Урок литературы в 5 классе на тему «Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева Муму»
МБОУ Наумовской ООШ Пролетарского района Ростовской области
Открытый урок литературы в 5 классе
Учитель Трубецкая Галина Геннадьевна
Тема урока: Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного произведения на примере образа Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Задачи урока :
Развивать у учащихся культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образное и аналитическое мышление, творческие способности.
Совершенствовать умение анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием литературоведческих терминов.
Воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию.
Аннотация: Разработка представляет урок по литературе. Урок рассчитан на учащихся 5 класса. Продолжительность урока 45 минут. Это урок обобщения и систематизации знаний, в ходе которого учащиеся получают знания об историко-культурном контексте рассказа об образе главного героя рассказа. Предлагаемый на уроке материал доступен учащимся, соответствует уровню их подготовки.
Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; умение сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения,выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Личностные : осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознавать себя как индивидуальность, усваивать гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные : осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в учебнике.
Коммуникативные : задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; формировать коммуникативную компетентность со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Основные понятия: крепостное право, дворовые, челядь, холопы, лакей.
Литературные термины: портрет, интерьер, сравнение, гипербола, прототип, экспозиция, эпилог.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и средства обучения: индивидуальная работа, метод тонких и толстых вопросов и ответов, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу.
Формы контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация , составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. А что такое знакомство?
(Знакомство – это когда незнакомые люди хотят познакомиться друг с другом).
— Когда вы смотрели друг на друга, на что обращали внимание?
(на внешний вид, на причёску,
на настроение, на речь, на поведение)
— На что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
( на взаимоотношения человека с окружающими, с кем он дружит, общается)
— Правильно. Ребята, давайте составим кластер «Знакомство с человеком».
Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, будем знакомиться с героями литературного произведения.
Какое произведение мы прочитали?
Работа в парах( приложение 1)
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и будет главной задачей нашего урока.
Я знаю, что рассказ вам понравился, и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.
Рассказ называется «Муму», но в нем идет речь о людях, героях, живших в XIX веке при крепостном праве.
Тургенев в юности дал своеобразную клятву бороться с крепостным правом во всех его проявлениях и следовал этой клятве всю жизнь. Рассказ «Муму» о жизни крепостных, которых называли дворовыми, о жизни барыни в городе.
Наша задача — рассмотреть подробнее эту жизнь, понять, что же осуждал в ней автор и в чем видел выход из этого тупика.
Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…
(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)
В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
У крепостников была возможность делать всё, что захочется со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.
Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве. А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни?
— Ну что ж, у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам просмотреть начало фильма. Но вы не просто смотрите кадры из фильма, ваша задача ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.
— Итак, как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.)
— Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, в пенсне)
— Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи)
Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху.
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)
4.Обобщение и систематизация знаний:
Однако она не является главной героиней.
— А кто же является главным героем?
— Конечно же, Герасим.
Я предлагаю вам составить литературную характеристику Герасима.
— Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:
Косвенная характеристика, оценочные общие сведения о герое, сообщаемые автором или кем-либо из персонажей;
Ребята, давайте дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.
Значение имени «Герасим».
Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Он трудолюбив.
Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.
Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима
Что мы можем сказать о Герасиме?
Что вы знаете о Герасиме?
Чем занимался Герасим в деревне?
Какие обязанности выполнял он в доме барыни?
Как он выполнял свои обязанности?
Объясните, почему работа в городе Герасиму показалась лёгкой?
В чём причина строгого и серьёзного нрава Герасима?
Работа в парах (приложение2)
Определить о каких героях идёт речь
Герасим и дворовые.
Какие взаимоотношения у Герасима были с челядью, с барыней?
Работа в группах( приложение 3)
Составить портретную характеристику героя, а также найти сравнения и гиперболы. Сделать выводы и представить результаты работы в виде таблицы Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.
В описании портрета человека входят такие компоненты:
Фигура – сложен богатырем, важен, степенен, великан.
Рост – 12 вершков т.е. 195.5см.
Осанка – могучий, как дерево.
Походка – твердая, тяжелоступная, неверная походка.
Лицо – радостное, улыбающееся, безжизненное, оканемелое.
Руки – огромные ладоши, огромные ручища.
Одежда – кафтан, тулуп, сапоги.
— Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе?
С кем сравнивает автор героя?
«Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий как дерево растёт на плодородной земле…»
— Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.
«. дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья. »
— С кем ещё сравнивает автор Герасима?
«…гусь, известно, птица важная и рассудительная; он сам смахивал на степенного гусака».
— Каков смысл сравнений?
Сравнение помогает автору создать образ героя и подчеркнуть главные черты его характера достоинство, смелость, независимость.
Чего лишился герой?
(Герасим лишился той почвы, которая питала его всю жизнь, родной земли, родных корней).
Прочитайте описание каморки Герасима.
Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника
На какие детали обращает внимание?
Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «. он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы».
Когда Герасим косил, то мог «молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой».
Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу.
Герасим похож на былинного богатыря. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Работа с метлой и бочкой кажется ему нелепой, но он хорошо выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Герасим хорошо знал свое место, место крепостного, пока его не обидели.
Группа психологи:( приложение 4)
— Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике?
Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя.
Ответить на вопросы:
1.Какими способностями обладает Герасим?
2.Что можно сказать о его психологическом состоянии, когда он попадает в город?
. Он находится в смятении, тоскует, скучает.
3.Как меняется Герасим, полюбив Татьяну?
Он становится добрым, ласковым. Ему хочется о ней заботится.
Как переживал Герасим замужество Татьяны?
,Он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил зла на Татьяну и Капитона.
5.В каком состоянии пребывал Герасим, когда у него появилась Муму?
Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит о его мужествеПринять такое решение может только очень мужественный человек.
Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:
Способности героя;( сильный, умелый, ловкий, рассудительный)
а) активность; (находчивый, трудолюбивый, смекалистый, степенный)
б) эмоциональность; (серьёзный, нежный, великодушный)
Чувства (страдающий, недоумевающий)
Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию) (выполняющий свой долг- крепостную повинность)
Воля. ( умеющий преодолевать трудности)
Ребята, давайте вместе составим синквейн Герасим.
Описание- добрый, трудолюбивый
Действие-заботится, любит, работает
Чувство-не должен страдать из- за жестокости людей
Повторение сути- человек
Учитель. Давайте зачитаем финал рассказа и посмотрим, в каком настроении возвращался Герасим к себе в деревню.
— Почему он так свободно себя чувствовал?
Как вы думаете, почему же Герасим ушел из города? (Вспомните наш разговор о временах крепостного права, могли ли крепостные принимать самостоятельные решения)
( Герасим не имел никакого права уходить в деревню.Но так жить он дальше не мог, не мог терпеть унижения барыни)
Учитель. Верно, вот почему барыня « разгневалась и расплакалась», когда узнала, что Герасим так смело и открыто ушел из ее городского дома.
Кто оказался победителем в этом « поединке»?
( В Герасиме победила не привычка подчиняться, а уважение к своему достоинству.Это была его нравственная победа над барыней, победа добра над злом.)
— Что хотел донести читателю Тургенев в своём рассказе?
7. Исследовательская работа.
Сравним, каким показан герой в экспозиции и эпилоге.
работал за четверых
смахивал на степенного гусака
здоров и могуч по-прежнему
работает за четверых по-прежнему
Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами.
— Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?
— Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось?
8.Межгрупповое взаимодействие( приложение 5)
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.
Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.
Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши.
Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.
10. Подведение итогов урока
Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?
Тургенев концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться.
О чём мечтал И. С. Тургенев и как он воплотил свою мечту в рассказе «Муму.
11.Подведение итогов урока.
10.Домашнее задание. Дать письменный ответ на вопрос. Почему Тургенев сделал своего героя глухонемым?