Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 27. В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Урок посвящён знакомству с произведением В. М Гаршина «Сказка о жабе и розе»; осмысление мира как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Сказка; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем о русском писателе Всеволоде Гаршине и его сказке «Сказка о жабе и розе»;
Научимся анализировать литературное произведение, видеть прекрасное, формировать понятия счастья, смысл жизни, добро, зло, красота;
Сможем выделять в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.
Основное содержание урока
1.Знакомство с биографией и сказкой «Сказка о жабе и розе» русского писателя В.М. Гаршина.
-Закройте глаза и послушайте замечательную музыку Антона Григорьевича Рубинштейна.
Перенесёмся с вами во времена, когда жил и творил музыкант.
Итак, мы входим в дом, где он даёт концерт. Тут находится известный писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрит на него неприятного вида старый чиновник.
Именно эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя написать данную сказку.
Отгадайте пару загадок, чтобы вы смогли узнать о каком произведении пойдет речь.
Из икринки вылупляюсь,
В головастика превращаюсь,
Очень я прожорлива,
-Правильно! Это жаба.
Стебель весь ее в колючках.
Об него уколешь ручки.
Хоть страшна её угроза,
-О каком же произведении мы будем говорить на уроке?
Тема нашего урока «Сказка о жабе и розе» В. М. Гаршина.
-Прежде, чем начать читать сказку, давайте познакомимся с самим писателем.
-Посмотрите на портрет Гаршина. Что можно о нем сказать?
Правильно. У него очень грустные глаза.
-Чтобы понять, почему у него такие грустные глаза, мы должны заглянуть в его детство.
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)
Родился 2 (14) февраля 1855.
В Старобельске прошли детские годы будущего писателя Всеволода Михайловича Гаршина.
-Можем ли мы сказать, что у писателя было счастливое детство?
-Как думаете, о чем будет наш рассказ? Почему главными героями Гаршин выбрал розу и жабу? Как можно охарактеризовать их?
Роза-это красивый нежный
цветок с приятным ароматом и шипами.
Жаба-скользкая, холодная, безобразная.
Сегодня мы научимся осмыслять мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, увидим прекрасное, сделаем прекрасное частицей своей жизни.
-Каким вы представили себе цветник? Какие слова вам помогли в этом?
-Что украшало заброшенный цветник?
— Как можно озаглавить эту часть?
— Как можно озаглавить вторую часть?
«Рождение прекрасной розы»
-Что думает о розе автор? Подробно ли она описана?
Правильно! Гаршин описывает не саму розу, а утро, росу, всё вокруг.
Она счастлива и о её счастье нам говорит её аромат: «Тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами.»
-Как можно назвать эту часть произведения?
—Что говорит о жабе автор?
Гаршин очень точными словами определяет её и мы можем представить себе образ жабы с помощью словосочетаний: жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.
-Что вы узнали о мальчике?
Прочитайте отрывок, где автор описывает нам мальчика.
«Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.»
-Где он любил проводить время?
Почему больше не выходил в цветник?
-Как можно озаглавить эту часть сказки?
-Что сказала жаба розе, когда впервые увидела её?
-Какая опасность грозила бедной розе?
Как думаете, спасут ли розу?
Как можно озаглавить эту часть?
«Последняя улыбка умирающего»
-Что спасло розу от жабы?
-Как думаете, спаслась ли она, ведь её срезали?
-Похожи ли роза и мальчик? Чем?
Правильно! Они оба бледны, но мальчик от болезни, а роза от страха.
По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное.
Таким образом, эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.
Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Кто написал произведение «Сказка о жабе и розе»?
а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г ) С.Т. Аксаков
Правильный ответ: б) В.М. Гаршин
В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.
Разбор типового контрольного задания
Подчеркивания / зачеркивания элементов;
Текст вопроса: Подчеркните главных героев произведения «Сказка о жабе и розе»
Варианты ответов: жаба; мальчик; девочка; роза.
Конспект урока по чтению В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного произведения.
— Продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
— Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
— Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
— Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
— Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа ( при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно- следственных связей.
— Развивать навыки правильного выразительного чтения.
— Развитие самостоятельности (Работа с текстом произведения. Когда надо найти заданный отрывок).
— Работать над развитием речи, развивать воображение, наблюдательность.
— Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.
— Воспитывать умение анализировать поступки других людей.
— Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма – приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного произведения.
Оборудование к уроку:
мультимедийное оборудование (презентация),
иллюстрированный материал с изображением жабы, розы,
раздаточный материал – тест,
картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии).
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Громко прозвенел звонок.
На уроке не зеваем,
И, конечно, отвечаем!
3. Актуализация опорных знаний.
«Если ты оставил после себя след
красоты души, то будь уверен, что
выполнил свою миссию на земле…»
— Прочтите эпиграф к нашему уроку.
— Как вы понимаете смысл прочитанного?
— Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.
— Кто же автор этих строк?
— А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)
Биография В.М. Гаршина.
В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.
Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.
Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.
Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.
Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»
5. Особенно полюбились нам его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».
— Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть глаза и попробовать представить то, о чем я буду рассказывать.
(Тихо звучит музыка)
Перенесемся сейчас на много лет назад. И вот мы в гостиной одного частного дома. За роялем сидит Антон Григорьевич Рубинштейн, и все слышат эту прекрасную музыку. Эта музыка заворожила, находящегося здесь В. Гаршина.(открывайте глаза)
А рядом, у рояля, уселся неприятного вида старый чиновник и пристально смотрит на Рубинштейна.
Гаршин слушает чудесную музыку и видит безобразного старика, а в голове уже складываются трогательные слова его сказки. (Смолкает музыка)
… Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.
– Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке? (Сказка о жабе и розе)
П. Сообщение темы урока.
1. Постановка темы и целей урока.
– Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
– Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки?
(жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…) несовместимы
— Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)
— Эту загадку нам удалось разгадать.
— Что же нам сегодня предстоит выяснить?
2. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (Оставил ли Гаршин еще загадки?)
– Я предлагаю к сегодняшнему уроку поставить следующие вопросы?
1. Узнать, почему такой финал.
2. Разгадать загадку заголовка.
3. В чем смысл жизни?
4. О чём заставляет задуматься это произведение?
— Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки мудрости и нравственности.
4. Релаксация.
— А вы любите розы?
— Вам нравится их запах?
— Давайте выполним дыхательное упражнение.
АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)
Работа по теме урока.
– Вспомните героев сказки. Назовите их.
(Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)
– Где происходили события? (В цветнике).
– Найдите описание цветника.
– Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?
(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)
– Чей это был цветник?
– Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).
— Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)
— Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)
— Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)
— Что это значит? (он был очень добрый)
— К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)
— Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)
– В произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета?
– Наша задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло.
2. Проверка домашнего задания.
Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)
– Подробно ли описана красота розы? (Нет, описана кратко.)
– А что описано? (Утро, роса, все вокруг…)
– О чем это говорит? (Роза счастлива.)
– Главное для розы: — Счастье жить.
Мир розы: цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно, спокойно, тонкий свежий аромат …
– Какие чувства испытывает роза?
( Плакать не от горя, а от счастья жит ь).
– Разве роза может плакать?
(Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания) .
– Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение ).
– Что помогает нам понять счастье розы? (Аромат).
– Для описания этого состояния, автор использует эпитеты. Найдите строчки в тексте. (Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами).
– А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? ( Любовь, заботу, тепло, счастье).
– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.
– Выберем точные подробные выражения.
(Ж ирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).
(Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умеет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась…)
– Оцените действия жабы.
( Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо.)
– О чём мечтает жаба? Что она чувствует?
( Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
– Итак, мы видим два мира, два противоречия.
– В чём счастье для жабы и розы?
– Сохранился ли конфликт между ними? Почему?
– Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик).
– Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу?
(Оба любили прекрасное, они оба погибают).
– Когда в сказке наступает кульминационный момент?
(Когда мальчик умирает)
– Зачем мальчику нужна была роза?
– А что чувствовала роза, когда её срезали?
– Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? ( Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты ).
3. Составим стихотворение – синквейн. (работа в микрогруппах)
3. Любит, наслаждается, жертвует.
4. Роза плачет от счастья жить.
3. Болеет, переживает, умирает.
4. Беззащитный маленький хозяин цветника.
– Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест, который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки (работа в парах):
1. О чём думает роза в период цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.
3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была неизбежна.
В. она украсила последние минуты жизни мальчика.
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба
– Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
– Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?
– О чём заставляет задуматься это произведение?
( Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются) .
– Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята?
(Они оба умирают, оба любили прекрасное ).
– Что почувствовала роза? И какой последний долг она исполнила?
(Роза поняла, что не зря распустилась, т.к. она в последние минуты жизни принесла мальчику радость).
– А как роза закончила свою жизнь?
( Её поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила ее на стол и поцеловала. Когда ставила, маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы).
– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
( Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике. )
– Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни.
( Добрые дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы).
– Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?
( Роза почувствовал, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).
– Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
( Среди всех цветов, выделили именно ее ).
– Забыли ли розу после этого случая?
( Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)
– Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.
— Теперь вы знаете, как можно победить зло? (Мир спасут добрые дела)
— Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.
Итог урока. Домашнее задание.
– Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?
( В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.)
– Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?
(Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)
Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?
( Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)
– Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».
Рефлексия Слайд №21
– Заканчивая урок, мне хочется вас оценить. И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.
Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.
– Учитель: Наш урок я хочу закончить словами Сергея Острового.
В жизни по-разному можно жить
В горе можно, и в радости
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
На рассвете встать, и, не помышляя о чуде
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
– Дарите добро людям!
– Благодарю за работу.
(При наличии времени)
Девочка-роза читает стихотворение под музыку.
Я распустилась в чудесном саду,
Славную песню я миру пою:
Пусть только доброе в мире живёт,
Пусть всё вокруг любовью цветёт.
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила,
Пускай мне пришлось побороться со злом,
Но я ведь в саду любимом моём.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моём любовь и тепло.
Исполнила долг я свой до конца.
Ребёнку цветок свой отдала.
– Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали и в конце нашего урока, мне хотелось бы, чтобы вы прочли пословицы и выбрали те из них, которые подойдут к нашему произведению, помогут определить главную мысль произведения.
— Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.) (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)
1 . Красота спасет мир.
2. Добро победит зло.
3. О хорошем всегда помнят.
4. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
5. Доброе дело два века живет.
6. Добрые дела и после смерти живут.
(Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)
План-конспект по литературному чтению по теме «В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст –описание в содержании художественного произведения».
План-конспект по лит. чтению по теме: «В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст –описание в содержании художественного произведения».
Продолжить знакомство с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»;формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности; формировать умение доказывать свое мнение, правильно строить речь ; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; расширять кругозор и словарный запас.
2.Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.
3.Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу; воспитывать любовь к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.
Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные : анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста
учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей(красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества В.М.Гаршина.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
*Чтение стихотворение с разными интонациями.
3.Проверка домашнего задания.
-О чём это стихотворение?
-В каком произведении говорится о этих же героях?
-С каким произведением знакомились на прошлом уроке?
-Что было задано на дом?
*Сообщения о Гаршине.
-Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт
Петербурге. Детство у него не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!
Художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали».Посмотрите на эти картины, найдите сходство.
Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок.
-С какой сказкой Всеволода Михайловича мы познакомились в 3 классе? («Лягушка-путешественница»)
Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле. ». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой вы познакомились на прошлом уроке.
* Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.
— Ребята, понравилась ли вам музыка?
1)Самоопределение к деятельности.
-Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, но попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.
— Какова же основная мысль сказки? О чём хотел сказать В.М. Гаршин? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
-Сформулируйте тему урока.
2) .Работа с текстом (над содержанием сказки).
-Где происходят события, описанные в сказке?
— Какие это пространства? (Цветник и дом)
— Какое пространство или место можно назвать природным? (цветник), а бытовым (дом)?
-Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом. (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).
-Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом.
(Роза расвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).
-А так ли некрасив был этот цветник?
— Прочитайте 2 абзац.
-Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже.Он приобрел свою индивидуальность).
-Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста. (. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)
-Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик)
-Как среди такой красоты выглядела роза? (Она выглядела торжественной и прекрасной).
-Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте 3 абзац.
(Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).
— Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.
-Каким изобразил Гаршин майское утро? (Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).
— Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.
-Отчего плачет роза?(Она плачет от счастья.Ведь она дарит красоту миру).
-Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности. (Милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная. ).
-А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.(Она молилась).
-О чем могла молиться роза? Подтвердите текстом. (Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).
-Какой персонаж в сказочной истории изображает зло? (Жаба)
-К какому классу животных относится жаба? (Класс земноводных.)
-Что это за животные?
*Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста.
-Прочитайте описание жабы.
-Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она?
(Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).
-Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы.
(Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная. ).
-Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет.
-А о чем мечтала жаба? (Поесть и отдохнуть).
-Перед вами изображения розы и жабы .
-Соедините стрелочками с каждым из этих героев определения, которые к ним относятся.
-Перенесёмся в другое пространство – дом.
-Кто же главный обитатель цветника, его хозяин?
-Найдите слова, которые характеризуют мальчика.
-Как вы понимаете слово кроткий? (Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. А смиренным Господь дарует благодать.)
-Можно ли розу назвать кроткой? Почему? (Можно, потому что она тоже смиряется с тем, в каких условиях она живет.)
-Какое чувство вызывает мальчик у читателя? (сочувствует, жалеет)
-О чём читал мальчик в книгах?
-Почему ему нравились именно эти книги? (он мечтал о приключениях, нравились сильные люди)
-Почему мальчик перестал посещать цветник? Прочитайте.
-Что почувствовала жаба, увидев прекрасный цветок? (понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку и ничего другого не придумала, как съесть его?)
— Почему она этого не сделала?
-О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба?(Господи!Хоть бы умереть другой смертью)
* Сравнение, нахождение общего у героев разного плана.
-Как автор показывает розу?(Бледное создание)
-Можно ли провести аналогию с кем-нибудь?(С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни)
-Почему роза тогда «бледное создание»?(От страха)
-Давайте вернёмся в пространство дом.
-Он боялся умирать? Зачем ему была роза?
-Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
(Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду.Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.
-Какой последний долг исполнила роза?
*Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого розаимела большое значение.
-Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты. ).
-Что символизирует роза?(доброту, красоту, душевную чистоту)
— Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?
-Кто одержал победу в этом поединке и почему? (Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне).
-А что случилось с розой? Она умерла?
-Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой? (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят)
-В чём же основная мысль сказки?
-Почему возникла идея о написании сказки?
4). Тест по проверке знания содержания и идеи сказки
1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …
2. О чём думает роза в период своего цветения?
А) быстрей бы распуститься
Б) умереть бы другою смертью
3. Что в жабе самое омерзительное?
А) грязно-серые бородавчатые бока
Б) скверные липкие лапы
В) бесчувственность и равнодушие
4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как
А) она не досталась жабе
Б) её гибель была неизбежна
В) она украсила последние минуты жизни мальчика
5. Символом света, добра, красоты в сказке является:
8. Домашнее задание:
Основное – ответить на вопросы в конце сказки. Выразительное чтение и пересказ.