План по главам по рассказу детство горького 7 класс

Сказки

Максим Горький «Детство» краткое содержание по главам и описание рассказа для 7 класса – читать онлайн

Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства. Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина, читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».

На нашем сайте вы можете онлайн прочитать краткое содержание «Детства» по главам. Горький в своей повести раскрыл многие «вечные» темы: отношения отцов и детей, развития личности ребенка, становления человека в социуме и поиск своего места в мире. Пересказ «Детства» будет полезен учащимся 7 класса при подготовке к уроку либо контрольной работе по произведению.

Главные герои

Алексей – главный герой произведения, за детством которого читатель следит на протяжении всей повести и от имени которого ведётся всё описание рассказа «Детство».

Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом» с роскошной густой косой, «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Василий Васильич Каширин – дед Алексея, очень строгий, «небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками».

Другие герои

Варвара – мать Алексея, «сама на всю жизнь сирота».

Михаил – дядя Алексея, «чёрный гладковолосый».

Яков – дядя Алексея, «сухой, как дед, светлый и кудрявый».

Григорий – полуслепой мастер, служивший у Кашириных, «плешивый, бородатый человек в темных очках».

Иван-Цыганок – приемный сын Кашириных, подмастерье, «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой». Веселый и находчивый парень, но наивный как ребенок.

Хорошее Дело – нахлебник, один из постояльцев Кашириных, «худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках», «молчалив, незаметен».

Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары.

Краткое содержание

Глава 1

Главный герой, мальчик Алексей, жил с матерью и отцом в Астрахани. Повесть начинается с воспоминаний мальчика, как от холеры умирает его отец Максим. От горя у матери Алексея, Варвары, в день смерти мужа начались преждевременные роды. Мальчик все помнил очень смутно, обрывками, так как на тот момент сильно болел.

После похорон бабушка мальчика Акулина Ивановна Каширина забрала дочь с двумя внуками Нижний Новгород. Семья ехала на пароходе, маленький брат главного героя Максим умер по дороге и во время остановки в Саратове женщины вынесли и похоронили мертвого малыша. Чтобы отвлечь Алексея от всего, что происходило, бабушка рассказывала мальчику в дороге сказки, которых знала очень много.

В Нижнем Новгороде бабушку, маму и Алексея встречала многочисленная семья Кашириных. Тут же мальчик познакомился и с главой семейства – строгим, сухоньким старичком – Василием Васильичем Кашириным, а также со своими дядьями – Михаилом и Яковом, двоюродными братьями. Дед мальчику сразу не понравился, так как он «сразу почувствовал в нём врага».

Глава 2

Вся большая семья жила в огромном доме, но все постоянно ссорились и враждовали между собой. Алексея очень пугала постоянная вражда в семье, ведь он привык жить в дружелюбной атмосфере. В нижней части дома находилась красильная мастерская – причина распри между дядьями и дедом (старик не хотел отдавать им часть мастерской – наследство Варвары, которое женщина не получила, так как вышла замуж без благословения деда).

По семейному обычаю каждую субботу дед наказывал всех провинившихся внуков – сек их розгами. Не избежал это участи и Алеша – один из двоюродных братьев подговорил его покрасить парадную скатерть. Дед очень рассердился, узнав об этой шалости. Во время наказания не привыкший к побоям мальчик укусил деда, за что старик, сильно разозлившись, очень сильно отсек его.

После этого Алексей долго болел и в один из дней дед сам пришел к нему мириться, рассказав о своем тяжелом прошлом. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен».

Особое впечатление на Алексея произвел Иван-Цыганок, который также заходил к нему поговорить. Цыганок рассказал мальчику, что во время наказания вступился за него, подставив руку под розги, чтобы они сломались.

Глава 3

Когда Алексей выздоровел, он стал больше общаться с Цыганком и они подружились. Цыганка подкинули как-то зимой к дому бабушки и деда, и женщина, настояв на том, что его нужно оставить, воспитала почти как собственного сына. Бабушка все время была уверена, что Цыганок умрет не своей смертью.

Глава 4

Атмосфера в доме становилась все хуже, единственной отдушиной для героя было общение с бабушкой. Алексею очень нравилось наблюдать за тем, как молилась бабушка. Помолившись, она рассказывала мальчику истории об ангелах, чертях, рае и боге.

В один из вечеров загорелась мастерская Кашириных. Пока дед не мог взять себя в руки, бабушка организовала людей и сама побежала в горящую мастерскую, чтобы вынести бутылку с купоросом, который мог взорваться и разнести весь дом.

Глава 5

«К весне дядьки разделились». «Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом на Полевой улице, с кабаком в нижнем каменном этаже, с маленькой уютной комнаткой на чердаке и садом». Весь дом дед сдавал квартирантам и только на верхнем этаже отвел большую комнату для себя и приема гостей, бабушка же с Алексеем поселились на чердаке. Мать мальчика приходила очень редко и ненадолго.

Бабушка разбиралась в травах и снадобьях, поэтому многие люди обращались к ней за помощью как к лекарке и повитухе. Как-то женщина сокращенно рассказала Алексею о своем детстве и молодости. Мать бабушки была искусной кружевницей, но однажды барин ее напугал и женщина выбросилась из окна. Женщина не погибла, а только лишилась руки, поэтому ей пришлось оставить свое ремесло и ходить с дочерью по людям, прося милостыню. Женщина постепенно обучала девочку всему, что знала – плетению кружева, знахарскому делу. О своем детстве рассказывал и дед, который помнил свои малые годы «от француза». Мужчина делился своими воспоминаниями о войне, о французских пленных.

Читайте также:  Происхождение и поэтика волшебной сказки

Через некоторое время дед начал учить Алексея грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным учеником. Гулять на улицу Алексея отпускали очень редко, так как местные мальчишки постоянно били его.

Глава 6

Глава 7

Алексей «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась каждый раз по-другому, словно общаясь с богом, и ее бог был всегда рядом. Ему подчинялось все на земле. «Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но пред ним нельзя было лгать, стыдно». Однажды женщина, поучая внука, сказала ему «памятные слова»: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом. Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё. Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!». Бог деда, напротив, был жесток, но помогал ему. Старик всегда молился одинаково, как еврей: принимал ту же самую позу и читал одни и те же молитвы.

Когда мастер Григорий ослеп, дед выгнал его на улицу, и мужчине пришлось ходить просить милостыню. Бабушка всегда старалась подать ему. Женщина была уверена, что за это бог обязательно накажет деда.

Глава 8

В конце зимы дед продал старый дом и купил новый, более уютный «по Канатной улице», тоже с заросшим садом. Дед начал набирать квартирантов и вскоре дом был забит незнакомыми людьми, среди которых особенно привлек Алексея нахлебних «Хорошее Дело» (мужчина постоянно произносил эти слова). В его комнате было много странных вещей, нахлебник постоянно что-то изобретал, плавил металлы.

Однажды бабушка рассказывала сказку о Иване-воине и Мироне-отшельнике, в которой Мирон перед смертью начал молиться за весь мир людской, но молитва оказалась настолько длинной, что читает он ее по сей день. В конце нахлебник расплакался, после он просил прощение за свою слабость, оправдываясь, что «Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! Молчишь, молчишь,- и вдруг – вскипит в душе, прорвёт… Готов камню говорить, дереву». Его слова впечатлили Алексея.

Алексей постепенно сдружился с нахлебником, хотя бабушке и деду не нравилась их дружба – они считали Хорошее Дело колдуном, боялись, что он сожжет дом. Постоялец всегда знал, когда Алексей говорит правду, а когда врет. Нахлебник научил мальчика, что «настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Однако через некоторое время «Хорошее Дело» выжили, и ему пришлось уехать.

Глава 9

Однажды Алексей, проходя мимо дома Овсянникова, увидел через щель забора троих мальчиков, которые играли во дворе. Герой стал случайным свидетелем того, как младший мальчик упал в колодец и помог старшим вытащить его. Алексей начал дружить с ребятами, приходил к ним в гости, пока его не увидел полковник, дед мальчиков. Когда Овсянников выставлял героя из своего дома, мальчик назвал его «старым чертом», за что после дед его сурово наказал и запретил дружить с «барчуками». Как-то извозчик Петр заметил, что мальчик общается с ними через забор и доложил деду. С того момента между Алексеем и Петром началась война. Они постоянно пакостили друг другу, пока Петра не убили за то, что он грабил церкви – извозчика нашли мертвым в саду у Кашириных.

Глава 10

Мать Алексей вспоминал редко. Как-то зимой она вернулась и, поселившись в комнате нахлебника, начала учить мальчика грамматике и арифметике. Дед пытался заставить женщину снова выйти замуж, но она всячески отказывалась. Бабушка пыталась заступиться за дочь, дед рассердился и сильно избил жену, после чего Алексей помогал бабушке доставать из головы глубоко вошедшие под кожу шпильки. Видя, что бабушка не обижается на деда, мальчик сказал ей: «ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!». Решив отомстить деду за бабушку, мальчик порезал его святцы.

Дед начал устраивать в доме «вечера», приглашая гостей, среди которых был старый неразговорчивый часовщик. Дед хотел выдать за него Варвару, но женщина, возмущаясь, отказалась выходить за него замуж.

Глава 11

«После этой истории [об отказе часовщику в женитьбе] мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». Женщина начала звать в гости братьев Максимовых.

После Святок Алексей заболел оспой. Бабушка начала пить, спрятав у мальчика под кроватью чайник со спиртным. Все время, пока Алексей болел, она ухаживала за ним, рассказывая об отце Алексея. Максим был сыном солдата, по профессии был краснодеревщиком. С Варварой они поженились против воли деда, поэтому тот не сразу принял зятя. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер. После ссоры с братьями Варвары (они пьяными пытались утопить зятя) Максим с семьей уехал в Астрахань.

Глава 12

Варвара вышла замуж за Евгения Максимова. Алексею отчим сразу не понравился. Мать с новым мужем вскоре уехали. Алексей сделал себе убежище в яме в саду, и там провел почти все лето. Дед продал дом и сказал бабушке, чтобы шла кормиться сама. Старик снял для себя две темные комнаты в подвале, бабушка некоторое время жила у одного из сыновей.

Вскоре приехали Евгений и снова беременная Варвара. Они говорили всем, что их жилье сгорело, но было понятно, что отчим все проиграл. Молодые сняли в Сормове очень скромное жилье и Бабушка с Алешей переехали к ним. Евгений зарабатывал на жизнь тем, что за бесценок скупал у рабочих кредитные записки на продукты, которые им давали вместо денег.

Алексея отправили в школу, но он плохо ладил с учителями: дети осмеивали его бедную одежду, учителям не нравилось его поведение.

Отчим завел любовницу и начал избивать жену, за что Алексей его как-то чуть не зарезал. У матери Варвары родился больной мальчик Саша, который умер вскоре после рождения второго ребенка, Николая.

Читайте также:  Рассказ неизвестный цветок в чем смысл концовки сказки были неизвестный цветок

Глава 13

Алексей с бабушкой снова стал жить у деда. Под старость мужчина стал совсем скуп, поэтому разделил хозяйство пополам, внимательно следя, чтобы они не ели его еду. Бабушка зарабатывала на жизнь плетением кружев и вышивкой, Алеша собирал ветошь и сдавал ее, воровал с другими мальчиками дрова.

Алексей успешно перешел в третий класс, его даже наградили похвальной грамотой и комплектом книг. Вскоре к ним приехала очень больная мать с маленьким, больным золотухой, Николаем, так как Евгений потерял работу. Женщина была очень больна, с каждым днем ей становилось все хуже. В августе, когда отчим вновь нашел работу и только снял жилье, Варвара умерла, так и не попрощавшись с мужем.

После того как Варвару похоронили, дед сказал Алексею, что «ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди».

И мальчик пошел в люди.

Заключение

Произведение Максима Горького «Детство» рассказывает о нелегком детстве маленького Алексея Каширина, который, не смотря ни на что, благодарно принимал свою судьбу: «в детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Центральной идеей повести, которая прослеживается даже при прочтении краткого пересказа «Детства» Горького является идея, что всегда и во всем нужно искать что-то хорошее: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».

Источник

Система уроков по литературе «М. Горький «Детство»»

Выбранный для просмотра документ GOR`KIJ 1 yrok.doc

Учебник: Коровина В. Я. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. В 2-х Ч., М.: Просвещение, 2008.

Автобиографическая повесть М. Горького «Детство»

познакомить с детством М. Горького; с исторической эпохой написания повести; отработка термина “автобиографическая повесть”; работа с текстом и словом писателя; анализ ключевых сцен, эпизодов; учить сравнивать героев, обеспечить умение анализировать поступки героев.

-Мы начинаем с вами изучать творчество одного из крупнейших писателей XX века – М. Горького.

1УС: Слово учителя. Заочная экскурсия в Нижний Новгород.

В течение школьной жизни мы не раз будем обращаться к творчеству Горького, будем подробно узнавать его биографию, знакомиться с особенностями творческого пути, с извивами и противоречиями его судьбы.

А сейчас давайте с вами проведем небольшое заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей детства Максим Горькова – дом деда Каширина. (В тетрадь ученики записывают тему урока и дату жизни писателя –слайд 1).

(слайд 3)Двор небольшой, окружен высоким досчатым забром с гвоздями поверху «против воров». К забору приставлен огромный дубовый крест. Он напоминает о печальных событиях в семье Кашириных. Таким крестом был задавлен насмерть приемный сын Кашириных работящий, добрый, веселый Ваня-Цыгонок.

В красильне работали сами Каширины, мастер Григорий, Цыганок и работники, нанимаемые на время больших заказов. Алеша любил приходить в красильню, чтобы поговорить с Григорием

В нижней части дома, в так называемой «подклети» (слайд 6) или «черной» рабочей избе, по возвращении с сыном из Астрахани поселилась Варвара Васильевна Каширина-Пешкова вдали от постоянных ссор и косых взглядов братьев.

Подклеть обставлена как жилое помещение, достаточно просторное, с русской печью, нарами вместо кровати, широкими лавками вдоль стен, с глиняной да медной утварью в стряпном углу.

Каширины обедали по-старинному. За стол садились по старшинству: сначала дед, потом сыновья, работники. Женщины и дети столовались отдельно. Домостроевская зависимость всех от главы семьи соблюдалась и в еде. Каждое очередное блюдо начинал дед, а хлебать щи с мясом не разрешалось, пока он не постучит своей ложкой по краю чаши или скажет: «Тащи со всем!».

-Ну вот мы и совершили небольшое путешествие в дом-музей деда Каширина.

— Что вы можете сказать, в какой семье воспитывался Алеша? Что его окружало в доме деда? Что он видел? (Он видел жестокость и вражду между людьми. Отец его умер, когда ему было 3 года, дубовым крестом был задавлен Ваня-Цыганок, семья Кашириных была многочисленная, здесь всегда были ссоры, дед розгами сек внуков, Алеша называл свою семью – «неумное племя», первая жена дядьи Михаила, была забита до смерти, самим Михаилом, НО одна Акулина Ивановна в этой семье была «светлым» человеком для Алеши).

— Давайте с вами откроем стр. 39 учебника и прочитаем воспоминания самого М. Горького «О том, как я учился писать». Что говорит сам Горький о своем детстве? ( чтение одним учеником воспоминания )

+ Чтение воспоминания М. Горького «В людях»

Как вы понимаете его высказывание:«Книги. показывали мне иную жизнь. » (Книги уводили в совершенно иной мир, где он не видел всего того, что творилось с ним наяву. Ему нравился «тот» мир, он чувствовал себя здесь совершенно по-другому. Он видел другую жизнь, и эта жизнь ему больше нравилась.)

-Давайте прочитаем воспоминание А. Калюжного и ответим на вопрос: «Почему же он выбрал себе такой псевдоним – Максим Горький»?

(Писатель имел в виду и собственную горькую судьбу саму склонность страдать за всех угнетенных и несчастных.)

-Давайте теперь сделаем вывод: Как вы думаете, какие впечатления у М. Горького о своем детстве?

Вывод по 1УС: Детство Алеши было очень тяжелым, его отец рано умер и им приходится уезжать в Нижний Новгород. Здесь он видит бессмысленную жестокость и вражду людей. Между членами семьи тяжелые отношения, постоянные ссоры. Маленький Алеша видел все мрачные и трагические стороны своей жизни, но все же в его детстве есть и светлые и радостные моменты, которые непосредственно связаны с бабушкой и чтение книг, которые помогали ему переносить все невзгоды.

Читайте также:  Пословица к басне осел и лошадь

2УС: Историческая справка. Теория литературы.

— Как вы понимаете слово “детство”?

-Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху.

— Так вот, повесть «Детство» была написана в 1913 году, в период нового подъема революционного движения в России. Показывая в повести недавнее прошлое, мещан-ремесленников 70-80 годов 19 века, писатель стремился рассказать о жизни, где действовал волчий закон борьбы за существование, Горький показывал типичные черты того времени. М. Горькому важно было выразить свою ненависть к миру собственности, показать, как жажда наживы разлагает человека, не только внешне, но и внутренне. Герой и автор всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.

— А кто-нибудь писал еще автобиографическую повесть? (Л.Толстой)

— Давайте прочитаем воспоминание Л. Н. Толстого о своем детстве.( На слайде 11: Л.Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»)

— Давайте сравним детство Толстого и Горького. Опираясь на высказывание Толстого, скажите, каким было детство у Толстого?

Как вы думаете, в чем отличие автобиографической повести Л. Толстого от повести М.Горького?

(В автобиографической повести Л.Толстого изображается внутренний, интимный мир ребенка, а в повести «Детство» Горького мы видим, общность судьбы Алеши с народом, здесь показан не только внутренний мир ребенка, но вся русская жизнь в определенную эпоху).

— Итак, давайте подведем небольшой итог. Вывод по 2 УС: Мы рассмотрели с вами детство М. Горького, выяснили, что повесть «Детство»- это автобиографическое произведение. И теперь перед нами стоит задача непосредственно начать знакомство с этой повестью

Ребята, вы уже должны были прочитать повесть «Детство». Скажите, какие факты жизни героя вошли в повесть «Детство»? ( вся повесть основана на реальных событиях).

— В чем смысл заглавия? Почему повествование ведется от первого лица, а не от третьего? (Изображенная в автобиографической повести жизнь характеризуется через восприятие мальчика, НО в то же время это и взгляд взрослого человека, для которого детство- уже прошлое. А изложение событий от первого лица более эмоциональнее).

— А теперь давайте перейдем к работе с текстом, к 1-ой главе. Назовите героев повести, с которыми мы знакомимся в 1-ой главе. ( Бабушка, мама, дед, дядья Яков и Михаил ).

— С кем автор знакомит нас в первую очередь? ( С бабушкой )

4УС: Анализ образа бабушки

— Какой здесь видит Алеша бабушку? Найдите это описание в тексте.

— Какие художественные средства использует автор для описания бабушки? (В этом описании Горький пользуется много сравнений – « слова, похожие на цветы», « темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

В портрете бабушки много эпитетов , рисующих как ее внешность, так и характер,- «ласковые, яркие, сочные» слова, « белые крепкие зубы», «ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ», «ОНА СВЕТИЛАСЬ «неугасимым, веселым и теплым светом» и т.д.)

— М. Горький нам показывает не только внешность бабушки, но и ее характер, который и передается через насыщенный эмоциональный портрет.

-Какое впечатление у вас сложилось от знакомства с бабушкой?

Вывод: Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши? Как сам Алеша отзывается о бабушке? (она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»). Бабушка для Алеши излучает свет, тепло и радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищается ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимали его.

5 УС: Анализ образа деда

— Акулина Ивановна удивляет и восхищает внука. А дед? Есть ли развёрнутый портрет деда в тексте? Найдите описание деда. ( Развёрнутого портрета нет, мы находим отдельные детали: “сухонький старичок” с птичьим носом и зелёными глазками, потому что автор скажет: “ Я сразу почувствовал в нём врага”)- Чтение вслух учениками

— Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но какое первое впечатление складывается у Алеши о деде? (Он вглядывается в деда, но в нем нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу ребенка, расположила его к себе).

-Почему же Алеша «сразу почувствовал в нем врага»? (Его обижает, что дед выдернул его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; отодвинув мальчика в сторону, как вещь).

-Понравились ли Алеши остальные члены семьи, с которыми он познакомился на палубе? Почему? (нет, они все были молчаливые, неприветливые, равнодушные).

— Найдите описание дядьев Алеши («За ними молча. все тихие»)

-Давайте же теперь подведем итог. Какие же первые впечатления сложились у Алеши от знакомства с семьей Кашириных? (. )

Вывод по 5УС: Дед полная противоположность бабушки. Алеша вглядывается в него, ноне находит ничего для себя близкого: добра, ласки, понимания. Не понравились ему и все остальные члены этой семьи. Нарастающее чувство одиночества и отчужденности накладывает даже на впечатление от дома, которое не может быть приятным, поскольку живут в нем эти суровые люди.

Вывод по уроку: Мы с вами приступили к изучению повести М. Горького «Детство». Мы с вами увидели «бесконечно трудный и мучительный путь», который суждено было пройти М. Горькому, прежде чем он станет писателем с мировым именем. Эта повесть – рассказ о подвиге, которым являлась вся его жизнь, его книга, повествующая о жестоких судьбах русского народа в прошлом, о замечательных людях из народа. И с некоторыми из них мы познакомились на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: Чтение глав 2-4. Письменно в тетради: выделить из этих глав, основные сцены-фрагменты, которые будут характеризовать основных героев повести.

Источник

Познавательное и интересное