий период дождей они производят на свет потомство и до следующих дождей впадают в спячку. Нелегко придётся лягушке в Австралии – условия жизни тяжёлые. Здесь живет лягушка пустынница. В засушливых местах Австралии, может находится под землёй без воды и пищи до 7 лет. Чтобы пережить периоды засухи, крестоносная пустынница закапывается глубоко под землю и заворачивается в плотный кокон. Взрослые особи обычно вырастают до 6.3 – 6.8 сантиметров.

Селятся они обычно около муравейников или термитников и питаются этими насекомыми.

У крестоносной пустынницы есть еще одно отличительное свойство – липкая жидкость, которой она покрывает свою кожу. Окраска может быть разной, но на спине характерный рисунок в виде креста. (слайд 14)

На территории Дальнего Востока обитают лягушки трёх видов: сибирская, дальневосточная и чёрно-пятнистая. Кроме того, в наших лесах живут древесные лягушки – квакши. Это лягушки-хамелеоны. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу. (слайд 15)

Можно сделать вывод: где родился, там и пригодился. (слайд 16)

6. Закрепление изученного. (слайд 17)

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;

в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».
– Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим.
Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ (слайд 18)
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ

– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими словами он пользовался в конце.
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

7. Проверка понимания прочитанного

Закрепление о чертах характера лягушки

8. Обобщающая беседа
1) Что понравилось в произведении?
2) Среди пословиц и поговорок выбери ту, которая раскрывает тему сказки. (слайд 19)
Можем мы соотносим эту поговорку с этой сказкой (Да, можно. Если бы лягушка не была такой хвастливой, то, может быть, и долетела бы с утками до юга)
3) Определите жанр произведения. (Сказка)

Читайте также:  План к сочинению по рассказу кавказский пленник про дину

9. Составление синквейна по уроку.

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

— Кто герой сказки? ЛЯГУШКА.

— Как она выглядит? ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ

— Каковы её действия в сказке? СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ

— Что в характере лягушки вам понравилось? ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ

– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

11.Домашнее задание (слайд 21)

Выберете и запишите в тетрадь одно из предложенных домашних заданий:

озаглавить части произведения;

подготовить пересказ одного из эпизодов

инсценировать один из эпизодов;

подготовить один из эпизодов к чтению по ролям;

нарисовать понравившийся эпизод;

напишите мини-сочинение о лягушке-путешественнице.

Источник

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: В.Гаршин «Лягушка- путешественница»

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,

— сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Оборудование: таблицы, памятки, карточки, эмблемы, оценочный лист, тексты с заданиями портрет писателя Гаршина В.М., выставка книг с его произведениями. Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой: Литературное чтение, 3 класс, часть 1.

Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите уверенность в том, что у вас все получится, поддержите друг друга.

— С каким настроением вы пришли на урок?

А на что оно похоже?

(дети выбирают эмблему- настроение)

Знакомство с автором и названием произведения.

-Сегодня мы будем читать новое произведение.

-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать.

(Загадки дети читают и отгадывают в парах)

1. Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

2. Выпуча глаза сидит,

По-человечьи плавает. (Лягушка.)

3. Не зверь, и не птица,

И в воду – плюх! (Лягушка)

4. На лугу по кочкам

Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка)

— Так о ком же мы будем читать?

-А что вы знаете о лягушках?

(На доске рисуем схему и картинка лягушки)

Дети знакомят с видами лягушки и на доске заполняется схема

Рассказы детей о лягушках.

Лягушки относятся к крупнейшему отряду земноводных – бесхвостые. Их существует тысячи разновидностей, но мы хотим рассказать вам о 10 самых странных лягушках в мире.

1. Радужная лягушка – предмет поклонения в Индии. Сотни людей стекаются каждый день к дому Реджи Кумара в Индии, чтобы помолиться и попросить чудес. Лягушка переливалась белым цветом, когда Реджи из Тируванантапурама, столицы Керала в южной Индии, впервые увидел ее. Затем она засветилась желтым, а потом посерела. Лягушка, постоянно меняющая окрас, считается богом в Индии.

2. Лягушка-арлекин известна под многими названиями, например, лягушка-клоун или жаба-арлекин Коста-Рики. Как бы вы ее не называли, это нео-тропическая лягушка, которая раньше была довольно распространенным видом в Коста-Рике и Панаме. Сейчас этот вид занесен в Красную Книгу, лягушки этого вида обитают сегодня преимущественно в Панаме.

4. Северная леопардовая лягушка считается необычным видом, достигающим в длину до 9 см. Расцветки на ее спине варьируются от коричневого до темно-зеленого, а круглые пятна выделяются белой линией.

— Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах.

У лягушек чрезвычайно большое значение в науке. Трудно даже перечислить все открытия, которыми человечество обязано опытам и наблюдениям над лягушками.
В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях. Есть и второй памятник лягушки – в Токио.

Ф И З М И Н У Т К А «Песенка лягушат»

Формулирование цели урок

Из слогов соберите название сказки.

ка, гуш, Ля – пу, вен, шест, те,ца,ни (слоги на доске)

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

Сегодня на уроке мы познакомимся….. (с сказкой «Лягушка Путешественница)

-Будем учиться составлять ….(план сказки.)

-Будем учиться выделять …..(главную мысль) всего текста и …..(главную мысль) отдельной части.

-Озаглавливать ….(части сказки.)

Знакомство с биографией автора.

Откройте учебник и посмотрите на первую страницу сказки.

Как вы думаете, к какому жанру относится произведение?

К какому виду сказок? (о животных)

Это сказка авторская или народная?

-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница»

(На доске портрет писателя Всеволода Гаршина и выставка его произведений)

— Знаком ли вам этот писатель?

— Это Всеволод Михайлович Гаршин.

— Что вы знаете о этом писателе?

Прием «Ориентиры предвосхищения»

А теперь возьмите карточку № 2 и познакомьтесь с биографией Всеволода Михайловича Гаршина

Биография Всеволода Михайловича Гаршина

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Писатель прожил тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток даже на его внешность. В. М. Гаршин был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он часто не мог смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года, умер. Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

К сожалению, он очень мало успел написать. Некоторые сказки и рассказы посвятил детям. Они учат вас видеть прекрасное и безобразное, противостоять злу и помогать добру.

— Вы познакомились с биографией Гаршина, вернемся к нашим суждениям после прочтения текста, много ли у вас совпадений.

-Было ли для вас что-то новым в биографии писателя?

Работа с текстом сказки

– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

-Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)

Читайте также:  Разделить рассказ пересолил на части и озаглавить

-Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)

Стратегия «Чтение с остановками»

Чтение сказки по частям, составление плана. Карточка 3

а) Чтение первой части учителем.

1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.

Словарная работа (на столах индивидуальные листы)

1. Урне уронить достоинство

Авто авторитет, честь и т. п.

Ответьте на вопросы:

-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)

-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)

-О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)

-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким

-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)

-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)

Озаглавьте 1 часть

(Беззаботная жизнь лягушки.)

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)

-Куда летели утки? (На юг.)

-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)

-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)

Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)

-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)

-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)

-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)

-Подберите заголовок ко 2 части.

(Решение лягушки лететь с утками..)

– Как вы думаете, что будет дальше?

в) Чтение третьей части детьми по “цепочке”

Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра;

3. Присутствие духа

Полное самообладание, уверенность в себе;

Старинное название клоуна (паяц)

Большой, обычно продолговатый стог сена

Ручное орудие для молотьбы (цеп)

Старинная русская мера равная 1 км. 6 м.

-Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.

– Оправдались ли ваши предположения?

-Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.)

-Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

(Лягушка прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад.)

-Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? ( Это находчивость, сообразительность.)

-Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.)

г) Слушание четвертой части (аудиозапись)

4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”

-Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.)

-Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? (Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят.)

-Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.)

-Сформулируйте заголовок этой части.

– Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?

д) Просмотр пятой и шестой части (видео)

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.– Придумайте вопросы, задайте их своим товарищам.

Почему закричала лягушка?

Что с ней произошло, когда она закричала?

Куда упала лягушка?

Кого она встретила там?

Что рассказывала лягушка?

Кого ждала лягушка весной?

Почему утки не вернулись?)

Найдите главную мысль части. Озаглавьте её. Главная мысль этой части в том, что утка закричала и упала в грязный пруд. Эту часть можно озаглавить так: результат хвастовства.

5 часть. Результат хвастовства.

6 часть: В шестой части говорится, как утка в пруду хвасталась своим умом, своей находчивостью, смекалкой. Заголовок: хвастливые рассказы путешественницы.

Чтение составленного плана.

-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство.)

-Что вам понравилось в поведении лягушки? (Понравилась сообразительность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места.)

-Какая черта характера этому соответствует? (Любознательность.)

— что ещё можно рассказать о поведении лягушки? (Лягушка не побоялась полететь вместе с утками.)

-Охарактеризуйте тогда героиню. (Смелая.)

-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.)

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)

-Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)

IV. Работа в группах.

Распределение на группы (по эмблеме)

Открываем конверт Читаем задания:

1 группа составить синквейн к слову Лягушка.

2 группа – составить буриме на заданную рифму

3 группа – оформить обложку к книге «Лягушка – путешественница»

– Что нового узнал на уроке?

– Достиг ли цели урока?

– Что у тебя получилось?

— Если на уроке вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было комфортно, то раскрасьте свое настроение в теплые цвета, если возникали трудности, то раскрасьте в холодные тона, а если вы считаете, что урок прошел совсем зря, то оставьте нераскрашенными.

-Вам осталось только оценить свою работу и получить домашнее задание. (Листы самооценки)

Я отгадал(а) загадку………………………

Я подготовил(а) сообщение………………

Я запомнил(а) содержание сказки…………

Я понял(а) основную мысль сказки………..

— А мне только добавить, что лягушка – это символ благополучия, достатка и я хочу вам подарить сувениры – лягушата (закладки) и для гостей календари с изображением денежной лягушки.

1. Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

2. Выпуча глаза сидит,

3. Не зверь, и не птица,

4. На лугу по кочкам

Только где же ушки?! Кто это?

Сегодня на уроке мы познакомимся…..

-Будем учиться составлять ….

-Будем учиться выделять ….. всего текста и …..отдельной части.

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Писатель прожил тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток даже на его внешность. В. М. Гаршин был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он часто не мог смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года, умер. Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

К сожалению, он очень мало успел написать. Некоторые сказки и рассказы посвятил детям. Они учат вас видеть прекрасное и безобразное, противостоять злу и помогать добру.

Источник

Познавательное и интересное