План по рассказу кавказский пленник по теме жилин и дина

Сказки

Тема урока: Дружба Жилина и Дины. (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».)

Тема урока: Дружба Жилина и Дины.

(По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».)

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Прошу ребят настроиться на активную плодотворную работу и пожелать друг другу хороших оценок.

Мотивация урока. Работа с пословицами, записанными на доске.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Жаль друга, да не как себя.

Друг познаётся на рати да при беде.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

Предлагаю прочитать пословицы и ответить на вопрос: Как вы их понимаете? Согласны ли вы со всеми пословицами?

Определите их тему. О чём они? ( О дружбе).

Вывод: да, сегодня мы будем с вами говорить о том, какую роль сыграла в судьбе Жилина маленькая героиня Дина.

Изучение учебного материала. Работа с содержанием рассказа.

Ребята, откройте, пожалуйста, 6-ю главу. После побега (который как можно назвать? – неудавшийся) Жилин и Костылин сидят в глубокой яме. Костылин окончательно разболелся, И Жилин совеем приуныл. Они живут ежедневно под страхом смерти. Давайте посмотрим, как об этом пишет автор? Каким он называет их жильё?

Трудно сохранить присутствие духа, когда нет надежды.

— Кто же поселил надежду в душу Жилина?

Как вводит Толстой её появление, каким словом?

— А кто может рассказать, когда началась дружба Жилина с татарской девочкой? Кто первым найдёт и зачитает нам этот эпизод? ( глава 3)

Читайте также:  Рассказ о том как мужик двух генералов прокормил характеристика мужика

_ С чего же она началась? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните самые важные, на ваш взгляд, слова( кукол лепил, схватила куклу и убежала, лоскутками красными убрала, качает, прибаюкивает).

Вывод: очень понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина –маленькая девочка, любит играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы.

— Ребята, давайте попробуем с вами пересказать этот эпизод так, чтобы мы почувствовали радость Дины.

— У кого же это получилось лучше всех? Кто сумел интересно рассказать нам о куклах Жилина и Дины?

Продолжаем беседу по содержанию 6-ой главы.

_ Предлагаю прочитать в лицах разговор Жилина и Дины.

-Что узнаёт Жилин из этого разговора? ( Его хотят убить).

-Как же Дина помогает Жилину? Трусит она или нет?

— А почему она ему помогает?

— Почему Жилин вначале думает про Дину «прыгает, как коза дикая», а позже «как козочка дикая»?

_ А где мы впервые встречаемся с Диной? Найдите её описание.

-Какие суффиксы включает писатель в слова, описывающие Дину? Для чего он это делает? ( Чувствуется симпатия автора к этой героине. А ещё нам становится понятно, что на серьёзные поступки способен не только физически крепкий человек. Главное – быть стойким, сильным духовно).

-Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Как называется эта черта? (Сострадание).

-На кого похожа Дина? Чем? А какие у неё глаза? А как вы понимаете такое странное сочетание « глаза чёрные, светлые»? ( Определением «светлые» писатель говорит не о глазах, а о душе Дины).

-Давайте прочитаем сцену прощания Жилина и Дины и подумаем, почему плачет девочка?

Читайте также:  Рассказы драгунского маленькие он живой и светится

_Можно ли считать Дину героиней? Что её ожидает, если отец догадается, кто помог Жилину бежать?

— Что вы можете сказать в её защиту?

Закрепление учебного материала.

-Какую же сложную проблему ставит Толстой своим рассказом, что хотел показать писатель с помощью Дины?

— Актуальна ли она сейчас?

_ Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от возраста или от национальности?

-Можно ли жить без войн? Что для этого нужно?

-Чему научил вас рассказ?

-В чём вы хотите быть похожими на Дину?

-Какая она, настоящая дружба?

-Могут ли дружить люди разных национальностей? Что для этого нужно? Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

6. Домашнее задание: написать сочинение на тему»Спасибо, умница» ( можно от лица Жилина, можно от собственного имени)

Составить цитатный план рассказа, например:
1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

Читайте также:  Рассказ про обезьяну для детей дошкольного возраста

— Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Источник

Познавательное и интересное