Кто может составить план? «Человек на часах» помогите..
1.вступление автора
2. знакомство с Миллером.
3.страшное несчастие
4. часовой Постников
5. тонущий человек
6. страх Миллера
7.знакомство со свиньиным
8. тревожная записка
9.Кокошкин
10. действия кокошкина
11. разбирательства
12.награда или наказание?
13. решение государя
14. «под розгами»
15.слухи
16. правда опровергает ложь
17.подвиг или долг?
18. от автора.
Другие вопросы из категории
Читайте также
пожалуйста ответить на вопрос
1) Как родилась ложная версия случившегося? Какую роль сыграл в этом генерал Кокошкин? Чем ты объяснишь его поведение?
2) Как, по-твоему, изменяется отношение рассказчика к персонажам в зависимости от их общественного положения? Характеризуя эти отношения, воспользуйся словами: симпатия, ирония, сострадание, осуждение, сочувствие, сарказм и др. Свои суждения подтверждай текстом.
3) Предложи и обоснуй свою версию развертывания событий: что произошло бы, если бы на набережной не подвернулся офицер инвалидной команды?
4) В книге Кюстина о России есть такая фраза: «Лгать здесь-значит охранять престол, говорить правду- значит потрясать основы». Кто из причастных к описанному в рассказе событию знал, что государю ложно доложили о происшедшем? Почему никто не посчитал нужным открыть правду? Объясни, какую роль в общем «заговоре молчания» сыграли личные качества его участников. Прав ли читатель, думающий, что это событие изменило многих его участников?
составить план Лескова человек на часах
чему каждый из них кляняется? Почему?».
Произведение Лермонтова » Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Я впринципе знаю, что они кланяются каждый своему болельщику, например Калашников Ивану Грозному (Я так думаю, если нет, то исправьте, пожалуйста). Только вот не знаю, как это рассказать подробно.
Помогите, пожалуйста, составить небольшой рассказ на эту тему (1 листок тетрадный примерно по размеру).
разговором автора с соседями по вагону?
перечитайте первую часть стихотворения что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
План урока по литературе на тему «Лесков. «Человек на часах»
Обучающая-расширить знания уч-ся о творчестве Н.С.Лескова;
раскрыть нравственный смысл поступков персонажей;
помочь семиклассникам понять смысл психологической ситуации,
в которую попал герой рассказа
Развивающая-учить детей вести диалог,
развивать абстрактное мышление, способность сосредоточиться и отыскивать верные решения в нестандартных ситуациях.;
Воспитательная-учить ребят с уважением относиться к ответам товарищей,
формировать чувство долга,ответственности,совестливости.
Тип анализа произведения:
элементы модульной технологии,
погружение в текст.
иллюстративно-объяснительный (портреты царя Александра Третьего, Николая Первого, великого князя Михаила Павловича, митрополита Филарета (Дроздова), виды Зимнего Дворца со стороны Невы, Иорданского подъезда,
картина «Рота Измайловского полка», «Гауптвахта»);
1.Когда Лесков написал рассказ «Человек на часах?» (1887 Г.)
А в подзаголовке стоит какая дата? (1839 г.)
Почему автор решил рассказать о событиях пятидесятилетней давности?
(С 1881 г. Россией правил царь АЛЕКСАНДР 3.Он выражал интересы консервативных дворян,Во 2-ой половине 80-х г. усилил роль полиции, административный произвол.
С завистью вспоминал времена Николая 1, когда в стране господствовали гнёт и произвол..
А Лесков прочитал книгу франц. путешественника Адольфа де Кюстина «Россия в 1839 г»В ней рассказывалось о николаевской России (о засилье чиновников, о палочной дисциплине,о деспотизме самодержца,о тяжёлом положении простолюдинов, о телесных нпкпзпниях,о рабской покорности населения.)
2.Вымышленный ли этот рассказ? Или документальный?
(Дом.зад. творческой группы КУЖЕВАТОВА А.)
(Сам автор отрицает это: «Вымысла…нет нисколько.»).
(Не совсем документальный.. Хотя в основу сюжета рассказа положен случай,произошедший на САМОМ ДЕЛЕ.
Рассказ написан со слов одного из реальных героев произведения, генерал-лейтенанта Николая Ивановича Миллера, дочь которого одно время была соседкой Лескова.
В 1839 г. Миллер был капитаном,начальником дворцового караула.
В рассказе действуют и другие исторические лица:
полковник Никита Петрович Свиньин(у Лескова-подполковник),
обер-полицмейстер(начальник столичной полиции) Сергей Александрович Кокошкин,
брат царя Николая 1 (великий князь Михаил Павлович),
митрополит Филарет (Дроздов).
Это ХУДОЖЕСТВ.ПР-ИЕ: рассказывая о ДЕЙСТВИТЕЛЬНО произошедшем случае,
Лесков пишет как ХУДОЖНИК.Значит, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ в рассказе соотносится с РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
3.Уже в 1 главе Лесков с помощью определений показал своё отношение к событию, о котором он рассказывает. Каких?
(Оно «ТРОГАТЕЛЬНО и УЖАСНО …для главного ГЕРОИЧЕСКОГО лица пьесы, а
развязка дела так ОРИГИНАЛЬНА, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, КРОМЕ РОССИИ.)
(«ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ и ТРЕВОЖНЫЙ случай»).Чрезвычайный-очень большой по силе проявления.Так Лесков начинает создавать ОБРАЗ СОБЫТИЯ.Оно обозначено ЗАГЛАВНОЙ МЕТАФОРОЙ –«ЧЕЛОВЕК НА ЧАСАХ »Рассмотрим,как это событие изображено в сюжете.
4.Когда и где происходят события?
Церк. праздник отмечался православными 7 января (19 янв.-по новому стилю)
В Петербурге, на Неве, перед Зимним дворцом, рота Измайловского полка под командованием блестяще образованного молодого офицера Николая Ив. Миллера.).
5.В каком эпизоде впервые можно обнаружить противоречие? (Завязка).
(Дежурство Миллера в караульном помещении.
Здесь впервые обнаруживается противоречие :внутренний (психологический)конфликт Миллера (спокойствие,умиротворение-тревога,беспокойство,страх).
Прочитайте ключевые слова..
«Наступила САМАЯ СПОКОЙНАЯ ночь, В караульном помещении ТИШИНА».
разводный унтер-офицер «СКОРОГОВОРКОЙ» пролепетал о том, что их «СТРАШНОЕ НЕСЧАСТИЕ ПОСТИГЛО!»
«Миллер ВСКОЧИЛ В НЕОПИСАННОЙ ТРЕВОГЕ».
6.Попробуем разрешить загадочное поведение Миллера.
Чем может быть вызвана его тревога?
(Не случилось ли что с государем Николаем Павловичем?)
II .Элементы модульной технологии.
Как называется рассказ?
В прямом или в переносном значении употребляются эти слова?
Это скрытое сравнение. Как оно называется? (Метафора)
Попробуем раскрыть смысл метафоры.
Сострадание (моральный долг)
а) Каков характер Постникова? Найдите ключевые слова.
«сердце у Постникова очень непокорное:
так и ноет, так и стучит, так и замирает…»
«Умный, исправный, рассудочный.»
Б) Что испытывал он в течение получаса, слыша стоны, крики тонущего человека?
«в ужасе оглядывался»,не может ли кто
ему «страшно было слышать, как другой человек погибает»
понимал, что «не должен покидать пост» «ни за что и ни под каким предлогом» (дал присягу),
он должен сообщить офицеру, тот-полиции….
«стал ощущать сомнения рассудка»
А) гонка сквозь строй шпицрутенами,
В) Как поступил он? Что одержало победу?
Услышав последний крик и бульканье воды, «Часовой не выдержал и покинул свой пост»
Г) А что изменилось бы, если бы Лесков свой рассказ назвал «Солдат на часах»?
(Вероятно, Постников выполнил бы свой служебный долг)
Д) Почему же Лесков изменил первоначальное название?
(Видимо, в этом воплотилась любовь писателя к русскому народу, бесправному и забитому, но доброму и честному).
«Кто не имеет собственного мнения и зависит от мнения и вкуса других, тот-раб» (Ф.Клопшток)
Если собственное мнение у Постникова? Раб ли он?
А) Когда спасал другого человека, он имел «собственное мнение», значит, у него не рабская психология. (По мнению автора, это «трогательно»).
Б) Когда Свиньин сорвал свой гнев на Постникове (из караульни Зимнего дворца послал его под арест в карцер), тот промолчал.
Это не психология раба, а умение подчиняться старшим по званию.
В) Но в полковом лазарете солдат был доволен «отеческой милостью» Свиньина :
-обер-офицер приказал «дать от себя» ему фунт сахару и четверть фунта чаю,
-в карцере был три дня, розгами его били, но не последовало худшего-приговора военного суда.
Это конечно психология раба! (По мнению Лескова, это «ужасно»)
IV . «При спасении чести мундира честь не в чести»
Согласны ли вы с этим высказыванием?
«Честь мундира» (фразеологизм)-это спасение своей карьеры.
Почему придворные офицеры, кроме Миллера, не оценили поступок Постникова?
— «Неполная истина не есть ложь»,
— «…наказание…на теле простолюдину…не противоречит …духу Писания»
(Мундир и служебное положение делали человека всесильным: ради карьеры, власти и богатства они использовали неправедные средства: ложь, покровительство…)
V .Сравнительная характеристика Миллера и Свиньина.
1. Что между ними общего?
А) Это офицеры Измайловского полка, охранявшего Зимний дворец.
Б) У обоих высокие звания:
Миллер-капитан, начальник дворцового караула
Свиньин-батальонный командир Измайловского полка в чине подполковника
2. Чем они отличаются?
Блестяще образованный, гуманный (милосердный, отзывчивый)
А) «службист»(отличался строгостью, требовательностью дисциплины),
«на службе всякая вина виновата»,
Б) щепетильный (тщательно оберегал свою служебную карьеру, чтобы на нее, «как на парадный мундир, ни одна пылинка не села»
В) тщеславный (мечтал оставить свой портрет в «галерее исторических лиц государства» (ирония)
Б) Как они вели себя, узнав о том, что часовой ушел с поста?
Волнуется о подчиненном :
-Решил выслушать самого Постникова, чтобы узнать правду.
Тревожится о своей карьере :
-«несчастная выходка человека из вверенного ему батальона…должна была бросить дурную тень на дисциплину всей его части» (несмываемое пятно на его репутации)
Хочет скрыть это происшествие от государя (но о нем знали караульные, инвалидный офицер)
Хотел скакать к великому князю Михаилу Павловичу (искать у него заступничества).
«Но разве можно ночью доступить во дворец и тревожить великого князя?»
Выход –«прямо идти под…стенами» «наивысшей опасности»-к всесильному обер-полицмейстеру Кокошкину (искать у него покровительство)
В) Чего они добились?
Все были довольны: «никому не вышло ни малейшей неприятности.»
-Инвалидный пройдоха получил медаль, которой стал щеголять
-К Кокошкину Свиньин стал относится с «благодарностью» за его «находчивость и такт» (безстыдное использование своего служебного положения в корыстных целях)
Морально пострадал Миллер:
Свиньин приказал ему наказать Постникова перед строем двумястами розг.
Миллер изумился и сделал попытку уговорить Свиньина пощадить и простить солдата.
Карьера Свиньина не пострадала
Свиньин приказал Миллеру лично присутствовать при экзекуции и настоять, чтобы секли как можно строже.
Г) Справедливо ли это?
(несправедливо и по отношению к Постникову и по отношению к Миллеру)
По определению Лескова, это «ужасно», если в стране царит беззаконие.
7.Что же на самом деле произошло?
(«…часовой, солдат Измайловского полка…Постников,стоя на часах снаружи у нынешнего Иорданского подъезда,услыхал,что в полынье,которою против этого места покрылась Нева, ЗАЛИВАЕТСЯ человек и МОЛИТ о помощи.» Рядом не было «НИ ОДНОЙ ЖИВОЙ ДУШИ», кроме стоявшего НА ПОСТУ Постникова.
8.А кто такой этот Постников?
(Простолюдин:»из дворовых господских людей,был человек ОЧЕНЬ НЕРВНЫЙ и ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ»,»солдат он был УМНЫЙ и ИСПРАВНЫЙ, с РАССУДКОМ ЯСНЫМ.»).
9.Что, по-вашему является ТОЧКОЙ НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ конфликта? (КУЛЬМИНАЦИЕЙ)
(Размышления о том, как поступить»человеку на часах»,о способности человека принять решение в нестандартной ситуации).
а).Как ДОЛЖЕН бы вести себя человек, стоявший НА ЧАСАХ (на посту) в 1839г.?
(Как солдат «УМНЫЙ, ИСПРАВНЫЙ,РАССУДОЧНЫЙ» он НЕ ДОЛЖЕН покидать пост, а сообщить офицеру,тот-полицейскому и т. д.Помнит ПРИСЯГУ:»часовой НИ ЗА ЧТО иНИ ПОД КАКИМ ПРЕДЛОГОМ не смеет покинуть своей будки».
Он понимал, «что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которую сейчас же последует ВОЕННЫЙ СУД,а потом ГОНКА СКВОЗЬ СТРОЙ ШПИЦРУТЕНАМИ(тех,кого наказывали,гнали сквозь строй солдат и били палками или длинными прутьями)и КАТОРЖНАЯ РАБОТА,а может быть,даже и РАССТРЕЛ».
Он «ПОНИМАЛ» (этоголос рассудка)
Б).С другой же стороны, СЕРДЦЕ у Постникова ОЧЕНЬ НЕПОКОРНОЕ:так и ноет,так и стучит,так и замирает…»
(«приходил …В ОЦЕПЕНЕНИЕ »(смысл олицетворения: »стал неподвижным,застывшим»; « В УЖАСЕ оглядывался»-не может ли кто помочь,
ему «СТРАШНО было слышать,как другой человек погибнет»., «стал ощущать СОМНЕНИЯ РАССУДКА».
10.Итак, БОРЬБА (внутренний конфликт) между РАССУДКОМ и СЕРДЦЕМ происходила в течение ПОЛУЧАСА.
(Услышав последний крик и бульканье воды, «Часовой не выдержал и ПОКИНУЛ СВОЙ ПОСТ».
Попробуйте оценить поступок Постникова. Прав ли солдат?
А)»Сознавать долг и не исполнять его-это трусость.» (Конфуций)
Долг-перед кем? Перед Отечеством?(Долг солдата?) Утопающим?(Моральный долг?)
Б).»Мужество есть презрение страха» (Л.Сенека)
(Бывший господский дворовый человек ВПЕРВЫЕ поборол в себе раба,страх быть наказанным за то, что он,,часовой,оставил свой пост.Оказался МУЖЕСТВЕННЫМ.
А ведь накажут крепостного человека жестоко: гонка сквозь строй шпицрутенами, военный суд (20 лет каторжной работы или расстрел).
12.Мужественный поступок совершил простолюдин.А кто пожинал его лавры? (Получил незаслуженную награду?)
А)»У него стыда-что волос на камне!»(Пословица)
Б)»Рубашка беленька,да душа серенька»(Пословица)
Он был ЛЕГКОМЫСЛЕННЫМ, БЕСТОЛКОВЫМ («Зачем в ТАКОМ месте» «ТЫ» (часовой!) «тонул»?!)и НАГЛЕЦОМ..
13.Кто способствовал появлению ложной версии случившегося?
А).Инвалидный офицер.Когда Постников опять стал на пост, офицер смекнул, что может получить медаль «За спасение погибавших», Поэтому на своих санях повёз спасённого в съезжий дом (полицейское управление) и сказал,что ОН «С ОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ ЕГО СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»спас человека (а тот был в беспамятстве,и ему было безразлично.кто спасал его).
Б). Пристав.,почувствовавший в этом офицере честолюбца и лгуна,желающего иметь медаль на грудь,
(Он «НЕДОУМЕВАЛ»:как офицер,спасший человека, «САМ ВЕСЬ СУХ ИЗ ВОДЫ ВЫШЕЛ», но дело до конца не довел),
в). Дежурный, написавший протокол ТОЛЬКО «ПО СЛОВЕСНОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ ИНВАЛИДНОГО ОФИЦЕРА»
Сравните поведение Миллера и Свиньина. (Стеченко Никита).