План по рассказу арктур гончий пес казаков

Сказки

Урок по рассказу Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс»

После короткого слова о писателе учитель проводит работу с текстом рассказа.

2. Что обозначает имя собаки?

Немеркнущая голубая звезда.

“Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”

3. Что общего у собаки с этой звездой?

Звезда Арктур
— немеркнущая;
— особенная (самая яркая в северном полушарии);
— выделяется среди других;

— происхождение звёзд неизвестно.

— память о нём остаётся (“мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”);
— особенный:

силён и велик;
чутьё;
слышал тончайшие звуки;
никогда не скулил;

— происхождение пса неизвестно.

4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?

Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?

— бездомный пёс-бродяга;
— угрюмый; ПОЧЕМУ? — без имени;
— неловкий; — без дома;
— недоверчивый; — без хозяина;
— без тепла, — часто побит.

“Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”.

Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, “когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”.

5.Откуда такой азарт? Такая уверенность?

С какого момента меняется жизнь пса?

(В ходе рассуждения рисуем схему.)

— Доктор приютил пса, и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина, почувствовал по отношению к себе заботу, доброту, изменился внешне, сам испытывает чувство любви к Доктору.

6. Что объединяет Доктора и Арктура?

7. Какие отношения складываются между ними?

Не соглашается продать его ни за какие деньги

Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно, поэтично, может быть, больше жизни”

8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?

— Встреча с лесом (глава 4): “Лес ошеломил Арктура” —> появилась охотничья страсть!

Какие изменения произошли в нём?

— “выкатился”, “мчался”, “бежал… уверенно, азартно” (раньше — неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро);

— азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (раньше — “выл мрачно, длинно, тоскливо”);

— возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что “так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов”, а “только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд”;

— он “сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины”.

Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)

— “странные звуки”;
— “тёплый малиновый звон”;
— лай —

“чистый”,
“прекрасный музыкальный”,
”серебряный”,
“будто кто-то бил в серебряный колокол”.

Лай прекратился — лес “стал пустым и мёртвым”! Тот самый лес, который “был ему молчаливым врагом. стегал его по морде, по глазам… бросался ему под ноги. останавливал его”.

Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него “стало пусто и тихо”.

9. В чём трагедия Арктура?

— гончий пёс ® слова Рассказчика: “Ах, Арктур! Бедный ты пёс. Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!”

“Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью” (конец главы 5).

Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична.

10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?

— ответственность человека за судьбу животных;

— место собаки в жизни человека;

— ЧЕЛОВЕК и СОБАКА: взаимоотношения между ними.

11. Домашнее задание (письменная работа): “Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс», я задумался над проблемой…”

Источник

План по рассказу арктур гончий пес казаков

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто, увлекательно и искренне говорить о сложном, да-вать ответы на вечные вопросы: зачем должен жить человек? Что главное в его жизни? В основе его лучших рассказов зачастую лежит подлинный случай.

Дома вы читали рассказ Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пес»

— Что узнали о писателе?

не сразу нашёл свой путь

-долго увлекался музыкой (виолончель, контрабас), мечтал стать дирижёром оркестра,

-хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале

-увлечение литературой привело его в 1953 г. в Литературный институт им. А.М. Горького

Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился.

А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.

«Никто на земле не рождается бесцельно… и … нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» это слова из 8-ой главы рассказа Казакова про Арктура.

В 1957 году вышел в свет рассказ «Арктур – гончий пёс», посвящённый М.Пришвину.
Юрий Казаков, увлечённый творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север, прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе.

Аналитическая работа по рассказу.

— Как вы словами автора озаглавили 1-ую главу?

(Наш вариант «О его прошлом можно только догадываться…», а вы как считаете?)

— Кто главный герой этой главы?

— Какова история появления пса в городе?

— Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.

— прилагательные и причастия

— Как вы озаглавили 2-ую часть рассказа?

(Наш вариант: «Однажды в доме появился ещё один обитатель». А вы как считаете?)

— Если в первой части главным героем был только пёс, ещё какие герои появляются в рассказе?

— Что узнали о докторе?

— Как в доме появился ещё один обитатель?

— Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?

(«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза»).

— Как получил пёс своё имя?

(В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае).

В судьбу вмешался человек, и всё переменилось

Если в апреле-мае посмотреть на звёздное небо, то в Северном полушарии можно увидеть такие созвездия Волопаса, Волосами Вероники, Гончие псы. Самой яркой звездой среди них будет Арктур – красный гигант, ярчайшая звезда в созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости звезда ночного неба. Видна она со всех континентов. Это единственная звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп.

В рассказе Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс» доктор называет случайно попавшего в его дом пса Арктуром в честь «большой звезды, синим блеском переливающейся низко над горизонтом».

Арктур становится домашним псом.

— Как Арктур относится к соему хозяину?

Автор наделяет пса человеческими чертами, что позволяет оценивать его характер более глубоко. И в дальнейшем мы обратим внимание на этот прием.

— Как могла бы сложиться жизнь собаки, если бы в доме доктора больше никого не было?

— Кто ещё является героем 2-ой части?

— Что нам о нём известно?

— Какое изменение произошло в жизни Арктура благодаря рассказчику?

Самостоятельная работа по тексту

— Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь?

Источник

План по рассказу арктур гончий пес казаков

После короткого слова о писателе учитель проводит работу с текстом рассказа.

2. Что обозначает имя собаки?

Немеркнущая голубая звезда.

«Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”

3. Что общего у собаки с этой звездой?

Звезда Арктур
— немеркнущая;
— особенная (самая яркая в северном полушарии);
— выделяется среди других;

— происхождение звёзд неизвестно.

— память о нём остаётся («мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”);
— особенный:

силён и велик;
чутьё;
слышал тончайшие звуки;
никогда не скулил;

— происхождение пса неизвестно.

4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?

Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?

— бездомный пёс-бродяга;
— угрюмый; ПОЧЕМУ? — без имени;
— неловкий; — без дома;
— недоверчивый; — без хозяина;
— без тепла, — часто побит.

«Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”.

Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, «когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”.

5.Откуда такой азарт? Такая уверенность?

С какого момента меняется жизнь пса?

(В ходе рассуждения рисуем схему.)

— Доктор приютил пса, и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина, почувствовал по отношению к себе заботу, доброту, изменился внешне, сам испытывает чувство любви к Доктору.

6. Что объединяет Доктора и Арктура?

7. Какие отношения складываются между ними?

Не соглашается продать его ни за какие деньги

«Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно, поэтично, может быть, больше жизни”

8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?

— Встреча с лесом (глава 4): «Лес ошеломил Арктура” —> появилась охотничья страсть!

Какие изменения произошли в нём?

— «выкатился”, «мчался”, «бежал… уверенно, азартно” (раньше — неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро);

— азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (раньше — «выл мрачно, длинно, тоскливо”);

— возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что «так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов”, а «только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд”;

— он «сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины”.

Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)

— «странные звуки”;
— «тёплый малиновый звон”;
— лай —

«чистый”,
«прекрасный музыкальный”,
”серебряный”,
«будто кто-то бил в серебряный колокол”.

Лай прекратился — лес «стал пустым и мёртвым”! Тот самый лес, который «был ему молчаливым врагом. стегал его по морде, по глазам… бросался ему под ноги. останавливал его”.

Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него «стало пусто и тихо”.

9. В чём трагедия Арктура?

— гончий пёс ® слова Рассказчика: «Ах, Арктур! Бедный ты пёс. Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!”

«Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью” (конец главы 5).

Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична.

10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?

— ответственность человека за судьбу животных;

— место собаки в жизни человека;

— ЧЕЛОВЕК и СОБАКА: взаимоотношения между ними.

11. Домашнее задание (письменная работа): «Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс», я задумался над проблемой…”

Источник

Читайте также:  Поэтапное рисование лисы из сказки колобок
Познавательное и интересное