Герои русских народных сказок – подробное описание: собирательные образы и индивидуальные особенности
Русские народные сказки – это значительный элемент национальной истории, через призму которого можно рассмотреть не только народ, как целостное образование, но и его отдельные стороны. Веру в добро и зло, справедливость, семейные устои, религиозные воззрения, осознание собственного места в окружающем мире. Русская народная сказка всегда несет в себе обучающий компонент, скрывая его под оболочкой легкого, незатейливого повествования.
Герои русских народных сказок – это собирательные образы наиболее типичных народных черт. Широта русской души, воспетый пословицами авось или дурак, богатеющий думками – все находит отражение в фольклорных повествованиях. Какую бы сказку мы ни взяли, кругом сокрыт глубинный смысл. Нередко, под личиной неуклюжего косолапого медведя, доверчивого зайца или хитрой лисицы можно увидеть пороки человеческого характера, гораздо отчетливее, чем это было бы заметно во «взрослых» повествованиях.
Ведь не даром же говорят – сказка ложь, да в ней намек…
Герои животные в русских народных сказках тесно связаны с представлениями о мире древних славян. Близкое соседство с естественной средой, обширными лесами и долинами полноводных рек, поселило в сказках типичных представителей окружающего ландшафта – лисиц, медведей, волков, зайцев. Крупный и мелкий рогатый скот, также нередко выступает в роли сказочных персонажей. Особенно в тех случаях, когда подчеркивается культ домашнего очага, благоденствия, семейности (например, в сказке Крошечка-Хаврошечка). Почитается и домашняя птица (Курочка Ряба), и мелкие грызуны (Мышка Норушка).
Важно помнить, что умение не просто слушать, а слышать и понимать то, что сокрыто в русских народных сказках, также ценно, как и, к примеру, понимание иностранного языка. Сами по себе слова-символы не имеют значения. Гораздо важнее, какую глубину они в себе хранят. И, раз уж сохранились, пережили смутные и сытые времена сказочные предания, значит они и в самом деле кладезь народных знаний.
Список героев русских народных сказок
1. Баба ЯГА
Злая баба в мифологии славянских народов. Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.
В различных сказках образ Бабы Яги носит различную эмоциональную окраску. Иногда она противостоит главному герою; в некоторых случаях поддерживает, наставляет его; реже — сама выступает против зла.
Баба Яга — очень древний мифологический образ. Он позволяет иначе взглянуть на быт и философию наших предков. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Сказки про Бабу Ягу:
2.Василиса Прекрасная
Собирательный идеализированный образ женского начала в сказках. Сочетает ум – житейскую мудрость и красоту. Считается дочерью Морского Царя, и достается главному герою в награду за победу над злом. Другие наименования: Елена Премудрая, Василиса Премудрая, Марья Искусница, Марья Моревна. Часто меняет образы, перевоплощаясь в животных.
Василиса — очень древний славянский образ, идеализирующий женское начало. Внимательно прочитывая сказочные сюжеты, можно узнать много нового о древних общественных институтах, взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Сказки про Василису Прекрасную (Премудрую):
3. Водяной
Повелитель водной стихии в представлении славянских народов. Причем, в противовес Морскому Царю, владычествует над стоячими, затхлыми водами: омутами, болотами, полыньями. Обычно изображается в виде старика с рыбьими чертами, длинной косматой бородой, облаченного в тину.
Предания о Водяном очень разнообразны. Он могуществен и, несмотря на свой скверный нрав, благоволит пчеловодам. Не трогает он и рыбаков, готовых разделить с ним свой улов. А вот некрещеных или тех, кто забыл осенить себя крестным знамением перед купанием ни за что не жалеет.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Сказка про водяного:
4. Жар-Птица
Огненная птица; обычно – объект поиска главного героя сказки. Ее нельзя взять голыми руками. Пение Жар-Птицы исцеляет больных, возвращает молодость, отгоняет печали. Способна давать своему обладателю несметные богатства.
5. Змей Горыныч
Мифический дракон в славянской мифологии. Обладает несколькими головами. Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых. В сказках выступает как отрицательный персонаж, неотъемлемое звено равновесия сил добра и зла. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
6. Иван-дурак
Комичный персонаж в русских народных сказках. Это собирательный образ беднейшего крестьянского сословия — неграмотного, бесхитростного и до безобразия простого в житейских делах. Именно за эти качества Ивану-дураку и воздается по заслугам. В этом образе немаловажную роль играет и поздний христианский культурный слой.
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)
7. Иван-царевич
Герой русских народных сказок. В большинстве сюжетов – положительный персонаж. Наименование «царевич» указывает скорее на царственность намерений и поступков, нежели на реальный титул. Обычно по сюжету выполняет непростое задание за которое получает вознаграждение.
8. Колобок
Главный герой одноименной русской народной сказки; скатанный шарик из теста, символ довольства и сытости русского народа. Для его приготовления используется ограниченное количество ингредиентов, но несмотря на это, Колобок получается румяным и аппетитным. В этом сокрыта главная мораль сказки. Правда в итоге, за свою самонадеянность, Колобка настигает расплата.
Но, все равно, подчеркивается – Хлеб всему голова.
9. Кот Баюн
Наделенное волшебной силой мифическое существо. Как правило, отрицательный герой. Обладает огромными размерами и способностью говорить человеческим голосом. «Баюн» означает говорун. Своими рассказами – сказками, кот может насмерть заболтать собеседника. Однако для того, кто сумеет приручить его или получить в качестве трофея, кот подарит вечное здоровье, молодость и силу.
10. Кощей (Кащей) Бессмертный
Тощий, сморщенный старик. Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой. Например, дуб, под ним пещера, там сундук, в сундуке — шкатулка, в шкатулке — яйцо, в яйце – игла. В мифологии славян охраняет проход в Царство Мертвых. Вступает в союз со Змеем Горынычем.
По сюжету сказки, нередко похищает невесту главного героя.
11. Курочка Ряба
Волшебная курица из одноименной сказки. Несет золотые яйца. Олицетворяет особую роль домашних животных в крестьянском хозяйстве. Рассудительна и мудра. Показывает, что не всегда золото может быть важнее обыкновенного яйца, которое используется в пищу.
12. Леший
Хозяин леса, бесплотное или телесное существо. Способен менять облик. Перевоплощается в животных, деревья, карликов, великанов и даже принимает вид знакомых людей. Леший нейтрален. И в зависимости от своего отношения к герою, становится то добрым, то злым персонажем. Умеет эмитировать все звуки леса. Нередко приближение Лешего угадывают в шелесте листвы в безветренную погоду.
13. Лихо
Живое воплощение нелегкой человеческой доли, судьбы. Обычно предстает в образе одноглазого безобразного чудовища со слюнявой зубастой пастью. Прообразом Лиха в славянской мифологии являются греческие мифы об одноглазом Циклопе.
14. Мороз
Морозко, Дед Мороз. Это седобородый старец в длинной меховой шубе с посохом в руках. Является покровителем холода. Ему подчиняются снегопады, метели и вьюги. Обычно справедлив. Одаривает подарками тех, кто ему нравится. Помогает в трудных ситуациях и наказывает тех, кто этого заслуживает. Ездит на больших санях, запряженных тройкой лошадей.
(В западной традиции – Санта Клаус, ездит на санях с оленями).
Дед Мороз ОПИСАНИЕ Читать
Санта Клаус ОПИСАНИЕ Читать
15. Морской Царь
Повелитель всех земных вод. Обладает несметными богатствами, оставшимися после затонувших в разные исторические эпохи кораблей. Живет Царь в огромном дворце в самой глубине моря. Его окружают морские девы, которые способны увлекать за собой моряков и просто случайно гуляющих по берегу мужчин. Царю подвластны шторма. Он по своей воле топит корабли.
16. Снегурочка
Внучка Деда Мороза. В славянской мифологии упоминается, как девочка, сделанная из снега. В зимний период Снегурочка веселится и ведет себя, как самый обыкновенный ребенок. А как только пригреет солнышко – тает, превращаясь в облачко до следующей Зимы. ЧИТАТЬ подробнее
Зима лето пугает, да всё равно тает.
17. Солдат
Герой русских сказок, лишенный всякой сверхъестественной силы. Является олицетворением простого русского народа. Как правило, после окончания службы, попадает в трудные ситуации, из которых ему помогают выбраться магические существа и предметы.
Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает, а он все такой же бывает.
18. Царевна-Несмеяна
Царская дочка, которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства.
Смех — не грех, коль приятен для всех.
19. Царевна-Лягушка
Обычно, под обликом Царевны-Лягушки скрывается Василиса Премудрая. Она вынуждена находиться в теле земноводного до той поры, пока ее не освободит главный герой. Обладает магическими способностями и житейской мудростью.
20. Чудо-Юдо
Необыкновенный сказочный персонаж, обитатель морей и океанов. Не несет ярко выраженной эмоциональной окраски (не добро и не зло). Обычно воспринимается, как чудесная рыбина.
Читать также:
Добавить комментарий Отменить ответ
Все материалы сайта защищены («Закон РФ N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»»)
Логотип / фавикон сайта — авторский дизайн Юлия Пелихович
План- конспект урока по литературному чтению на тему «Русские народные сказки. « Петушок и бобовое зернышко». Характеристика героев сказки» ( 2 класс)
Предмет: Литературное чтение.
Класс 2 «А» Попова М.В.
Студент: Амырханова Анна
Русские народные сказки. « Петушок и бобовое зернышко». Характеристика героев сказки.
Открытие новых знаний.
Создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
Предметные : обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогназировать содержание сказки; творческие способности, речь, память, мышление, воспитывать уважение, сочувствие и внимательное отношение к другим людям.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные : находить в словаре непонятные слова; развивать речь.
Коммуникативные : учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Руссские народные сказки.
Учебниек: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2 класс, 1 часть.
Коллективная, индивидуальная работа, проблемный метод.
Организация и мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Муратовна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свое рабочее место, все ли готово к нашему уроку.
-Прочитайте чистоговорку медленно.
Как то еж пришел к ужу.
Я с ежами не дружу.
Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
Прочитайте шепотом, громко.
Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко-тихо, весело-сердито.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
-Дети, с какими стихотворениями вы познакомились на прошлом уроке?
-Верно, а кто его автор?
-Сейчас вам нужно будет выразительно прочитать это стихотворение, на оценку.
— «Сказка по лесу идёт »
Учащиеся выразительно читают стихотворение «Сказка по лесу идёт»
Постановка учебной задачи
– Мы продолжаем изучать раздел « Устное народное творчестно». И сегодня познакомимся с новой сказкой. Прочитайте ее название.
— Как вы думаете о чем она будет?
— Какую цель поставим перед собой?
— Петушок и бобовое зернышко.
— она будет о петушке и о зернышке.
— познакомится с русской народной сказкой.
Построение проекта выхода из затруднения
— Сейчас я вам прочитаю сказку. Ребята, откройте учебник на странице 32. Сейчас я прочитаю вам эту сказку, а вы внимательно следите.
— Ребята, вам понравилась сказака?
— К какому виду сказок можно ее отнести?
— Перечислите героев сказки?
— Какая беда приключилась с петушком?
— К кому бросилась курочка на помощь?
— К кому послала корова курочку?
— Что попрасила у хозяина курочка?
— К кому послал курочку хозяин?
— Что попрасила курочка у кузнеца?
— Как закончилась сказка?
Работа с пословицами.
Друзья познаются в беде.
— Какой смысл заложен в пословицы?
— Подходят ли эти пословицы сказке? Почему?
Прикрепляю карточки со словами на доску:
коса, со всех ног, проскочило, кузнец.
— Ребята, прочитайте эти слова и скажите как вы их понимаете.
— Хорошо. Обратимся к толковому словорю Ожигова. Слово коса имеет несколько значений.
1) Сельскохозяйственное орудие труда.
2) Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.
3) Сплетённые длинные пряди волос.
— Хорошо! Теперь давайте ещё раз прочитаем эту сказку.
— К сказкам о животных.
— петушок, курочка, корова, хозяйка, хозяин, кузнец.
— Петушок подавился бобовым зернышком.
— Корова послала курочку к хозяину.
— курочка попрасила свежую тваву
— Попрасила у кузница косу.
Курочка спасла петушка.
— Смысл пословиц в том, что друзья должны помагать друг другу. Что хороший друг дороже любого золота.
— Подходит, потому что курочка спасла жизнь петушку и не бросила его в беде.
— коса- инструмент для скашивания травы; со всех ног — бежать очень быстро; проскочило — быстро прошло; кузнец — человек, который заниается обработкой расколенного металла.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать начинаем.
Реализация построенного проекта
— Ребята, а как бы вы описали описали петушка? Какой он?
— Как вы считаете это положительные качества?
— А как вы можете описать курочку?
— А остальные персонажи, что мы можем сказать про них?
— Верно, они проявили сочувствие.
— Вы большие молодцы, отлично поработали на уроке. Поэтому я хочу вас наградить и показать вам небольшой мультфильм. https://ok.ru/video/1238009317952
— торопливый, не прислушивается к советам, легкомысленный.
— Нет. Это отрицательные качества.
— Курочка добрая, заботливая, она не сдавалась и из-за всех сил пыталась помочь петушку.
— Они добрые, не отказали в помощи
– Вот и подошёл к концу наш урок.
С какой сказкой вы познакомились на уроке?
Счастливый конец у сказки или нет?
— Петушко и бобовое зернышко.
— да. Курочка спасла петушка.
Сказка учит взаимовыручке. Помогать друзьям.
— Ребята, передвами солнышко. Чего здесь не хватает?
— Верно! Ваша задача соединить лучики с солнышком. Но это еще не все. На каждом лучите написаны незаконченные фразы. Вам нужно их завершить.
Самостоятельно оценивают свою работу
Отвечают на вопросы.
Организация на выход
— На этом наш урок окончен. Вы большие молодцы, активно работали на уроке. До свидания.
Методист ______________________ (Мартынюк Л.Е)
Учитель________________________ (Попова М.В.)
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению + презентация на тему:»Сказочные герои» (2 класс)
Выбранный для просмотра документ Презентация1.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок – обобщение по литературному чтению во 2-м классе по теме «Сказочные герои» Лаптева Александра Анатольевна, Учитель начальных классов
«Угадай героев сказок» Если я чешу в затылке – не беда! В голове моей опилки – да-да-да! Но хотя там и опилки, Но шумелки и сопелки, Сочиняю я не плохо и-но-гда!
Смешной человечек на крыше живет. Смешной человечек скучать не дает. Смешной человечек скучать не привык. Смешной человечек большой озорник.
По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполочьо, Чиполлото, И, конечно, Я!
«Угадай отрывок из сказки» Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Он огляделся по сторонам, высматривая какого-нибудь мальчишку, чтобы послать его за пивом в ближайший трактир, но на улице, как назло, никого не было.
«Блиц-турнир по сказкам» Был обманут в Стране Дураков Путешествовала в Стране Чудес и Зазеркалье Правитель страны, в которой жил Чиполлино Шарманщик, смастеривший Буратино Кенгуру – друг Винни-Пуха Музыкант из Цветочного города Мальчик, у которого самый лучший друг в мире
Выбранный для просмотра документ Урок по сказкам.doc
Урок – обобщение по литературному чтению во 2-м классе по теме «Сказочные герои»
вызвать интерес к героям сказок, желание прочитать произведение полностью;
развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте;
показать особенности сказочных повестей, дать “классификации” сказочных героев;
учить рассказывать по иллюстрациям;
воспитывать желание к чтению.
Оборудование. презентация, грамзапись песни Буратино, выставка фантиков и пластилиновых фигурок.
Предварительная работа (домашнее задание). Создать фантик и название для нового сорта конфет. Вылепить из пластилина фигурку сказочного человечка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
У. Какой раздел мы закончили читать?
Д. Мы закончили читать раздел, который называется “Сказочные герои”.
У. Кто из сказочных героев понравился вам больше всего? Почему?
У. Подумайте, чем похожи Буратино, Чиполлино, Винни-Пух?
3. Парад сказочных человечков.
У. Сегодня на наш урок пришли сказочные герои. Они ждут встречи с вами. Но они появятся только тогда, когда вы назовёте их имена. Сначала послушайте подсказку, а потом говорите имя героя.
Если я чешу в затылке – не беда!
В голове моей опилки – да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но шумелки и сопелки,
Сочиняю я не плохо и-но-гда!
Дети называют Винни-Пуха. Слайд 2
У. Назовите автора произведения.
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек скучать не дает.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек большой озорник.
Дети называют Карлсона. Слайд 3
У. Кто автор этого произведения?
По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлетто,
Чиполочьо, Чиполлото,
И, конечно, Я!
Дети угадывают Чиполлино. Слайд 4
У. Кто написал это произведение?
Д. Это Джани Родари!
Звучит грамзапись песенки “Буратино”
Дети угадывают Буратино. Слайд 5
Д. Это произведение написал Алексей Толстой!
У. Правильно. Молодцы, ребята. Вы правильно угадали сказочных человечков и назвали авторов произведений.
Всех ли сказочных героев мы пригласили?
Д. Нет. Есть и другие герои.
У. Давайте вспомним остальных героев сказок.
Дети называют героев сказок.
У. Очень хорошо. Как много героев сказок вы назвали. Это говорит о том, что вы много читаете. А какие “сказочные приметы” вы знаете?
4. Проверка домашнего задания.
У. Нам очень полюбились герои прочитанных сказок. Любят их и взрослые. На кондитерских фабриках работают взрослые, которые придумывают фантики к конфетам. А сколько конфет, шоколадок со сказочными названиями! Давайте назовем их.
Д. “Три медведя”, “Красная шапочка”, “Гулливер”, “Сказка”, “Лесная фея”, “Белочка” и т. д. Слайд 6
У. Мы объявили конкурс на создание фантика и название для нового сорта конфет. В нем приняли участие ребята 2 “б” класса. Каждый ученик представит свой фантик.
(Дети выходят к доске и показывают свою работу)
У. Чтобы осталась память о прошедших событиях, люди создают музеи. Есть и такой необычный музей восковых фигур, где из воска скульпторами сделаны фигуры знаменитых людей прошлого и настоящего. Мы создали свой пластилиновый музей сказочных человечков.
6. Игра: “Угадай отрывок из сказки”.
У. Ну, а теперь поиграем в “Угадайку”. Сказочные человечки приготовили отрывки из произведений, только все напутали и не могут разобраться. Давайте им поможем. Слайд 7
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Д. Это отрывок из произведения А. Толстого “Золотой ключик”.
У. Правильно. А теперь читайте следующий отрывок. Слайд 8
Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и полетел назад, к окну. Затем он набрал скорость и пронесся мимо, как настоящий маленький самолет. Потом сделал второй круг. Потом третий.
Д.Это произведение А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”.
У. Снова угадали! А теперь последний отрывок. Слайд 9
Он огляделся по сторонам, высматривая какого-нибудь мальчишку, чтобы послать его за пивом в ближайший трактир, но на улице, как назло, никого не было.
Д. Это отрывок из произведения Д. Родари “Чиполлино.
У. Наши герои остались довольными. Вы очень хорошо знаете сказки. Молодцы!
6. “Блиц-турнир” по сказкам.
У. А теперь проведем “Блиц – турнир”. Нужно назвать героя сказки.
Был обманут в Стране Дураков (Буратино)
Путешествовала в Стране Чудес и Зазеркалье (Алиса)
Правитель страны, в которой жил Чиполлино (Лимон)
Шарманщик, смастеривший Буратино (Карло)
Кенгуру – друг Винни-Пуха (Кенга)
Музыкант из Цветочного города (Гусля)
Мальчик, у которого самый лучший друг в мире (Малыш) слайд 10
У. Вы верно назвали героев. Очень хорошо.
7. Итог урока.
У. Вы очень хорошо охарактеризовали наших героев, они остались довольны.
Наш урок подошел к концу. Все очень хорошо работали. Я думаю, что сказочные человечки поставили бы вам оценку “отлично”!