Гоголь, Анализ произведения Ночь перед Рождеством, План
Анализ произведения
Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Основное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — кузнеца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него замуж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.
Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».
Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвращения или страха.
Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».
Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит галерея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качествами обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Уважаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.
Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отломать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разговора с капризной Оксаной.
Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жителях Диканьки.
Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколько восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности!
В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутствует вполне определенный исторический фон. В тексте встречаются реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это позволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.
План
1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.
2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана просит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.
3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.
4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
5. Вакула у императрицы.
6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ 262-292стр.
Анализ повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», план
Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд.
Основное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — кузнеца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за
него замуж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки.
В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.
Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей
цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения.
Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».
Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта…
Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвращения или страха.
Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».
Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит галерея идеальных людей.
Нет. Гоголь наделяет своих героев качествами обыкновенными. Вот красавица Оксана.
Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Уважаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.
Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отломать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разговора с капризной Оксаной.
Все дело в том поэтичном слоге, которым рассказывается о жителях Диканьки.
Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколько восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности!
Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много комичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон почтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова».
А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутствует вполне определенный исторический фон. В тексте встречаются реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо.
Все это позволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.
Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана просит черевички, какие сама царица носит.
За это обещает выйти замуж за Вакулу. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
Вакула у императрицы. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.
Главные герои
Вакула – молодой кузнец, художник-самоучка, честный, решительный, отважный парень.
Оксана – капризная красавица, дочь казака Чуба, возлюбленная Вакулы.
Черт – мифическое злобное существо, которое помогло Вакуле достать башмачки императрицы.
Солоха – мать Вакулы, ведьма, привлекательная еще женщина.
Чуб – богатый казак, вдовец, отец Оксаны.
Екатерина Вторая – императрица, подарившая Вакуле свои туфельки.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Образец 3
Сказочная повесть Гоголя о чудесах рождественской ночи наполнена вихрем происшествий. События разворачиваются вокруг центрального персонажа – кузнеца Вакулы. Этого жизнерадостного и добродушного парня хуторяне считают трудолюбивым, надежным, участливым. В поступках Вакулы раскрывается его истинная сущность. Он способен верхом на черте въехать даже в царский дворец, совершив подвиг ради прихоти ветреной красавицы. Отчаянный поступок Вакулы помогает ему не только волшебным путем добыть черевички, но и завоевать любовь капризной невесты.
В произведении имеется множество героев, ситуаций и красочных описаний быта, нравов, образов, присущих обыкновенному украинскому поселению. Здесь не шепчут на ухо и не скрывают чувств. Здесь говорят то, что думают, а живут в ладах с совестью. Из многочисленных односельчан Вакула выделяется не только недюжинной физической силой, но и духовностью.
Он не просто деревенский кузнец, но еще и художник. В свой досуг он покрывает росписью посуду и стены церквей. За остроумное и выразительное изображение сцены изгнания нечистого из преисподней черт возненавидел искусного живописца. Он замыслил навредить кузнецу накануне святого праздника, а заодно и остальным хуторянам. Но дальнейшие события получили иное развитие.
На первый взгляд, кажется, что в сюжете произведения отсутствуют иносказания. Пристально всмотревшись в героя, удается заметить, что он не так простодушен. Он непринужденно одолевает множество соблазнов. Сначала Вакула сталкивается с чертом, но не сбивается с правильного пути. Под злокозненное влияние матери, ведьмы Солохи, он тоже не попадает. Самое большое искушение царскими покоями он легко выдерживает. Его не прельщает богатство и роскошь дворцового убранства. Он остается верен собственным ценностям: родному дому, созидательному труду, единственной любимой девушке. Выполнив долг, он возвращается в родное село.
В сравнении с Вакулой остальные герои повести выглядят смешными, а их качества – утрированными. Солоха – алчная и корыстолюбивая, дьякон – лукавый и бессовестный. В характере Чуба глупости больше, чем можно предположить у хуторского начальника. Вакула отличается от селян тем, что дорожит своими словами и не торопится бросать их на ветер. Ведь самый строгий судья для него – собственная совесть.
В борьбе за счастье Вакула преодолевает предрассудки, тщеславие, злобу. Он стал победителем благодаря твердому характеру, настойчивости и вере в себя.
Сюжет
Последний день перед Рождеством сменила ясная морозная ночь. Улицы хутора Диканьки были пусты – пора колядок еще не наступила. Неожиданно из трубы одной избы вылетела никем не замеченная ведьма. В небе она встретилась с чертом, который задумал украсть месяц.
Этот черт давно держал зло на местного кузнеца Вакулу, который рисовал прекрасные картины, в том числе и на православные темы. Бес решил отомстить мастеру, и это была последняя ночь, когда он мог творить злые деяния. Как только он украл месяц, наступил кромешная тьма, и даже ведьма вскрикнула от испуга.
На хуторе самой красивой среди девчат была Окасана, единственная дочь всеми уважаемого казака Чуба. Оставшись одна в доме, она стала принаряжаться перед зеркалом, любуясь собой. За этим занятием ее застал кузнец Вакула, который был по уши влюблен в гордую красавицу.
Тем временем изрядно подвыпивший Чуб решил навестить ведьму Солоху, мать кузнеца. У нее уже гостил черт, но, услышав голос казака, полез в трубу и обронил месяц. На улице сразу светло, и молодежь выбежала на улицу колядовать. Оксана при всех заявила, что выйдет замуж за Вакулу, если тот достанет ей черевички самой императрицы. Услыхав это, парень не на шутку огорчился.
Между тем в избе Солохи появился очередной гость – сельский голова. Чуб и бес были вынуждены спрятаться в мешках. Плутовка с удовольствием принимала посетителей, и ни один из них не догадывался о существовании конкурентов. Не успел голова отряхнуть одежду, как в дверь постучали – это был местный дьячок. В результате все поклонники Солохи казались в мешках. Вакула, увидав мешки, решил, что это собранный сор, и вышел с ними во двор. Заметив Оксану в толпе девчат, он бросил все мешки, кроме одного, и подошел к своей возлюбленной. Но надменная красавица вновь высмеяла кузнеца.
Вакула решил утопиться с горя. По дороге он зашел к Пацюку, который, как говорили, дружил с бесом. Пацюк намекнул парню, что у него за спиной в мешке находится черт. Вакула оседлал беса и отправился в Петербург, к самой императрице.
Оказавшись в королевском дворце, кузнец не растерялся. Он рассказал императрице свою историю, и та, пожалев незадачливого влюбленного, подарила ему свои туфельки.
Тем временем на хуторе все решили, что Вакула утопился от неразделенной любви. Оксана пожалела, что была холодна с парнем, который так сильно ее любил. Когда же Вакула вернулся домой целым и невредимым, и преподнес Оксане черевички самой императрицы, она с радостью согласилась стать его женой.
Гоголь, Анализ произведения Ночь перед Рождеством, План
Повесть “Ночь перед Рождеством” также принадлежит к циклу “Вечера на хуторе близ Диканьки”. События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Основное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки – кузнеца Вакулы, “силача и детины хоть куда”, и героя всех русских поверий – беса.
Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства.
В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.
Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир “Вечеров на хуторе”, отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной
Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами.
В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, “живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой”.
Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть.
Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними.
Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвращения или страха.
Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. “Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру”.
Герои повести – самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал “первым признаком истинно художественного произведения”. Со всеми героями “Ночи перед Рождеством” вы как будто давно знакомы.
Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит галерея идеальных людей. Нет.
Гоголь наделяет своих героев качествами обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива.
Уважаемый всеми голова, почитаемый Чуб – похаживают к Солохе.
Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов “отломать с досады бока первому попавшемуся человеку” после разговора с капризной Оксаной.
Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жителях Диканьки.
Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколько восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности!
Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много комичных по своей природе сцен в “Ночи…”! Разве не смешон почтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка!
Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
В повести “Ночь перед Рождеством” есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутствует вполне определенный исторический фон. В тексте встречаются реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо.
Все это позволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.
1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.
2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана просит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.
3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.
4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
5. Вакула у императрицы.
6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.