План по литературе 3 класс сказка о царе салтане о сыне его славном

Сказки

Сказка о царе Салтане. План по 3 частям с заголовками, 3 класс-как сделать?

Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части-составить план и озаглавить?

Как составить планы для 3 частей сказки о царе Салтане с заголовками?

Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части, составить план к каждой части и озаглавить каждую часть?

Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части, составить план и озаглавить каждую часть?

Как составить план к трём частям сказки о царе Салтане с заголовками?

Как составить план сказки о царе Салтане по 3 частям с заголовками?

Литературное чтение 3 класс

Сказку о царе Салтане легко разделить на три части. Первая часть сказки о царе Салтане, естественно, будет начинаться с самого начала сказки и заканчиваться первая часть будет первым приплытием корабельщиков на остров Буян. Корабельщики сильно удивлены, что видят на острове красивый город, которого раньше на этом острове они не видели. Поэтому первую часть сказки о царе Салтане назовём:

Чудесное возникновение красивого града на острове

И составим план к 1-ой части:

Вторая часть будет начинаться с момента, когда царевна Лебедь превратила князя Гвидона в комара и он впервые увидел своего отца, а закончится вторая часть третьим прилётом Гвидона в образе шмеля в царство Салтана. Назовём вторую часть так:

Полёты в царство Салтана и чудесные подарки царевны Лебедь

Радостная встреча и пир на весь мир

Также для составления своего плана вы можете использовать картинный план для сказки о царе Салтане здесь, в котором все картинки расположены согласно действию сказки и подписаны.

Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» очень интересная. Она написана в стихотворной форме, благодаря чему она легко читается и запоминается.

Сделать план ко всем трём частям сказки несложно.

В произведении Пушкина «Сказка о царе Салтане» множество интересных героев и довольно запутанная сюжетная линия. А поскольку представлена она в стихотворной форме, то сказка и сегодня имеет оглушительный успех у читателей.

Разделим текст сказки на три части и озаглавим каждую из них.

Часть I. Женитьба царя и заговорщики.

▪ Выбор Салтана и его счастливая женитьба.

▪ Отъезд царя и рождение наследника.

▪ Царица и «приплод» оказываются в бочке.

▪ Бочку волна прибивает к берегу.

Часть II. Чудесный город и царевна Лебедь.

▪ Счастливое спасение от гибели.

▪ Лебедь остается в живых благодаря Гвидону.

▪ Гвидон превращается в то в комара, то в муху, то в шмеля.

▪ Остров и его обитатели встречают гостей.

Часть III. Счастливый финал сказки.

▪ Салтан принимает приглашение.

▪ Женитьба Гвидона и наказание заговорщиков.

«Сказка о царе Салтане» написана А.С. Пушкиным в стихотворной форме.

Ее легко разделить на три части и озаглавить, так как она имеет три сюжетные линии.

I глава: Свадьба царя и молодой царицы.

1) Разговор трех сестриц.

2) Царь заходит в светлицу и зовет сестер с собой во дворец.

3) Свадьба царя и одной из сестриц.

4) Злость ткачихи и поварихи.

5) Молодая царица беременна.

6) Царь отправляется на войну.

7) Царица рождает сына.

8) Царь узнает известие, приказывает ждать его.

9) Обман завистливых сестриц и сватьи бабы Бабарихи.

II глава: Князь Гвидон.

1) Исполнение воли царя Салтана.

2) Обращение к волне.

3) Бочка на суше, мать с ребенком спасены.

5) Появление города.

III глава: Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.

1) Первые гости князя Гвидона.

2) Князь Гвидон передает привет отцу с корабельщиками.

3) Князь Гвидон в образе комара у царя Салтана.

4) Купцы говорят царю о граде, который они видели.

6) Гвидон в образе мухи у царя Салтана.

8) Гвидон в образе шмеля у царя Салтана.

9) Встреча отца и сына.

Разделим сказку на три большие части и озаглавим каждую.

Первая часть. Женитьба, обман царя, волшебный город.

1.Три девицы рассуждают что бы они сделали для царя.

2.Царь выбрал невесту.

3.Салтан уезжает на войну, оставляя беременную жену.

4.Царица рожает сына.

5.Ткачиха с поварихой клевещут на царевну.

6.Бочку с царевной и царевичем кидают в море.

7.Спасение матери с младенцем.

Вторая часть. Встречи с отцом Гвидона в разных образах. Чудеса.

1.Князь Гвидон передает царю весточку.

4.33 богатыря выходят из моря.

Третья часть. воссоединение семьи и наказание Поварихи и Ткачихи.

2.Женитьба царевича Гвидона.

Сказка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане и его сыне Гвидоне достаточно объемная для третьего класса. Для пересказа произведения его удобно разделить на три основные части. Я бы сделала это так:

1) Свадьба царя и заговор завистниц против его жены и новорожденного сына:

Царь Салтан выбирает себе жену.

Рождение сына гвидона.

Гвидон с матерью в бочке на волнах.

2) Спасение князя Гвидона и его матушки, чудеса на острове.

Бочка с матерью и сыном на берегу.

Встреча с царевной Лебедь.

Появление Гвидона у отца в виде комара, мухи, шмеля.

3) Свадьба Гвидона и царевны Лебедь, приезд отца на остров.

Приглашение царю Салтану от сына.

Приезд Салтана на свадьбу.

Сказку о царе Салтане можно разделить на три большие части, а потом каждую из частей разделить на параграфы.

О том, как Ткачиха с Поварихой обманули Царя Салтана

Волшебные путешествия Гвидона за моря к отцу Салтану

И конечно же, как все волшебные сказки, о царе Салтане также заканчивается свадьбой и воссоединением родственников:

Царь Салтан вновь обретает семью.

13.Женитьба Гвидона на Царевне Лебедь

14.Приглашение Салтана на остров Буян

15.Радостная встреча отца с сыном и женой.

Можно немножко иначе составить план сказки, разделив ее на три части:

Коварство двух сестёр против царицы и Салтана

Гвидон спасает царевну Лебедь, а она в благодарность одаривает его чудесными дарами.

Наказание для Поварихи и Ткачихи, счастливое завершение сказки.

Я вот так разделила эту сказку на 3 части и дала название и частям и пунктам плана внутри каждой части:

Первая часть: Как сбываются коварные замыслы против царя и его молодой жены.

3.) Заговор, царь верит клевете.

4.) Заточение в бочку.

5.) Чудесное спасение.

Вторая часть, основная, в которой чудеса и встречи с отцом.

1.) Спасение Царевны Лебеди.

2.) Благодарность. Чудесный город.

3.) Гвидон превращается в комара.

5.) Гвидон превращается в муху.

6.) Из моря выходят 33 богатыря.

7.) Гвидон превращается в шмеля.

Третья часть, завершающая сказку, счастливый конец:

1.) Гвидон женится на царевне Лебедь.

2.) Гвидон шлет отцу приглашение, которое тот принимает и отправляется к сыну.

3.) Встреча царя с сыном и женой, наказание для заговорщиц.

Разделим сказку на части и каждую часть озаглавим.

Первая часть: Бедствия царицы:

1.Разговор трех девиц.

2.Женитьба Салтана на той, которая пообещала родить сына.

3.Рождение сына. Обман царя.

4.Царицу с сыном садят в бочку и отправляют в море.

5.Бочка приплывает к острову.

Вторая часть: Гвидон.

2.Гвидон в образе комара.

3.Белка, что грызет золотые орешки.

5.Гвидон превращается в муху и подслушивает разговор.

6.Тридцать три богатыря.

7.Превращение Гвидона в шмеля.

Третья часть: Гвидон и Салтан.

2.Салтан приплывает на остров

Я бы разделила эту сказку следующим образом.

I. Свадьба и заговор

II. Чужеземный город

Характеристика Царевны-Лебедь из сказки Пушкина «О царе Салтане»:

Сказка ложь, но она содержит урок для добрых молодцев. Урок нравственный. О том что хорошо, а что плохо. Как можно поступать, а как нельзя.

Завидуя лютой завистью удаче своей сестры в сказке про царя Салтана, считая что ее жизнь сложилась удачне, чем у них, ткачиха с поварихой строят козни против молодой царицы

Составим характеристику Князя Гвидона по плану:

Характеристику царевны Лебедь можно найти по ссылке.

Читайте также:  Рассказ про международный женский день

Ответ на этот вопрос подразумевает и разбитие текста на части и составление плана сказки Пушкина. Поэтому и ответ придется разделить на две половины.

Разобьем текст сказки на части и дадим каждой название:

Как видим текст сказки можно разбить на 6 частей, каждая из которых охватывает какой-то важный период развития сюжета. Теперь составим более подробный план пересказа сказки:

Источник

Урок литературного чтения в 3 классе «А.С.Пушкин «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»

«Средняя общеобразовательная школа №29» г. о. Балашиха

Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Составила: учитель начальных классов

Цель урока : обобщив знания по произведению подвести детей к выводу о том, что А.С. Пушкин, развивая в авторской сказке традиции устного народного творчества, создает самобытные произведения, утверждающие общечеловеческие ценности.

-расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;

-продолжить работу по формированию умения работать с текстом, определять характерные особенности героев произведения, формулировать главную мысль текста;

-воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству;

-развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

-продолжить работу по формированию умения работать в группе.

1.О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина» (репродукция).

2.Репродукции И.Я.Билибина к сказке.

3.Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» (запись музыкального произведения).

4. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

Автором этой сказки является…кто?

(показывается портрет, ученики отвечают А.С Пушкин)

— вспомним, что нам известно об авторе:

Это имя бесконечно дорого каждому из нас и знакомо с детства. Родился А.С.Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала.

Семья Александра Сергеевича была высококультурной. Влияние семьи было самым благотворным. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу.

Саша получил хорошее домашнее образование. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, которые были верными друзьями.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня.

Вопрос: А как ее звали?

Дети отвечают, что её звали Арина Родионовна.

Эта чудесная русская женщина, чье имя Арина Родионовна, первая муза поэта, «наперсница» волшебной старины.

Она знала много народных песен, русских былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

Выходит ученик в костюме Пушкина и читает строки, посвященные любимой няне:

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.

Учитель: Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторять их.

Пушкин: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай (пересказ начала сказки «Царевич Нехитер-Немудер»

III . Постановка проблемы

Постарайтесь доказать, что Пушкин, создавая «Сказку о царе Салтане…», опирался на фольклорные источники. Приведите схожие черты сказки Пушкина и русской народной сказки « Царевич Нехитер- Немудер» ( работа в группах)

Необходимо подвести детей к выводу о том, что сказку Пушкина и народные сказки объединяет вера в торжество добра и справедливости, прославление душевной красоты и любви, неприятие злобы и ненависти.

Ребята, давайте вспомним сюжет сказки и восстановим последовательность событий. (НА ДОСКЕ)

— А теперь мы выясним, кто внимательнее читал сказку. Для этого ответьте на вопросы викторины. ( Викторина дается в виде презентации)

1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером?

а) две
б) четыре
в) три

2. О чем мечтали девушки за работой?
а) отправиться в путешествие
б) стать царицами
в) научиться летать

3. О чем мечтала младшая сестра?

а) стать царицей и для батюшки-царя родить богатыря
б) стать поварихой
в) стать ткачихой

4. Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано?

а) что царица родила девочку
б) что царица родила «неведому зверушку»
в) что царица сильно заболела

5. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?

а) посадить жену и ребенка в темницу
б) ничего не делать и ждать его возвращения
в) прогнать царицу из царства

6. Как в этот раз поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?

а) снова подменили письмо, в котором написали, что царицу с ее сыном следует засмолить в бочке и бросить в море
б) послушались приказа царя и стали ждать его возращения
в) испугались того, что подменили первое письмо, и снова подменили письмо царя, где написали, что царицу с сыном следует отправить к нему в военный лагерь

7. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег?

а) медведя
б) коршуна
в) белку

8. Кем на самом деле оказался коршун?

а) морским царем
б) злым чародеем
в) добрым молодцем

9. Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?

а) приготовила для царевича и его матери вкусный ужин
б) сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого острова
в) на корабле отправила их обратно в царство царя Салтана

10. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца?

а) превратила его в бабочку
б) снарядила корабль
в) превратила его в комара

11. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха?

а) о медведе, который печет блины
б) о белке, которая грызет золотые орешки и поет песенки
в) о лисице, которая танцует под гармошку

12. Сколько богатырей под руководством дядьки Черномора выходило из моря?

а) тридцать три
б) двадцать три
в) тринадцать

13. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?

а) дочь соседского короля
б) лебедь
в) белочка

14. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын?

а) прогнал их из царства
б) простил их
в) велел наказать

-Обсуждение характерных черт главных героев сказки.

– На какие условные группы можно разделить героев сказки?

(Положительные герои и отрицательные герои.) РАСПРЕДЕЛЯЮТ НА ДОСКЕ В ДВА СТОЛБИКА

– Каких героев вы отнесли в группу положительных?

(Князь Гвидон, царица, царь Салтан.) Чем эти герои вызывают вашу симпатию?

– Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?

(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.) Почему эти герои симпатии не вызывают?

А кто из героев сказки не был упомянут? В какую группу мы его отнесем?

Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки в перед.)
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке
(Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,-
Надо чаще приседать.
(Приседания.)
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок.
(Дети садятся за парты.)

Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изобразил художник старинные костюмы и утварь. В ее оформлении он достиг особого блеска и выдумки. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью и украшениями.

Момент, где царевич Гвидон и его мать видят удивительный город, Билибин изобразил с особой теплотой. Город похож на расписной пряник, а место, где сидят царица и царевич, всё изукрашено цветами, как райский сад.
Насмотреться на его иллюстрации было невозможно: чем больше человек смотрел, тем все более интересные детали и мельчайшие подробности раскрывались ему. Высоко оценив работу художника, Музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке», сделанный Иваном Яковлевичем чуть позже, приобрела Третьяковская галерея.

(ИЛЛЮСТРАЦИИ КРЕПЯТСЯ НА ДОСКУ)

Читайте также:  Проект рассказ о слове осень русский язык 3 класс

Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.

Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника.

Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.

Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем. Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены.

— Найдите строки, в которых Пушкин описывает красоту царевны- лебеди. ( читают)

Стал ли Гвидон счастливым, получив от лебедя столько богатства?

( Не богатство делает его счастливым, не в нем он видит свое счастье.)

— В чем видит свое счастье он?

Учитель: Не только художников вдохновила сказка . Композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1904 г.г.) написал музыку к этой сказке. Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Учитель: Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный.

Музыка оперы очень картинная и наглядная.Нам кажется, что мы видим перед собой и море, и звездное небо, и волшебный город. Недаром волшебники утверждали, что Римский –Корсаков пишет «зримую музыку». В ней много фрагментов изобразительного характера. Послушайте один из фрагментов и постарайтесь догадаться, что описывает автор своей музыкой? ( «Полет шмеля»).

Обращение к выставке рисунков.
-Многих из вас, ребята, сказки А.С.Пушкина тоже вдохновили, и вы нарисовали такие прекрасные рисунки.
-Что вы изобразили? Какой эпизод сказки запечатлели?

Дети показывают свои рисунки и читают наизусть подготовленный отрывок.

Дети читают подготовленные пословицы и объясняют их смысл.

— Что победило добро или зло?

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

-Чему научила нас эта сказка?

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за друга.

Дети делятся впечатлениями.

Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина. Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что злость, ненависть, корысть и зависть – все зло в мире – обречены на гибель, потому что первоначальны в жизни добро и любовь. Помните об этом всегда. Творите всегда добро!

Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку.

Источник

Открытый урок по чтению в 3 классе А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане. «

Технологическая карта открытого урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России

( Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. )

Выполнила: учитель начальных классов Доля Светлана Геннадьевна МОБУ СОШ 15

Тип урока : «открытие» нового знания (изучение нового материала).

Образовательная технология : технология продуктивного чтения.

Цель урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

— пробудить интерес к чтению художественных произведений;

— развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом.

Оборудование урока : портрет А.С. Пушкина; выставка книг А.С. Пушкина; рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина, презентация

Методы, реализуемые на этапе

1. Организационный момент

— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

— Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь.

-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.

Проговаривают стихотворение– правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

2. Актуализация знаний

— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД

Игра «Собери сказку»

Задание по группам: Из отдельных слов сложить полное название сказки (слова написаны на отдельных карточках) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).

— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

— Назовите (прочитайте) повторы.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Выступает, будто пава,

А как речь- то говорит,

Словно реченька журчи

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и согласование темы урока;

— определение средства (алгоритм);

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”.

— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и что я ещё могу рассказать и показать вам.

— В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

— Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

— Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

— Кем был дядя А.С. Пушкина – Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры.)

— Что вы знаете о маленьком Саше?

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

Читайте также:  Рассказ чехова степь тема и жанр

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

-Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

-Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Фронтальная беседа (интервью)

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.«Открытие» нового знания»

— реализация построенного проекта в соответствии с планом;

— фиксация нового способа действия в речи;

— фиксация преодоления затруднения;

— уточнение общего характера нового знания;

Беседа с учащимися

— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)

— В чём их различие? Приведите примеры слов.

— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)

Слова из первого отрывка сказки.

*Крещёный мир- (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

*К исходу сентября (к концу сентября)

*Светлица (см. словарь Ожегова)

*Сени (см. словарь Ожегова)

*Красная девица (красивая)

— Почему слово “красный” обозначало “красивый”? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.

Слова из второго отрывка сказки.

*Гонец (см. словарь Ожегова)

Слова из третьего отрывка.

*Сума (см. словарь устаревших слов)

— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки

— Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?

— Что заставило Гвидона превратиться в комары?

— Как наказал свою тетку Гвидон?

— Осуждает ли автор своего героя?

— Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

— О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

— Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?

— О каком чуде рассказала повариха?

— О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими словами.

Работа со словарями.

Чтение первого отрывка.

Чтение второго отрывка.

Чтение третьего отрывка.

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит:

Корабли по морю плыли,
К чудо- острову спешили.
Ждали там давно гостей
Распрекрасных малышей.

Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок.

6. Первичное закрепление

— организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Какие выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

Характеристика основных героев сказки

* Царь Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.

* Царь Салтан сидит в палатеНа престоле и в венцеС грустной думой на лице.

— Как относится автор к царю?

* Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)

*Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

*Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)

Характеристика основных героев сказки

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

-организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Игра «Сказки перепутались»

Задание : Найти строчки к подходящей сказке.

А. Князь Гвидон ей отвечает:

1) «Грусть-тоска меня съедает…»

2) «Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою»

3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…»

Б. В ноги он к старухе поклонился, молвил.

1) «Государыня родная!Выбрал я жену себе»

На чем свет стоит мужа ругает:

3) «Распроклятая ты, мошка!»

В. Видит: весь сияя в злате,

1) Царь Салтан сидит в палате

2) В дорогой собольей душегрейке,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотне перстни,

На ногах красные сапожки,

3)На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

Г. Князь Гвидон тогда вскочил,

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство»

Каждая команда получает карточку

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

(рефлексия учебной деятельности)

— фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3. Кто он? Почему он понравился?

(Дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).

Вспомни сказку А.С. Пушкина:

— Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?

— Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?

— Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?

— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

— За работу на уроке оценки получают:

— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

– Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

Организация фиксирования нового знания

• Я почувствовал, что…

• Своей работой на уроке я…

• Материал урока мне был…

• Мне больше всего удалось…

• Навел на размышления…

• Могу похвалить своих одноклассников…

Запись домашнего задания

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Номер материала: ДБ-156912

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное