План пересказ сказки морозко 3 класс

Сказки

«Морозко» — краткое содержание русской народной сказки

Волшебные зимние истории вызывают особый интерес у детей и взрослых. В них рассказывается о добре и зле, торжестве справедливости. Вспомнить мудрый рассказ, который веками передавался из уст в уста, поможет краткое содержание сказки «Морозко» для читательского дневника. Из него можно понять, какую важную роль в жизни играет трудолюбие и добрые отношения в семье, а также как вредны лень и невежество.

О сказке и ее авторе

Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:

Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.

Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:

В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.

Характеристика героев

Произведение «Морозко» — результат многовекового народного творчества. Оно относится к жанру «волшебная сказка». Знакомство с кратким содержанием можно начать с описания главных героев:

Изложение в сокращении

Однажды Старик решил жениться заново. Нашел женщину с ребенком, привел ее в дом, где жила его родная дочь. Мачеха с первого взгляда невзлюбила Падчерицу и сразу стала командовать в доме. Она нагружала дочь Старика домашней работой, не давала ни минуты отдыха. Родную дочь, наоборот, баловала и берегла, позволяла ей спать до обеда.

Падчерица старалась все делать хорошо, чем еще сильнее злила Мачеху. Решила она избавиться от дочери Старика навсегда и стала нашептывать ему о плохом поведении Падчерицы, да и самой девочке жизни не давала. Пришла зима, и Мачеха наказала деду вывезти Падчерицу в лес, бросить ее там.

Долго противился дед, но не смог противостоять напору сварливой бабы. Жаль ему было бросать родную дочь в лютый мороз, но он сделал так, как сказала жена. Очень замерзла девочка в лесу под зеленой елью. Однако ее быстро заметил Морозко, который прогуливался неподалеку — «на ветке потрескивал, с елки на елку поскакивал и пощелкивал».

Приблизился волшебник к девочке и стал дуть на нее холодом. Каждый раз он звал и спрашивал, тепло ли ей находиться в сугробе. Чувствуя, как стынет кровь, она отвечала, что тепло. Тем временем Старик не находил себе места. Мачеха же решила справить поминки по Падчерице и послала мужа в лес за ее косточками.

Вернулся дед на место, где оставил дочь, и обомлел — сидит она в роскошной шубке на сундуке с деньгами. Он обрадовался, забрал девочку и повез домой. Увидела Мачеха богатство и надулась, как жаба. Мало того, что не удалось ей Падчерицу со свету сжить, так теперь она еще и невестой с приданым стала.

Позавидовала Падчерице и Мачехина дочь, договорилась она с матерью, чтобы и ее Старик в лес отвез. Устроившись под кустом в теплой одежде и котомкой с пирогами, стала ленивая девочка ждать Морозко. Ей было комфортно и сытно. Заметил ее волшебник, подошел и стал дуть. Чем сильнее дул, тем больше она возмущалась, что холодно, прогоняла его: «Уйди, Морозко». Разозлился владыка холода и заморозил девочку насмерть.

Мать ее тем временем наготовила угощений и собрала Старика в дорогу. Приехал он, а падчерица лежит в сугробе мертвая. Привез ее дед назад. Увидела Мачеха, что натворила, заголосила, но было поздно.

План для читательского дневника

Красивая сказка со смыслом — так можно охарактеризовать произведение «Морозко». В читательский дневник для 1 или 2 класса можно записать сказку в сокращении, из нескольких важных предложений. Они покажут учителю, что история была прочитана школьником, помогут ему пересказать сюжет и провести небольшой анализ:

Читайте также:  Сказки чуковского для детей видео

Короткий отзыв и основная мысль

Основная мысль русской сказки заключается в том, что за труд и терпение человек всегда получает заслуженную награду. Падчерица много работала и стойко переносила удары судьбы, которая в итоге вознаградила ее прекрасными подарками.

Сказка учит тому, что нужно быть терпеливым, добрым и справедливым. Злоба, грубость и ненависть к людям не ведут ни к чему хорошему. Это показано на примере Мачехи и ее дочери. И нельзя предавать близких, как это сделал Старик, выполняя приказы злой супруги.

Написать краткий отзыв для читательского дневника можно в форме своего отношения к прочитанному. Пример: «Сюжет «Морозко» я знаю с детства, это одна из моих самых любимых русских сказок. В ней описано столкновение сил добра, в роли которых выступает Падчерица, и зла, воплощенного в образах Мачехи и ее дочери. Есть и справедливый персонаж — Морозко, который придерживается принципа, что награду нужно давать труду и отношению к людям.

Как бы ни пыталась сжить Падчерицу со свету Мачеха, девочка оставалась доброй и трудолюбивой. Она выдержала все испытания и даже ни разу не пожаловалась, когда Морозко посылал в ее сторону волны холода. За все невзгоды она получила достойное вознаграждение.

Сказка научила меня верить в добро и торжество справедливости. Как бы тяжело ни было сейчас, нужно трудиться и терпеть. В этом случае произойдут перемены к лучшему, ведь за черной полосой идет белая. Я рекомендую друзьям прочитать произведение и готов обсудить с ними поведение главных героев сказки «Морозко».

Сравнение с другими сказками

Первую литературную обработку народной сказки выполнил Владимир Одоевский. В его произведении «Мороз Иванович» волшебник живет в ледяном доме. Он ценит в людях доброту и трудолюбие, поэтому дарит Рукодельнице ведро с монетами и брошь с драгоценным камнем. Ленивицу, которая больше вредит, чем помогает по хозяйству, чародей награждает большим и маленьким слитками, но они быстро тают и утекают ртутью и водой.

Если сравнить сказки, становится понятно, что Одоевский черпал много идей из русского фольклора. В его произведении также фигурируют две девочки, одна из которых — труженица, а другая — лентяйка. Каждая из них получила заслуженную награду. Произведение Одоевского более современно, в нем есть пословицы и наставления для детей.

Исследователи отмечают сходство между русской народной сказкой и произведением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», где волшебник не был таким добрым, как Морозко. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» также представлен похожий сюжет. К числу литературно переработанных модификаций русской сказки исследователи относят сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».

В каждой из этих сказок воплощены чаяния и ожидания народа. Мороз предстает в них и как гостеприимный хозяин, и как беспощадный повелитель. Для добрых людей он — заступник, борец за справедливость. Вера в это помогает жить и стойко переносить удары судьбы.

Источник

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе » Сказка «Морозко». Пересказ».

Выбранный для просмотра документ Морозко пересказ.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Загадка Удивляется народ: Едет печка- дым идёт, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется …… « По щучьему велению»

Характеристика героинь: Падчерица: Делала всю работу; Вставала очень рано; Её не хвалили; Мачеха решила её сжить со свету; С Морозко вежлива, терпелива,не хочет его огорчать; Получила награду; Мачехина дочь: Ничего не делала; Хвалили за всё- умница; С Морозко груба, нетерпелива; И как результат- жизнь заканчивается трагично;

Подготовка к пересказу: 1.Разделить текст на смысловые части; 2.Придумать заголовок к каждой части – составить план произведения; 3.Перечитать и пересказать каждую часть; 4.Пересказать произведение целиком;

«Морозко» План сказки: 1.Мачехина дочь и падчерица; 2.Падчерица у Морозко; 3.Старикова дочь в злате-серебре возвращается домой; 4.Старухина дочь под елью в лесу; 5.Старуха встречает свою дочь;

Читайте также:  Сказки пушкина в музыке композиторов

Выбранный для просмотра документ Сказка Морозко. Технологическая карта.doc

Технологическая карта урока по литературному чтению

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 264 Кировского района г. Санкт – Петербург

Савченко Елена Викторовна

Тема урока : Русская сказка « Морозко». Пересказ.______________________________________________

Понимать, как подготовиться к пересказу;

Научиться составлять алгоритм действий и следовать ему;

Учиться делить текст на логически законченные части, выделять в них главное, озаглавливать части текста, т.е. составлять план текста;

Учиться оценивать работу одноклассников; высказывать своё мнение;

Учиться предполагать и формулировать задания, которые учитель может дать по тексту;

— продолжить формирование умения пересказывать текст и понимания, что для достижения результата нужно сделать;

формировать навык правильного выразительного беглого чтения;

формировать умение характеризовать героя произведения, его слова и поступки; умение делать выводы;

формировать умение планировать работу, действовать в соответствии с планом;

формировать умение определять задания, которые можно предложить при работе с текстом;

развивать образное мышление и наблюдательность;

развивать монологическую речь;

воспитывать стремление быть хорошим человеком;

воспитывать любовь и интерес к чтению;

Урок комплексного применения знаний.

Формы организации работы детей:

Фронтальная, групповая, в парах;

Опорные понятия, термины

Пересказать сказку « Морозко» по составленному на уроке плану;

Прочитай. Произведение какого жанра перед тобой?

Едет печка, дым идёт,

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

А сказка называется …

(« По щучьему велению»)

Назови отгадку. Что это? Какая эта сказка по виду?

Какие задания с текстом загадки я могу вам предложить?

Дайте задание своим одноклассникам. На что будем обращать внимание при чтении одноклассников?

О чём ещё я вас не спросила? (Непонятные слова – калачи)

Как думаете, зачем проводим такие разминки на уроках?

Называют жанр прочитанного произведения (загадка).

Определяют вид сказки

« По щучьему велению»;

Доказывают своё мнение.

Предполагают, какие задания можно дать по тексту загадки:

-прочитать, постепенно прибавляя громкость;

-прочитать, постепенно прибавляя темп;

Формулируют задания для одноклассников.

Объясняют значение слова «калачи».

— овладение навыком правильного, осознанного, выразительного чтения;

— умение определить жанр произведения;

— построение речевого высказывания;

— контроль и оценка процесса и результата деятельности;

— прогнозирование заданий учителя;

— контроль в форме сличения результата с эталоном выполнения задания;

Формируется умение определять жанр произведения,

умение предполагать, какие задания можно выполнить по тексту произведения, обращать внимание на слова с незнакомым значением, умение оценивать чтение одноклассников.

Проверка домашнего задания.

Какую сказку читаем на уроке?

Какое задание выполняли дома?

Вспомните, что вчера на уроке сказали о падчерице? По какому плану даём характеристику герою? Какую характеристику дали героине?

Дайте характеристику по такому же плану мачехиной дочке.

Нужно ли вам уметь составлять характеристику герою?

В жизни необходимо такое умение, пригодится ли оно вам?

Чему учимся, характеризуя героя?

Формулируют домашнее задание;

Дают характеристику по плану мачехиной дочке;

Определяют, зачем нужно уметь составлять характеристику герою, пригодится ли это умение в жизни;

— уметь составить характеристику героя;

— построение речевого высказывания в устной форме;

— поиск необходимой информации;

— составление плана характеристики героя;

-контроль в форме сличения результата с заданным планом;

— умение выражать свои мысли;

— владеть монологической формой речи;

— контроль, коррекция и оценка действий партнёра;

Развивается умение давать характеристику литературному герою.

Объявление темы и постановка цели урока.

Итак, мы читаем сказку «Морозко».

Какую работу по тексту этой сказки выполнили? А какую работу можем выполнить ещё?

( Определить основную мысль, разделить на части, составить план, подобрать пословицы по содержанию);

Все эти виды работ к чему нас подготовят?

Значит, над чем сегодня работаем на уроке? Какова наша цель? Какие перед нами учебные задачи?

Называют, какие виды работ уже выполнены по тексту сказки;

Предполагают, какие виды работ можно выполнить на уроке;

Определяют и называют цель урока;

Формируется умение определять виды работ, которые выполнены, надо выполнить, определять цель и задачи урока.

Работа на основном этапе.

1.Составление плана работы для достижения цели урока.

Читайте также:  Презентация урок музыки 2 класс симфоническая сказка петя и волк презентация

А) Составление плана сказки.

Б) Первичная рефлексия

В. Работа над пересказом

1.Давайте составим план работы на уроке, что нужно сделать, чтобы подготовиться к пересказу. Готовиться будете в парах – «ум хорошо, а два лучше», как говорит народ.

Обсудите с соседом, как готовиться к пересказу;

Обсуждение и составление плана действий:

— разделить текст на смысловые части;

— озаглавить каждую часть – составить план сказки;

— пересказать каждую часть;

— пересказать сказку целиком;

По тексту загадки из разминки выполнять различные движения, иллюстрирующие слова разминки;

2. А. А теперь разделимся на группы, чтобы работа шла быстрее.

Раздаю листы каждой группе:

1.Мачехина дочь и падчерица.

Работаете самостоятельно в группах, обсуждаете части и их названия, составляете план.

1.Мачехина дочь и падчерица.

2.Падчерица у Морозко.

3.Старикова дочь в злате – серебре возвращается домой.

4.Старухина дочь под елью в лесу.

5. Старуха встречает свою дочь.

2 Б. Кому понравилось работать в паре и группе? Убедились, что в группе работать продуктивнее?

Какие пункты из плана работы над пересказом уже выполнили? Что ещё нужно сделать?

(Нужно пересказать каждую часть отдельно и потом целиком).

А что нужно сделать, чтобы удачно пересказать часть текста?

( Внимательно перечитать часть, постараться запомнить, смотреть на название части – не отступать от темы этой части).

2 В. Кто хочет пересказать первую часть сказки?

Вы должны оценить ответ одноклассника.

На что должны обратить внимание, оценивая пересказ?

Закончите работу над пересказом дома.

А сейчас подведём итог урока.

Работать в парах – составлять план действий;

Обсуждать, слушать и слышать собеседника;

делить текст на смысловые части, определять главное в каждой части, озаглавливать части текста; корректировать заголовки в ходе работы;

Пересказывать части текста, не нарушая последовательность;

Оценивать ответ товарища;

Определять, какие этапы работы уже выполнены, что ещё предстоит сделать, чтобы достичь результата;

Высказывать своё мнение о работе своей и товарищей;

— уметь пересказать текст;

-выполнение логических операций-анализ, обобщение;

— построение речевого высказывания;

— контроль и оценка процесса и результата деятельности;

— составление алгоритмов деятельности;

— управление своей деятельностью, контроль и коррекция;

— распределять роли в группе;

— планировать сотрудничество со сверстниками;

— управлять поведением партнёра;

— выражать свои мысли;

— слушать и слышать собеседника;

— чему хочу научиться, чего ещё не знаю;

Формируется понимание, как готовиться к пересказу, как работать в группе, распределять роли, умение слушать друг друга.

О какой сказке говорили на уроке?

Чему учились на тексте этой сказки?

Оцени свою работу на уроке.

Вспомни, как мы оцениваем себя. Понравилось ли тебе работа над сказкой?

Работа кого из одноклассников тебе понравилась, удивила?

Оценивать свою работу и работу одноклассников;

Определять, чему научился на уроке;

— чему учился и научился, что удалось, что понял, над чем ещё нужно работать;

— оценка действий одноклассников;

Формируется умение оценивать работу свою и одноклассников, высказывать своё мнение и отношение.

Русская народная сказка « Морозко»

1.Мачехина дочь и падчерица.

Русская народная сказка « Морозко»

1.Мачехина дочь и падчерица.

Русская народная сказка « Морозко»

1.Мачехина дочь и падчерица.

Номер материала: ДБ-047542

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное