«Муму» анализ произведения Тургенева – план, история создания, тема, общая характеристика рассказа
Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». Анализ произведения позволит лучше понять глубину социальных проблем, раскрытых писателем. К тому же, тщательный разбор по плану «Муму» поможет ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе, а для выпускников станет важным подспорьем к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Муму.
Год написания – 1852 год.
История создания – Материалом для написания рассказа послужили личные воспоминания Тургенева. Главные герои в произведении имели свои прототипы в реальной жизни.
Тема – Центральная тема – беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы.
Композиция – Композиция рассказа отличается логической последовательностью. В экспозиции автор знакомит читателей с главными героями рассказа. В завязке сюжета Герасим вынужден отказаться от своей любви к прачке Татьяне, но находит отраду в спасенной им собачке по кличке Муму. Кульминация рассказа потрясает своей силой – Герасим вынужден утопить свою любимицу. В развязке он покидает усадьбу и отправляется в родную деревню, и остаток своих дней проводит в одиночестве.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания «Муму»
Рассказ Тургенева «Муму» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.
В основу рассказа легли реальные воспоминания Тургенева о своем детстве и юношеских годах. Мать писателя, Варвара Петровна, имела славу тяжелой, бескомпромиссной женщины. Именно с нее была списана модель поведения барыни, вобравшая все отрицательные черты помещичьего класса.
Прототипом Герасима был крепостной Варвары Петровны, дворник Андрей по прозвищу Немой. Он также был крупным, трудолюбивым мужчиной с недюжинной силой.
Имела место быть и история с собакой по кличке Муму, однако финал ее был несколько иным. По приказу Варвары Петровны Андрей утопил свою любимицу, однако не покинул жестокую барыню, продолжая и далее безропотно служить ей.
В своем произведении Иван Сергеевич, всегда тяжело переживавший за тяжелую судьбу крепостных, сделал главного героя более сложным и драматичным. В нем он видел весь простой народ, угнетенный помещичьим режимом, и мечтал, что рано или поздно он скинет оковы рабства.
Главная тема произведения – тяжелое положение крепостных в России. Сейчас трудно себе это представить, но всего полтора века назад крепостной крестьянин был собственностью помещика, и находился в полной зависимости от него: его могли продать, проиграть в карты, подарить, а побег зачастую карался смертью.
По сути, Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».
История жизни Герасима в поместье барыни и его трогательная привязанность к Муму заканчивается трагично: Герасим, не способный пойти на конфликт, собственноручно топит собаку. В этом поступке заключена рабская привычка беспрекословно подчиняться господской воле. И лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Тем самым автор наталкивает читателей на вывод – только потеряв все самое дорогое, можно обрести свободу.
Кроме того, автором поднята и проблематика человека в социуме (немота Герасима сделала его изгоем в обществе), любовь и преданность (сильная любовь Герасима к Татьяне и привязанность к Муму, которой он не изменил на протяжении всей жизни). Но, несмотря на все пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, не перестал быть добрым и отзывчивым человеком. Это то, чему учит произведение – при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.
Композиция
Проводя в «Муму» анализ композиции произведения, следует отметить, что сюжет характеризуется логической последовательностью. Достаточно большое место в рассказе занимает экспозиция, в которой автор дает общую характеристику месту, в котором некогда происходили события. Он рисует образы челяди, среди которых особенно сильно выделяется немой дворник Герасим, привезенный барыней из деревни в поместье. Огромной силы богатырь, тосковавший по родному краю, исправно выполняет свою работу, но среди дворовых слывет нелюдимым затворником.
В завязке центральной сюжетной линии сумасбродная барыня решает женить прачку Татьяну на пропойце-башмачнике. Эта новость становится настоящим ударом для Герасима, тайно влюбленного в молодую беззащитную женщину. В этот же период он спасает маленькую собачку, которой дает прозвище Муму. Герасим всей силой своего большого доброго сердца привязывается к собачке, в которой видит отраду своей безрадостной жизни.
В произведении несколько кульминационных моментов, и все они неразрывно связаны с образом Герасима. Эмоционально тяжелым становится эпизод прощания главного героя с Татьяной – становится понятно, что их личное счастье навсегда разрушено по барской прихоти.
Трогает сердце и сцена, в которой проданная по приказу барыни Муму перегрызает веревку и возвращается к любимому хозяину. Однако по-настоящему сильным кульминационным моментом рассказа является трагическая гибель собаки: повинуясь капризу истеричной барыни, Герасим вынужден утопить своего единственного верного друга.
Развязка не менее печальна: Герасим, никого не предупредив, отправляется в родную деревню, где доживает свой век бобылем, чураясь женщин и собак.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Муму».
«Муму» обладает всем признаками, характерными для рассказа. Это краткость произведения, наличие одной главной сюжетной линии и небольшое количество героев.
Рассказ написан согласно всем канонам классического реализма, традиционного для того времени. В подтверждение тому является реальность описанной истории, в которой все герои имели прототипов и в действительности.
Литература 5 класс. Какой план для сочинения «Чему посвящен рассказ «Муму»?
Литература 5 класс. Пример плана к сочинению на тему «Чему посвящен рассказ И.Тургенева «Муму»?»
1.Вступление. (кто написал рассказ, кто главные герои, кратко о чем произведение).
2.Основные темы, вопросы, нравственный выбор, поднятые в рассказе
2.1. тема тяжелой жизни простых людей, бесправия крепостных, тема рабства
2.3. тема выбора, могли Герасим поступить иначе, был ли у него выбор.
3.Выводы: рабство позорно, внутренний конфликт приводит к бунту, выбор всегда есть, надо слушать свое сердце и бороться за свою любовь и за своих близких.
Рассказ «Муму» изучают в 5 классе. Составим план сочинения.
1) Кто автор рассказа, чему посвящен рассказ «Муму».
2) Очень краткое содержание, о чем произведение.
3) Основная проблема, освещенная в данном произведении.
4) Описать главного героя (Герасима), его характер, черты. Как он относился к Муму.
5) Какую основную мысль хотел донести Тургенев до читателя.
6) Чему учит произведение.
7) Заключение: мое впечатление о произведении, о чем я задумалась, какие выводы сделала.
Для многих произведение «Муму» очень тяжелое, особенно для 5 классов. Но не забывайте в какие времена происходило это действие и кто такие крепостные крестьяне.
Кроме Герасима и Муму, в рассказе еще целый ряд персонажей, которые хотя и находятся во втором ряду, все же имеют четко очерченные характеры. Все они объединены понятием «челядь». Это прачка Татьяна, управляющий Гаврила, забулдыга Капитон, а также более мелкие личности: дядя Хвост, Степан и др.
А вот барыня, являясь основной фигурой в реальной расстановке сил (она «заказывает» музыку, из-за нее случается трагедия в рассказе) как персонаж особых индивидуальных черт не имеет. У нее даже имени нет. Это предметно выраженный обобщенный образ крепостничества во всей его уродливости.
Да она собственно не была жестокой. Скорее, тупой, взбалмошной, капризной. Она была воспитана в системе, где барин всегда прав, а крепостной даже не рассматривается как человек со своими чувствами, устремлениями, нуждами. Барыня была уверена, что своим дворовым она делает добро, решая за них кто на ком должен жениться, как им следует жить и все прочее. Когда Герасим ушел, барыня даже переживала и уверяла всех, что она не приказывала топить собаку, ее просто не так поняли. Суть-то тургеневского произведения в том, что в крепостнической системе помещичий произвол является злом независимо от характера помещика.
Муму. Это одно из самых известных произведений Ивана Сергеевича Тургенева и одно из самых резонансных его творений в то время, когда жил автор, ведь в этом рассказе он открыто выступает с осуждением крепостного права в России, показывает читателю всю уродливость и весь ужас этого явления.
Надежда и отчаяние, мне думается, показаны в рассказе в тех эпизодах с Герасимом, когда жизнь его налаживается и, казалось бы, обретает новый смысл и содержание и снова рушится.
Итак, надежду я вижу в ухаживаниях Герасима за Татьяной и в появлении жизни Герасима собачки Муму.
Урок литературы в 5 классе «И.С.Тургенев «Муму» (ФГОС)
Выбранный для просмотра документ ТК урока.docx
Технологическая карта урока литературы
Учитель русского языка Костенко Наталья Леонидовна
Название раздела «Из русской литературы Х I Х века»
Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.
Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения, выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.
Тип урока : урок обобщения и систематизация знаний.
Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу.
Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация , составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.
В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для ОУ. Ч.1.- М.: Просвещение, 2013.
Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.
Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.
Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.
Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013.
— Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»
-Почему на уроке мы говорим о жестокости?
Назовем ключевые слова темы (Герасим – жестокость)
— Еще в детстве молодой Тургенев дал аннибалову клятву: «Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца … Это была моя Аннибалова клятва».
Добавьте еще ключевое слово, сформулируйте тему урока.
Отвечают на вопрос, объясняют смысл высказывания, связывают его с изученным произведением
В словаре определение фразеологизма
Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Взаимодействие с учителем во время опроса, ведение диалога, построение монологического высказывания
Чтобы достичь цель, какими знаниями надо обладать?
В чем заключается протест героя
Знать главных героев, их взаимоотношения, основные черты характера героя, причины поступков Герасима
— целеполагание как постановка учебной задачи,
Определить значение понятия «крепостное право».
Что говорит толковый словарь С.И.Ожегова о значении слова крепостной.
Кто является прототипом Герасима?
Какая проблема возникает?
Как в рассказе «Муму» отражается данная молодым писателем «аннибалова клятва»
Заранее подготовленный ученик читает определение.
Определение по словарю
Почему Тургенев изменил финал реальной истории?
4.Обобщение и систематизация знаний:
а) Представление презентации
б) Работа по группам
Вспомним сюжет рассказа.
Сюжет рассказа представит ученик.
Кратко ответить на поставленные вопросы, составить мини-рассказ.
-Какая иллюстрация подходит для твоего ответа
Дают определение термина – сюжет.
В презентации использованы иллюстрации художников к рассказу.
Работают индивидуально по вопросам, пользуются выборочным пересказом, цитатами из текста.
определение в произведении элементов сюжета, использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы) принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия, готовит мини-рассказ.
в) черты характера Герасима
Черты характера Герасима проявляются в поведении и поступках.
1) скучает по деревенской жизни,
2) с трудом привыкает к городской,
3) очень много работает,
4) ревностно исполняет свои обязанности,
5) во всем любит строгий порядок.
6) встреча с Татьяной
7) дарит бумажный платок на прощание
8) поведение за столом
10) обещание дворовым
11) возвращение в деревню
Презентация синквэйна о Герасиме
1) любовь к деревенской жизни,
2) крепко не полюбилось житье
3) трудолюбие, трудоспособность
4) честность, усердие, исполнительность
5) строгость, серьезность нрава, степенность
6) способность к сильному и глубокому чувству, внимание, ласка, искренность
8) способность постоять за друга.
9) чувство жалости и сострадания, человек с чутким сердцем, доброта
10) честность, верность слову
11) записать (решительность,самостоятельность гордость)
совместная беседа Составление синквэйна о Герасиме
уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе,
г) Монолог ученицы в роли барыни
Анализ актерского исполнения.
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет)
Задать вопросы к прослушанному эпизоду.
Выразительное чтение монолога, умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других . Самостоятельный выбор монолога персонажа с сохранением особенности речи героев
д) Игра «Рассуждалка»
— Я считаю, что спустя некоторое время целая толпа людей продвигалась через двор в направлении каморки Герасима; чтобы атаковать каморку Герасима лишь из-за того, что он во время не принёс в гостиную дров, чем сильно расстроил барыню. Согласны ли вы со мною.
-Из какой части рассказа взяты эпизоды? Подберите слова из рассказа, передающие содержание иллюстрации.
Высказывание собственного мнения с убедительными аргументами
Осада каморки. Цитируют.
формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, снизу вверх.
6. Выразительное чтение отрывка «Возвращение домой»
Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя.
— Что изменилось в нём?
— Почему ушел Герасим самовольно?
-Как природа встречает Герасима на родине? Зачитайте.
-Тургенев использует в рассказе прием сравнения. Что такое сравнение?
С кем сравнивает автор Герасима вначале городской жизни.
Назовите сравнение в описании движения Герасима. Почему писатель использует такое сравнение?
Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью.
Что означал самовольный уход Герасима в деревню?
-Как относится писатель к своему герою?
Усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился.
Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой (дописать в табл.)
«как лев выступал сильно и гордо» Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения, что помогает ощутить мощный прилив сил для защиты от опасностей.
Означал решительный протест Герасима против произвола и надругательства барыни над чувством собственного достоинства.
Восхищается, стремится вызвать к Герасиму глубокое сочувствие читателя и выразить идею отрицания крепостного права
Определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения
7. Исследовательская работа по тексту.
Сравним, каким показан герой в экспозиции и эпилоге.
работал за четверых
смахивал на степенного гусака
— Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?
— Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.
Зачитать определения по словарю
Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы
здоров и могуч по-прежнему
работает за четверых по-прежнему
Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота
Работа со словарем литературных терминов;
формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности
— Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?
Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?» (Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
— Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?
-Оцените работу себя и друг друга по таблице.
-Решили проблему урока?
Высказывают свое отношение
Он взбунтовался против рабской покорности. Чтобы не потерять своего человеческого достоинства.
Муму можно назвать и Герасима. Символ таких же бесправных крепостных т.е. народа, который терпит свое рабское положение.
Подводят итоги, делятся впечатлениями
9. Домашнее задание
Составить план ответа на вопросы:
1. Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?
2.Каковы друзья и враги Герасима?
3. Почему рассказ называется «Муму»
Карточки для групповой работы.
♦ Как Герасиму жилось в доме барыни, как относилась к нему хозяйка? Какова атмосфера барского дома, в котором разворачиваются события рассказа? Какая иллюстрация подходит для твоего ответа? Как художнику удалось передать богатырскую силу героя?
♦ Расскажите о взаимоотношениях Герасима и Татьяны. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? Какая иллюстрация подходит для твоего ответа? Какие слова подойдут для заголовка рисунка.
Расскажите о многочисленной дворне барыни. Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми? Как художнику удалось передать взаимоотношения героев рассказа? Найди соответствующие цитаты.
Подробный план к рассказу тургенева муму. Вопрос: как составить план к произведению муму
как составить план к произведению муму?
Ответы:
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. 2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город. 3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 6. Герасим находит Муму. 7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней. 8. Встреча Муму и барыни. 9. Барыня требует уничтожить собаку. 10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 11. Сразу после гибели Муму он в знак протеста уходит из города в родную деревню.
1.Жизнь барыни. 2. Приезд Герасима. 3.Герасиму понравилась Татьяна. 4.Татьяна выходит замуж за Капитона. 5.Татьяна с Капитоном уезжают в деревню. 6.Герасим расстроился. 6.Спасение щенка. 7. Герасим ухаживает за щенком Муму 8.Муму отвели к барыне 9.Барыне не понравилась Муму. 10. Барыня решила избавиться от собаки. 11.Герасим с Муму выходят на прогулку ночью. 12.Барыня проснулась и приказала избавиться от собаки. 13.Герасим утопил Муму. 14.Герасим возвращается домой в деревню.
В нашей литературе существует множество талантливых писателей, которые проживали на территории страны в разные времена и эпохи. Одним из грандиозных умов ХІХ века был Иван Сергеевич Тургенев. Многие его произведения стали достоянием истории.
История написания и публикации
Трагический конец
За несколько лет, проведенных в Москве, Герасим испытал и любовь и горечь утраты. Все эти события отразились на нем очень сильно, и он после потери Муму решил вернуться с родную деревню.
Даже сегодня во многих школах разных стран изучают творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Он был очень талантливым человеком, а повесть «Муму», написанная им в 1852 г., вошла в историю литературы.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы планы ответов — рассуждения. Предлагаю три плана. По одному из них дети коллективно могут учиться подбирать аргументы рассуждения, по другому — дома самостоятельно подобрать аргументы дома и выступить в классе с результатами своей работы, по третьему — написать классное сочинение.
Так как ученики 5 класса читают рассказ в электронном виде, прежде чем выполнять различные задания, возникает необходимость проверки знания его содержания. В этом учителю и ученикам поможет тест
Сюжет книги
Произведение «Муму» — это достаточно грустный рассказ о глухонемом мужчине. В начале произведения автор знакомит нас с достаточно сильным и коренастым мужиком, которого звали Герасим.
Он переехал из деревни в Москву и работал дворником у старой барыни. Естественно, главные герои повести — это Герасим и Муму — собачка, которую подобрал на улице главный герой.
Сама повесть рассказывает о непростой жизни крепостных людей в то время. Одним из них и был Герасим. Он, человек, привыкший к тяжелому труду в деревне, долго свыкался с жизнью в столице и работой дворника. У Герасима оставалось много свободного времени, поэтому он старался выполнять свои обязанности как можно тщательней, тратя на это больше часов. Краткое содержание «Муму» рассказывает читателю о тяжелой доле Герасима, который пытался любить сначала девушку, потом собаку, но у него все отобрали. В итоге он провел остаток жизни в одиночестве.
План рассуждения
1. Крепостной крестьянин Герасим — главный герой рассказа «Муму» И. С. Тургенева.
1) силу и трудолюбие,
2) строгий и серьёзный «нрав»,
3) чувство собственного достоинства,
4) способность понимать людей, их настроение, отношение к себе,
6) необыкновенную терпеливость, принятие своей доли как должного,
7) бесправный и подневольный человек, он вынужден подчиняться воле барыни,
8)но, доведённый до отчаяния, может взбунтоваться против бесправия.
3. И. С. Тургенев сочувствием и уважением относится к своему герою.
Главные герои
Основным героем повести является глухонемой здоровяк Герасим, о котором написано ранее. Помимо него, в повести присутствует много разных героев: и дворецкий, и барыня, и башмачник, и прачка, и много других. Из них всех можно выделить Татьяну. Это девушка, работающая прачкой, ей было около 28-ми лет, но выглядела она уже как женщина средних лет. Герасиму нравилась Татьяна, он дарил ей разные подарки, даже защищал от остальной дворни. Но барыня захотела выдать девушку замуж за одного придворного алкоголика, работавшего башмачником. Она приказала дворецкому все устроить, но тот боялся сказать что-то Герасиму, ведь он в порыве гнева мог разнести весь дом.
Тогда он рассказал все Татьяне, она согласилась на свадьбу, но тоже боялась главного героя. Вместе они обманули Герасима, девушка притворилась пьяной, а наш герой не переносил спиртного. Это краткое содержание. Муму появилась уже после того, как Татьяна и Капитон (башмачник) уехали из Москвы. Герасим сильно переживал о потере девушки, которую он любил. Но в день ее отъезда он встретил маленького щеночка, которого забрал домой и полюбил, как пишет Тургенев. Муму, так наш герой назвал своего питомца, выросла и стала прекрасной собакой, которая нравилась всей дворне. Но и с ней наш герой не сумел побыть долго: спустя год барыня увидела собачку и приказала привести ее к ней. Муму привели, но когда пожилая дама попыталась ее погладить, собачке это не понравилось, она отвернула голову и зарычала. Барыня испугалась и решила уничтожить питомца Герасима.
bogemasamara.ru
Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Герасим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворецкий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодические персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.
Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму оскалила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.
В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описывается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.
Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано уничтожить.
Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».
Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добротой дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.
«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправная.
Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.
Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из деревни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «крепко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он выполнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-нибудь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обязанности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стукнул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек большой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.
Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безответной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей силой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Барыня велела истребить последнюю отраду крепостного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внимание символический смысл немоты Герасима. Ничего не может сказать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего простого русского народа.
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.
2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
6. Герасим находит Муму.
7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.
На одной из отдаленных улиц Москвы в окружении многочисленной дворни проводила последние годы своей скупой и скучающей старости барыня. Самым примечательным лицом из всех ее слуг был глухонемой от рождения дворник Герасим. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых, причем с усердием и на совесть.
Герасима привезли в Москву из деревни помимо его воли. Его занятия в новой должности казались ему слишком легкими. За полчаса он выполнял всю свою работу… Но порой он в растерянности останавливался посреди двора и замирал, а то уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и часами лежал, как пойманный зверь. Все в округе, в том числе дворовые, боялись его. Однажды ночью, поймав двух воров, он стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води.
Однажды старая барыня надумала остепенить пьяницу Капитана Климова — женить его на Татьяне. Татьяна была прачкой. С самого детства она не видела ласки, поскольку родни у нее не было. Нрава она была весьма смирного. Когда из деревни привезли Герасима, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры и старалась избегать встреч с ним. Герасим сначала не обращал на Татьяну особого внимания, потом стал посмеиваться, когда встречался с ней. Кротким ли выражением лица, робостью ли движений, но Татьяна полюбилась ему. Как-то раз Герасим угостил Татьяну пряничным петушком с сусальным золотом на хвосте и крыльях.
Скоро все узнали о привязанности немого дворника и стали подшучивать над Татьяной. Герасим же шуток над нею не позволял. Однажды Герасим заметил, что Капитон слишком любезно раскланялся с Татьяной, он подозвал его к себе, отвел в каретный сарай, а там, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, многозначительно пригрозил им Климову. С тех пор никто уже не заговаривал с Татьяной.
Татьяна поневоле дала согласие выйти замуж за Капитона, хотя и опасалась гнева Герасима. Барыня торопила подготовку к свадьбе. Дворецкий Гаврила собрал совет, на котором было принято решение обмануть Герасима, который терпеть не мог пьяниц: научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной. Татьяна поддалась уговорам, и хитрость удалась. Герасим поверил, что Татьяна напилась. Он привел ее в комнату, толкнул прямо к Капитону, а сам ушел к себе в каморку. Целые сутки не выходил Герасим из каморки. На следующий день он не обращал ни на Татьяну, ни на Капитона никакого внимания.
Через неделю состоялась свадьба. Герасим не изменил своего поведения ни в чем. Прошел год. Капитон спился и за это вместе со своею женой был отправлен в дальнюю деревню. На прощание Герасим подарил Татьяне бумажный платок, который хранил для нее все это время. Женщина расчувствовалась, поцеловала Герасима по-христиански три раза. С отъездом Татьяны Герасим лишился единственного близкого ему человека.
Герасим на берегу реки нашел собачонку (щенка), принес ее к себе в каморку и стал за ней ухаживать. Назвал ее Муму. Дворовым понравилась эта собачка. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам любил ее без памяти, ему даже было неприятно, когда другие ее гладили. Собачка помогала охранять дом по ночам, но попусту никогда не лаяла. Куда бы ни пошел Герасим, она бежала за ним. В господский дом Муму не входила, но в каморке Герасима чувствовала себя хозяйкой.
Так прошел год. Как-то барыня была в духе, смеялась и шутила. В доме не очень любили, когда на барыню находил веселый час, потому что эти вспышки продолжались у нее недолго и сменялись мрачным и кислым расположением духа. Глядя в окно, барыня увидела собачку и велела привести ее к себе. Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась. Барыня приказала покормить собачку. Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму, дрожа и озираясь вокруг, даже не принюхалась. Барыня подошла к собачке и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку… Внезапное движение собаки ее испугало.
— Отнесите ее вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! Какая она злая!
До самого вечера старая барыня быта не в духе… Утром она спросила Гаврилу: «Что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? мне спать не дала?» Гаврила отвечал, что, может быть, это собака немого. Барыня велела сделать так, чтобы ее сегодня же здесь не было. Гаврила велел слуге Степану увезти собаку. Степан поймал Муму и отвез ее в Охотный ряд. Там он продал собачку за полтинник.
Герасим искал собачку до позднего вечера, спрашивал у людей, но никто не знал, где находится Муму. На другой день Герасим не вышел из каморки. Лишь через день Герасим показался. Лицо его словно окаменело. Ночью он вдруг почувствовал, что кто-то дергает его за полу… Перед ним в каморке стояла с оборванной веревкой на шее Муму. Герасим схватил собачку, стиснул ее в своих объятиях: она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду… Герасим догадался, что собака не по своей воле пропала. Он понял по объяснениям людей, что Муму оскалилась на барыню… Чтобы сохранить возвращение Муму в тайне, он решил днем оставлять ее в каморке. Он закрыл армяком дырку в двери, чтобы собачка не могла выходить из нее. Глухому было невдомек, что собака своим визгом выдаст себя!
Возвращение Муму изменило настроение дворника. Он с большим старанием и усердием выполнял всю работу. В течение дня Герасим несколько раз ходил к своей затворнице, а ночью выводил ее погулять. Как-то ночью он уже собирался вернуться с Муму в каморку, как вдруг за забором раздался шорох. Муму принюхалась и залилась громким и пронзительным лаем. Какой-то пьяный человек вздумал устроиться переночевать. Барыня в это самое время собиралась уснуть. Внезапный лай разбудил ее… Она приказала послать за доктором и стала жаловаться, что собаки не дают ей покоя. Весь дом был поднят на ноги. Герасим увидел замелькавшие огни и тени в окнах, схватил Муму под мышку, вбежал в каморку и заперся.
Через несколько минут пять человек ломились в его дверь, но, почувствовав сопротивление засова, остановились. Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму. На следующее утро Герасим сам открыл дверь. Люди сначала испугались его. Но потом Гаврила знаками стал показывать, что барыня требует убрать его собаку. Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи и, как бы затягивая петлю, с вопросительным лицом посмотрел на дворецкого. Потом, посмотрев на Муму, он ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берется уничтожить Муму. Спустя час дверь каморки отворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан, он вел на веревочке Муму. Гаврила послал Ерошку проследить за глухим дворником. Ерошка увидал, что тот вошел в трактир вместе с собакой.
В трактире все знали Герасима и понимали его знаки. Он попросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла рядом с его стулом и спокойно поглядывала на него. Когда Герасиму подали щей, он накрошил туда хлеба, изрубил мелко мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась аккуратно есть. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на лобик собачки, другая — в щи. Он заслонил свое лицо рукой. Муму, съев полтарелки, отошла, облизываясь. Герасим, заплатив за щи, вышел из трактира. Он отправился к Крымскому броду. По дороге он зашел во двор дома и вынес оттуда два кирпича под мышкой.
От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до лодки и вскочил в нее вместе с Муму.
Герасим принялся сильно грести против течения реки. Когда уже позади осталась Москва, он положил весла, приник головой к Муму. Через несколько минут он выпрямился, опутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой и последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… «Ерошка, как только Герасим скрылся у него из виду, вернулся домой и донес все, что видел».
В течение дня никто не видел Герасима. Не пришел он к обеду и ужину… Герасим отправился домой, в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, взял кое-какие пожитки и ушел со двора. Дорогу он запомнил, когда его везли из деревни. Через два дня он был уже дома, в своей избенке.
В Москве же, на другой день барыня, узнав об исчезновении Герасима, разгневалась, расплакалась и велела отыскать его во что бы то ни стало. Она не хотела признать, что велела погубить Муму.
Герасима в конце концов оставили в покое, в родной деревне. Всю оставшуюся жизнь он прожил бобылем.
Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера-сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец-кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес-кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.
Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос-калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.
В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы-вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.
Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич-тожить.
Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст-ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».
Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро-той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.
«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ-ная.
Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.
Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев-ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп-ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы-полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни-будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя-занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук-нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль-шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.
Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот-ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си-лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Материал с сайта Барыня велела истребить последнюю отраду крепост-ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима-ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска-зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто-го русского народа.
как составить план к произведению муму?
Ответы:
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. 2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город. 3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 6. Герасим находит Муму. 7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней. 8. Встреча Муму и барыни. 9. Барыня требует уничтожить собаку. 10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 11. Сразу после гибели Муму он в знак протеста уходит из города в родную деревню.
1.Жизнь барыни. 2. Приезд Герасима. 3.Герасиму понравилась Татьяна. 4.Татьяна выходит замуж за Капитона. 5.Татьяна с Капитоном уезжают в деревню. 6.Герасим расстроился. 6.Спасение щенка. 7. Герасим ухаживает за щенком Муму 8.Муму отвели к барыне 9.Барыне не понравилась Муму. 10. Барыня решила избавиться от собаки. 11.Герасим с Муму выходят на прогулку ночью. 12.Барыня проснулась и приказала избавиться от собаки. 13.Герасим утопил Муму. 14.Герасим возвращается домой в деревню.
План
порассказумуму
. Попроси больше объяснений.9. Глухонемой и его
Муму
. 10. Ненависть барыни к собаке. 11. Ее злой приказ. 12. Убийство
Муму
. 13. Герасим уходит от барыни.
Znanija.com > план по рассказу муму —
VashUrok.ru > План по рассказу
. 8. Как барыня решила избавиться от собаки. 9. Герасим выполняет волю барыни.5. Расставание с Татьяной. 6. Герасим находит
Муму
и выхаживает ее. 7. Барыня велит прогнать собачку. 8. Герасим прячет
Муму
от барыни.
Shkolnikru.com > План по рассказу
Otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: план
1. Экспозиция: дом барыни. 2. Жизнь Герасима в доме барыни.Краткая характеристика произведения «
Муму
» Тургенева И. С. Жанр этого произведения —
рассказ
. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима.
Shkolniku.com > Написать план по рассказу
План
рассказамуму
5 класс тургенев герасим и
муму
Iotvet.com > План рассказа муму 5 класс
План
рассказа
«
Муму
«. 1 Описание Герасима. 2 Чем занимался Герасим. 3 Свадебная задумка барыни. 4
Рассказ
о Татьяне.6 Как у Герасима появился соперник. 7 Подготовка свадьбы Капитона и Татьяны. 8 Как Герасим нашел
Муму
.
Bolshoyvopros.ru > Как составить план по
к
рассказумуму
тургенев только придумайте свой а то.
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. 2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 11. Сразу после гибели
Муму
Obrazovalka.ru > План к рассказу муму
Составьте план
порассказу
,
Муму
«. Очень надо!! Vio13Girl.
муму
? что спасает герасима от тоски по родной деревни? какую печать наложило на герасима его несчастье? за что татьяна полюбилась герасиму? что роднит и что различает татьяну и герасима? чего ожидает все от…
Drugoi.neznaka.ru > план по рассказу муму,
как составить план
6. Герасим находит Муму
. 7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней. 8. Встреча
Муму
и барыни. 9. Барыня требует уничтожить собаку. 10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 11. Сразу после гибели
Муму
он в знак протеста уходит из города в родную деревню.
Cwetochki.ru > как составить план к
Тургенев, Анализ произведения Муму
«
МумуПлан
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. 2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
Vsesochineniya.ru > Тургенев, Анализ
нужен именно с того места, как Герасим нашёл
Муму
.1.История создания
рассказа
«
Муму
» История жизни Герасима 2.Жизнь Герасима в деревне 3.По воле барыне 4.Любовь к Татьяне 5.В жизни Герасима появилась «
Муму
» 6.Домой.
Zadachki.net > напишите пожалуйста план
к
рассказумуму
5-6 частям – koshkinsad.ru
к
рассказумуму
5-6 частям. 1)жизнь герасима в деревне до того как его забрали в город.
План
к
рассказумуму
5-6 частям Ссылка на основную публикацию.
8.orange3.ru > План к рассказу муму 5-6
План
рассказамуму
5 класс | Урокам.нет! — банк школьных знаний
Urokam.net > План рассказа муму 5 класс |
» анализ произведения Тургенева –
план
, история создания…
Тургенева «
Муму
» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.
Obrazovaka.ru > «Муму» анализ
И.С.Тургенева «
Муму
» (
план
с изменениями) | Инфоурок
И.С.Тургенева «
Муму
» (
план
с изменениями). библиотека материалов.
План
-конспект урока литературы.Как вы на него ответили? Давайте познакомимся с впечатлениями первых читателей
рассказа
«
Муму
» из раздела «Для вас, любознательные».
Infourok.ru > Рассказ И.С.Тургенева
Решение План
порассказуМуму
7. Встреча барыни и Муму
. 8. Как барыня решила избавиться от собаки. 9. Герасим выполняет волю барыни.Составьте сложный
планрассказа
о поведении капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши, отца…
Kototest.ru > Решение План по рассказу
«
МумуПлан
Sochuroki.com > Анализ рассказа И. С.
«
Муму
» с большой художественной правдой описывается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства
План
. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
Geum.ru > Анализ рассказа И. С.
. 1. Экспозиция: дом барыни. 2. Жизнь Герасима в доме барыни.5. Расставание с Татьяной. 6. Герасим находит
Муму
и выхаживает ее. 7. Барыня велит прогнать собачку. 8. Герасим прячет
Муму
от барыни.