Урок по рассказу Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс»
После короткого слова о писателе учитель проводит работу с текстом рассказа.
2. Что обозначает имя собаки?
Немеркнущая голубая звезда.
“Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”
3. Что общего у собаки с этой звездой?
Звезда | Арктур |
— немеркнущая; — особенная (самая яркая в северном полушарии); — выделяется среди других; — происхождение звёзд неизвестно. | — память о нём остаётся (“мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”); — особенный:
— происхождение пса неизвестно. |
4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?
Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?
— бездомный пёс-бродяга; | ||
— угрюмый; | ПОЧЕМУ? | — без имени; |
— неловкий; | — без дома; | |
— недоверчивый; | — без хозяина; | |
— без тепла, | — часто побит. |
“Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”.
Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, “когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”.
5.Откуда такой азарт? Такая уверенность?
С какого момента меняется жизнь пса?
(В ходе рассуждения рисуем схему.)
— Доктор приютил пса, и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина, почувствовал по отношению к себе заботу, доброту, изменился внешне, сам испытывает чувство любви к Доктору.
6. Что объединяет Доктора и Арктура?
7. Какие отношения складываются между ними?
Не соглашается продать его ни за какие деньги
“Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно, поэтично, может быть, больше жизни”
8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?
— Встреча с лесом (глава 4): “Лес ошеломил Арктура” —> появилась охотничья страсть!
Какие изменения произошли в нём?
— “выкатился”, “мчался”, “бежал… уверенно, азартно” (раньше — неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро);
— азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (раньше — “выл мрачно, длинно, тоскливо”);
— возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что “так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов”, а “только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд”;
— он “сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины”.
Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)
— “странные звуки”; — “тёплый малиновый звон”; — лай —
Лай прекратился — лес “стал пустым и мёртвым”! Тот самый лес, который “был ему молчаливым врагом. стегал его по морде, по глазам… бросался ему под ноги. останавливал его”. Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него “стало пусто и тихо”. 9. В чём трагедия Арктура? — гончий пёс ® слова Рассказчика: “Ах, Арктур! Бедный ты пёс. Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!” “Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью” (конец главы 5). Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична. 10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа? — ответственность человека за судьбу животных; — место собаки в жизни человека; — ЧЕЛОВЕК и СОБАКА: взаимоотношения между ними. 11. Домашнее задание (письменная работа): “Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс», я задумался над проблемой…” План по рассказу арктур гончий пес казаковЮрий Казаков обладал замечательным даром просто, увлекательно и искренне говорить о сложном, да-вать ответы на вечные вопросы: зачем должен жить человек? Что главное в его жизни? В основе его лучших рассказов зачастую лежит подлинный случай. Дома вы читали рассказ Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пес» — Что узнали о писателе? — не сразу нашёл свой путь -долго увлекался музыкой (виолончель, контрабас), мечтал стать дирижёром оркестра, -хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале -увлечение литературой привело его в 1953 г. в Литературный институт им. А.М. Горького Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился. А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами. Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью. «Никто на земле не рождается бесцельно… и … нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» это слова из 8-ой главы рассказа Казакова про Арктура. В 1957 году вышел в свет рассказ «Арктур – гончий пёс», посвящённый М.Пришвину. Аналитическая работа по рассказу. — Как вы словами автора озаглавили 1-ую главу? (Наш вариант «О его прошлом можно только догадываться…», а вы как считаете?) — Кто главный герой этой главы? — Какова история появления пса в городе? — Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса. — прилагательные и причастия — Как вы озаглавили 2-ую часть рассказа? (Наш вариант: «Однажды в доме появился ещё один обитатель». А вы как считаете?) — Если в первой части главным героем был только пёс, ещё какие герои появляются в рассказе? — Что узнали о докторе? — Как в доме появился ещё один обитатель? — Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса? («Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза»). — Как получил пёс своё имя? (В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае). В судьбу вмешался человек, и всё переменилось Если в апреле-мае посмотреть на звёздное небо, то в Северном полушарии можно увидеть такие созвездия Волопаса, Волосами Вероники, Гончие псы. Самой яркой звездой среди них будет Арктур – красный гигант, ярчайшая звезда в созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости звезда ночного неба. Видна она со всех континентов. Это единственная звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп. В рассказе Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс» доктор называет случайно попавшего в его дом пса Арктуром в честь «большой звезды, синим блеском переливающейся низко над горизонтом». Арктур становится домашним псом. — Как Арктур относится к соему хозяину? Автор наделяет пса человеческими чертами, что позволяет оценивать его характер более глубоко. И в дальнейшем мы обратим внимание на этот прием. — Как могла бы сложиться жизнь собаки, если бы в доме доктора больше никого не было? — Кто ещё является героем 2-ой части? — Что нам о нём известно? — Какое изменение произошло в жизни Арктура благодаря рассказчику? Самостоятельная работа по тексту — Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь? План по рассказу арктур гончий пес казаковПосле короткого слова о писателе учитель проводит работу с текстом рассказа. 2. Что обозначает имя собаки? Немеркнущая голубая звезда. «Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” 3. Что общего у собаки с этой звездой?
|