План по рассказу короленко дети подземелья

Сказки

План рассказа Дети подземелья Короленко 5 класс

Пересказ

В маленьком городе протекала речка. Возле нее был остров, на котором стоял очень старый замок. В том замке теперь жили бездомные и попрошайки. Вожаком был господин Тибурций Драб. У него было двое детей: Валека и Маруся, которую очень редко видели.

Одним солнечным днем Василий и мальчишки пробрались в каплицу на горе, которая стояла вблизи замка. Мальчики испугались «чертей» и сбежали. Василий остался и познакомился с Валеком и Марусей, которая еще плохо ходила. Он приглашал их к себе домой, чтобы увидеть сад, но они не согласились.

Однажды, Тибурций узнает, что его сын дружит с Василием. Он недовольный сыном, но все-таки разрешает Валеку общаться с ним. Тибурций позволяет ему посещать подземелье, но только при одном условии, что это будет их тайна.

Мальчик осознает, что в подземелье нет хорошей и сытной еды. И если они кушают что-то хорошее, значит, они это украли. Василия с детства учили, что воровать это плохо, но ему также жаль Марусю.

Наступила осень. Маруся заболела, с каждым днем она выглядела хуже. Чтобы порадовать ее, Василий приносит куклу Сони. Он рассказал ей о Марусе, и она разрешила ему дать куклу на время. Маруся была так рада, что даже улыбка и румянец появились на ее лице.

К их дому приходит Тиберий. Он рассказывает все судье и отдает куклу. Отец наконец-то осознает, что он воспитал сына правильно. Его сын честный и хороший мальчик. Маруся умерла. Отец дает Василию шанс пойти на похороны девочки, а также вручает ему деньги для Тибурция. Вскоре Тибурций вместе с сыном уезжают. Василий с отцом возобновили хорошие семейные отношения. Каждую весну они приносят цветы на могилку маленькой девочки Маруси.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Дети подземелья

Популярные сегодня темы

Этот рассказ, Льва Николаевича Толстого захватывает за живое, не возможно его прочитать и остаться равнодушным к судьбе героев. В произведении «После бала» рассказывается, про одну ночь

Принц – это маленький мальчик, он поселился на планете Земля. Помимо него на этой планете еще есть роза и больше никого. Несмотря на это принц не одинок, он очень любит и ценит свою единственную розу

Настолько простая и милая картина! Она похожа даже просто на упражнение в художественной школе, но настолько симпатично всё. Плюс – очень натурально. Так и кажется, что эти одуванчики настоящие, а ещё кувшин…

Дон Кихот, является главным персонажем произведения. Данный герой олицетворяется в роли рыцаря, он является образом человека умеющего мечтать, человека полного решимости, смелости, уверенности в своих силах.

Источник

Урок литературы в 6-м классе.»Мир смутных вопросов и ощущений» (по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

Разделы: Литература

Эпиграф:

…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

Сегодня мы продолжим изучение повести В.Г. Короленко “Дети подземелья”, обратившись к IV, V и VI главам. Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями “дурного общества”.

III. Словарная работа.

Работа проводится по таблице.

Уточним значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

IV. Изучение нового материала.

1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференциронные задания.)

1) “4” Каким увидел Вася Валека в первый раз?

“5” Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?

2) “4” Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

“5” О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

3. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

4. Дифференцированные задания.

Подведем итог нашим наблюдениям.

“4” Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними?

“5” Что сделало их такими?

“5” Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”

“4” Когда раскрылась мальчику эта загадка?

Читайте также:  Петушок и бобовое зернышко идея сказки

5. Дифференцированные задания.

Обратим внимание на описание подземелья.

“4” Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.

“5” Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?

6. Как вы понимаете слова о “серых камнях”, которые “высосали жизнь” из Маруси? Что “неумолимое, твердое и жестокое, как камень”, “высасывало” румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. Разделите страницу тетради на две колонки и озаглавьте левую из них “серый камень”. Запишите под этим заголовком слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием.

(Ученики записывают слова “голод”, “холод”, “боль”, “страх”, “ужас”, “безжалостность”, “черствость”, “равнодушие”, “жестокость”, “бесчувственность”, “несправедливость”.)

(Вывод. Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.)

7. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.

“4” Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

“5” Какие чувства борются в душе героя?

“4” Какие “смутные вопросы и ощущения” тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие и воры?

“5” Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжаем работу по заполнению таблицы. Озаглавьте правую колонку “человеческое сердце” и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием.

(Ученики записывают слова “доброта”, “чуткость”, “сочувствие”, “сострадание”, “милосердие”, “терпимость”, “понимание”, “душевное тепло”, “справедливость”, “великодушие”, “искренность”.)

В результате работы учащихся составляется следующая таблица:

“Серый камень” Человеческое сердце
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность
Символ жестоких, несправедливых законов общества Закон совести

8. Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учитель дает толкование лексического значения этого слова.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

10. Почему Валека и Марусю нельзя назвать “дурным обществом” для Васи?

V. Обобщение.

1. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?

2. Какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями Васи с представителями “дурного общества”?

Повесть В. Г. Короленко “Дети подземелья” учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям.

В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: “Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству”.

VI. Домашнее задание.

Прочитать главы VI, VII, VIII.

“4” Подготовить пересказ на тему: “Последняя осень Маруси”.

“5” Ответить письменно на вопрос: “Что имел в виду Тыбурций Драб, когда сказал Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

VII. Рефлексия.

Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…”.

Источник

Конспект по литературе на тему «В.Короленко «Дети подземелья»»

Тема : В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Цели урока:
– обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
– развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
– воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Оборудование : компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация.

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

( + ) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

(–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

(–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

(–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

Читайте также:  Рассказ для дошкольников на тему космос

( + ) Маруся очень отличалась от Сони.

(+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

(–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

(+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

(+) Маруся заболела осенью.

(–)Вася тайком взял куклу у Сони.

(+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. Характер труженика, борца, человек, готового поделиться последним с теми, кто в этом нуждается, восхищал его современников. В день 65-летнего юбилея писателя художник И.Е Репин, создавший его замечательный портрет, который мы только что рассматривали, прислал ему поздравительную телеграмму: “Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь” Вот так высоко оценил писателя великий русский художник, и в этой оценке не только преклонение перед личностью писателя, но и восхищение его произведениями, в которых бьется большое доброе сердце человека, гражданина, всегда полное сострадания к несчастным.

Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

– Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

– О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13) . Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
(О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

Читайте также:  Передо мной был открытый живота за брюшиной громадная опухоль рассказ

IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
(Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

2. Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?
(Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.) (Слайд 17.)

3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
(Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

3. Каково его выражение?
(Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
(Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
(Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

– Ребята, поделитесь своими впечатлениями от прочитанной повести.

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты сумел показать свои знания?

VIII. Домашнее задание (Слайд 20) . Три варианта письменных заданий (по выбору):

Источник

Познавательное и интересное