Бунин «Кавказ»: план рассказа, цитатный план рассказа как составить?
План рассказа «Кавказ» Бунина.
План «Кавказ» Бунина.
Цитатный план рассказа Бунина «Кавказ».
Рассказ Ивана Бунина «Кавказ» очень трагический, он повествует о любви супруга к своей жене, что уехала на отдых с любовником. Женщину хоть и терзают сомнения, но она все же решается обмануть супруга. Муж не выдержал этого и застрелился.
Бунин «Кавказ» план рассказа:
Также можно составить цитатный план рассказа «Кавказ» Бунина:
Совсем краткий план рассказа:
Есть еще важный момент о том, как было рождено произведение. Во многом, пожалуй, навеяно случившимися лично у автора событиями: тот был влюблен в замужнюю женщину. Что стало с супругом ее неизвестно. А автор «нарисовал» свой вариант видения. И показал суть проблем, над которыми можно задуматься.
Повествование начинается от лица любовника, который приехал в Москву, чтобы быть поближе к Ней. Имен в произведении не называют, а девушку главный герой именует «Она». Заметно, что тот увлечен ею пылко и страстно: ловит каждое движение, жест, наблюдает за мимикой.
Решено бежать на Кавказ, уехав поездом. Персонаж Бунина, якобы, знает место под Сочи, где можно уютно устроится и вместе пожить какое-то время. Девушка «бледнеет», слушая красивые речи:
Прибыв на место, из Гагр и Геленджика девушка отсылает мужу по открытке, сообщая, что свое местонахождение пока не знает. Чтобы выиграть несколько днй.
Устроились где-то у моря, скрытые от всех чинарами, кипарисами, магнолиями.
Время течет незаметно: мужчина встает пораньше, еще до завтрака, делает прогулку по лесу:
Автор подробно рисует природу, как там сказочно и прекрасно! Описывая великолепный закат с облаками, чудесно проведенный вечер, он почти не рассказывает ничего о персонажах, но их эмоции выражает, давая подробное описание чудесных пейзажей. И сразу понятно, что этим людям вдвоем хорошо.
Рассказ заканчивается на трагической нотке. Человек, который искал супругу на тех курортах, о которых сообщила жена, догадывается, что произошло. Он стреляется, одновременно из двух пистолетов, приведя в порядок внешность и прилично одевшись:
Вот такой, немного печальный финал. Невозможно осуждать двоих людей за то, что мечтали быть вместе, сделав друг друга немного счастливее. Женщина полагала, что лучше пусть ее убьет супруг, чем невыносимая жизнь рядом с ним. А муж поступает по-офицерски: избавляет себя от позора и дарит этим двоим беспечным натурам возможность быть вместе.
Урок по рассказу И.Бунина «Кавказ»
Разделы: Литература
Цели:
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация, акустическая система.
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всеволод Рождественский
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Эмоциональная настрой.
Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.)
— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви)
— Есть ли другое мнение?
— Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
— У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали?
— Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками.
2. Целеполагание.
— А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”.
(Появляется тема урока на доске) “. любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”.
— Прочитайте тему. Что вас удивило?
— Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы.
Расширить знания о И.А.Бунине.
Выяснить, какую любовь изобразил Бунин на страницах рассказа “Кавказ” и с помощью каких средств воплощается авторский замысел.
3. Знакомство с личностью Бунина. Видеоролик.
— А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? (Ответы уч-ся)
— Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине, который делали мои ученики, и ответьте на вопросы:
1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин? (I вариант)
2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”? (II вариант)
— Произнесите словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма. )
II. Исследовательская работа в парах.
— А рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”.
Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.
— Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”).
— В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми?
— Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование.
— Ребята, есть ли среди вас любители литературы? Те, кто много читает? Для вас у меня приготовлено особое задание.
— У всех остальных задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. (10 минут)
Задача вашей группы – дать характеристику герою (героине).
Порядок работы.
1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.
2. Составьте выступление по опорному тексту, вставляя необходимые слова на месте пропуска.
3. Выразительно прочитайте.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
2. Отчёт о проделанной работе.
а) Выступление 1-го ряда.
ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ПРОЗВУЧАЛА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ И ЕЁ ВСЕ УСЛЫШАЛИ.
Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.
б) Выступление 2-го ряда.
Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.
Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем
Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.
в) Выступление 3-го ряда.
Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.
Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.
Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.
Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.
— В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой (последней в буквальном и метафорическом смысле. ).
— В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы?
— Я предоставляю слово экспертам, у которых было индивидуальное задание.
Пейзаж в рассказе “Кавказ”
НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались. удары грома.
г) Выступление 4-й группы.
Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.
Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.
— Казалось бы, план удался, влюблённые скрылись, ничто им не угрожает, счастье так возможно, так близко. НО согласятся ли с нами. Можно ли сказать, что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье?
д) Выступление 5-й группы.
Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно почувствовать приближение беды, которая ожидает героев.
Первую пейзажную зарисовку можно назвать “Вечер в Москве накануне отъезда на юг”. Идут холодные дожди, грязно и сумрачно. Улицы мокро и чёрно блестели. Бунин называет этот вечер тёмным и отвратительным. Герои, собравшиеся на юг, в этот вечер чувствуют страх, тревогу.
Вторую пейзажную зарисовку назовём “Южная ночь. Приближение грозы”: Бунин пишет о страшных тучах, злобной буре, гробовой черноте лесов. Во всём предчувствие катастрофы.
Вывод: с помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и “нестерпимое сухое” солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.
Пейзаж в рассказе помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг неё – реальность, грозящая катастрофой.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
— Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)
— Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)
— Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?
— Оцените сами свою работу на уроке. Если вам понравился урок – возьмите себе РОЗОВОЕ СЕРДЕЧКО, если было вам неинтересно на уроке – возьмите СЕРДЕЧКО другого цвета.
2. Творческая работа.
— Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь. потому что.
— Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь. потому что.
— Кто хочет поделиться своими мыслями?
— Дорогие ребята! Вы ещё молоды, у вас всё впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы “аллеи” вашей любви были самыми светлыми, красивыми и чистыми.
Урок литературы по рассказу Бунина «Кавказ»
Открытый урок по литературе в 8 классе по теме «Трагическая любовь в произведении А.И.Бунина «Кавказ».
Учитель русского языка и литературы Луценко Т.В.
формировать исследовательские навыки учащихся;
развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;
познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;
Р/К показать красоту кавказской природы.
вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, интерактивная доска, портрет И.А. Бунина, раздаточный материал – таблицы для работы в группе,
Коровина В.Я. Литература. 8 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Технологии: технология парного и группового обучения, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии
1. Орг. момент ( настроить детей на работу)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( о любви)
На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание.
— Если бы вам предложили «раскрасить» любовь, какие бы вы цвета использовали? Почему?
Я вижу, что это слово у вас ассоциируется с ( яркими, светлыми) красками. Напишите в тетради дважды на одной строке слово «любовь» и закрасьте одно цветом. К другому слову мы вернемся в конце урока.
Ключевой темой творчества писателя стала тема любви, осмысление её скрытой природы. Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской
“ Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.
Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.
3 Группа «Биографы» подготовила видио-ролик о Бунине (Бунин)
3. Посвятим мы наш урок теме любви в рассказе Бунина «Кавказ» (выход на проблемные вопросы) показ слайдов
Ученик зачитывает историческую справку, составленную самостоятельно. Я обратил внимание на следующие детали: в рассказе упоминается о вагонах 1 и 2 класса, которые были в России до революции 1917 года, о белом кителе мужа-офицера, а белые кители были летней формой офицеров до 1907 года (после Русско-японской войны ввели форму защитного цвета), значит, время действия – конец 19-начало 20 века.
(ребята работают с картой наблюдений 10 мин)
Задача вашей группы – дать характеристику герою (ОН).
1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.
2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.
Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….
3. Составьте выступление.
1) воровски остановился; (продолжите по всему тексту)
7) надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник;
Задача вашей группы – дать характеристику героине (ОНА).
1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.
2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.
Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….
3. Составьте выступление.
1) входила поспешно; (продолжите )
Задача вашей группы – дать характеристику герою (МУЖУ).
1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.
2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.
Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….
3. Составьте выступление.
1) он что-то подозревает, даже знает что-то;
2) прочитал письмо…, подобрал ключ к моему столу; (продолжите по всему тексту)
11) На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.
Отчёт о проделанной работе.
а) Выступление 1-й группы.
Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви .
б) Выступление 2-й группы.
Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.
Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем
Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой . Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.
в) Выступление 3-й группы.
Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.
Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого . Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем , защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.
Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.
Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.
Героиня говорит о том, что муж ее не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера.
— Что это значит – дорожить своей честью в контексте того времени (к.19-н.20 века), когда жил герой?
Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом.
Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%).
— Мог ли он поступить иначе?
— Почему он стреляет в виски из двух револьверов? ( убивает в себе офицера, а потом человека)
— Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?
Описания природы (ключевые фразы)
Чувства и настроение героев
Вечер в Москве накануне отъезда на юг.
Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно.
Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности.
Место, которое нашли герои для отдыха.
Солнечно, душно; место первобытное. цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря. имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно.
На закате громоздились. удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;
НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались. удары грома.
Тревога, приближение беды
Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.
Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно. ( почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?)
– Какие художественно-выразительные средства использовал Бунин в рассказе «Кавказ»
Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, – выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир”, литература не касалась таких тончайших подробностей деталей и оттенков.
Антитеза – С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.
Оксюморон (греч. “остроумно-глупое”) – это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание. Изобразительно-выразительные средства: Резкие звуки («глухой стук в барабан» (7, 15-16) и «горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль будто все одной и той же бесконечной песни» (7, 16)) становятся предвестниками несчастья в рассказе «Кавказ».
Эпитет – : незаметных, прекрасной, любящей, взволнованной, жестоком, самолюбивом, диком, молодой, одинокий, осенние, черных, холодных, серых, горных, тропического, отвратительный, маленьком, белый, разнообразной, высокой, ледяной, страшную, мутными, ровная, выжженная, пыльные, широкие, канареечными, безграничный, сухое, первобытное, заросшее, чинаровыми, цветущими
…
Сравнение – безнадежно-счастливый вопль как будто всё одной и той же бесконечной песни.
Небо подобное пыльной туче …
Олицетворение – Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины.
Шли дожди, лето прошло и не вернётся …
Метафора – » кипел ее блеск» (про речку), «предвечная белизна снежных гор», «веерные пальмы»(метафоричный эпитет) …
Учитель Писатель считал для себя важным “найти звук” для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой “звук” мог явиться истоком рассказа “Кавказ”?
Это звук, доносившийся из духана: “глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни”. Ключевое определение этого звука – “безнадежно-счастливый”, оно соответствует чувствам героев.
— Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? ( Трагическая)
— Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? ( Ответы учащихся)
Закрасьте второе слово «любовь» в тетради. Есть ли разница в цвете?
— Что оставил рассказ в вашей душе?
И Бунин. «КАВКАЗ». Тест
Ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни.
Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!
Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки. Раз к нашему освещенному окну сбежалась целая стая их, – они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, – мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам. Она радостно плакала, глядя на них.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) история.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении: 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является одним из этапов развития сюжета.
А 3. Главной темой данного фрагмента является: 1) тема сострадания; 2) тема беззаботности; 3) тема труда; 4) тема природы, сопереживающей человеку.
А 4. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих словосочетаниях: «светили топазовым светом…мухи», «колокольчиками звенели… лягушки»? 1) эпитет; 2) сравнение; 3) олицетворение; 4) гипербола.
А 5. С какой целью автор при описании различных явлений природы использует приём звукописи («разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома») ? 1) не знает, как по-другому заинтересовать читателя; 2) показывает своё отношение к писательскому труду; 3) помогает читателю не только увидеть, но и услышать открывающуюся перед ним картину природы; 4) для украшения повествования.
В 1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуют описание природы.
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Раз к нашему…»).
В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Ночи были…» выпишите слово, с помощью которого горцы обозначают ресторан, трактир.
В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Иногда по ночам…» найдите слово, с помощью которого характеризуются чувства героини.
С 1. Созвучна ли природа настроениям героев? Как это видно из фрагмента? Обоснуйте свою точку зрения
(Взаимопроверка) на экране
А1.1; А2.4; А3.4; А4.2; А5.3; В1. Пейзаж; В2. Поступок; В3. Духан; В4. Радостно.
Заключительное выступление уч-ся
?
Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
( песня «Не отрекаются любя»
— Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?
— Оцените сами свою работу на уроке. Заполните рефлексивную таблицу.