План по рассказу история одного города отрывок о корени происхождения глуповцев

Сказки

План-конспект урока М. Е. Салтыкова-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корени происхождения глуповцев». 8 класс

Урок литературы в 8 классе 05. 02.2018 г.

М. Е. Салтыкова-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»:

«О корени происхождения глуповцев».

Цель урока: разгадать загадку Салтыкова-Щедрина, расшифровать «хитрую тайнопись» его эзопова языка при анализе отрывка; дать представление о понятии «сатира»; раскрыть художественный мир творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина; расширять социальный кругозор, воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

1. Идейно-художественный смысл главы.

2. Литературные приемы, свойственные сатирическому произведению.

3. Проследить использование аллюзии в содержании главы.

4. Звукоизобразительная характеристика головотяпов, князей (обобщение в таблице).

5. Позиция писателя.

Повторение: приемы эзопова языка (ирония, аллегория, аллюзия); гротеск.

Словарная работа: головотяп (головотяпство).

Индивидуальные задания к уроку:

1. Историческая справка понятия «эзопов язык»

2. Расшифровка названий племен, живших по соседству с головотяпами. (В. И. Даль «Толковый словарь», И. П.Сахаров «Сказания русского народа»).

3. Проследить звукоизобразительные характеристики головотяпов и князей в главе.

Эпиграфы к уроку (на доске).

Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи/
М. С. Ольминский

Читать произведения Салтыкова-Щедрина – всё равно, что расшифровывать хитрую тайнопись.
И. А. Гончаров.

I. Объявление темы урока (запись в тетрадь).

II . Формирование целеполагания.

Слово о писателе (Учитель)

Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать и почувствовать этот мир, конечно же, надо знать о законах, по которым он сотворен, надо подготовить себя к встрече с книгой.

— Почему же «Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи»? В чем причина?

Салтыков-Щедрин жил в очень интересное и непростое для России время. Реформы местного самоуправления, судебная, военная, в области образования. Но главный вопрос – крестьянский (освобождение крестьян от крепостной зависимости) и ограничение самодержавия.

Салтыков- Щедрин оказался востребован эпохой и в качестве чиновника, и в качестве писателя.

Положение С.-Щедрина было двойственным. Он играл внешне две противоположные роли (обращение к схеме на доске):
1) видный государственный деятель – представитель власти;
2) писатель.

Читайте также:  План описания левши из рассказа лескова

— Подведение учащихся к выводу / учащиеся самостоятельно завершают схему (гармонично сошлись: он восстанавливает справедливость всеми доступными ему средствами: и словом, и делом).

Писатель Салтыков-Щедрин не был мастером острого сюжета, характеры его героев не отличались психологической глубиной, красота его слога не ласкала слух. Но он был правдив, точен и беспощаден к социальному злу. Цензурный комитет отмечал «вредное направление» произведений Салтыкова.

— Что такое эзопов язык, и в связи с каким жанром литературы мы говорили о нем? (ответы учащихся).

— Так ли это, скажет нам Юсуф, подготовивший дома историческую справку об этом понятии.

Так в чем же цель нашего урока? Еще раз обратите внимание на формулировку темы и эпиграфы к уроку. ( разгадать загадку писателя, расшифровать «хитрую тайнопись» его произведения).

II I . Анализ главы «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города»

В 9 классе вы будете читать замечательное произведение Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это произведение 12 века неизвестного автора о походе Новгород – Северского князя Игоря против половцев в 1185 году.
Послушайте отрывок: СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н.Заболоцкого

— А теперь откройте текст 1 главы «Истории одного города», прочитайте 1-ое предложение текста.
— В чем аллюзия? Найдите фразы-намеки у С.-Щ. на «Слово о полку Игореве»

— Ребята, кто такие Костомаров, Соловьев и Пыпин? Назовите их общим словом. При затруднении обратитесь к сноскам (историки).

— Эти ученые отстаивали противоположные точки зрения на историю России и враждовали между собой. Соловьев доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей (летает орлом). Костомаров считал эту политику вредной, главное значение придавал стихийным народным движениям (серым волком рыщет по земле). Ученый Пыпин «растекался мыслью по древу», потому что в работах обращал больше внимания на широкий историко-культурный материал.

Читайте также:  Сказки про динозавров читать бесплатно

Домашнее задание к уроку (по выбору)

Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой? – найти аллюзии на сказку.

2. Подготовить сжатый пересказ эпизода поисков глуповцами князя.

2. Расширение представлений о гротеске.

— Далее начинается рассказ о баснословных, доисторических временах Глупова.

Вопрос об основах русской государственности и ее развитии получил в 60-е годы злободневный и полемический смысл в связи с крестьянскими волнениями, грозившими развернуться в революционное движение. На фоне этой полемики глава «О корени происхождения глуповцев» выглядела не только как пародия на историческую легенду, но и как сатира, направленная по адресу обеих исторических школ: и «великодержавной» и народнической.

— Художественный мир Салтыкова-Щедрина по преимуществу населен необычными героями. Здесь – «головотяпы».

— Почему их так прозвали? (ответ по тексту)

Но эзопов язык не так уж прост.

Особенно часто любят прибегать к нему художники – карикатуристы. Он позволяет создавать яркие гротесковые образы.

Задание игрового, соревновательного характера «Расшифруй карикатуру»: на доске по три карикатуры для каждой команды – нужно «расшифровать их», объяснить, что они высмеивают, опираясь на гротескное изображение.

— Кто жил по соседству с головотяпами? (по тексту)

— Расшифровка названий племен (Индивидуальные сообщения учащихся + диалог с одноклассниками)

Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.

Полуреальное, полулегендарное повествование выдержано в серьёзном и торжественном тоне, который находится в постоянном противоречии с нелепостью описываемых явлений.

4. Найдите нелепые, нелогичные явления в тексте. Алогизмы (работа с текстом, зачитывание эпизодов)

а) « когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест» (Стыд не дым, глаза не выест)

б) «Таким образом взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны»

в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.

«Началось с того, что … » (С. 7 )

Читайте также:  Рассказы осеевой для 2 класса для читательского дневника

Вывод: Это чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным). Алогичное служит более рельефной обрисовке персонажей: в этих событиях в концентрированной форме отражаются характерные черты человеческой истории.

Динамическая пауза (см. приложение)

5. Словарная работа (работа со словарями).

— Причины головотяпства? (учащиеся иллюстрируют цитатами из текста)

— Необразованность, темнота, забитость

— Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение

Вывод: Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге. А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот и нужен был эзопов язык.

6) Но даже и в сравнении со всеми подвигами глупости решение добровольно отдаться в кабалу, хочет сказать писатель, выглядит фантастически!

Прослушивание отрывка в актерском исполнении («Фонохрестоматия»).

— Как меняется при этом интонация?

(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)

7) Что принесло головотяпам самовластие? (Глупость не порок, а беда).

«И будете вы платить мне дани многие»
(грабёж, систематический, узаконенный)

«А до прочего вам ни до чего дела нет»
(устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов)

«И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить»
(воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).

9) На это противостояние указывают даже звукоизобразительные характеристики (заполнение учащимися таблицы). – подготовившийся дома ученик оглашает звукоизобразительные характеристики – совместное заполнение таблицы.

В гротескном мире главы отсутствуют звуки спокойные, нейтральные:

Поучил жезлом (удары)

Вывод: Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа

Не правда ли иносказание вполне прозрачное?

Рефлексия. «Разговор с писателем».
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору романа и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему: «Уважаемый Михаил Евграфович, я понял(а), что вы хотели сказать…»

Источник

Познавательное и интересное